Довыборы в Думу по Ямало-Ненецкому округу N225 назначены на 16 декабря. По просьбе губернатора и окризбиркома их совместили с выборами в Тюменскую областную думу.
Заслушали вопрос о подготовке губернаторских выборов в Ростовской области. На пост губернатора зарегистрированы 5 кандидатов: губернатор Владимир Федорович Чуб, первый секретарь обкома КПРФ Леонид Андреевич Иванченко, председатель региональной общественной организации "Кредитный союз" Владимир Николаевич Дек, директор предприятия Валентин Владимирович Чистяков, заместитель главы района Петр Яковлевич Волошин.
Назначили членами избирательной комиссии 209 округа (СПб) представителей ОПОО "Отечество" Геннадия Матвеенкова и избирательного блока СПС Константина Этингофа. Законодательное Собрание Петербурга оказалось не в состоянии заполнить вакансии в связи с каникулами. Всего в комиссии до назначения двух новых членов было 12 человек, из них 7 назначены губернатором, 5 - Центризбиркомом в 1999 году. В комиссии уже есть представители ЛДПР, Яблока и КПРФ.
Избирательной комиссии Амурской области разрешили совместить думские выборы с муниципальными.
Обсуждение вопроса "О почетном знаке ЦИК РФ "За заслуги в организации выборов" перенесли на сентябрь с тем, чтобы изготовить образец знака. В печатном виде такой образец был представлен. Знак "из нейзильбера имеет форму овального медальона серебристого цвета диаметром 21х24 мм". По настоянию Государственного герольдмейстера прежний образец в виде "многолучевой звезды орденского типа" был отвергнут с целью соблюдения принципа отсутствия в ведомственных наградах "признаков подобия высшим государственным наградам".
Образовали конкурсную комиссию по определению лучшего материала о выборах в 2001 году. Председатель комиссии - секретарь ЦИК О.К.Застрожная, заместитель - секретарь Союза журналистов Павел Гутионтов, секретарь и 6 членов, в том числе 2 члена ЦИК (С.В.Большаков и Е.П.Ищенко), корреспонденты Ren-TV Анна Нельсон и "Известий" Александр Садчиков.
В разделе "Разное" наградили Почетной грамотой Центризбиркома заместителя председателя комиссии Валентина Власова. Внесли поправку в Положение о почетной грамоте, открывающую путь к награждению ею председателя ЦИК (поправка гласит, что в случае награждения председателя грамоту подписывает заместитель). Принят в виде выписки из протокола порядок вынесения благодарности Центризбиркома.
Кулуары: На вопрос об отказе губернатора Иркутской области Говорина уйти в отпуск на период выборов Председатель ЦИК ответил, что такого требования пока в законе нет, хотя ЦИК и считает необходимым внести его в законодательство в будущем. Пока же ЦИК рекомендует всем переизбираемым губернаторам уходить в отпуск.
Готовятся изменения к закону "Об основных гарантиях избирательных прав...", которые внесет в Думу Президент. Согласование текста завершено, но Дума пока на каникулах. Мы, - сказал председатель, - уходим от излишней детализации процедур, например - сокращается количество информации, закладываемой в протоколы участковых избирательных комиссий. Мы согласны увеличить в 2-3 раза предельные размеры избирательных фондов. Законопроект уточняет понятие агитации, запрещает снятие кандидата с выборов избирательной комиссией - в последние 15 дней перед выборами, а судом - в последние 3 дня и более четко прописывает критерии нарушения, позволяющего снять кандидата. Кроме того, меняются принципы формирования избиркомов всех уровней с целью "сделать их более независимыми".
Председатель подтвердил, что один из членов ЦИК - Любовь Агеева - перешла на работу в ЦИК на непостоянной основе, заняв должность в коммерческой структуре. Это не единственный подобный случай - член ЦИК Геннадий Пономарев никогда не покидал должности в мэрии Москвы, с самого начала работая в ЦИК на непостоянной основе.
В понедельник 3 сентября 2001:
Состоялось краткое (не успели даже пригласить прессу) заседание по жалобе незарегистрированного кандидата в Госдуму по 204-му Чертановскому округу Ивана Клименко. ЦИК отменил постановление окружной комиссии об отказе ему в регистрации и обязал ОИК зарегистрировать Клименко.
В четверг 6 сентября 2001:
Внеочередное заседание ЦИК рассмотрело жалобу заместителя председателя ЦК КПРФ, первого секретаря Ростовского обкома Леонида Иванченко. Заседание, намеченное на 16.00, началось только в 17.40. До этого весь день заседала Рабочая группа Центризбиркома по рассмотрению жалоб.
Оглашенный председателем ЦИК регламент рассмотрения вопроса (по 5 минут докладчику и заявителю, недолгие ответы на вопросы, 5 минут на обсуждение членами ЦИК и, наконец, голосование) не выдерживался ни одним оратором. Дольше всего - минут 40 - простоял на трибуне не значившийся в программе вовсе председатель Ростовского ОИК Сергей Юсов. Кроме того, слово было предоставлено председателю ЦК КПРФ Г.А.Зюганову, который находился в ЦИКе с самого утра с добрым десятком соратников. Заседание продлилось почти 3 часа и завершилось в 20.30.
Суть дела такова. 27 августа Ростовский облизбирком оказал Иванченко в регистрации кандидатом в губернаторы Ростовской области по итогам проверки подписей в его поддержку. Из 56037 сданных подписей по формальным причинам (неполные данные) были признаны недействительными 1969. Из оставшихся 54068 действительных подписей 9746 были подвергнуты выборочной проверке, 1093 из них (что составляет 11,2%) были признаны недостоверными, из них более 900 - по одной и той же причине: паспортно-визовая служба (ПВС) областного УВД сообщила, что подписанты не числятся зарегистрированными по тем адресам, которые они указали в подписных листах. Областным законом о выборах предумотрен лимит брака в проверяемой выборке - 10%, при превышении которого кандидата не регистрируют. Кроме того, кандидату вменялось в вину расходование средств помимо избирательного фонда.
Коммунисты, как они сами признали, "на основании слухов" и другими подобными способами выявили 160 фамилий из 1093 забракованных (Ростовский избирком отказался дать им эту информацию официальным путем) и по 137 из них представили Центризбиркому доказательства, что данные граждане на самом деле проживают по указанным адресам, в виде нотариально заверенных ксерокопий паспортов и справок из районной (а не областной) ПВС.
Докладчик от ЦИК Сергей Даниленко назвал несущественным вменяемый Иванченко перерасход средств на сумму 696 рублей. Однако доказательства коммунистов по незаконно забракованным подписям признавать отказался на том основании, что они "получены ненадлежащим образом, так как запрошены ненадлежащим органом". По мнению Даниленко, заявитель, т.е. кандидат Иванченко, не вправе был добывать копии паспортов и справки ПВС, поскольку такая функция не прописана за ним в избирательном законодательстве. Такие доказательства могут быть запрошены только избиркомом и представлены только правоохранительными органами, а не произвольным нотариусом.
На уточняющий вопрос депутата-коммунистки Елены Драпеко, значит ли это, что следует обращаться за опровержением не соответствующих действительности справок в те самые органы, которые их выдали или же в вышестоящие, Даниленко ответил: "В правоохранительные органы Ростовской области". Секретарь ЦК КПРФ по выборным компаниям Виктор Пешков задал докладчику вопросы, а) является ли прописка (регистрация) в паспорте доказательством проживания гражданина по соответствующему адресу или гражданин обязан носить с собой некие справки из ПВС; б) является ли неразбериха в чиновничьих базах данных основанием для лишения гражданина права поддержать кандидата своей подписью. Пешков даже зачитал некую юридическую норму с задней обложки своего паспорта. Но загнать Даниленко в угол этими вопросами не удалось: он привел массу аргументов следующего типа: прописка - это одно, а регистрация - совсем другое; паспорт может быть устаревшим, место регистрации могло смениться и т.п.
