ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]ХРОНИКИ ЦИК

Хроники Центризбиркома
май - декабрь 2000


Здесь публикуются краткие и совершенно неофициальные репортажи корреспондента газет "Панорама" и "Русская мысль" о заседаниях Центральной избирательной комиссии РФ.
  • I-VII 1998 | IX-XII 1998 | I-VII 1999 | IX-XII 1999 | I-IV 2000 | V-XII 2000 | Далее
  • В четверг 18 мая 2000:
    Рассмотрен вопрос о подготовке довыборов в Думу в 115 Мончегорском округе Мурманской области. Зарегистрировано 10 кандидатов, в том числе коммунист Михаил Антропов, яблочник Борис Мисник и братья-предприниматели Михаил и Юрий Живило (компания МИКОМ), которые уже второй раз (первый - 26 марта на довыборах в Мытищинском округе) баллотируются по одному округу вместе.
    Центризбирком назначил довыборы по 209 Северному округу (Санкт-Петербург), т.е. на место Сергея Степашина, на 15 октября 2000. Председатель А.А.Вешняков высказал предположение, что в ближайшее время придется замениить еще нескольких депутатов.
    Одобрен без обсуждения модельный закон о выборах должностных лиц местного самоуправления на собраниях (сходах) граждан.
    Премирован в размере 3 месячных окладов один из четырех опальных председателей региональных избиркомов (см. РМ за 20 апреля 2000) - Калининградский председатель Василий Зюбанов. Как сказал А.А.Вешняков, "он себя реабилитировал". Несмотря на ошибки в числе подсчитанных голосов (см. статью от 4.5.2000) ЦИК посчитал что серьезные нарушения в работе возглавляемой им комиссии отсутствуют.
    Кулуары: На мой вопрос, почему А.А.Вешняков сказал о предстоящей замене депутатов - есть ли у него сведения о назначении кого-либо из депутатов в Правительство, председатель ответил: "У меня такие же сведения, как и у Вас".

  • В пятницу 23 июня 2000:
    Утверждены итоги довыборов в Думу по 115 Мончегорскому округу (Мурманская область) - выборы провалились в связи с неявкой 25% избирателей.
    Рассмотрен вопрос о подготовке довыборов в Думу в 12 Ингушском округе. В округе зарегистрированы 8 кандидатов.
    Заменили по списку выбывшего из Думы С.В.Кириенко на А.Е.Лихачева (Нижний Новгород). По мнению двух членов ЦИК, которые воздержались при голосовании, мандат должен был перейти к другой партии, т.к. выбыл депутат из первой тройки федерального списка. По мнению большинства ЦИК действует норма закона, согласно которой назначение на государственные должности, предусмотренные Конституцией (а должность полпреда в Конституции значится) - уважительная причина для оставления мандата депутатом из первой тройки.
    Утвержден финансовый отчет по итогам президентских выборов.
    Принято методическое письмо о способе назначения в местные избирательные комиссии кандидатов от избирательных блоков: блок должен принять решение, делегирует он право выдвижения кандидатов в избиркомы совещанию всех региональных отделений членов блока или региональному отделению одной из организаций, входящих в блок.
    Кулуары: Председатель ЦИК Александр Вешняков сообщил о революционной законодательной инициативе ЦИК: предлагается изменить способ формирования региональных, территориальных и участковых избиркомов - назначать их не решениями органов власти и местного самоуправления, а решением вышестоящего избиркома. Это, по мнению Вешнякова, позволит гарантировать соблюдение принципа независимости избиркомов от местных властей, который, если судить по только что прошедшим выборам во Владивостоке, кое-где явно не соблюдается.

