Несмотря на сопротивление Л.А.Агеевой на этот раз решили рассмотреть вопрос о работе Самарского избиркома тем более, что специально для этого в Москву приехал председатель комиссии Герман Петянов. (За снятие вопроса с рассмотрения проголосовали только Л.А.Агеева и В.Н.Уваров). Правда, перенесли вопрос на конец заседания.
Приняли пространные методические рекомендации по формированию территориальных, окружных и участковых комиссий по новому закону.
Назначили членом Сахалинского избиркома представителя Блока Жириновского. Претендовавшего на этот пост представителя партии "Единая Россия" отклонили, т.к. представитель "Единства" в комиссии уже есть, а "Единая Россия" в списке партий, представленных в ГосДуме своими фракциями, не значится.
Обсуждая работу Самарской комиссии, член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин вменил ей в вину вторжение в полномочия комиссии нижестоящей (в одном из округов по выборам в облдуму), в частности - навязывание ей голосования через сканеры, а Агеева в свою очередь обвинила пострадавшую окружную комиссию в незаконном продлении голосования с 20 до 22 часов. В принятом постановлении отмечено, что из 160 решений облизбиркома обжалованы 17 и отменены 14, что довольно много. А по поводу продления голосования постановление вменяет в вину окружной комиссии отступление от закона, а областной - отсутствие конструктивного взаимодействия с ней.
Кулуары: на традиционном брифинге по окончании заседания А.А.Вешняков напомнил, что с 1 января ЦИК открывает финансирование системных администраторов муниципальных избиркомов из федерального бюджета. В межвыборные периоды администраторы, которых по стране будет 2700 с лишим человек, смогут работать на тех же компьютерах на муниципальную власть.
Отвечая н вопрос Вашего корреспондента кто будет следить за объективностью журналистов, предписанной новым законом о гарантиях - избиркомы, Минпечати или прокуратура, а также будут они делать это сами или только по обращениям "пострадавших", председатель предположил что жалоб на каждых выборах будет предостаточно - и в избиркомы, и в суды - они и будут рассматривать эти вопросы.
Корреспондент Интерфакса задал вопрос о последствиях решения КС о безусловном праве на снятие своей кандидатуры для результатов выборов в Туле, где на последних выборах второй призер отказался от участия во втором туре, а третий попытался снять кандидатуру за пару дней до выборов, но избирком не дал ему это сделать и принудительно включил его в бюллетень. По словам Вешнякова, результат Стародубцева - 49% и первом туре и 70% - не оставляет сомнений в его победе, так что пересмотра итогов тульских выборов не будет.
"Партии разные, силы народные..."
В понедельник 15 июля председатель ЦИК Александр Вешняков и заместитель министра юстиции Евгений Сидоренко провели в Центризбиркоме пресс-конференцию, посвященную годовщине принятия закона о политических партиях. Журналисты получили массу ценных материалов, в том числе список 23 зарегистрированных партий (24-я -"Народная воля" - не успела попасть в список, т.к. Минюст теперь лишь дает согласие на регистрацию партий, а регистрируют их, как и всех остальных, налоговые органы); еще 23 партий, которые провели учредительные (преобразовательные) съезды, 10 партий, которым в регистрации отказано. Среди отказников - Либеральная Россия С.Юшенкова, РХДП А.Чуева, Русский общенациональный союз И.Артемова, РКРП В.Тюлькина и Трудовая Россия В.Анпилова, партия Возрождение Е.Ищенко (депутата Госдумы, полного тезки члена ЦИК), Народно-патриотическая партия И.Родионова. Список зарегистрированных партий см. на заглавной странице сайта "Политика".
Замминистра юстиции и председатель ЦИК вспомнили свои старые прогнозы по количеству партий после принятия нового закона: соответственно 10 и 30 штук. Е.Сидоренко признался в своей ошибке, а А.Вешняков заявил, что от своего прогноза (что 30 партий останутся к выборам) не отказывается.
На вопрос корреспондента РИА откуда так много региональных отделений у маловлиятельных партий замминистра ответил, что закон не разрешает проверять численность партий до регистрации, а вот после - их ожидают плановые проверки. Но после старта федеральной избирательной кампании, уточнил председатель ЦИК, проверки уже будут невозможны.
Корреспондент Би-Би-Си поинтересовался, не загоняет ли государство, запрещая региональные партии, сепаратизм в подполье.
"Я очень уважаю животных," - сказал Е.Н.Сидоренко, - "но всегда видел разницу между политическими партиями и клубами собаководов или любителей кошек. 23 партии - это вполне достаточно для наполнения политического спектра в регионах". "Они могут участвовать в выборах в блоках или в местное самоуправление", - добавил А.А.Вешняков.
Организаторы пресс-конференции напомнили, что из 21 объединения и блока, получивших на выборах менее 2% или не дошедших до выборов, за условно-бесплатный эфир не расплатился никто, и обнародовали некоторые цифры по задолженности партий и движений перед телерадиокомпаниями и печатными изданиями по выборам 1999 года: Партия Мира и Единства Сажи Умалатовой задолжала 27 млн.руб., Кедр - 17, ЛДПР - 2,5, федоровская Партия самоуправления - 30.
