Заслушан вопрос о ходе подготовки дополнительных выборов в Думу в Башкирии, принято постановление.
Назначены на 31 мая дополнительные выборы по Горно-Алтайскому округу N2 и Чукотскому округу N223.
По вопросу о работе избиркома Ставропольского края на выборах местной ГосДумы выступили председатель Ставропольского избиркома В.И.Лиманов и член ЦИК О.Застрожная
Выслушав доклад А.Вешнякова о работе по подготовке модельного закона об избирательной комиссии субъекта Федерации, постановили работу продолжать.
Приняли план работы ЦИК на первое полугодие 1998.
Утвердили тематический план изданий ЦИК на 1998 год. Среди полутора десятков книг - "Выборы в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации 1995-1997", 2 сборника модельных законов субъекта Федерации о выборах.
На заседании 12 февраля 1998:
Утвердили итоги дополнительных выборов в ГосДуму по 3 округу Башкирии. Избран Протопопов Владимир Васильевич 1948 г.р., генеральный директор ОАО "Нефаз", г.Нефтекамск. Он получил 133.037 голосов (44,8%). Ближайший соперник Ф.Ф.Хабибуллин - 67.942 голоса.
Назначили на 21 июня дополнительные выборы в ГосДуму от Северной Осетии.
Обсудили по докладу Ю.А.Веденеева вопрос об использовании функционального комплекса задач "Право" ГАС "Выборы".
Утвердили нормативы технического оборудования для работы участковых избиркомов. На каждом участке, напрмер, должны быть: государственный флаг РФ, настольные либо настенные часы, план эвакуации и аптечка.
Приняли постановление о финансировании избиркомов субъектов Федерации.
Разрешили Камчатской избирательной комиссии совместить дополнительные выборы депутата ГосДумы с выборами в местный Совет народных депутатов.
Удовлетворили еще 1 просьбу Камчатского избиркома сформировать в Петропавловске-Камчатском три территориальных комиссии, а не одну.
Последний вопрос - о результатах собеседования в ЦИК РФ с председателями избирательных комиссий субъектов РФ. Сотрудники Территориального управления ЦИК по итогам собеседования разделили на 3 группы: I - "заслуживающие высокой положительной оценки", II - "чья деятельность может быть признана удовлетворительной", III - требует дальнейшего совершенствование. Списков групп в комплекте документов, розданном журналистам, не было.
На заседании 27 февраля 1998:
Заслушали председателя Санкт-Петербургского избиркома по поводу выборов органов местного самоуправления. Центризбиркому, в частности, не понравилось, что в выборах участвовало всего 16% избирателей, а нижний порог для признания выборов состоявшимися питерским законодательством не установлен вовсе.
Назначили Всероссийский конкурс на лучший материал, освещающий ход региональных выборов и вопросы избирательного законодательства в 1998 году.
В "Разном" сообщили о замене представителя "Яблока" с совещательным голосом Гельмана Владимира Яковлевича на Бородину Наталью Алексеевну.
На заседании 27 марта 1998:
Заслушали вопрос о ходе подготовки к дополнительным выборам по московскому округу N197 в связи с множеством жалоб, большинство которых исходило от кандидата Станислава Терехова и многие уже удовлетворены. Например, он добился включения в официозную афишу округа фразы "Выступает за Советскую державу, против империализма и сионизма".
При обсуждении вопроса о работе избиркома Ингушетии на выборах Президента республики отметили, что выборы (вопреки республиканской конституции) назначены за год до истечения срока полномочий Президента. Председателя ингушского избиркома раскритиковали за пассивность: комиссия не обеспечила равенства всех кандидатов при агитации; не принимала мер против незаконной агитации должностных лиц, продолжали готовиться к референдуму о независимости судебной системы Ингушетии, после того как референдум признан незаконным в Верховном Суде РФ.
Утвердили отчет о расходах избиркомов на подготовку и проведение дополнительных выборов и обеспечение собственной деятельности за вторую половину 1997.
Приняли план поэтапного ввода в эксплуатацию новой версии задачи "Итоги" в ГАС "Выборы", а также объемистую инструкцию о порядке подведения итогов голосования.
На пресс-конференции 2 апреля 1998 председатель ЦИК А.Иванченко назвал стоимость бюджетных расходов на проведение досрочных выборов в Думу - 750 млн.руб. - и довыборов в одном округе - более 2 млн.руб.
На заседании 3 апреля 1998:
Признаны полномочия новых депутатов Думы, доизбранных в Буйнакском округе N165 Дагестана и Балаковском округе N156 Саратовской области. В Дагестане победил замминистра финансов республики М.З.Азизов (248.911 голосов, ближайший соперник Магомед Алиев - 166.134). В Балаково избран бывший депутат Думы I созыва Н.Сухой (171.696 голосов), поддержанный губернатором Аяцковым. Второй результат - у С.В.Федюшина, поддержанного оппозицией (19.201 голос). На заседании сторонники Федюшина добивались рассмотрения его жалобы, но вопрос этот в повестку дня включен не был, т.к. жалоба Федюшина одновременно рассматривалась в суде, и ЦИК посчитал невозможным подменять судебные органы.