В предложенном рабочей группой проекте постановления излагалась версия облизбиркома (недостоверность 1093 подписей и незаконное рерасходование средств) и констатировалось отсутствие оснований для отмены его решения, но в то же время отмечалось, что "достоверность части оспариваемых фактов... может быть установлена только с привлечением уполномоченных на то органов". На основании изложенного предлагалось поручить Ростовскому ОИК до 17 сентября совместно с правоохранительными органами провести проверку оспариваемых заявителем фактов и с учетом результатов проверки повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата.
Заявитель Леонид Иванченко назвал происходящее следствием "личного конфликта Чуб - Иванченко", изложил вышеприведенную аргументацию коммунистов, а о злополучных 696 рублях сказал, что средства эти были истрачены на канцтовары в тот момент, когда избирательного фонда еще не было, а впоследствии из него возмещены, что, по словам Иванченко, вписывается в рамки закона. По словам заявителя у него проверке подверглись 9746 подписей, у кандидата Чуба - 1481, у Волошина - 1790, у Чистякова - 1640, что свидетельствует о неравенстве кандидатов перед лицом ОИК (эти цифры приводились уже и в коммунистической прессе).
Председатель Ростовского облизбиркома Владимир Юсов эти цифры отверг, утверждая, что у всех кандидатов проверялось по 9746 подписей. Юсов отстаивал точку зрения комиссии, согласно которой последняя действовала "юридически безупречно", приняв решение, вытекающее из официальных данных ПВС. А в том, что ПВС что-то напутала - комиссия не виновата. Юсов привел примеры других нарушений, не попавших в мотивацию отказа по формальным причинам: например, в одной из папок обнаружены два листа с одними и теми же фамилиями, но разными подписями - непонятно, какой из них браковать. По словам председателя ОИК, в комиссии из 17 членов 14 представляют различные избирательные объединения и только один - г-н Приймаков от КПРФ - проголосовал против решения комиссии.
Обсуждение с участием 13 присутствующих членов ЦИК с решающим голосом и 4-х с совещательным затянулось надолго. Выявились 3 точки зрения: отменить решение ОИК и обязать ее зарегистрировать Иванченко (член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин), поддержать проект Рабочей группы (многие), признать действия ОИК полностью правомерными "за исключением, может быть, финансов" и заявителю отказать (назначенная в ЦИК Президентом Ельциным Любовь Агеева). Вариант рабочей группы получил 10 голосов при 3 против (Колюшин, Агеева и Евгений Ищенко - член ЦИК от ЛДПР, поддержавший Колюшина). По предложению Елены Дубровиной (член ЦИК от Яблока) из текста постановления изъяли абзац о финансовых нарушениях (принято при двух воздержавшихся). Кроме того, срок "до 17 сентября", в который ОИКу поручено рассмотреть вопрос повторно, изменен на "безотлагательно" (17 сентября - понедельник накануне выборов и в случае регистрации Иванченко ему остается на кампанию всего 4,5 дня; впрочем, Руцкому для победы в 1996 году хватило и одного дня). Предложение Е.Колюшина обратиться от имени ЦИК в Верховный Суд было отклонено, председатель ЦИК Александр Вешняков рекомендовал сделать это самому заявителю. Предложение члена ЦИК с совещательным голосом от Блока Жириновского Алексея Дудко рассмотреть вопрос на ЦИКе еще раз не получило ни одного голоса за. В целом постановление принято 10 голосами при 2 против (Колюшин, Агеева) и одном воздержавшемся (Ищенко).
Кулуары: Пересказывая решение ЦИК журналистам, председатель подтвердил свою "соломонову" точку зрения: "Без дополнительного включения в этот процесс и комиссии ростовской, и правоохранительных органов разобраться, где правда, невозможно". Не разобравшиеся в тонкостях журналисты попросили А.А.Вешнякова уточнить, может ли Иванченко обжаловать в суд решение ЦИК или только решение Ростовского избиркома. Председатель ответил, что ростовское решение было принято по существу дела, так что именно его имеет смысл обжаловать, а сделать это можно в течение 10 дней (журналисты сразу же вычислили, что сегодня последний день).
Председатель ЦИК напомнил, что в новой версии закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", внесенной Президентом по инициативе ЦИК, предлагается освободить партии, получившие доверие избирателей на выборах в Думу, от сбора подписей за своих кандидатов на выборах всех уровней.
К прессе вышли также лидеры КПРФ. Виновник торжества Леонид Иванченко пообещал до 24 часов подать жалобу в суд (при этом у Иванченко и Зюганова разные мнения - в Верховный Суд подавать или в областной, судя по всему закон предусматривает жалобу на областной избирком только в областной суд). Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, в свою очередь, ругал власти с позиций, характерных для Григория Явлинского примерно в таких формулировках: "В последнее время на выборах ходит милиция по домам при содействии партии власти и спрашивает: "ТЫ ставил подпись?", "Где ты живешь?", "Что ты там делал?" и т.д. Это признаки полицейского государства, а не гражданского".
Во вторник 11 сентября 2001:
И снова внеочередное заседание ЦИК созвано по ростовской жалобе. Кандидат В.В.Чистяков, директор группы компаний "Витязь", просил отменить решение ростовского избиркома об отказе ему в регистрации кандидатом в губернаторы. Кандидат построил свою речь на обвинении облизбиркома в невыполнении требования закона о том, что отказ в регистрации должен быть мотивирован. Избирком, с точки зрения Чистякова, должен был указать в постановлении конкретные номера подписных листов и строчек в них, которые были забракованы экспертами. Сторонники Чистякова попытались представить облизбиркому свидетельства граждан, подписи которых были забракованы, что они действительно ставили эти подписи, но во многих случаях не смогли этого сделать, т.к. знали только номера листов а не конкретные фамилии. Кроме того, кандидат не согласился с мнением докладчика от ЦИК С.А.Даниленко, что подписные листы можно браковать уже на том основании, что даты внесения подписей нескольких избирателей проставлены одной рукой. По словам Чистякова, такое требование установлено законом лишь для росписей избирателей при получении бюллетеня. (Речь идет, видимо, о ростовском законе, т.к. федеральный закон "Об основных гарантиях..." не предъявляет требования собственноручности постановки даты ни к подписным листам, ни к спискам избирателей на участке.), Центризбирком 9 голосами при 1 воздержавшемся (Е.А.Колюшин) оставил решение ростовского избиркома без изменения.
Разрешили избирательной комиссии 209 округа (СПб) на довыборах в Госдуму 14 октября использовать сканеры и установили адаптированую под сканер форму избирательного бюллетеня.
Кулуары: Председатель Центризбиркома Александр Вешняков прокомментировал свое участие в составе делегации Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ) в наблюдении за президентскими выборами 9 сентября в Белоруссии. Наблюдатели Ассоциации признали выборы в целом удовлетворительными, но отметили не вполне справедливый характер предвыборной агитации в СМИ "на которую повлияло освещение в государственных СМИ текущей деятельности действующего Президента Республики Беларусь", а также "дефицит плюрализма и прозрачности". Наблюдатели АОВЦВЕ планировали совместную пресс-конференцию с наблюдателями ОБСЕ, но в последний момент отказались от этой идеи, т.к. узнали, что представители ОБСЕ намерены кроме правовых затрагивать и политические вопросы.
Председатель сообщил, что 10 сентября Ростовский избирком совместно с кандидатом Л.Иванченко разработал механизм дополнительной проверки подписей, а также что Иванченко своевременно обратился с жалобой в областной суд.
На вопрос, могут ли выборы в Ростове состояться, если останется только один кандидат, председатель ответил отрицательно. Такое возможно только после первого тура, в котором обязательно должны участвовать не менее двух кандидатов.
Новый проект закона "Об основных гарантиях..." внесен в Думу в конце августа. На вопрос Вашего корреспондента, чем вызвано намерение авторов закона ослабить детализацию (уменьшить количество строчек) протокола участковой комиссии, председатель ответил, что в нынешний вариант протокола для проверочных целей помещается множество дополнительных позиций, а в комиссиях работают многие тысячи человек, которые "начинают путаться". В результате в протоколах появляются нестыковки, их приходится переписывать, а это приводит к политическим обвинениям. Ни в одной стране мира, - сказал Вешняков, - такого сложного документа с множеством позиций, которые друг друга дублируют, нет.