В пятницу 16 августа 2002:
Назначили членом Ульяновского облизбиркома коммуниста Олега Казарова, бывшего первого секретаря обкома КПСС, прославившегося еще на I съезде народных депутатов РСФСР, когда он обратившись с трибуны к Ельцину убежденно сказал, что слово "импичмент" означает "шаловливый мальчик". Пришлось вызывать переводчика для опровержения этой инсинуации. На этот раз тоже не обошлось без скандальчика. В проекте документа о назначении Казаров значился "временно не работающим". Л.А.Агеева потребовала исправить эту формулировку на слово "пенсионер", т.к. Казаров родился в 1937 году. Готовивший вопрос член ЦИК от КПРФ же Е.И.Колюшин категорически отказался вносить такую поправку, высказавшись в том духе, что если человек полон сил, то он может не называть себя пенсионером. Секретарь ЦИК О.К.Застрожная высказала предположение, что Казаров, возможно, пенсию не заработал. Соломоново решение А.А.Вешнякова было следующим: поставить после "1937 года рождения" точку и род занятий не указывать.
Кулуары: А.А.Вешняков подтвердил, что его заместитель В.С.Власов назначен послом на Мальту и предположил, что Президент в месячный срок внесет новую кандидатуру на пост члена ЦИК.
На вопрос нашего корреспондента, будет ли у В.В.Путина в случае избрания его президентом Союзного государства этот срок первым или вторым, председатель решительно ответил, что государство Российская Федерация остается - речь может идти только о расширении его электората за счет граждан Белоруссии, а значит избираться будет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть срок этот однозначно будет вторым.
Во вторник 24 сентября 2002:
Передали мандат убитого в августе депутата Государственной Думы В.И.Головлева следующему кандидату в группе "Урал-1" федерального списка СПС Щерчкову Сергею Владимировичу (5 февраля 1969 г.р., заместитель директора по развитию ООО "Юридическая контора "Основа", г.Пермь), а мандат погибшего в сентябре В.М.Семенкова Логинову Евгению Юрьевичу (13 мая 1965 г.р., депутат Думы первого и второго созывов, ныне - помощник депутата Государственной Думы, лидер движения "Русский прорыв", г.Новосибирск).
Утвердили методику контроля за избирательными фондами и декларациями доходов и имущества кандидатов.
В пятницу 26 сентября 2002:
Рассмотрели жалобу кандидата в президенты Калмыкии от СПС Натальи Манжиковой на отказ в регистрации. Выяснилось, что Калмыцкий избирком отказал ей, в частности за несвоевременное открытие избирательного фонда, хотя она сделала это на следующий же день после того, как избирком выписал ей наконец-то разрешающую открыть фонд бумажку. Вторая претензия - нарушение порядка выдвижения - основывалась на том, что представители республиканского избиркома усомнились в протоколах выдвинувшей кандидата конференции регионального отделения СПС, хотя партия как и положено пыталась пригласить членов комиссии на конференцию, чтобы они могли убедиться в ее правомочности собственными глазами.
После единогласной (13 за) отмены решения республиканской комиссии об отказе в регистрации председатель ЦИК впервые за историю взаимоотношений с региональными комиссиями обратился к представителям Калмыцкого избиркома с довольно резкими словами: "Когда Вы наконец прекратите препятствовать выдвижению кандидатов на должность президента Калмыкии?.. Если не можете работать, не надо свои симпатии и антипатии превращать в политические вопросы!"
Кулуары: Воодушевленный новым законом о гарантиях, выстраивающим избирательную вертикаль, председатель ЦИК подтвердил, что если Калмыцкий избирком не выполнит решение вышестоящей комиссии - его ожидают самые серьезные последствия (вероятно, подразумевался роспуск). На вопрос ТАСС стали ли выборы в Калмыкии последними, проводимыми по старому закону, А.А.Вешняков ответил, что предпоследними. Последними будут осенние выборы в Законодательное Собрание Краснодарского края. А долгожданные выборы питерского ЗакСа пройдут уже по новому закону.
В пятницу 4 октября 2002:
Рассмотрели жалобу 4 "оппозиционных" членов Красноярского краевого избиркома и еще 3 красноярцев на решение крайизбиркома о признании выборов губернатора недействительными. Вторым вопросом значилось установление результатов красноярских выборов.
Мотивы красноярской комиссии были следующими:
- расхождение цифр в протоколах 4 избирательных участков и копиях, сделанных наблюдателями. По данным ЦИК незначительные расхождения (от 2 до 35 единиц) имелись на 7 участках, но они относятся не к тем строкам, в которых значатся голоса за кандидатов и против всех;
- предложение избирателям денег за незаполненный бюллетень или за голосование в пользу Хлопонина - факты не доказаны;
- ссылка на нарушения, которые происходили не в день голосования, что по закону не может являться основанием для признания выборов недействительными, а именно: подкуп избирателей в Ачинске (пресечен за 2 дня до голосования);
- распространение листовок с утверждением, что участие в выборах платное - ЦИК указал, что действия, побуждающие к участию или неучастию в выборах агитацией не являются;
- изготовление перед вторым туром листовки "Сергей Глазьев за Александра Хлопонина" - по мнению ЦИК тут нет никаких нарушений.
Автор скандального решения - председатель крайизбиркома Г.Кострыкин на заседание не приехал, прислав юриста Андрея Шмелева, которому и пришлось отстаивать позицию красноярцев. В отличие от самих "нарушителей", выступавших по ТВ с политизированными речами, Шмелев оперировал исключительно правовыми аргументами. Он предлагал не спешить и подождать решения суда, а кроме того усомнился в праве ЦИК определять победителя, предложив поручить это крайизбиркому.