Вторым вопросом рассматривался модельный закон о местном референдуме в РФ.
Кулуары: Юрист из команды кандидата Федюшина рассказал корреспонденту "Панорамы" о сути дела. С его точки зрения, администрация области делала все, чтобы провести своего кандидата, основному его конкуренту долго отказывали в регистрации и зарегистрировали буквально за несколько дней до выборов по решению суда. Но добиться от суда отмены или переноса выборов Федюшин не смог. Тактическая ошибка кандидата и его команды состояла в том, что они не обратились сразу же в Центральную избирательную комиссию. Тогда, в случае отказа, жалоба попала бы сразу в Верховный Суд, и решение состоялось бы в течение трех дней. Начав же с районного суда, кандидат обрек себя на последовательное рассмотрение дела на всех ступенях судебной иерархии, которое может занять много недель и месяцев и закончится тогда, когда делу уже не поможешь.
На заседании 17 апреля 1998:
Признаны полномочия новых депутатов Думы, доизбранных на освободившиеся места в Орджоникидзевском округе N165 Свердловской области (Д.С.Голованов, замдиректора завода "Экран" 1973 года рождения) и Орехово-Борисовском округе N197 города Москвы (генерал А.И.Николаев). А.Николаев получил 102.862 голоса (следом - О.Сотников, 24.637). Свердловская коллизия заключалась в том, что победивший кандидат получил 44.623 голоса, а против всех проголосовало 67.659. (Второй и последний кандидат В.Терлецкий - 41.379) Закон о выборах в Думу в ныне действующей редакции позволяет избираться таким образом, а новый закон "Об основных гарантиях избирательных прав" требует признать выборы несостоявшимися. Окружной избирком признал кандидата избранным, но ряд членов ОИК заявил особое мнение. В ЦИКе решили, что до конца работы нынешнего созыва Думы депутаты должны избираться по одним и тем же (старым) правилам - и единогласно зарегистрировали Голованова (11 голосами присутствующих). В своей аргументации докладчики О.К.Застрожная и А.Г.Белобородов ссылались на то, что в Думе нынешнего созыва несколько депутатов, избранных на всеобщих выборах меньшим числом голосов, чем было отдано против всех (избрание некоторых из них соперники безуспешно обжаловали в Верховном Суде) и на решение Конституционного Суда по "чувашскому делу".
ЦИК утвердил смету бюджетных расходов на 1998 год, распределив 449.788.800 руб. по 4 статьям: на проведение довыборов в освобождающиеся округа в Думе - 107.476.000, на обеспечение деятельности ЦИК - 38.897.000, на обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации - 48.305.900, на федеральные целевые программы - 255.109.900 (в том числе Государственная автоматизированная система "Выборы" - 234.909.900, программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ - 20.200.000).
На заседании 28 апреля 1998:
Вопрос об итогах довыборов в Думу на Камчатке отложен, т.к. не подоспели документы.
Рассмотрен вопрос "О практике применения избирательного кодекса при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области". Свердловская область - один из немногих регионов, где выборы проводятся по партийным спискам. В связи с этим возник вопрос о применении нормы нового закона "О гарантиях", в соответствии с которой в выборах на всех уровнях могут участвовать только политические объединения, зарегистрированные в качестве таковых не позже чем за год до выборов. (Справка: в октябре 1997 года ЦИК и Минюст, сформулировав критерии "политичности" во исполнение новопринятого закона и проанализировав уставы, объявили, что в стране нет ни одного политического общественного объединения.) Председатель облизбиркома В.Д.Мостовщиков сказал по этому поводу, что в избиркоме руководствовались собственными "независимыми исследованиями" о том, какие из объединений "имеют реальные шансы". То есть, ваше решение было политико-правовым? - переспросил один из членов ЦИК. Мостовщиков ответил утвердительно.
Содокладчик О.К.Застрожная отметила новаторский подход облизбиркома в пресечении манипуляций: в округах, где происходил массовый завоз избирателей на досрочное голосование с раздачей подарков (например, в Орджоникидзевскком районе досрочно проголосовали 8 тыс.чел) норма о признании выборов недействительным в случае невозможности достоверно установить волю избирателей была применена локально - к бюллетеням, поданным досрочно.
Обсуждался план мероприятий по реализации Федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Бюджет программы на 1998 год - 13.130.000 руб. Один из многих пунктов программы - проведение мероприятий, связанных с пятилетием избирательной системы РФ. Изначально предполагалось устроить по этому поводу торжества, но после замечания члена ЦИК от КПРФ Е.И.Колюшина на одном из предыдущих заседаний, что не очень-то уместно праздновать годовщину приснопамятного указа 1400, организаторы, видимо, решили фуршетов 21 сентября не устраивать, а ограничиться научной конференцией.
По вопросу "О структуре и штатах Федерального центра информатизации при ЦИК докладывал руководитель ФЦИ Игорь Сергеевич Горшков. Штат центра - 60 человек. На балансе центра находится оборудование стоимостью 270 млрд.руб., 196 автоматизированных рабочих мест. По всей стране в рамках Государственной автоматизированной системы "Выборы" задействовано около 4.000 человек.