Председателю был задан вопрос об охватившей в последнее время умы отечественных политологов идее развести по времени президентские и парламентские выборы. Уже в 1995/96 годах президентская кампания на пару недель наслоилась на думскую, что побудило тогдашнего председателя ЦИК Н.Т.Рябова обратиться к потенциальным кандидатам с просьбой отложить свое выдвижение до окончания думских выборов. А после досрочных выборов 2000 года президентский цикл сдвинулся на три месяца и наслоение циклов стало еще большим. Отвечая на этот вопрос, нынешний председатель ЦИК заявил о готовности комиссии провести и те, и другие выборы в сроки, предусмотренные законом. Нарушать естественный ход работы парламента, - сказал Вешняков, - нецелесообразно. Лучше закон не трогать.
В пятницу 21 сентября 2001:
Рассмотрели ход подготовки дополнительных выборов в Думу по 204-му Чертановскому и 209-му Северному округу. В Чертанове зарегистрированы 6 кандидатов (в том числе один - после жалобы в Центризбирком): зам. руководителя представительства Администрации Приморского края Юрий Абрамов, нотариус Владимир Агейченков, генеральный директор сети магазинов "Седьмой континент" Владимир Груздев, помощник депутата Госдумы Николай Жданов-Луценко, пенсионер Валерий Жилин, гендиректор ЗАО "БМН" Иван Клименко. Все кандидаты выдвинуты от избирателей. В 209-м округе зарегистрированы 11 кандидатов, в том числе ректор Военмеха, член КС НПСР Юрий Савельев, сидящий депутат ЗС Юрий Шутов, два кандидата - Александр Ватагин и Юрий Солонин отметили свою принадлежность к Единству, только один кандидат официально выдвинут политической организацией - Наталья Петухова от движения И.Грачева - О.Дмитриевой "Развитие предпринимательства".
Приняли концепцию развития ГАС "Выборы" на 2001-2004 годы.
Утвердили расходы на довыборы в Думу (около 3,5 млн.руб на каждый округ) и на обеспечение деятельности избиркомов субъектов Федерации (регионы запросили 49,5 млн.руб., выделено 26,7, истрачено 23,27), понесенные федеральным бюджетом в I полугодии 2001.
Подготовили для обнародования перечень избирательных объединений и блоков на выборах-1999, не набравших 2% и не возместивших расходы на бесплатно предоставленное эфирное время и газетные площади. Выяснилось, что из 18 объединений и блоков, не преодолевших 2-процентного барьера, и 3 (не считая упраздненного во время кампании "Спаса") участвовавших в агитации, но не дошедших до выборов, агитацию не оплатил НИКТО. Больше всего не повезло ЛДПР и Российской консервативной партии предпринимателей, зарегистрированным тогда по решению суда, которое было отменено вышестоящей инстанцией буквально через несколько дней. Теперь попавшим в "черный список" 33-м политическим объединениям, участвовавшим в выборах самостоятельно или в составе блоков и не возместившим агитационные расходы, угрожает лишение права бесплатно агитировать и получать на кампанию бюджетные средства на следующих выборах, если они не вернут долги ко дню назначения этих выборов. Правда, большинству этих организаций участие в выборах-2003 в связи с партийной реформой и так не грозит. В сумме 21 объединение и блок задолжали редакциям около 600 миллионов рублей, а взыскать с них эти деньги даже по суду невозможно, т.к. на балансе у них, как правило, нету ни денег, ни имущества. Начальник юридического отдела ТВЦ Игорь Еремин (бывший председатель Комитета по СМИ Верховного Совета России) посетовал на несовершенство закона, который фактически обязывает СМИ оказывать бесплатные услуги (публичное право), а потом оставляет их один на один с должниками (частное право). Он предложил решать эту проблему с помощью депонирования средств или залога. По просьбе члена ЦИК с совещательным голосом от Блока Жириновского Алексея Дудко председатель ЦИК сообщил, что на ЛДПР приходится 3,5 млн.рублей долга, а на объединения, дошедшие до выборов примерно по 30 миллионов с каждого.
Назначили очередной конкурс среди студентов и аспирантов на лучшую работу по избирательному праву.
Приняли обращение к председателю правления РАО ЕЭС А.Б.Чубайсу с просьбой не допускать ситуаций, когда отключение электричества может сорвать процессы выборов и подсчета голосов. Амурская область уже не смогла посмотреть теледебаты кандидатов в Госдуму, т.к. во время их проведения отключался свет.
Кулуары: Председатель Центризбиркома Александр Вешняков предположил, что выборы в союзный парламент России и Белоруссии могут состояться уже в марте 2002 года, если законы о них примут к декабрю. На проведение этой кампании, как и кампании любого другого уровня, считает Вешняков, вполне хватит трех месяцев. К настоящему моменту законы о выборах совместного парламента и в России и в Белоруссии прошли первое чтение в Думе.
Во вторник 2 октября 2001:
Рассмотрели жалобу граждан А.Ю.Бузина и В.И.Лебедева на решение избиркома 204-го Чертановского округа о форме сводного плаката с информацией о кандидатах. ЦИК отметил, что избиркомы обязаны довести до избирателей информацию о кандидатах, включая предоставленные кандидатами сведения об имуществе и доходах, и жалобу удовлетворил.
В пятницу 12 октября 2001:
Подвели итоги довыборов депутатов Государственной Думы по 58 Благовещенскому округу (Амурская обл.) и 59 Архангельскому округу (Архангельская обл.), состоявшихся 7 октября.
В Амурской области в выборах приняли участие 25,51% зарегистрированных избирателей. Избран депутатом начальник космодрома "Свободный" Александр Винидиктов (27,47%), на втором месте - сотрудник администрации области, член КПРФ Дмитрий Новиков (27,30%), еще 2 кандидата (председатель облсуда Сергей Семенов и директор рыбокомбината Иван Ряжских) набрали по 12 с лишним процентов и один (директор по строительству консервного завода Александр Фокин, член ЛДПР) - почти 7%. Против всех проголосовали 12,45%.
В Архангельской области выборы признаны несостоявшимися, т.к. явка составила 22,13%. На первом месте заместитель губернатора области Тамара Румянцева (50,86%), на втором - бывший глава правительства области, а ныне - и.о. заместителя губернатора Ненецкого АО Николай Малаков (11,69%), набравший меньше голосов, чем подано против всех (11,96%), на третьем - генеральный директор АОЗТ АК "Северцветмет", член КПРФ Александр Новиков (9,01%). Всего баллотировалось 8 кандидатов, в том числе член ЛДПР Михаил Силантьев (2,77%) и член РНРП Лебедя Павел Ножнин (0,88%). Председатель архангельского избиркома выступил с обстоятельным докладом о мерах, принятых по обеспечению явки избирателей, причинах их неявки и возможных способах обеспечить явку в будущем. Меры были приняты многочисленные, вплоть до бегущей строки в передачах местных и центральных телекомпаний в день выборов, призывающей граждан прийти на участки. Основное противоядие, предложенное архангелогородцами - совмещение довыборов в Думу с выборами других уровней, которое уже на этот раз было бы возможным, если бы не запоздал закон (вступил в силу 14 июля 2001), дающий ЦИКу большую свободу действий в выборе даты дополнительных выборов. Другое предложение - продлить время голосования с 20 до 22 часов - председатель ЦИК Александр Вешняков, сам уроженец Архангельска, активно не поддержал: "В темном Архангельске избиратели не пойдут, а если пойдут - не смогут найти избирательные участки, не сломав ногу".