Заседание почтил своим участием журналист Александр Минкин. В порядке беспрецедентного исключения А.А.Вешняков предоставил ему возможность задать вопрос на заседании. Вопрос Минкина был адресован юристу Шмелеву и основывался на известном тезисе Леонида Кириченко о том, что на региональных выборах ЦИК не является вышестоящей комиссией по отношению к региональному избиркому, т.к. последний является вершиной избирательной вертикали во всем, что не касается выборов федеральных. Задал он этот вопрос почему-то не Вешнякову, а Шмелеву, который с ним полностью согласился. После этого председатель объявил, что "для всех знатных юристов, пишущих и непишущих, мы дадим разъяснение" и предоставил для этого слово О.К.Застрожной. Похвалив Минкина за интерес к законодательству, Застрожная перечислила статьи закона, позволяющие избирателям обжаловать в ЦИК решения региональных комиссий, а ЦИКу - право принимать решение по существу вопроса.
По итогам обсуждения ЦИК жалобу удовлетворил, а затем принял постановление о результатах выборов, которые оказались такими: за А.В.Усса - 431.924 голоса, за А.Г.Хлопонина - 496.415, против всех - 94.469. Пунктом 2 постановления по второму вопросу ЦИК провозгласил Хлопонина избранным губернатором Красноярского края.
Кулуары: Польщенный вниманием к своей персоне ранее признанный несуществующим (см. Хронику за 24 декабря 2001) журналист Минкин принял участие в брифинге и задал несколько вопросов, на которые председатель вполне миролюбиво ответил. "Зюганов угрожает срывом переписи в ответ на решения Краснодарского избиркома [об отказе в регистрации инициативной группы референдума]. Прокомментируйте", - попросил журналист. "Не хочу комментировать отдельных политиков с их отдельными глупостями", - ответил Вешняков.
Когда же еще один журналист, признавая, видимо, Александра Викторовича неформальным лидером всех, кто пишет о выборах, задал вопрос, начинающийся со слов "А вот Александр Минкин в своей статье утверждает...", председатель ответил: "Я давно не читаю статьи этого господина, так как однажды было доказано, что он лжет". Выкрики Минкина "Это неправда" были председателем проигнорированы.
На вопрос о том, что намерен председатель ЦИК подарить президенту на 50-летие, Вешняков ответил: "Конвенцию СНГ о стандартах свободных и демократических выборов". Конвенцию предполагается подписать как раз 7 октября, т.к. в этот день состоится встреча стран Содружества на высшем уровне.
В пятницу 11 октября 2002:
Признали несостоявшимися выборы депутата Государственной Думы по 130-му Центральному избирательному округу Омской области. Больше всего голосов - 44,93% - набрал брат погибшего летом депутата Владимир Веретено, на втором месте Николай Ефимкин - 14,16%, затем - Александр Коротков - 10,32% и Иван Бельский - 7,57%, против всех - 20,13%. При этом явка составила всего 11,92% при требуемых 25-ти. Председатель окружной комиссии Александр Кушнарев сказал, что ни один из кандидатов не стремился стать депутатом и фактически все кандидаты вели дело к срыву выборов. Несостоявшийся победитель - В.Веретено выставился по большой просьбе губернатора. КПРФ призвала к бойкоту. Руководители предприятий ссылаясь на новый КЗоТ, требовали выплаты компенсаций за отвлечение работников. "Мне приходилось вызывать глав предприятий, а особенно несговорчивых вызывали на коллегию администрации области. Так пришлось использовать административный ресурс", - откровенно признался председатель облизбиркома. "Жалоб не было". "За исключением жалоб, что Вы не можете добиться выделения бесплатных эфиров", - уточнил Вешняков. На вопрос Н.А.Кулясовой почему так много недействительных бюллетеней, А.И.Кушнарев ответил, что может даже сказать, что было написано на этих бюллетенях.
Что касается требований нового КЗоТа (прежний требовал от предприятий выплачивать сотрудникам, отвлеченным на выборы, зарплату из средств предприятия в полном объеме) А.А.Вешняков сказал, что все выборы становятся теперь дороже на 30-40% и, возможно, в связи с этим следует назначать выборы на освободившийся мандат в течение не года, а двух лет.
При обсуждении второго вопроса - о работе избирательной комиссии Республики Калмыкия - председатель ЦИК высказался довольно резко, настоятельно предложив президенту Илюмжинову уйти в предвыборный отпуск и назвав агитирующих за него должностных лиц лизоблюдами.
На следующее заседание перенесли вопрос о выдвижении кандидатуры на пост председателя Самарского избиркома.
Кулуары: Журналистов волновал вопрос об инициативе председателя Генсовета партии "Единая Россия" Александра Беспалова о повышении избирательного барьера до 12,5%. Председатель ЦИК выразил мнение, что нельзя с помощью таких барьеров искусственно формировать двухпартийную систему. Такой барьер не создаст демократию, а разрушит ее. Не зря ряд политологов считает, что в Думе должно быть не менее 3-х, а может быть и 4 партии.
По поводу выборов в петербургский ЗакС А.Вешняков напомнил, что Петербург славится "черными технологиями" и выразил надежду, что на этот раз их не будет, а также осудил попытки использовать в электоральных целях депутатские предвыборные фонды.