Утверждены план мероприятий и смета расходов ФЦИ. На 1998 год центру выделено 152.691.400 руб - 13.110.000 на обеспечение, 1.110.000 на пропаганду ГАС "Выборы", остальное - на технические стороны деятельности.
Кулуары: Корреспондент "Панорамы" поинтересовался у О.К.Застрожной, докладывавшей по Свердловску и курирующей в ЦИКе вопросы избирательных объединений, правильно ли дискриминировать избирательные объединения по "политико-правовому" критерию - "проходные или непроходные" и публиковался ли в Свердловской области список объединений, имеющих право на участие в выборах. О.Застрожная ответила, что о публикации такого списка ей неизвестно - наверное, нет. Но ни одному объединению не было отказано в праве участия в выборах по мотивам "неполитичности". А только из-за недостоверности подписей, так что дискриминации не было. По словам Застрожной, к началу апреля в Минюсте зарегистрированы (перерегистрированы) в статусе политических где-то 5-6 объединений, причем все - уже в 1998 году. Так что, если бы встал вопрос о досрочных выборах - партийная половина Думы могла бы "зависнуть" и сложилась бы ситуация, законом не предусмотренная. Поэтому на встрече рабочей группы ЦИК-Дума после майских праздников ЦИК будет просить Думу ускорить принятие поправок, откладывающих введение "ценза политичности" на несколько месяцев, чтобы даже в случае назначения досрочных выборов страна не осталась бы без "партийной половины" Думы.
На заседании 21 мая 1998:
Назначены дополнительные выборы в Государственную Думу в Каневском округе N39 Краснодарского края на место покойного депутата А.Г.Петрика. Выборы - 22 ноября 1998, сбор подписей - до 27 сентября, регистрация - до 2 октября. День выборов назначен с расчетом совместить их с выборами в Законодательное Собрание края. Возможно, на этот же день будут назначены выборы в 42 округе на место Ю.А.Полякова, пропавшего без вести 2 декабря 1996 (если поспеет судебное решение).
Кулуары: Председатель ЦИК А.В.Иванченко посетовал, что осуществив экстренный секвестр (в связи с шахтерской забастовкой), Дума сократила финансирование ЦИК на 14 млн.руб. А ЦИК и так уже недофинансирован примерно на эту сумму. При этом в ходе заседания Думы утверждалось, что в этом году предстоят довыборы в 2 округах - на самом деле таких округов уже сейчас 5, а прогнозируется не меньше 7. (Справка: Довыборы в 1 округе обходятся более чем в 2 млн.руб.)
На заседании 6 мая 1998: признаны полномочия А.Х.Заверюхи, доизбранного 19 апреля 1998 на вакантный мандат в Камчатском округе N87. Заверюха получил 16.092 голоса (при этом против всех проголосовало 16.054 чел.), на втором месте зам.председателя ЛДПР, бывший второй секретарь "ночной" компартии Литвы Владислав Швед (14.213).
Кулуары: Любопытные журналисты задавали председателю ЦИК Иванченко вопросы: что будет с Климентьевым? А не могут ли поступить так же (в смысле отмены результатов выборов) и с Лебедем? Иванченко рассказал о предупреждениях, вынесенных Лебедю и Зубову. На вопросы о судьбе Климентьева председатель, не будучи правоохранительным органом, отвечать отказывался, пока вопрос не был поставлен чисто в разрезе избирательного законодательства: обязан ли местный избирком немедленно назначить новые выборы и когда он это сделает. По словам Иванченко, назначение выборов - в компетенции Городского собрания, причем жесткие сроки повторных выборов в местном законе не закреплены. Избирком направил в Горсобрание ходатайство о назначении повторных выборов, но депутаты, имея некоторую свободу маневра, скорее всего потянут с назначением выборов до конца летних отпусков (а там, глядишь, и рассосется...). В связи с надвигающимся секвестром корреспондент "Панорамы" поинтересовался, будет ли ЦИК пользоваться предоставленным ему законом правом компенсировать недостающие средства кредитами коммерческих банков. А.Иванченко ответил, что ЦИК не видит ничего хорошего в получении кредитов и научился обходиться тем, что получает из бюджета. При том, что за истекшие годы финансирование держалось на уровне менее 50% предусмтренного бюджетом - и это в годы всеобщих выборов, а в промежутках - около четверти положенного. Журналисты поинтересовались, хватит ли средств на повсеместное внедрение результатов упоминавшегося на заседании эксперимента по изготовлению бюллетеней на специально защищенной бумаге. Председатель заверил прессу, что в 750 млн., запрошенные ЦИКом на думские выборы 1999 года заложена и спецбумага, и переход на двухтуровую систему в одномандатных округах.
На заседании 26 мая 1998:
Назначены дополнительные выборы в Государственную Думу в Дзержинском округе N119 Нижегородской области на место М.В.Сеславинского
в Ямало-Ненецком округе N225 на место В.В.Гомана. В обоих - на 27 сентября 1998. Сбор подписей до 2 августа 19986 регистрация - до 7-8 августа.