Рассмотрели очередную жалобу на сводный плакат по Чертановскому округу. На этот раз гражданин И.Р.Вильданов требовал (не добившись этого от Чертановской комиссии) исключить из биографии кандидата В.С.Груздева следующую строку: "организатор целого ряда благотворительных программ помощи инвалидам, детям, ветеранам". Докладчик от ЦИК Е.И.Колюшин (КПРФ) предложил удовлетворить жалобу, поскольку эта формулировка "носит рекламный характер". Основным защитником кандидата Груздева и его благотворительной деятельности выступил член ЦИК с совещательным голосом от ОВР В.Крюков. По его словам, за спиной заявителя стоит другой кандидат, который в своей биографии записал, что "работал во внешней разведке и был в командировках в Анголе и Мозамбике", что трудно подтвердить документами. И почему тогда эту формулировку тоже не считать рекламой и не исключить из плаката? В ответ заявитель обвинил кандидата Груздева в злоупотреблении фотографиями, на которых он запечатлен с Е.М.Примаковым, высказав мнение, что "у нас сфотографироваться за деньги можно с кем угодно" В.Крюков возмутился: "Прошу заявителя забрать свои слова обратно и нигде их больше не публиковать, иначе..." [фраза не закончена]. Председатель ЦИК успокоил представителя ОВР, сообщив, что "у нас стенограмма не печатается". Председатель Чертановской комиссии недоумевал: "Я не понимаю, какую норму закона мы нарушили. Вы нас учили максимально идти навстречу кандидатам...". Его поддержали члены ЦИК С.Даниленко и Н.Кулясова, не считающие спорную строку "рекламной". В.Крюков пожалел, что авторы биографии не сформулировали в свое время по-другому: "является руководителем ряда благотворительных фондов и программ" - это факт, который опровергнуть нельзя. Кто-то из участников дискуссии призвал задуматься, как будет выглядеть биография кандидата с черным пятном вместо одной строки (перепечатывать плакаты заново уже поздно). Большинство членов ЦИК встали, однако, на сторону докладчика: 11 голосами против 2 (Даниленко, Кулясова) ЦИК предписал Чертановской комиссии исключить слова о благотворительности из плаката кандидата Груздева.
При обсуждении одного из вопросов председатель назвал сумму дополнительных расходов, которые только в 2002 году повлечет принятие нового Трудового кодекса. Выборы в союзный парламент России и Белоруссии вместо 2 млрд.руб. обойдутся в 2,7 млрд. из-за того, что членам избиркомов всех уровней придется платить среднюю зарплату из госбюджета, тогда как по действующему законодательству участие в работе избирательных комиссий признается государственной обязанностью и работодатели оплачивают своим работникам этот труд.
Кулуары: Председателя спросили, поступил ли ответ А.Б.Чубайса на обращение ЦИК от 21 сентября. Лично от Чубайса, - оветил А.А.Вешняков, - мы ничего не получали, но его подчиненные обеспечили, чтобы отключений в Амурской области накануне выборов и в день выборов не было.
В пятницу 19 октября 2001:
Подвели итоги довыборов депутатов Государственной Думы по 27 Тувинскому (Тыва), 204 Чертановскому (Москва) и 209 Северному (Санкт-Петербург) избирательным округам, состоявшихся 14 октября.
В Тыве депутатом избран ставленник местной администрации вице-премьер Тувы Чылгычы Ондар (39,46%), не так уж сильно отстал от него кандидат партии "Единство" министр внутренних дел республики Сергей Монгуш (36,36%), на третьем месте - вице-президент подмосковного "Транснационального банка" Виктор Норбу (12,99%), мэр Кызыла, ставленник ЛДПР и СПС Александр Кашин набрал 3,63%, лидер местного "Яблока" Владимир Тавберидзе - 1,12%, против всех проголосовало 3,30% - довольно мало в сравнении с обычными для последнего времени цифрами. Явка избирателей составила 43,98%.
В Москве на избирательные участки пришли 19,57%. Кандидату "Отечества" - генеральному директору сети магазинов "Седьмой континент" Владимиру Груздеву остается утешаться внушительным количеством полученных голосов избирателей - 70,39%. На втором месте заместитель представителя администрации Приморского края в Москве Юрий Абрамов - 8,41%, далее - нотариус Владимир Агейченков - 3,97%, член Славянского Собора России, помощник депутата Госдумы Николай Жданов-Луценко - 3,71% и Валерий Жилин - 2,58%. Против всех проголосовали 8,50%. Член ЦИК с совещательным голосом от партии несостоявшегося победителя - ОВР - В.А.Крюков очень просил назначить повторные выборы на 16 декабря - день выборов в Мосгордуму, ссылаясь на то, что минимальные сроки со дня назначения до дня проведения повторных дополнительных выборов специально в законодательстве не установлены, а значит могут быть какими угодно. Председатель ЦИК возразил, что при такой трактовке пришлось бы исходить из срока, установленного для общих выборов - четыре месяца. Мы предлагали, - отметил А.А.Вешняков, - провести эти выборы в сентябре - тогда бы мы успели назначить повторные выборы на 16 декабря - но московские коллеги настояли на октябре - и теперь правовой возможности провести их 16 декабря мы не имеем.
В Питере победу может праздновать малочисленное отделение партии "Демократическая Россия", лидер которого Руслан Линьков призвал демократически настроенное население не ходить на выборы, чтобы не допустить избрания в Думу профессора - национал-патриота Юрия Савельева. Явка избирателей составила 22,49%. Результат Савельева - 45,52%. На втором месте - кандидат движения "Развитие предпринимательства" и губернатора Яковлева Наталья Петухова - 25,34%, только на третьем - совместный кандидат "Единства", СПС и Яблока и тоже профессор Юрий Солонин - 21,67%, еще 4 кандидата (в т.ч. один пенсионер, состоящий в партии "Единство") набрали меньше одного процента каждый, против всех отдано 4,92% голосов. Два кандидата - директор зоопарка Корнеев и скандально известный депутат городского ЗакСобрания Шутов, не первый год обитающий в следственном изоляторе, сняли свои кандидатуры незадолго до выборов.
ЦИК удовлетворил две просьбы Ямало-Ненецкого избиркома по совмещению полномочий избирательных комиссий на выборах различных уровней.
Назначен член Сахалинского избиркома с правом решающего голоса. По квоте это место принадлежало губернатору области, но он не уложился в месячный срок со дня открытия вакансии (член ОИК Клевцов умер 19 февраля 2001) и назначил своего представителя только в апреле. Прокурор области опротестовал решение губернатора, посчитав, что не реализованное им право назначения члена ОИК безвозвратно перешло к Центризбиркому. Так же посчитал и сам ЦИК. Из двух представленных кандидатов - от СПС и от Аграрной партии России - ЦИК выбрал кандидата СПС Александра Давыдова, поскольку АПР входит в блок "Отечество - Вся Россия" и не является правомочным субъектом самостоятельного выдвижения кандидатов в избирательные комиссии.
В разделе "Разное" членом Научно-методического совета при ЦИК назначен председатель Вольного общества политтехнологов Александр Рифатович Урманов, выпускник МФТИ и давний соратник Гайдара и Бурбулиса, фигурировавший в свое время в публикациях левой прессы о деятельности "Крибл-Института" в России.
Во вторник 30 октября 2001:
ЦИК рассмотрел жалобу ряда депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) и других граждан Якутии на решение о регистрации М.Е.Николаева кандидатом в президенты республики на третий срок.
В проекте постановления, подготовленном рабочей группой, четко и ясно говорилось об отсутствии у Михаила Николаева, избиравшегося президентом Республики Саха (Якутия) 20 декабря 1991 и 22 декабря 1996, права баллотироваться на этот пост в третий раз, поскольку, как гласит региональная Конституция, никто не может быть избран на должность Президента Республики Саха (Якутия) более двух раз.