Конвенция СНГ о стандартах свободных и демократических выборов была подписана 7 октября 7 государствами. Председатель перечислил страны, отказавшиеся подписать конвенцию, многозначительно намекнув, что этот отказ не является случайным: это Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия и еще одно государство, которое Вешняков навскидку не вспомнил.
В пятницу 25 октября 2002:
Подвели итоги довыборов в Думу по 222 Ханты-Мансийскому округу. Депутатом избран Александр Николаевич Сафонов (54,59%), его соперники получили: Лидия Анайкина - 27,15%, Валерий Катуков - 2,43%, против всех проголосовали 13,63%. Явка составила 29,62%.
Вследствие принятия нового закона "Об основных гарантиях..." кандидатуры на посты председателей региональных избиркомов теперь выдвигает ЦИК. Первой ласточкой в этом деле стал заместитель председателя Самарского избиркома Федор Владимирович Садчиков 1962 года рождения, который выдвинут ЦИКом на пост председателя комиссии. Прежний председатель Г.Н.Петянов ушел в добровольную отставку 1 ноября. Посовещавшись, члены ЦИК решили, что это свое полномочие они будут реализовать в форме выписки из протокола ЦИК (а не постановления).
Тем временем в Думе:
30 октября фракция ЛДПР внесла в повестку дня Государственной Думы вопрос об отзыве представителя ЛДПР в ЦИК Е.П.Ищенко и назначении вместо него депутата Государственной Думы первого и второго созывов Виктора Ульяновича Корниенко - военного пенсионера 1937 года рождения. Напомним, что в выборах-99 участвовала не ЛДПР, а "Блок Жириновского", а Е.П.Ищенко был назначен в ЦИК по представлению именно ЛДПР - фракции в Думе второго созыва. Правовое управление Думы пришло к выводу что никаких правовых оснований для отзыва члена ЦИК у Думы нет и парламент отказался включать этот вопрос в повестку дня.
В пятницу 1 ноября 2002:
Утвердили кандидатом на пост председателя избиркома Воронежской области зампреда этой комиссии Владимира Егоровича Селянина 1954 года рождения (прежний председатель В.В.Калитвин ушел в отставку 16 сентября). Оппозиционерами по данному вопросу выступили С.Н.Даниленко и Л.А.Агеева. Поддерживая кандидатуру Селянина, они тем не менее выступили за принятие этого решения в форме постановления, а во-вторых раскритиковали розданную участникам заседания служебную записку, в которой утверждалось, что "по имеющимся данным" кандидатуру Селянина поддерживает федеральный инспектор, а у губернатора есть своя кандидатура на этот пост. Даниленко назвал эту формулировку "агентурными данными" и "терминологией спецслужб", а Агеева сказала, что ЦИК превращается таким образом в "сыскной орган". Даниленко также напомнил, что новый закон требует от председателя регионального избиркома наличия высшего юридического образования, а из нынешних председателей многие его не имеют, так что рассматривать подобные вопросы придется довольно часто. Решение о выдвижении кандидатуры Селянина принято единогласно.
Не сумев отозвать из ЦИКа Е.П.Ищенко, ЛДПР решила трудоустроить В.У.Корниенко в ЦИК с правом совещательного голоса, для чего направила в Центризбирком решение Совета Блока Жириновского, принятое аж 1 сентября, об отзыве нынешнего члена с совещательным голосом Алексея Дудко. Докладчица Е.П.Дубровина предложила принять решение блока к сведению, аннулировать удостоверение Дудко и выписать удостоверение Корниенко. Отставленный представитель попросил слова, но оно было предоставлено ему лишь после голосования. Дудко заявил, что никаких претензий по работе ему предъявлено не было, поблагодарил Дубровину за то, что она "устроила такой праздник Владимиру Вольфовичу", посетовал, что не смог предостеречь Владимира Вольфовича от "стратегических ошибок, которые еще проявятся" и заявил, что В.В.Жириновский в данном случае действует по принципу "выколю себе глаз, пусть у моей тещи будет кривой зять", а напоследок пригласил всех на первый этаж на "презентацию кабинета члена ЦИК с совещательным голосом" и свой день рождения.
Кулуары: В связи с переносом заседания с 14.30 на 16.40 председатель ЦИК встретился с журналистами до заседания - в 15 часов. Он сказал, что выборы в Петербурге будут сложными, т.к. в региональном законе множество противоречий с федеральным. Городской избирком постарался урегулировать большинство коллизий своими инструкциями и разъяснениями, основанными на федеральном законе, но этого, по мнению Вешнякова, недостаточно. Председателя также беспокоит хронически низкая явка петербуржцев на выборы: хотя региональный закон не предусматривает какого бы то ни было порога явки для признания выборов состоявшимися, действует требование федерального закона о 20%.
Новость о требовании генпрокуратуры упразднить пост вице-мэра Москвы как якобы противоречащий федеральному законодательству Вешняков воспринял с недоумением и напомнил, что посты вице-мэра или вице-губернатора, избираемого вместе с главой региона, существуют в добром десятке регионов и до сих пор никто не называл их противозаконными.
Намерение ЛДПР отозвать из ЦИК Е.П.Ищенко председатель назвал "сотрясением воздуха" и отметил, что "закон такого рода действия не допускает ни для какой партии, какой бы красивой, важной и уважаемой она ни была".