Долго обсуждался вопрос об агитации в ходе довыборов в Думу (докладывал Р.Т.Биктагиров). За 4 года работы члены ЦИК столкнулись с множеством способов законного обхода кандидатами правил предвыборной агитации. Типичные случаи - агитация за кандидата до его регистрации и вообще до объявления избирательной кампании (как бы вне связи с выборами, а просто за то, что человек хороший); распространение печатных материалов без выходных данных; финансирование агитации в обход избирательных фондов. В прямом подкупе избирателей уличены А.Заверюха, И.Силаев, Д.Бедняков, А.Климентьев. В агитации с использованием служебного положения - Ю.М.Лужков, В.С.Черномырдин, И.П.Скляров. Хитро поступил мэр Екатеринбурга Чернецкий: много месяцев провисевшая социальная реклама под общим лозунгом "Наш дом - наш город" (справедливости ради - оплаченная все-таки не из муниципальной, а из партийной кассы) вдруг превратилась из социальной в предвыборную. Правда, никто не сможет ограничить агитацию "против", что прекрасно продемонстрировано в ходе Красноярской кампании "анти-Лебедь".
Как согласовать право граждан и их объединений агитировать за и против любого кандидата - и требование, чтобы все расходы на агитацию шли только через избирательный фонд кандидата? Проблема обсуждается не первый год. Еще в 1996 году Н.Т.Рябов грозился снять с регистрации Святослава Федорова за то, что в каком-то городе продаются трамвайные билеты с портретом кандидата (независимо от того, знал Федоров об этих билетах или нет). Сейчас члены ЦИК склоняются к мнению, что добровольные симпатизанты кандидата, желающие помочь ему за свой счет, должны делать это только через избирательный фонд. Критиковали газету "Советская Россия" за регулярные предвыборные полосы в поддержку народно-патриотических кандидатов в губернаторы, трактуя это как грубое нарушение закона. Закон не запрещает газетам политических партий агитировать "за своих", но учредитель "Советской России" - не КПРФ и не НПСР, а трудовой коллектив. Видимо, право на неограниченную агитацию будет оставлено только изданиям, у которых партия или кандидат значатся официальными учредителями и только за кандидатов, которые являются официальными выдвиженцами этих объединений.
- запретить кандидатам, находящимся на госслужбе, участие в неинформационных программах на государственном радио и ТВ иначе как в качестве кандидатов (т.е. на условиях равенства с остальными кандидатами);
- экземпляры всех агитационных материалов должны после их выпуска (конкретно для выборов в Думу - в 5-дневный срок) предоставляться в избиркомы с указанием адресов их изготовителей и заказчиков; иначе их распространение (которое, возможно, к этому времени уже завершилось - !) запрещается. В Думском законе предлагается запретить печатным изданиям и типографиям принимать заказы на печать агитации без письменного согласия кандидата (объединения, блока).
Оппонентом выступил председатель Мосгоризбиркома В.Горбунов. По его мнению в наше время, когда чуть ли не у каждого есть ксерокс, предотвратить децентрализованную агитацию невозможно. Тем более, что кто-нибудь может назло кандидату выпустить "контрафактную" листовку в его поддержку. Горбунов предлагает повысить предельный размер избирательного фонда и не настаивать на проведении всех операций через фонд. (Справка: для выборов в Думу и в действующем законе, и в новом проекте предельный размер избирательного фонда кандидата-одномандатника - 10.000 минимальных зарплат, для избирательного объединения или блока - 250.000 МЗП).
Одобрен Модельный закон о порядке отзыва депутатов (членов) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (докладывал Ю.А.Веденеев). Еще на предыдущих этапах обсуждения члены ЦИК (прежде всего - А.А.Вешняков) сомневались, можно ли вводить институт отзыва в условиях преобладания однотуровой системы относительного большинства: когда сплошь и рядом депутат избирается 10-12 процентами голосов (а теоретически может быть избран 1 голосом). Получается, что депутата избирают одни, а отзывают другие - и так до бесконечности (вспоминается "избирательно-промышленный комплекс" Максима Соколова). После введения (прошлой осенью) для выборов всех уровней принципа "больше, чем против всех" институт отзыва стал менее абсурдным. И все же в проекте нашли два чрезвычайно слабых места. Во-первых среди инициаторов отзыва не менее двух третей должны быть жителями соответствующего округа (почему не все? - удивились участники заседания). Во-вторых, кандидат считается отозванным, если за его подано больше голосов, чем было подано в свое время за его избрание. Как заметил Вешняков, это необходимое условие, но не достаточное: ведь получается, что если за избрание кандидата проголосовало, скажем, 5 тыс. чел из 50 тыс. участников, а за отзыв - 6 тыс. из 50 (при том, что против отзыва - "пусть работает" - проголосовало 44 тыс.) кандидат будет считаться отозванным. Нужно добавить: за отзыв должно быть подано не меньше половины голосов. Куратор проекта Ю.Веденеев обещал учесть поправки, после чего Модельный закон будет опубликован в Вестнике ЦИК.
Принят за основу новый Регламент Центризбиркома.
Кулуары: Пресс-служба ЦИК получила доступ к Интернету, благодаря чему корреспондент Панорамы наконец-то смог выполнить свой гражданский долг и предъявить Пресс-службе свои публикации на тему выборов.