В сентябре Верховный Суд Якутии признал эту норму противоречащей федеральному законодательству, устанавливающему запрет избираться более чем на два срока подряд (т.е. позволяющему избираться сколько угодно раз с перерывами после каждых двух сроков), однако Верховный Суд России, рассматривая это дело 25 сентября, признал за регионами право устанавливать более жесткие ограничения, чем сделанные на федеральном уровне, а формулировку якутской Конституции "более двух раз" признал не противоречащей закону. Опираясь на это решение Верховного Суда РФ, ЦИК делает в проекте постановления однозначный вывод: "Таким образом, М.Е.Николаев не имеет права баллотироваться кандидатом на должность Президента Республики Саха (Якутия) на третий срок".
Следующий абзац постановления начинается со слов "В то же время...". Учитывая, что Верховный Суд Якутии приступил уже к рассмотрению аналогичных жалоб, исходя из принципов разделения властей и независимости судебной власти, ЦИК постановляет: "Не принимать решение по существу жалоб...".
Докладчик от рабочей группы - зампред комиссии В.С.Власов - уточнил, что закон впрямую запрещает ЦИКу рассматривать жалобы на решения нижестоящих комиссий лишь в тех случаях, когда жалоба в суд на то же решение подана теми же лицами. Однако большинство членов рабочей группы решило предложить Центризбиркому воздержаться от принятия решения по существу дела.
Выступившие на заседании представители Якутии оперировали более политическими, чем правовыми аргументами.
Председатель якутского ЦИКа Владимир Михайлов сообщил, что Верховный Суд республики признал недействующими 67 статей Конституции (видимо, подразумевая одну статью за номером 67) и сказал: "Как Муций Сцевола могу держать руку на огне и сказать: не было никакого политического давления на ЦИК Республики Саха (Якутия)." И сразу же после этого опроверг себя: "Кстати, давление идет как раз со стороны парламента". Михайлов обреченно констатировал, что ЦИК России может распустить ЦИК Якутии, но тот свою позицию не изменит.
Первый вице-спикер Палаты Республики Ил Тумэна Вячеслав Филиппов предположил, что парламент обязательно добавит в Конституцию слово "подряд", а также сказал: "Республика 10 лет не живет федеральными законами, а живет указами и распоряжениями Президента" ... "Он уже всех перещеголял, даже Жириновского, в издании книг, которые являются как... [фраза не закончена] Прошу это учитывать!" Вероятно под "книгами, которые" подразумевалась изданная массовым тиражом политическая программа Николаева, слово в слово повторяющая программу президента Казахстана Назарбаева, опубликованную несколько раньше.
Представитель авторов ответного обращения группы депутатов Ил Тумэна (противников отмены регистрации Николаева) Федора Захарова высказалась за то, чтобы народ сам выбрал достойного кандидата.
В дискуссии членов ЦИК выявились две особых позиции.
Л.А.Агеева предложила, раз уж ЦИК не принимает решения по существу дела, убрать из постановления весь текст, мотивирующий и констатирующий невозможность избрания Николаева на третий срок. Кроме того, в постановлении не упомянута статья 30-1 закона "Об общих принципах...", устанавливающая правовые основания для избрания и неизбрания глав регионов на третий срок.
О.К.Застрожная констатировала отсутствие правовых оснований для непринятия решения. Ее поддержали члены ЦИК с совещательным голосом В.Вощинин (от Путина и Единства), А.Дудко (от Блока Жириновского), В.Прохоров (от СПС). Член ЦИК О.Н.Волкова, констатировав, что граждане (заявители) разные, но предмет спора один, поддержала мнение рабочей группы. Е.П.Дубровина (Яблоко) предложила либо принять решение по существу, либо официально отложить рассмотрение вопроса до рассмотрения дела в суде. По ее воспоминаниям, ЦИК уже как-то рассматривал вопрос, который одновременно слушался в суде.
Один из якутских гостей попросил слова, чтобы "дать ответ на свой вопрос". "На Ваш вопрос Ваш ответ - для этого вовсе не обязательно проводить заседание ЦИК" - парировал А.А.Вешняков.
Председатель ЦИК подвел итоги обсуждения. Внесено два альтернативных предложения: Застрожной - отменить решение ЦИК Якутии - и Агеевой - убрать описательную часть. Если оставляем описательную часть, - уточнила Л.А.Агеева, - надо упомянуть статью 30-1 и написать, почему она в данном случае не действует. Вешняков продолжил свою речь пятью тезисами:
- имеет ли силу статья 67 Конституции Якутии? Верховный Суд РФ сказал: имеет;
- ряд субъектов избрали руководителей на третий срок, почему такой особый подход к Якутии? Потому что, например, Орловская область положение о двух сроках из своего устава убрала;
- относительно политического давления. Никакого давления нельзя оказывать ни депутатам, ни прокуратуре, никому. Ни о каком роспуске ЦИК Якутии речи быть не может;
- выборное законодательство Якутии противоречиво и нуждается в совершенствовании;
- мы ни разу [отвечая Е.П.Дубровиной] не рассматривали подобные ситуации, когда уже начался судебный процесс.
"А что будет, - задался вопросом Алексей Дудко (Блок Жириновского), - если заявитель откажется от обращения в суд после нашего решения?"
При голосовании за основу постановление получило 9 голосов при 3 против. Против голосовали, - как сказал в кулуарах один из членов ЦИК с совещательным голосом, - "самые грамотные юристы" - О.К.Застрожная, Е.П.Дубровина и С.В.Большаков.
Поправка Л.А.Агеевой об изъятии из постановления констатирующей части получила 1 голос (ее собственный), вторая поправка - дополнить ссылкой на статью 30-1 - 2 голоса (Л.А.Агеева и В.И.Бутаев).
В целом постановление принято 9 голосами при 2 против (Застрожная, Большаков) и 1 воздержавшемся (Дубровина).
Кулуары: На удивленные вопросы журналистов, успевших уже много раз написать, что "Вешняков запретил Николаеву баллотироваться на третий срок", председатель ЦИК ответил, что позиция его не изменилась и нашла свое отражение в тексте постановления. А если будет затягивание судебного процесса, то "мы найдем адекватные действия, которые еще ни разу не применялись". Всем сразу же захотелось узнать, какие это действия, но на этот вопрос председатель не ответил, чтобы не дать опонентам возможности заранее принять контрмеры против тайного оружия Центризбиркома.
Тем временем в Думе... 31 октября Дума приняла в первом чтении новую редакцию федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенную Президентом РФ и доложенную разработчиком проекта А.А.Вешняковым. Самым неожиданным в проекте, пожалуй, стала отмена права кандидатов-однофамильцев брать себе псевдонимы. По словам председателя ЦИК, практика применения этой нормы изобилует извращениями.
Выразительные примеры таких "извращений" приводятся в номере 2 "Журнала о выборах" - нового приложения к Вестнику ЦИК РФ: на выборах губернатора Брянской области однофамилец губернатора Юрия Евгеньевича Лодкина Юрий Дмитриевич Лодкин требовал присвоить ему псевдоним "губернатор", на тех же выборах в противовес местному депутату - генеральному директору ОАО "Снежка" Николаю Денину выставился москвич Александр Денин, зарегистрировавший в столице ООО "Снежко" и просивший присвоить ему псевдоним "настоящий". Такой же псевдоним пытался взять кандидат в мэры Сочи Алексей Бойко, однофамилец кандидата-фаворита Вадима Бойко (во всех перечисленных случаях избиркомы отказали в регистрации псевдонимов). На региональных выборах, с возмущением констатирует автор статьи И.Б.Борисов, - фигурировали псевдонимы "Путин" и "Дед Мороз". В числе псевдонимов, "вводящих в заблуждение избирателей" Борисов почему-то называет широко распространенный псевдоним "коммунист", вероятно, считая, что право называть себя этим гордым именем должно сертифицироваться идеологическими комиссиями. Автор статьи не исключает, что "следующим шагом наших пиарщиков" будет попытка зарегистрировать псевдонимы "Голосуй за меня" или "Крестик ставить здесь". Однако, автор не впадает в пессимизм, и считает, что избиркомы имеют необходимые правовые основания для отказов в присвоении "неправильных" псевдонимов: например псевдоним "губернатор" для негубернатора - это "агитационный призыв", а присвоение псевдонима типа "Путин" является использованием персональных данных (!) "в целях затруднения реализации прав и свобод граждан".