А.А.Вешняков подтвердил, что приглашен наблюдать за выборами в Конгресс США в штате Флорида, куда и отбывает в ближайшие дни.
Во вторник 12 ноября 2002:
Произвели перестановки в руководстве комиссии.
Заседание открылось с участием 14 членов ЦИК - всех кроме "виновника торжества" В.С.Власова, застрявшего в автомобильной пробке.
Указом Президента РФ от 5 августа 2002 Валентин Власов был назначен послом на Мальте. Несмотря на это он продолжил участвовать в заседаниях комиссии и только после официального зачисления в штат МИДа подал заявление об отставке с поста заместителя председателя ЦИК. В проекте постановления значилось: освободить от должности с 10 ноября. На вопрос Л.А.Агеевой, по какой статье КЗоТа Власова освобождают от должности - "в связи с переходом на другуб работу" или "по собственному желанию", А.А.Вешняков ответил: "По статье 28 закона об основных гарантиях и статье 17 регламента ЦИК" - а с трудовой книжкой пусть разбирается отдел кадров.
Немедленно после голосования по освобождению Власова от должности в зале появился он сам. "Все, освободили уже," - развел руками Вешняков. "Я хотел передумать, - пошутил Власов, - но..." (Смех в зале). Председатель ЦИК напомнил, что сегодня у В.С.Власова день "второго рождения" - именно в этот день 5 лет назад он был освобожден из чеченского плена.
Избрав счетную комиссию в составе В.И.Бутаева, В.П.Волкова и В.Н.Уварова, члены ЦИК перешли к выдвижению кандидатов. Председатель ЦИК предложил на пост своего заместителя нынешнего секретаря ЦИК О.К.Застрожную, которая в прошлом составе комиссии представляла фракцию "Выбор России", а в этот состав делегирована Президентом Ельциным. Е.П.Дубровина (Яблоко) выдвинула Василия Волкова, Л.А.Агеева - Евгения Ищенко (ЛДПР), В.Н.Уваров - Евгения Колюшина (КПРФ). Волков и Колюшин взяли самоотводы, причем последний назвал кандидатуру, предоженную председателем, "не идеальной, но самой удачной" и посоветовал Ольге Кирилловне "свои политические амбиции и политические взгляды спрятать подальше". Ищенко, сославшись на то, что его "всегда смущали выборы без выбора", своей кандидатуры не снял.
Перед обсуждением А.А.Вешняков поведал присутствующим, что в случае избрания Застрожной замом предложит на пост секретаря Н.А.Кулясову.
Разгромной критике О.Застрожную подвергла Любовь Агеева, согласившаяся, что "секретаря пора менять", но "не путем выдвижения на более высокую должность". Агеева перечислила множественные непорядки в документообороте, а под конец своей 7-минутной речи даже укорила председателя ЦИК в формировании руководства ЦИК на основе "мужских симпатий".
В защиту Ольги Кирилловны от нападок выступил еще один ЦИКовский коммунист - член комиссии с совещательным голосом В.Г.Соловьев. Он похвалил ее за "самоотверженную работу" при подготовке избирательных законов в Думе и, так же, как его однопартиец Колюшин, посоветовал ей избегать политизированности.
После доклада В.А.Бутаева, избранного председателем счетной комиссии, о порядке голосования, участники заседания приступили к этой ответственной процедуре. Каждый член ЦИК, получив бюллетень у стола счетной комиссии, направлялся в другой угол зала к белой тумбе, огороженной с трех сторон, ставил галочку и, возвратившись к столу счетчиков, опускал бюллетень в тщательно запечатанную урну из белой пластмассы с ручкой для переноса очень похожую на футляр от популярной югославской пишущей машинки "ТБМ де Люкс".
Через пять минут после начала голосования В.И.Бутаев огласил его результаты: все 15 бюллетеней признаны действительными, 8 голосов (минимально достаточное число) получила О.К.Застрожная, 6 - Е.П.Ищенко, 1 голос подан против обоих кандидатов.
Предложение Е.П.Дубровиной отложить выборы нового секретаря на неделю не нашло поддержки: 12 голосами вопрос о секретаре был внесен в повестку дня. Счетная комиссия в прежнем составе утверждена единогласно. В бюллетень были включены 2 строки "Н.А.Кулясова" и "против всех кандидатов". Повторив церемонию хождения к тумбе и обратно и взрезав печать на урне члены ЦИК обнаружили в ней 15 действительных бюллетеней, из которых 9 было подано за кандидатуру Кулясовой, а остальные 6 - против.
Кулуары: Как разъяснил журналистам А.А.Вешняков, Власов не подавал заявления о выходе из состава ЦИК и продолжит работу в качестве рядового ее члена - на внештатной основе, так же как Г.С.Пономарев и Л.А.Агеева. Выборы в Чечне должны, по мнению председателя, быть проведены в марте - декабре 2003 года.
Тем временем в Думе
13 ноября Государственная Дума отклонила расмотренный-таки по настоянию ЛДПР проект постановления об отзыве из Центризбиркома Е.П.Ищенко, который, как сообщил В.В.Жириновский, перешел из ЛДПР в Партию возрождения России Г.Н.Селезнева, и замене его Виктором Ульяновичем Корниенко. За это предложение было подано 26 голосов, что вдвое превышает численность фракции ЛДПР.