  • В пятницу 7 июля 2000:
    Повторные выборы депутата Госдумы по 115 Мончегорскому округу назначены на 3 декабря 2000.
    Обсудили сорванные 2 июля довыборы в Думу по Ингушетии. После снятия с регистрации кандидата Алихана Амирханова - ставленника президента Аушева - Верховным Судом республики большинство членов участковых избиркомов как (?) по команде сложили с себя полномочия; избирательные участки 2 июля не открылись. Выборы признаны несостоявшимися. ЦИК решил не спешить с организационными выводами до решения прокуратуры и суда. Член ЦИК с совещательным голосом от СПС Вадим Прохоров предлагал обратиться в суд с просьбой расформировать ингушский избирком; члены ЦИК эту идею не поддержали, хотя и проголосовали за то, чтобы усилить критику в адрес ингушских избиркомов в тексте постановления. Секретарь ЦИК Ольга Застрожная напомнила, что по закону роспуск избиркомов возможен в случае признания выборов недействительными, а не несостоявшимися.
    Утвержден образец открепительного удостоверения для довыборов в Чечне.
    Принято постановление о введении в постоянную эксплуатацию Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Выборы".
    Пересчитаны итоги президентских выборов по Калининградской, Белгородской, Тульской областям и ряду зарубежных участков. В результате пересчета в итоговом протоколе уменьшилось на 3 чмсло избирателей, включенных в списки, Жириновский потерял 4 голоса, Зюганов - 3, Скуратов - 74, Явлинский - 2, Памфилова добавила 1 голос, Подберезкин - 2, Путин - 27, Тулеев - 3, кандидат "Против всех" - 25.

  • В среду 26 июля 2000:
    Заверили список кандидатов (из одного человека - Петуховой Натальи Рэмовны) от Движения И.Грачева "Развитие предпринимательства" на довыборах в Думу 15 октября в Петербурге.
    Назначили довыборы в Думу по 15 Карачаево-Черкесскому округу (вместо Б.А.Березовского) на 10 декабря 2000. Расходы государства на выборы составят более 1 миллиона рублей.
    Кулуары: Председатель ЦИК Александр Вешняков довел до сведения журналистов, что 25 июля Мосгоризбирком зарегистрировал инициативную группу по сбору подписей за проведение референдума по трем вопросам: о запрете на ввоз в Россию радиоактивных отходов; о воссоздании Госкомитета по экологии; о воссоздании Рослесхоза. Вопросы формулируются так: "Вы за запрет ввоза из других государств на территорию РФ радиоактивных материалов на хранение, захоронение и переработку?"; "Вы за то, чтобы в России был федеральный государственный орган по охране окружающей среды, отдельный от органов по использованию и управлению природными ресурсами?"; "Вы за то, чтобы в России была юридически самостоятельная лесная служба?".

  • В понедельник 14 августа 2000:
    Обсудили подготовку довыборов в Думу в Чечне, назначенных на 20 августа, и приняли постановление.
    Сформировали комиссию во главе с секретарем ЦИК О.К.Застрожной для проведения конкурса публикаций о выборах в 2000 году.
    Приняли отставку двух членов окружных избиркомов в Питере.
    Кулуары: Председатель ЦИК Александр Вешняков, отвечая на вопросы по Чечне, сказал, что из примерно 380 участковых избиркомов в Чечне только 8 - военные, и что на территории Чечни участвуют в голосовании меньше военнослужащих, чем, например, в Северной Осетии или Мурманской области - только постоянно дислоцированные войска.

  • В пятницу 25 августа 2000:
    Подвели итоги довыборов депутата Государственной Думы в Чечне. В выборах приняли участие 303.233 из 488.399 избирателей (62,11%). Победил генерал Асламбек Аслаханов (30,31%), на втором месте Шамалу (Адам) Дениев (19,91%), только на третьем - ставленник администрации и "Единства" Леча Магомадов (9,75%).
    Зарегистрировали список кандидатов от КПРФ на довыборах в Карачаево-Черкесии, состоящий из одной фамилии - Михайлович Мурахтан Аджигиреевна.
    Назначили членом окружного избиркома N209 в Санкт-Петербурге представителя "Яблока".
    Кулуары: В этот день состоялось открытие нового здания ЦИК в Большом Черкасском переулке. Здание напоминает Петровский Пассаж - с мраморной отделкой, прозрачными лифтами и стеклянными полами на этажах. Председатель ЦИК Александр Вешняков сообщил, что на реконструкцию здания было запрошено 250 млн.руб., но ЦИК, проверив смету, урезал ее до 220 млн. руб., сэкономив таким образом государству 30 миллионов.