А самая удивительная норма законопроекта - запрет редакциям СМИ увольнять и переводить на другую работу журналистов, участвовавших в освещении выборов, в течение года после окончания избирательной кампании.
Большинство фракций и групп поддержали проект с оговорками. Левые фракции законопроект не поддержали, поскольку количество оговорок у них превысило критическую массу - а может быть, просто чтобы не портить свой оппозиционный имидж. Фракция Единство настолько всецело поддержала проект, что даже отказалась от выступления. Агропромышленная группа также отказалась от выступления, но лишь потому, что ее позицию выразили фракция коммунистов и содокладчик от Комитета по госстроительству член АПГ Александр Салий. Из норм, которые выступающие хвалили, стоит отметить требование к кандидатам на руководящие посты, занимающим госдолжности (кроме действующего Президента и и.о.Президента) уходить в отпуск на период кампании. Формирование "избирательной вертикали" с назначением председателей избиркомов вышестоящими комиссиями воспринято неоднозначно. По мнению С.Митрохина (Яблоко), избирательная вертикаль имеет право на существование только при наличии некоей "контролирующей инстанции". Иначе сеть избиркомов может превратиться в придаток исполнительной власти.
Фракции КПРФ и СПС потребовали законодательного закрепления избрания теперь уже не "до 15" (как в принятом в первом чтении законопроекте Игошина - Надеждина), а не менее 50 процентов депутатов региональных законодательных собраний по партийным спискам. Коммунистов категорически не устраивает положение закона о сборе подписей исключительно "в отведенных местах".
В заключительном слове А.А.Вешняков от имени представляемого им Президента согласился учесть или по крайней мере рассмотреть практически все прозвучавшие предложения, в том числе и о введении пропорциональной системы в регионах.
Тем временем в Якутии... Как и следовало ожидать, Верховный Суд Якутии нашел способ не отменять регистрацию Президента Николаева кандидатом на третий срок, направив запрос о конституционности ст.67 Конституции Якутии в Конституционый Суд РФ, решения которого, как известно, полгода (как минимум) ждут. И тогда председатель Центризбиркома А.А.Вешняков применил свое тайное оружие (см. сообщение от 30 октября), которым оказалось обращение в Генпрокуратуру с просьбой опротестовать решение якутского суда.
Между тем, в российской прессе (НГ, Трибуна и др.) изо дня в день появляются статьи, когда - в рекламных рамочках, а когда - и без, иногда в двух газетах с одним и тем же текстом, но разными подписями, прославляющие любимца якутского народа и грозу московских олигархов президента Николаева и трактующие все решения судов и избиркомов в его пользу (пример откровенно дезинформирующего заголовка из "Независимой газеты" за 2.11.2001 - "Центризбирком дал добро. Александр Вешняков подтвердил право Михаила Николаева быть кандидатом в президенты Якутии").
В пятницу 30 ноября 2001:
Рассмотрели вопросы "О содействии Центральной избирательной комиссии РФ, органов исполнительной власти, правоохранительных органов избирательным комиссиям субъектов РФ в организации проведения выборов" и "О примерной номенклатуре дел избирательной комиссии субъекта РФ". В постановлении и пояснительной записке по первому вопросу отмечены "затруднения во взаимоотношениях" организаторов выборов с Министерством печати и его терриотриальными управлениями, которые "в ряде случаев даже не направляли ответы на соответствующие запросы и обращения".
В разделе "Разное" ЦИК принял решение вступить в число учредителей "Федерального справочника" - одной из многочисленных частных адресно-телефонных книг органов власти регионов.
Кулуары: На вопрос журналистов "Ситуация в Якутии как-то развивается?" председатель ЦИК А.А.Вешняков ответил: "Развивается она плохо. Есть желание затянуть рассмотрение жалоб. Это затягивание уже идет целый месяц." Председатель предположил, что в этот раз Верховный Суд РФ примет более действенные меры - либо решит дело по существу, либо передаст его на рассмотрение в суд другого региона. 8 декабря начинается досрочное голосование и некоторые организаторы пытаются сделать его массовым. "Мы этого не допустим," - пообещал председатель.
Не убедив Совет Европы в необходимости принятия Конвенции о стандартах свободных и демократических выборов, председатель ЦИК РФ разработал такую конвенцию для стран СНГ. На заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ проект конвенции поддержали все государства, кроме двух давно не участвующих в работе МПА. Но в повестку дня ближайшего Совета глав государств вопрос о подписании конвенции решили не включать, чтобы "соблюсти зазор".
Тем временем в Якутии... 7 декабря Конституционный Суд в пленарном заседании отказал Верховному Суду Якутии в рассмотрении запроса (о конституционности статьи республиканской конституции, запрещающей одному и тому же лицу избираться президентом более чем на два срока), ссылаясь на то, что "возбуждение конституционного производства накануне голосования может неоправданно осложнить избирательный процесс, отрицательно сказаться на волеизъявлении избирателей и в конечном счете повлиять на результат выборов. Тем самым Конституционный Суд (...) фактически превратился бы в участника избирательной кампании, что противоречит его предназначению и принципам деятельности." КС предложил Верховному Суду Якутии самому вынести решение по существу дела. Но якутский ВС оказался предусмотрительным и еще 3 декабря направил в КС второй запрос на ту же тему, что позволяло ему и дальше тянуть с рассмотрением "дела Николаева", ссылаясь на ожидание второго ответа из КС.
Однако к праздникам вопрос был решен политическим путем. 12 декабря Михаил Николаев объявил о снятии своей кандидатуры в пользу Вячеслава Штырова (кстати, снятого за день до этого с выборов Верховным Судом Якутии). На следующий день ВС Якутии со спокойной душой (поскольку вопрос превратился в чисто теоретический) признал регистрацию Николаева незаконной, а вскоре ВС России восстановил Штырова в кандидатских правах.
Во вторник 18 декабря 2001:
Утвердили программу развития Государственной автоматизированной системы "Выборы" на 2001-2004 годы. На ее выполнение отпущено 2,916 млрд.руб. Расходы за 2001 год составят 536.970.500 руб., из них 215.000.000 уйдет на эксплуатацию системы и ведение баз данных, 265.735.500 - на дальнейшее развитие системы.
Кулуары: Председателя ЦИК попросили прокомментировать сообщение сегодняшнего "Коммерсанта" о вступлении его заместителя Валентина Власова в Российскую партию мира, которую возглавил Иосиф Кобзон. А.А.Вешняков ответил, что сам ни в какие партии вступать не собирается и, хотя в законодательстве нет нормы о том, что член ЦИК не должен состоять в партиях, считает, что этого принципа следует придерживаться.
Ваш корреспондент спросил председателя, не считает ли он возможным, после того как даже в политизированной Москве с трудом был преодолен барьер явки в 25%, отказаться от директивного введения этого барьера (новый проект закона "Об основных гарантиях...", разработанный Центризбиркомом и принятый Думой в первом чтении, вводит повсеместно барьер явки не менее 25%, тогда как в действующем федеральном законодательстве общий барьер явки не установлен и его вводят - а где-то и вовсе не вводят - "отраслевыми" федеральными и региональными законами о выборах конкретного органа власти). Если убрать барьер, - ответил председатель, - может наступить значительное отчуждение избирателя от власти. Тот, кто хочет его отменить - хочет облегчить себе жизнь. Избиратель не получает информации - где участки, какие есть кандидаты, какие у них программы. Чиновник может не работать. "Мы выступаем за барьер явки не менее 20% на всех уровнях выборов. Исключение могут составлять органы местного самоуправления. Нельзя допускать отчуждения власти от народа. Оно и так, к сожалению, уже немалое."
Выразив недоумение по поводу чересчур частого проведения в Думе парламентских слушаний по избирательному законодательству (вроде бы в октябре 2000 все основные вопросы решили), председатель все же пообещал на сегодняшние слушания в Думе прийти и выступить.