24 ноября председателю Центральной избирательной комиссии РФ А.А.Вешнякову исполнилось 50 лет. Редакция "Хроник Центризбиркома" присоединяется к хору поздравлений!
В среду 25 декабря 2002:
Заседание прошло при 100-процентном кворуме.
Первым пунктом приняли Методические рекомендации по внедрению в регионах пропорциональной избирательной системы, которая с 14 июля 2003 года становится обязательной повсеместно.
Резко против принятия "методики" выступил член ЦИК с совещательным голосом от КПРФ В.Г.Соловьев: [Регионам] навязывается система открытых списков, не учитывающая наши реалии - слабость партий, низкий уровень подготовки членов избиркомов, особенно - участковых, низкую правовую культуру избирателей. Соловьев привел пример из своей практики: "В воинской части во Фрязино замполит объясняет солдатам: если ты за Ельцина - ставь возле его фамилии плюс, а если против - минус. Минусов оказалось больше, чем плюсов." Он указал на опасность срыва выборов путем признания большинства бюллетеней недействительными.
Члены ЦИК Е.П.Дубровина (Яблоко) и В.Н.Уваров сослались на благоприятное впечатление от визита в Литву, где применяется "система открытых списков с партийным рейтингом" (что это такое - см. ниже), а Дубровина также добавила, что "наши избиратели и члены комиссий ничем не хуже, чем везде - в других странах тоже нарушений на выборах бывает много, но в открытых списках избиратели разбираются". По утверждению же Уварова, которому в данном конкретном случае трудно поверить, "Европейский Союз и все страны в него входящие перешли на систему открытых списков" (по нашим сведениям в Великобритании даже депутатов Европарламента избирают по одномандатным округам). С большим воодушевлением относится к системе "открытых", т.е. формируемых с учетом предпочтений избирателя, списков и председатель ЦИК А.А.Вешняков.
После недолгого обсуждения методические рекомендации приняты членами ЦИК единогласно.
Теперь о самой Методике. Чтобы упростить жизнь законодательным собраниям, к ней приложили образцы статей регионального закона о выборах в двух версиях - для систем, как именует их ЦИК, "открытых" (очередность кандидатов в которых зависит от пометок избирателя в бюллетене) и "закрытых списков". В таком виде научно обоснованные во вводной части рекомендации превращаются в подобие директив.
ЦИК рекомендует распределять по пропорциональной системе не менее 20 мандатов, а регионам, привыкшим к компактному законодательному органу и не желающим раздувать его численность - избирать по "пропорционалке" весь состав ЗС (напомним, требование закона - не менее 50% мест распределять по пропорциональной системе).
1) "Закрытые", то есть обычные пронумерованные самой партией избирательные списки, ЦИК рекомендует делить на субрегиональные части - как на выборах в Государственную Думу. Каждая из таких частей должна соответствовать одному или нескольким одномандатным округам, причем каждый список должен быть разбит на не меньшее число подсписков, чем 1/3 числа одномандатных округов, а общерегиональная "верхушка" списка состоит не более чем из 3 человек. Кандидатов в списке должно быть не меньше, чем число распределяемых мандатов, но не больше чем удвоенное это число. В прилагаемом образце установлен 4-процентный барьер, плавающий как и на думских выборах: к мандатам допускается столько списков, сколько нужно, чтобы сумма отданных за них голосов превысила 50%, а если такой список оказался один - к распределению мандатов допускается второй, как бы мало он ни набрал, чтобы не допустить однопартийности. Мандаты распределяются между списками кандидатов, а в списках - между субрегионами - тем же методом, что и на думских выборах, который, как следует из разъясниловки, именуется "методом наибольших остатков, называемым иногда естественной квотой или квотой Хэра". Перечисляя другие системы (метод д'Ондта, метод Сент-Лагюэ, использование квот Друпа, Гогенбах-Бишофа, Империалли), авторы методики не вдаются в их подробности, чтобы не загромождать и так уже перегруженные мозги региональных законодателей.
2) Из множества существующих в мире систем "открытых" списков ЦИК выбрал, кажется, самую простую в двух ее разновидностях - с "партийным рейтингом" и без такового. Избирателю не придется расставлять по ранжиру кандидатов из бюллетеня, как это было, например, на последних выборах Верховного Совета Эстонской ССР в 1990 году, а всего лишь предстоит отметить в выбранном партийном списке одного "самого любимого" кандидата - точнее приписать внизу бюллетеня его порядковый номер.
2а) В первом варианте каждому кандидату в едином, со сплошной нумерацией, списке присваивается "партийный рейтинг". Рейтинг последнего кандидата в списке равен n-1, где n - его порядковый номер, т.е. количество кандидатов в списке. У каждого следующего, считая от конца списка к началу, кандидата рейтинг на 4 выше. В результате рейтинг кандидата, возглавляющего список, равен (n-1)+(n-1)x4, то есть в 5 раз выше чем у "хвостового" кандидата. Кроме "партийного рейтинга" у каждого кандидата есть "избирательный рейтинг" - это попросту число проголосовавших за него избирателей, с одним условием - если этих избирателей меньше даже чем мест в избираемом органе - "избирательный рейтинг" кандидата считается равным нулю. Мандаты распределяются внутри одного избирательного списка между кандидатами в соответствии с их общим рейтингом, который равен произведению "партийного рейтинга" кандидата на "избирательный". При равенстве рейтингов приоритет кандидата определяется в соответствии с местом в партийном списке. Таким образом, кандидат из середины списка может сравняться рейтингом с его лидером, если получит в 2-3 раза больше индивидуальных преференций.