На заседании 11 июня 1998:
Утверждены итоги довыборов в Думу по Чукотскому округу N223. Депутатом избран В.С.Бабичев, числящийся по трудовой книжке Руководителем Аппарата Правительства РФ - Министром РФ (несмотря на то, что новый руководитель аппарата назначен еще в начале мая). Он получил 14.405 голосов (57,88%), следующим был кандидат НПСР Владимир Етылин - 4.997 голосов (20,08%), на третьем - "кандидат против всех" - 2997 (12,04%), всего было 4 кандидата. Явка - 50,39%. Две цифры из отчета об эксперименте по использованию защищенной бумаги для бюллетеней: в 1995 году их печатали на ризографе, что обошлось в 14 копеек за экземпляр; теперь применялась типографская печать, которая обошлась в 52 коп. за экземпляр (без стоимости бумаги).
Утверждение итогов выборов на Алтае отложено вследствие затянувшегося разбирательства в регионе по жалобе А.П.Вавилова.
Избирательным комиссиям по довыборам депутата Думы от Северной Осетии 21 июня дано разрешение заниматься одновременно выборами глав местного самоуправления в 3 селах.
В разделе "Разное" рассмотрена жалоба А.Аринина в связи с президентскими выборами в Башкирии. Башкирский избирком сначала отказал Аринину в регистрации, но потом по решению Верховного Суда России вынужден был зарегистрировать его, а на следующий день - снова отменил регистрацию, уже под новым предлогом. Аринин просил ЦИК отменить решение избиркома республики. У рабочей группы во главе и Е.Ищенко было другое предложение: вернуть вопрос на рассмотрение башизбиркома с участием рабочей группы ЦИК. Председатель А.Иванченко удивился, почему кандидат не последовал рекомендации обратиться в Верховный Суд Башкирии (возможно, Аринин просто учел саратовский опыт - см. заметку от 3 апреля). Член ЦИК А.Белобородов довольно резко заявил, что не намерен "терять лицо" и потворствовать вопиющим безобразиям башкирских властей. А.Вешняков и А.Иванченко согласились, что решение башизбиркома сомнительно: вменяемые Аринину нарушения (агитация до регистрации, несоблюдение порядка финансирования), видимо, допускались и другими кандидатами, которые, тем не менее, зарегистрированы и продолжают кампанию. Е.И.Колюшин (КПРФ) поддержал Белобородова и сказал, что сомнения должны трактоваться в пользу заявителя. Единственным, кто полностью встал на сторону Башизбиркома, стал Р.Т.Биктагиров (Татарстан), заявивший, что все решения комиссии были основаны на конкретных фактах, хотя, возможно, не вполне правильно оформлены. О.Н.Волкова поддержала Белобородова и Колюшина. Далее вступили в дело процедурные тонкости. На вопрос А.Иванченко какое из решений должно быть проголосовано первым, Е.Ищенко ответил: о передаче вопроса в республиканский избирком. За это проголосовало 5 человек из 10 присутствующих (в т.ч. Иванченко, Вешняков, Фомичев, Биктагиров), после чего Вешняков напомнил, что при равенстве голосов голос председателя является решающим, а следовательно решение принято. Единственное, на чем настоял Белобородов - спросить и отразить в протоколе "кто против" и "кто воздержался". Против были трое (в том числе Белобородов и Колюшин), воздержались двое (в том числе Волкова). Как голосовали Ситник, Тур и Ищенко, разглядеть не удалось. На голосовании по второму предложению настаивать никто не стал. Аринин, на шансах которого вернуться в число кандидатов таким решением (за три дня до выборов) был поставлен крест, потребовал лишь одного: чтобы в протокол было занесено его утверждение, что никаких "мертвых душ", о которых говорил Биктагиров, в его подписных листах не было.
Между прочим, нормы Регламента ЦИК о равенстве голосов звучат так: "Решения Комиссии (...) принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии." (ст.39); "При подведении итогов открытого голосования в случае равенства голосов "за" и "против" голос Председателя Комиссии, а в его отсутствие - заместителя Председателя Комиссии, является решающим" (ст.38). В данном же случае имело место не равенство голосов "за" и "против", а равенство голосов "за" и "против+воздержались". Конечно, с точки зрения логики, 5:3 - убедительнее, чем 5:5, но при буквальном толковании норм Регламента получается как раз наоборот. И при желании, кандидат мог бы попробовать, опираясь на эту "дырочку" в Регламенте, добиться через Верховный Суд повторного голосования в ЦИКе по его делу. Кстати, в новой редакции Регламента, принятой за основу 26 мая, эти нормы остались без изменений.