Тем временем в Думе... 18 декабря прошли очередные парламентские слушания по вопросу совершенствования избирательного законодательства.
Председатель профильного подкомитета Думы Александр Салий (КПРФ) считает правильным поменьше вопросов оставлять на усмотрение региональных законодателей, максимально детализировать процедуру выборов в законодательстве федеральном и "опираться на Конституцию". Он предложил достаточно неожиданное нововведение: ввести отрывной корешок к избирательному бюллетеню: "бюллетени складываются в урну для голосования, корешки - в урну для наблюдателей".
Председатель Комитета по госстроительству Анатолий Лукьянов (КПРФ) пожаловался на расплодившихся "пиарщиков". "Работают порядка 150 коллективов, всяких групп, которые обманывают и избирателя, и тех, на кого они работают... Существуют брошюры с методиками нарушения законов..." Лукьянов скептически относится к предложению Салия дать в законе исчерпывающий перечень нарушений, за которые суд вправе снимать кандидата с выборов: "сразу придумают новые".
Выступило множество представителей региональных избиркомов. Один из них предложил восстановить норму 1990 года: в округе создается единый избирательный фонд для всех кандидатов, поступающие в него средства идут на изготовление общего плаката для всех кандидатов. Оригинальную идею выдвинул лидер одного из союзов "обманутых вкладчиков" Владимир Воронин: проведение выборов - кроме, конечно, федеральных - поручать вышестоящей комиссии: "В Мосгоризбирком 7 человек назначает Лужков, 7 - Платонов. И кого они выберут?".
Как всегда оригинален был председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов. Он предложил массу новшеств, среди которых: отмена требования к членам избиркомов иметь юридическое образование (в комиссиях нужны и финансисты, и журналисты); какое-нибудь решение проблемы явки - либо введением добровольности регистрации в качестве избирателей - как в США, либо отменой 25-процентного барьера, либо введением ответственности за неявку. Норма закона, запрещающая проведение выборов "из одного кандидата", ведет, по мнению Горбунова, к подкупу и грязным технологиям. Норма о том, что выборы по спискам признаются несостоявшимися, если к распределению мандатов допущен только один список - тоже недемократична. Кроме того, можно было бы запретить юридическим лицам вносить пожертвования в избирательные фонды, оставив такое право только за гражданами.
Зампред Государственной Думы Владимир Жириновский, как это ему свойственно, в основном комментировал то, что услышал от предыдущих ораторов. "В парламенте должно быть 90% юристов, 10% экономистов. Всё! Депутаты же не идут в больницу делать операцию, а сюда, в Думу приходят непрофессионалы!" Сформулировав тезис, лидер ЛДПР перешел к конкретным примерам: "Вот Дарькин! Кто он такой? Откуда он взялся?.. Если директор ресторана хочет в депутаты - пусть идет в партию. 10 лет поработает - и партия его выдвинет."
Вождь Союза офицеров Станислав Терехов заступился за партии, не преодолевающие даже не пяти-, а двухпроцентного барьера. Эти партии в сумме набрали 9%. Они не имеют административной поддержки, а законодательство ущемляет их права [требуя платить за "условно-бесплатный" эфир и газетные полосы]. Отсюда, - предупредил организатор штурма генштаба ОВС СНГ в 1993 году, - и идет экстремизм!"
Актуальную в последнее время проблему явки так или иначе затрагивало большинство ораторов. Один из них предположил, что норма нового закона, обязывающая партии под страхом роспуска участвовать в выборах, снимет проблему явки. При этом усилия московской мэрии по обеспечению явки он расценил как противозаконные, т.к. по действующим нормам призывы к участию в выборах являются агитацией, коей органы власти и должностные лица при исполнении заниматься не вправе.
Под занавес выступил председатель ЦИК А.А.Вешняков. Сообщив, что по его данным к рассматриваемому Думой проекту новой редакции закона "Об основных гарантиях..." представлено уже 2000 поправок, Вешняков перечислил важнейшие из них, которые он как представитель Президента при обсуждении данного закона намерен поддержать:
1) оставить право снятия кандидатов с выборов только судам (а не избиркомам) и четко определить временные рамки (непорядок, когда суд снимает кандидата в субботу в 23.50!) и условия, при которых это может быть сделано;
2) обязать СМИ, в которых доля государства составляет 35% и более, предоставлять эфир (страницы) для бесплатной агитации;
3) партии, представленные в Думе, должны получить право выдвигать кандидатов на выборах всех уровней без сбора подписей и без внесения залога;
4) не допускать использования в Государственной автоматизированной системе "Выборы" программного обеспечения, принадлежащего коммерческим организациям, как это произошло в Самаре и как пытались сделать в Москве.
Вешняков высказался категорически против изъятия из законопроекта нормы о барьере явки, поскольку это, по его словам, означало бы изменение самой концепции закона. "Чиновнику никакая явка не нужна, никакие пороги не нужны. Пришло 10 человек, кого-то избрали. Тем более, он сам может организовать этих 10 человек... Существование барьера стимулирует власть работать с народом." В законе должна быть зафиксирована универсальная норма явки для выборов в федеральные и региональные органы власти - не ниже 20%. Для выборов в органы местного самоуправления она может быть пониже. Председатель выступил в защиту идеи разрешить голосование по почте - "ведь сейчас военнослужащие срочной службы лишены права избирать органы местного самоуправления!" и выразил уверенность, что фальсификация итогов голосования будет невозможна, если будут в полной мере действовать нормы Уголовного кодекса. И тут же привел пример, свидетельствующий о несовершенстве уголовно-правоприменительной практики: на выборах в Армавире была установлена фальсификация, председатель окружной комиссии в ней признался, но наказан не был: дело было "спущено на тормозах" под тем предлогом, что в конце концов протоколы с цифрами были исправлены.
Тем временем... Оказавшись на съезде партии "Яблоко" 22 декабря 2001, Ваш корреспондент поинтересовался у одного из отцов современного российского избирательного законодательства Виктора Шейниса позицией его и его фракции по поводу "барьера явки". Шейнис считает, что федеральный закон должен ограничивать барьер для региональных и местных выборов не "снизу", а "сверху" - не более 25%.
Вопрос сводится к тому, что недемократичнее - иметь органы власти, избранные меньшинством избирателей, или попадать в ситуации, когда власти могут быть не избраны вовсе. Что должно происходить в последнем случае - неясно. По действующим законам и традициям полномочия предшественников избираемого продляются при этом на неопределенный срок - пока народ не соизволит-таки явиться на выборы (так было в 1996 году с губернатором Краснодарского края, на выборах которого барьер явки составлял 50%. То же самое происходит сейчас с Приморской краевой Думой, полномочный состав которой будет избран, в лучшем случае, через полгода после даты общих выборов). А Государственная Дума этим летом чуть было не приняла закон, по которому в случае неизбрания губернатора Президент России вправе назначить на его место исполняющего обязанности своим указом.
По мнению председателя ЦИК - "оба хуже". Барьер явки в 50% на региональных выборах (существующий для второго тура губернаторских выборов, кажется, только в Республике Алтай, Краснодарском крае и Тыве, а для однотуровых губернаторских выборов - в добром десятке регионов) А.А.Вешняков считает завышенным, но и отсутствие барьера (депутатов ЗС Санкт-Петербурга, например, давно уже избирают при явке в 10-12% ) - недопустимым. Правда, ЦИК уже не отстаивает величину барьера в 25%, соглашаясь на 20% для региональных и еще меньше - для муниципальных выборов.
Яблочники, как видим, склоняются к выбору "меньшего из двух зол". В то же время, фракция намерена продвигать поправки, защищающие право избирателей агитировать против всех кандидатов или за бойкот выборов - в тех случаях, когда "выборы превращаются в фарс".
В понедельник 24 декабря 2001:
Подвели итоги довыборов депутата Государственной Думы по 225 Ямало-Ненецкому одномандатному округу, состоявшихся 16 декабря. Депутатом избрана Наталья Комарова - заместитель губернатора автономного округа (73,30%), главный инженер телерадиокомпании "Ямал-Регион" Эдуард Панасюк набрал 4,78%, начальник службы информатизации и программирования той же телерадиокомпании Борис Пахирко - 2,71%, против всех подано 17,23% голосов. Явка составила 34,68% (117.491 из 338.776 избирателей округа).