2б) Второй вариант, основанный не на умножении, а на сложении и поэтому, как кажется, более простой, во вводной части методики прописан, но соответствующие ему статьи закона в приложениях отсутствуют. Вероятно, эту систему авторы "методики" включили в текст исключительно из любви к искусству и для сведения таких читателей, как мы с Вами, не надеясь на реальное ее внедрение в регионах. "Методика" учитывает, что какое-то количество избирателей проголосует лишь за список, не указав номера конкретного кандидата в нем или указав его неразборчиво - и эти "свободные" голоса не должны пропасть. Для начала вычисляется "второе избирательное частное" избирательного списка или попросту "цена мандата" - сколько голосов избирателей приходится на один мандат, причитающийся данной партии (назовем эту цифру n). "Вокруг" этой цифры и расставляются кандидаты - сначала (1) те, кто набрал больше n голосов, т.е. заведомо преодолел планку; затем (2) в ход идут "свободные" голоса - их прибавляют не преодолевшим покамест планку кандидатам в порядке списочной очередности, начиная с первого, и прибавляют столько, чтобы "расчетное число кандидата" (сумма поданных за него голосов + добавка) сравнялось с n, таким образом нескольких первых кандидатов можно "вытянуть за уши" в состав парламента, если хватит на них "неразборчивых" голосов; остальные кандидаты (3) остаются с тем числом голосов, которое получили от избирателей и расставляются в списке в этом порядке независимо от своего порядкового номера, в этой же "третьей порции" оказывается последний из кандидатов, получивших добавку "свободными голосами", недотянувший до n. Один нюанс омрачает общее стройное впечатление от этой системы: если разница между двумя кандидатами "третьей очереди" незначительна - меньше, чем число пропорциональных мандатов в ЗС - то они расставляются не по голосам, а в порядке очередности в списке - но ведь цепочка таких кандидатов с небольшой разницей может оказаться весьма длинной!
Попробуем прикинуть, каким будет реальное воплощение последнего из изложенных методов: если по пропорциональной системе распределяется, скажем, 20 мест в ЗС, партия средней успешности получает 7-8 мандатов. При этом список включает от 20 до 40 кандидатов. Чтобы перевалить голосами за "второе избирательное частное", кандидат должен набрать 1/7 или 1/8 (12-14%) от общего числа преференций избирателей своего списка - на практике такое под силу, вероятно, только кандидату-"тяжеловесу" из первой тройки. В республиках, склонных к гигантомании (Башкирия, Тува), такая система была бы более осмысленной: в партии-победителе, получившей этак 70 мест в гипотетической 100-местной пропорциональной части парламента, кандидату-индивидуалу достаточно будет набрать 1,43% (1/70), чтобы получить мандат "вне очереди". В обоих случаях известность и подавляющее преимущество в рамках одного избирательного округа еще не дает "мандата вне очереди", так как число мандатов, достающихся одной партии, на которое надо поделить персональные голоса, всегда меньше общего числа мандатов (т.е. условного числа округов) - ведь в парламент заведомо проходят как минимум 2 партии.
Авторы "Методических рекомендаций", видать, всерьез повеселились, сочиняя последнее приложение к ней - гипотетические избирательные списки столь же гипотетических, но местами узнаваемых политических партий. Список номер 1, по аналогии с выборами-1999, возглавляет Лев Григорьевич, но не Убожко, а Божков, партия же называется не консервативной, а Кооперативной партией России. Во главе второго списка - партии "Общероссийский союз" - Сергей Николаевич [Ба]Бурин и Николай Алексеевич [а не Александрович] Павлов. Самый "веселый" список - третий, принадлежащий партии "Абрикос" во главе с Алексеем Григорьевичем Глинским, Сергеем Вадимовичем [Сте]Пашиным и Владимиром Петровичем Букиным. Тут Вам и Вячеслав Загрунов, и Сергей Потрохин, и Алексей Араратов, Алексей Мыльников с Алексеем Пихайловым, Михаил Тень и Игорь Темьев - размещенные в списке примерно в том же порядке, что и их прототипы на выборах-99, вот только патриарху партии и избирательного законотворчества Виктору Леонидовичу с труднопародируемой фамилией присвоили псевдоним "Красивых" - видать удружили его бывшие помощники по Думе, работающие ныне в ЦИК (виза одного из них красуется на последней странице "Методик").
Вторым пунктом повестки ЦИК утвердил "нормативы технологического оборудования", то есть, попросту говоря, список и параметры предметов, находящихся на избирательном участке и в вышестоящих комиссиях - начиная с избирательной урны и заканчивая графинами и стаканами. Небольшой спор возник по поводу размера щели в ящике для голосования (так официально именуется избирательная урна) - 22х1-0,5 см. По мнению члена ЦИК с совещательным голосом от СПС В.Ю.Прохорова, щель должна быть уже - 0,5-0,3 см - в Калмыкии Прохоров наблюдал, как дети опускают по 10 бюллетеней, а присутствующие при этом члены участковых комиссий ссылаются на то, что голосуют они "за всю семью". С.А.Даниленко пригласил Прохорова в свой кабинет, чтобы на практике опробовать урну со щелью стандартного размера и убедиться, что не столь уж он (размер) велик.