На заседании в пятницу 19 июня 1998:
Утверждены итоги довыборов в Думу по Горно-Алтайскому округу N2. После 45-минутной критики в адрес избирательных комиссий Республики Алтай за разнообразные недочеты в работе протокол об итогах выборов был-таки утвержден. В постановление предполагалось внести пункт, требующий пересчета выборов на некоторых участках. При подробном рассмотрении выяснилось, что все что можно было уже не раз пересчитано, в том числе с участием вездесущих наблюдателей от проигравшего кандидата Вавилова. Лишь на двух участках обнаружены по 2-3 человека, расписавшихся и получивших бюллетени за себя и за кого-нибудь их ближайших родственников. Согласившись с мнением А.И.Тур о невозможности пересчета этих 2-3 голосов, когда неизвестно за кого они поданы, а также с мнением А.А.Вешнякова, что полное аннулирование результатов на этих участках из-за 2-3 голосов было бы нарушением волеизъявления нескольких сотен других избирателей, ЦИК принял постановление без 3-го пункта. Председатель АПР М.И.Лапшин получил 29389 голосов (42,22%), на втором месте - бывший замминистра финансов А.П.Вавилов - 28298 (40,65%), против всех - 4741 (6,81%), кандидат "от Лебедя" И.А.Чернов - 1692 (2,44%). Явка - 52,8%.
Кулуары: А.В.Иванченко покритиковал так называемых "депутатов-перебежчиков", которые, не слагая с себя депутатских полномочий в Госдуме, избрались в региональные законодательные собрания, побаллотировались там в спикеры (неудачно), а потом вернулись в Думу. Таких уже трое (вероятно имеются в виду А.Поляков, Ю.Бурлуцкий, В.Топорков). ЦИК намерен в будущем поставить перед таким явлением "законодательный заслон", а с настоящего момента лишать таких депутатов думского мандата через суд. Совмещение мандата Думы с каким-либо другим мандатом в представительном органе власти запрещено законом, но отсутствие в законе сроков и процедуры отказа от второго мандата делает эту норму легкообходимой.
На вопрос корреспондента "Панорамы" об отношении ЦИК к принятым в срелду во втором чтении поправкам к закону "Об основных гарантиях" председатель ответил, что созовет по этому поводу специальную пресс-конференцию. Ориентировочно - 30 июня.
На юбилейном, 150-м заседании во вторник 23 июня 1998:
Довыборы в Государственную Думу по Люблинскому округу N195 (Москва) на место Бориса Федорова назначены на 6 декабря 1998, сбор подписей - до 11 октября:, регистрация - до 16 октября.
Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого округач разрешили совместить думские довыборы с довыборами в горсоветы городов Лабытнанги и Муравленко.
Принята новая редакция Регламента ЦИК.
Принят документ о распределении обязанностей между членами ЦИК с учетом нового Регламента. Просьба О.Н.Волковой поручить ведение всех вопросов, связанных с ГАС "Выборы" лично ей, получило только 2 голоса.
Утверждены структура и штаты Российского центра обучения избирательным технологиям.
В "Разном" обсуждали создание базы данных "Кандидат - Депутат - Избирательное объединение".
Кулуары: Председателю опять задали несколько вопросов на башкирскую тему. На вопрос "что является меньшим злом в случае систематических нарушений - отложить выборы или провести их несмотря на нарушения", Иванченко ответил: "в зависимости от тяжести нарушений" и напомнил, что ЦИК признал назначение в Башкирии досрочных президентских выборов необоснованным. "Закон есть, нужно добиваться его выполнения через суд". На следующий день, 24 июня Председатель ЦИК отправил на имя председателя Государственной Думы Г.Н.Селезнева письмо о "депутатах-перебежчиках" Топоркове, Бурлуцком, Полякове. По мнению Иванченко, полномочия депутатов, избранных на несовместимые с думским мандатом должности, должны считаться прекращенными с момента подачи ими заявлений о сложении полномочий (а такое заявление - непременное условие получения регионального мандата). Случаи, когда Дума не принимает решения по таким заявлениям, дожидаясь "возвращения" депутатов из региональных Дум в Государственную, ЦИК трактует как "незаконную практику восстановления депутатами ГД утраченных полномочий" и предлагает Думе принять постановление о прекращении полномочий Топоркова с 3 июня 1998, в противном случае ЦИК должен будет отстаивать нарушенные интересы избирателей в суде. В письме также выражена поддержка президентской поправке к Закону об основных гарантиях, предлагающей возмещение кандидатом, досрочно слагающим полномочия без уважительных причин, расходов на дополнительные выборы.
На заседании в четверг 2 июля 1998:
Утверждены итоги довыборов в Думу по Северо-Осетинскому округу N21. Депутатом избран Боков Хазби Махарбекович, 1951, руководитель администрации региона интенсивного экономического развития "Осетия", Москва. Он получил 58.171 голос (39,40%), на втором месте - Х.Х.Албигонов - 37.460 голосов (25,37%), на третьем - Т.А.Цомаев - 27.461 (18,60%). Остальные 11 кандидатов набрали меньше 5% каждый. Против - 3.143 (2,13%). Явка - 33,87%.
Нижегородскому облизбиркому разрешили совместить выборы мэра и горсовета г.Дзержинска с думскими довыбрами 27 сентября.
Заслушали отчеты о работе Новгородских и Пермских избирательных комиссий
Обсудили вопрос о приведении избирательного законодательства Краснодарского края в соответствие с федеральным законодательством и о роли крайизбиркома в этом процессе. В Краснодарском крае существует оригинальный институт резервных депутатов Законодательного Собрания, которые расставляются по ранжиру по итогам многомандатных выборов, а потом становятся депутатами, если мандат освобождается. ЦИК попенял крайизбиркому по поводу 1996 года, когда тот почти 10 месяцев тянул время с передачей мандатов. В постановлении ЦИК призвал органы власти края ускорить принятие законов об отзыве депутата ЗС и о порядке досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. Можно сделать вывод, что большинство членов ЦИК не только не имеют сомнений по поводу необходимости института отзыва, но и выступают за повсеместное его внедрение.