Назначили дополнительные выборы в Госдуму по 119 Дзержинскому округу (Нижегородская область) - на 31 марта 2002 и по 221 Нижневартовскому округу (Ханты-Мансийский АО) - на 24 марта 2002. В Нижегородской области довыборы депутата совпадут с выборами нового состава Законодательного Собрания области.
Утвердили план работы ЦИК на январь - июнь 2002 года. ЦИК намерен отслеживать и анализировать на своих заседаниях выборы губернатора и облсовета Липецкой области (март), законодательных органов Карелии и Бурятии (май). Прохождение в Думе и Совете Федерации закона о выборах в российско-белорусскую Палату Представителей будет курировать Н.А.Кулясова, а законов "Об основных гарантиях...", "О выборах депутатов Государственной Думы" и "О выборах Президента РФ" - О.К.Застрожная.
Пятым, внеплановым вопросом повестки дня стало обращение ЦИК к проходившему в тот же день Съезду народа Ингушетии. "Все камеры почему-то уже выключили, хотя вопрос существенный" - заметил председатель. (Операторы тут же повскакивали с мест и привели камеры в боевую готовность). Съезд, который является высшим представительным органом республики (т.е. в каком то смысле стоит "над" парламентом), созван для обсуждения кандидатур на пост президента Ингушетии на очередных выборах, назначенных Народным Собранием Ингушетии на пятницу 1 марта 2002. В принятом единогласно обращении Центризбирком отметил, что действующий президент Ингушетии был избран 1 марта 1998 года на 5 лет и срок его полномочий истекает лишь в 2003 году, кроме того выборы не могут быть назначены на пятницу, т.к. федеральный закон требует проводить их в выходной день. ЦИК выразил уверенность, что "на основе присущей народу Ингушетии мудрости Съезд примет по данному вопросу в соответствии с действующим законодательством единственно правильное решение, обеспечивающее соблюдение избирательных прав проживающих на территории республики граждан Российской Федерации, мир и согласие в Республике Ингушетия, России в целом".
В разделе "Разное" рассматривались письма проигравшего выборы 16 декабря экс-главы Республики Коми Юрия Спиридонова и примкнувшего к нему депутата Государственной Думы И.И.Никитчука (КПРФ). Как сообщила докладчица О.Н.Волкова, Спиридонов просит признать несостоявшимися выборы главы Республики Коми и назначить новую дату их проведения по следующим мотивам: в двух районах республики 16 декабря наблюдались порывы ветра до 25 м/с, о чем было известно заранее из метеопрогноза. Низкая явка избирателей в этих двух районах, по мнению Спиридонова, и помешала ему переизбраться на третий срок. Никитчук же в своем письме предлагает учесть особенности климатических условий на Крайнем Севере при работе над избирательным законодательством. Явка в двух "обжалуемых" районах (в т.ч. в Воркуте) составила около 34% (что, по мнению докладчицы, довольно неплохо по нынешним временам), а в других районах - до 60% (в среднем по республике - более 48%). Порог явки в республике традиционный - 25%. Единогласным решением ЦИК отправил жалобу Спиридонова для рассмотрения по существу в избирком Республики Коми, перечислив ("для сведения") в своем ответе пока еще кандидату, но уже не главе республики, законные основания для признания выборов несостоявшимися или недействительными и отметив, что неблагоприятные погодные условия к числу таких оснований не относятся.
Кулуары: На традиционном брифинге в коридоре близ зала заседаний председатель Центризбиркома Александр Вешняков подвел итоги 2001 года. В 11 округах проводились дополнительные выборы депутатов Государственной Думы, в 3 случаях выборы признаны несостоявшимися из-за недостаточной явки избирателей. В 17 регионах прошли выборы глав исполнительной власти, в 15 регионах выборы успешно завершены, в двух в январе пройдут 2-е туры. Половина руководителей субъектов Федерации выборы проиграла (в 2000-м году сменяемость составила 1/3). По мнению председателя ЦИК это доказывает несостоятельность прогнозов о том, что губернаторский пост станет менее привлекательным после ухода глав регионов из Совета Федерации. В 32 регионах состоялись выборы законодательных органов, в 31 регионе эти органы сформированы в полномочном составе, исключение составляет Приморье, где до повторных выборов 9 июня 2002 будет работать прежний состав областной Думы.
Председатель вновь перечислил основные позиции ЦИК по доработке законопроекта "Об основных гарантиях...": отмена барьера явки выгодна только чиновникам; устранение конкурентов с помощью судов и избиркомов недопустимо - снимать кандидатов с выборов должен только суд, ни в коем случае не в последний день, закон должен содержать четкий перечень оснований для снятия кандидата с выборов.
2001 год, по мнению Вешнякова, войдет в историю России как год принятия закона "О политических партиях": "Вы видите, что каждое воскресенье идет активная политическая жизнь, в т.ч. происходит объединение родственных организаций". А в ближайшее время в Думу будет внесен законопроект о ГАС "Выборы", подготовленный в ЦИК и находящийся на расмотрении у Президента - в результате принятия этого закона данные автоматизированной системы подсчета результатов голосования приобретут статус официальных.
На вопрос по поводу выборов в ЗС Красноярского края председатель ответил, что замечаний к организации выборов у Центризбиркома нет, а депутат Анатолий Быков "будет исполнять обязанности депутата там, где он находится" [т.е. в следственном изоляторе].
Отвечая на вопрос о введении императивного мандата председатель согласился, что переход депутата, избранного по партийному списку, в другую фракцию "явно ненормален", но конкретного механизма защиты от этого явления (больше всего пострадала от которого фракция ЛДПР, потерявшая уже ни много ни мало - четверть своего состава) не предложил, оставив его поиски на усмотрение законодателей.
Решением суда по делу "Минкин против ЦИКи" Вешняков удовлетворен: хотя полным текстом решения Центризбирком пока не располагает, в резолютивной части суд признал, что Минкин порочит честь и достоинство Центризбиркома и обязал журналиста опровергнуть обвинение в адрес ЦИК в "жульничестве". Что касается остальных обвинений Минкина, то оппоненты ЦИКа сами по сути отказались от большинства из них, говоря на суде, что имели в виду не персонально ЦИК РФ, а всю систему избирательных комиссий. "Для нас больше журналиста Минкина не существует. Когда человек распространяет ложь в изощренной форме - дальше с ним связываться - только пачкаться!" - заявил председатель.
Праздник чуть не подпортил (или даже чуть-чуть подпортил) Ваш корреспондент, попросивший председателя прокоментировать казус, случившийся 22/23 декабря на съезде партии "Яблоко", когда сканеры "не смогли" прочитать несколько бюллетеней, которые при ручном пересчете оказались действительными, что могло повлиять [и как выяснилось позже - действительно повлияло!] на состав руководящих органов партии. Вопрос же звучал так: предусматривает ли законопроект о ГАС "Выборы" полный отказ от ручного подсчета бюллетеней и не является ли такой отказ при нынешнем уровне развития техники преждевременным? Председатель выразил уверенность, что модель сканеров, которая использовалась на съезде "Яблока" - "явно не последняя", а в сканерах фирмы ЛОМО, выигравшей тендер ЦИК на поставку оборудования, он не сомневается. Что касается закона о ГАС, то он предусматривает выборочный ручной пересчет на всех территориях (участках?), где применяются сканеры - с последующим признанием "сканерных" результатов официальными в случае, если выборочный пересчет не выявит расхождений между "ручными" и "сканерными" результатами. Можно было вообще предусмотреть голосование с помощью нажатия кнопок - объявлять результаты и сразу стирать их из памяти машины, - отметил председатель, - но мы сохранили дублирование на бумажных носителях, чтобы каждый голос мог быть документально подтвержден.