Приняли план работы ЦИК на январь - июнь 2003 года. С учетом планируемого в марте формирования Центризбиркома нового созыва, во второй половине плана фамилии ответственных не обозначены - лишь должности. В феврале ЦИК, в частности, рассмотрит подготовку референдума в Чечне и вопрос финансирования региональных комиссий, в марте - подведет итоги конкурса на лучший журналистский материал о выборах в 2002 году и объявит конкурс-2003, в апреле - предложит Думе схему избирательных округов по выборам в Думу IV созыва и рассмотрит новый Регламент своей работы, а также распределит функциональные обязанности между новыми членами ЦИК, кроме того в плане стоит подготовка новой версии федерального конституционного закона "О референдуме РФ". Не отказался ЦИК России и от своей давней затеи внедрить единые стандарты свободных и демократических выборах на всем европейском пространстве путем разработки и принятия соответствующей конвенции в рамках Совета Европы.
Следом за этим ЦИК рассмотрел и принял заявление в Красноярский краевой суд о расформировании избирательной комиссии края за невыполнение решения суда и прочие безобразия, учиненные на сентябрьских губернаторских выборах (см. Хронику за 4 октября). Красноярская губернаторская кампания была предпоследней (последней - кажется кампания по выборам ЗС Кубани), проводившейся по нормам "старого" закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", который роспуска комиссий не предусматривал. Однако докладчик - С.В.Большаков и поддержавший его председатель ЦИК сочли, что в судебном иске речь идет о неких новых правоотношениях, возникших уже после завершившейся в октябре красноярской кампании и поэтому подпадающих под новый, июньский закон "О гарантиях...". Вопрос Л.Н.Агеевой - что это за новые правоотношения - остался без внятного ответа. В.Прохоров напомнил, что именно он первым в свое время поставил вопрос о роспуске регионального избиркома - это было после скандально сорванных довыборов депутата Госдумы в Ингушетии - и как практикующий адвокат предложил несколько конкретных поправок к заявлению в суд. Сомнения Агеевой разделили В.Н.Уваров и С.А.Даниленко, последний заявил, что если так, то почему бы не поставить вновь вопрос о роспуске избиркома Ингушетии за нарушения двухлетней давности. "Правовой возможности вернуться к вопросу об Ингушетии не существует, - парировал А.А.Вешняков, - есть срок [давности] три месяца.
По результатам голосования заявление в суд поддержали 9 членов ЦИК, против проголосовали Г.С.Пономарев, Е.П.Ищенко и Л.Н.Агеева, воздержались С.А.Даниленко, В.С.Власов и В.Н.Уваров.
Рассмотрели жалобу депутата Государственной Думы, первого секретаря Калужского обкома КПРФ Вячеслава Бойко на отказ ЗС области включить в одну из 27 территориальных комиссий представителя КПРФ. Из приведенной на заседании статистики следует что партии, которым по новому закону должно доставаться уже не по 1/3, а не мене чем половина мест в каждой избирательной комиссии, представлены в них не так уж плохо: из 26 заявок КПРФ (в одной районе партия кандидата в избирком не выдвигала) удовлетворены 25, по "Яблоку" - 25 из 25, по СПС - 15 из 15, по "Медведю" - 15 из 16, по ЛДПР - 17 из 17, по "Отечеству" - 10 из 15. Традиционно в комиссии такого уровня 9 мест, парламентским партиям по праву принадлежат 5 из них, а таких партий у нас формально пока 6. Пожелание коммунистов Е.И.Колюшина и В.Г.Соловьева включать в каждую комиссию представителей всех 6 партий было сочтено юридически необоснованным. Заявителю в жалобе было отказано 10 голосами при 1 против и 1 воздержавшемся.
Кулуары: В связи с тематикой правовой ответственности избирательных комиссий и их членов А.А.Вешняков в очередной раз посетовал на безнаказанность фальсификаторов выборов, пойманных за руку - на этот раз в Чувашии, где были доказаны приписки в пользу действующего президента Н.В.Федорова, а суд вместо 4 лет тюрьмы или хотя бы внушительного штрафа присудил виновным 6 месяцев условно. Напомнил председатель и о выявленной в 1999 году массовой подделке подписных листов студентами Тимирязевской сельхозакадемии, которые к ответственности привлечены не были, поскольку не являются должностными лицами. ЦИК вносит в Думу поправки к уголовному и административному кодексам, призванные установить санкции за такую деятельность.
Поздравив журналистов с новым годом, председатель Центризбиркома пожелал им, чтобы к ним уголовная и административная ответственность никогда не применялась. Ехидные журналисты пожелали Александру Альбертовичу того же самого.
В тот же день вопрос о достоинствах избирательной системы "открытых списков" был задан Председателю Госдумы Г.Н.Селезневу на его пресс-конференции по итогам года. Спикер поддержал это новшество обеими руками.
Несколько позже распрошенный журналистами поподробнее А.А.Вешняков признал, что система открытых списков все-таки сложновата для восприятия и в ближайшие годы будет внедрена в лучшем случае в 1-2 регионах. В идеале, с точки зрения председателя, и Государственную Думу следовало бы избирать в полном составе по партспискам, разделенным на 89 региональных подсписков и лишенным "общефедеральной" верхушки, но ныне представленные в Госдуме партии на это не пойдут.