Утвержден план работы ЦИК на второе полугодие. На первом постканикулярном заседании в августе ЦИК объявит конкурс на лучшую научную работу по вопросам ихбирательного права среди студентов и аспирантов юридических вузов. Научно-методический совет в сентябре-октябре должен доработать модельные законы об отзыве депутата МСУ, главы МСУ (куратор - В.Ситник) и губернатора (кураторы - Ю.Веденеев, А.Тур), о выборах должностных лиц МСУ на сходах граждан (В.Ситник), избирательный кодекс субъекта РФ (О.Застрожная). К осени предполагается подготовить сборник электоральной статистики по выборам законодательных собраний, а к концу года - по выборам местного самоуправления.
Одобрен модельный закон о референдуме субъекта РФ.
Самым интересным был вопрос "Разное", в рамках которого обсуждалось, кому из кандидатов объединения "Яблоко" должен быть передан освободившийся мандат О.Г.Дмитриевой (избранной по центральному списку Яблока). В свое время я уже писал о странной норме закона о выборах, по которой мандат в подобных случаях передается "региональной группе того же федерального списка, получившей наибольшее число голосов и имеющей кандидатов, не получивших статус депутата". При буквальном ее толковании получается, что пропорциональный принцип, используемый при первоначальном распределении мандатов, в случае исчерпания какой-то из групп (в данном случае - центральной) сменяется резко мажоритарным: наиболее населенная региональная группа (а это для всех партий в стандартном случае - город Москва) получает все освобождающиеся мандаты до полного исчерпания своих кандидатов, не получивших статус депутата.
Эта формулировка дословно перекочевала в Закон из Положения о выборах 1993 года, но в старой Думе ее воспринимали как нечто вроде опечатки и руководствовались не мажоритарной буквой, а пропорциональным духом указа о выборах: мандат передавался группе, имеющей наибольший неизрасходованный дробный остаток. Когда в 1994 году сложил полномочия депутат от ПРЕС В.А.Туманов, ставший судьей Конституционного Суда, мандат передали не Москве, где оставалось еще 9 кандидатов, а Московской области, которая была на четвертом месте по числу голосов после уже получивших мандаты Москвы, Ростова и Башкирии.
Произойди такое с любой другой партией, вопрос бы, вероятно, решился в кабинете вождя без выноса сора из избы. Мандатная комиссия получила бы бумагу за подписью председателя фракции и внесла бы на заседание Думы проект постановления о передаче мандата Дмитриевой О.Г. в связи с ее поступлением на госслужбу кандидату такому-то. Но в Яблоке все не так. 30 апреля, как только Дмитриева ушла в министры, в списке кандидатов Яблока объявились два "законных наследника" - один "по букве" - В.Учитель из Москвы; второй "по духу" - В.Лебедев из Ленинградской области. И у каждого нашлись свои сторонники. Последовал роман в письмах. В начале мая руководство фракции отправило в Центризбирком запрос - кому должен достаться освободившийся мандат. 8 мая пришел ответ за подписью зампреда ЦИК И.Фомичева - мандат достается Москве - Учителю, в случае его отказа - Левицкому, затем - Моторину, далее еще 9 фамилий до исчерпания московского городского списка. Яблочных начальников такой ответ не устроил, и они направили новый запрос в тот же адрес - и получили 25 мая точно такой же ответ от того же Фомичева - только еще с визой "Согласовано с О.К.Застрожной" (она отвечает в ЦИКе за взаимодействие с избирательными объединениями). 20 мая Дума наконец проголосовала за прекращение депутатских полномочий министра Дмитриевой, оставив мандат временно вакантным. 1 июня председатель Яблока Г.А.Явлинский и член Мандатной комиссии от этой партии Б.А.Моисеев отправили в ЦИК новые письма, в которых указали, что Центральный Совет Яблока на заседании 28 мая пришел к выводу, что мандат должен быть передан Ленинградской области. На членов Центризбиркома указания яблочного ЦК не подействовали, и тогда 29 июня в ЦИК был отправлен новый запрос - от Комитета Думы по законодательству, за личной подписью А.И.Лукьянова.
Придя на заседание ЦИК 2 июля, представители авторов запросов (Б.Моисеев, Яблоко, и А.Салий, КПРФ и Комитет по законодательству) получили проект решения комиссии в форме ответного письма председателя ЦИК Иванченко Комитету по законодательству, в котором подтверждалась прежняя позиция ЦИК - мандат передать Москве. Докладывала вопрос О.К.Застрожная. По ее словам, в законе установлен пропорциональный принцип - но только при первичном распределении мандатов. А для замещения вакансий черным по белому прописан другой принцип - и докладчик не видит оснований отступать от буквы закона. "Это не вопрос истины, а вопрос интереса избирательного объединения к своему представителю". В то же время, ЦИК не является в этом вопросе правоприменителем, мнение ЦИК имеет консультативный характер, Дума может решить по-другому. Ю.А.Веденеев усомнился, вправе ли одна доминирующая группа получать все высвобождающиеся мандаты, исключая тем самым из процесса все остальные региональные группы. "Таков закон" - ответила О.Застрожная. Б.Моисеев упомянул в своей речи, что коллегам по Яблоку, ответственным за авторство столь нечленораздельных норм закона, он уже высказал все, что о них думает "в более резких выражениях", и что закон будет скорректирован. А.Салий и Б.Моисеев приводили и другие аргументы - например, порядок распределения мандатов в 1995 году, после выхода В.Черномырдина и Н.Михалкова из списка НДР. Эти доводы были отклонены. В 1995 - начале 1996, по словам О.Застрожной и А.Иванченко, шел многоступенчатый процесс первичного распределения мандатов, а теперь речь идет о процессе замещения вакансий, для которого действуют другие нормы. Намерение же изменить закон не может быть правовым основанием для решения - "Когда закон измените, тогда и вопросы отпадут".
Заседание завершилось монологом Председателя ЦИК А.В.Иванченко о роли личности в истории. В качестве личности фигурировал "один человек" - это словосочетание было произнесено раз восемь, но фамилию так ни разу никто и не назвал. Иванченко попросил расценивать свое выступление как подведение итогов и этого вопроса, и заседания, и полугодия в целом. Привожу не дословно, но близко к тексту: Я вспоминаю нелегкую судьбу правоприменителя. Тогда в 1993 году по воле одного человека, видимо, того самого, которому Вы, Борис Александрович, высказали все по поводу этой нормы, мы везли сюда со всей страны 19 тысяч бюллетеней и считали их в Москве. Председатель призвал депутатов не тянуть с совершенствованием закона о выборах в Государственную Думу. К этому времени было уже ясно, что на заключительном заседании 3 июля закон принят не будет. Но оставалась надежда, что на внеочередных заседаниях 15-16 июля будет рассмотрен этот закон, который, по мнению председателя, не менее важен для страны, чем стабилизационный налоговый пакет.
На том и разошлись, проголосовав за текст письма-разъяснения Иванченко 9 голосами (Иванченко, Вешняков, Волкова, Застрожная, Ищенко, Колюшин, Белобородов, Ситник, Тур) при одном воздержавшемся (Веденеев).
Кулуары: Первые два вопроса Председателю задал корреспондент Интерфакса, который явно знал больше чем другие. Иванченко подтвердил, во-первых, что создан Консультативный совет организаторов выборов стран СНГ. Соглашение подписали председатели Центризбиркомов России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана. Устная договоренность о создании Совета была достигнута больше года назад, но не была оформлена на бумаге (Обращение председателей 4 избиркомов и Концепция Консультативного совета организаторов выборов стран СНГ опубликованы в Российской газете 11 июля 1998). Совет ориентировочно будет собираться раз в полгода. Подтвердил он и сведения Интерфакса о разработке, пока - в качестве эксперимента, электронных карточек избирателя. Тут уж я не мог не влезть в разговор - столько было возмущения в разных сферах по поводу думских электронных карточек, передачи голосов товарищу, "депутатов-многостаночников", неужели теперь это будет преспокойно введено в масштабах всей страны? - Будут ли карточки, - спросил я, - использоваться для получения бюллетеня - или непосредственно для голосования? - Для составления списка, - ответил Председатель. Речь не идет о голосовании с помощью карточки. Есть традиционная, консервативная система, есть материальное подтверждение голоса - бюллетень с галочкой. Система более защищенная от подделок, чем электронное голосование. Но я не исключаю, - сказал Иванченко, - что муниципальные выборы могут проводиться с помощью карточек - если будут приняты соответствущие региональные законы. Это дело не самого ближайшего будущего - по мере распространения системы электронных карточек для всего наседения - в системе пенсионного учета и для прочих надобностей - станут возможными и эксперименты по использованию карточек для системы учета избирателей.
Корреспондент какой-то из больших газет пытался добиться от Иванченко ответа, будет ли ЦИК регистрировать кандидата Ельцина на новый срок, если к моменту регистрации Конституционнный Суд еще не вынесет решение по этому вопросу. Председатель сказал, что его больше волнуют другие вопросы - вот сегодня приняли поправки к закону об основных гарантиях, которыми избиратели лишены права собственноручного заполнения подписных листов - им оставлено только право поставить подпись. Тем самым созданы благоприятные условия для фальсификаций. Что же касается третьего срока, вопрос этот решается Конституцией и ее толкованием, поправка к закону о выборах Президента не может быть выше Конституции. А к моменту выборов Конституционный Суд наверняка вынесет решение о толковании Конституции по поводу третьего срока.
На вопрос о том, как там с Климентьевым (повторные выборы мэра Нижнего - 27 сентября), Председатель ответил, что выборы на этот раз пройдут в два тура (принят новый местный закон), а дело Климентьева находится на стадии обжалования в областном суде, потом он наверняка подаст аппеляцию в Верховный Суд, и пока приговор не будет подтвержден высшей судебной инстанцией - Климентьев обладает всеми гражданскими правами, в том числе правом избирать и быть избранным.