  • В пятницу 29 сентября 2000:
    Рассмотрен вопрос о соответствии регионального избирательного законодательства федеральному. Докладывала секретарь ЦИК О.К.Застрожная. В октябре - декабре 2000 пройдут выборы регионального уровня в 38 субъектах федерации: избираются 34 губернатора и президента республик, а также 22 законодательных собрания регионов.
    В постановлении ЦИК названы 9 регионов, состояние избирательного законодательства в которых "вызывает серьезные замечания". Это Дагестан, Республика Марий Эл, Татарстан, Владимирская, Курганская и Новосибирская области, славящийся своими квалифицированными юристами Санкт-Петербург, Таймырский и Ханты-Мансийский автономные округа.
    Наиболее одиозным является избирательное законодательство Дагестана. На выборах в Народное Собрание Дагестана создаются национально-территориальные (регистрируются только кандидаты определенной национальности) и женские округа, а на выборах городского Собрания Махачкалы создаются округа для кандидатов с определенным уровнем образования. Дагестан не случайно называют "российским Ливаном" - здесь с советских времен действует неформальная договоренность о распределении высших государственных должностей между представителями основных национальностей республики. Это признанный способ сохранения межнационального баланса интересов. Однако, закрепление такого баланса в законодательных актах противоречит гарантированным российской Конституцией общепризнанным нормам равноправия граждан независимо от пола, языка и национальности.
    Избирательные законы и конституции Татарстана и Ингушетии до сих пор содержат повышенный в сравнении с федеральным законодательством возрастной ценз, ценз оседлости, обязательность владения государственным языком республики. Конституционный Суд России уже давно признал такие ограничения пассивного избирательного права антиконституционными.
    В некоторых регионах законодатели, заботясь о максимальной представительности выборных органов, не учли постсоветских реальностей, а именно низкой активности избирателей и большой фрагментированности общества. В результате приняты нормы, которые могут привести к тому, что выборы будут проводиться вечно: законодатели Краснодарского края отменили норму о 50-процентном барьере явки избирателей, но оставили в действии норму о необходимости для избрания получить более 50% голосов во втором туре. Калужским законодателям ЦИК рекомендовал отменить норму о назначении повторных выборов депутата Законодательного Собрания в случае, когда два кандидата получили одинаковое число голосов (федеральный закон рекомендует в таком случае признавать избранным того из кандидатов, который зарегистрировался раньше). Удмуртские законодатели приняли решение, что в первом и единственном туре выборов главы республики кандидат должен получить для победы не менее 25% голосов. Как заметил председатель ЦИК Александр Вешняков, при этом может сложиться парадоксальная ситуация: если (при надлежащей явке избирателей) первое меcто займет кандидат, получивший, к примеру, 24% - выборы будут признаны состоявшимися и действительными, а результата не будет. Центризбирком надеется что Госсовет Удмуртии успеет пересмотреть эту норму до выборов, назначенных на 15 октября.
    А законодатели Коми-Пермяцкого автономного округа явно перестарались: приняли и избирательный кодекс, и 4 отдельных закона о выборах органов власти и местного самоуправления. Кодекс и законы противоречат друг другу, и бедные избиркомы округа не знают, какими из законодательных актов руководствоваться при проведении выборов.
    По словам Вешнякова, противоречие регионального избирательного законодательства федеральному не препятствует исполнению российского закона: в случаях коллизии федеральных и региональных законов избирательные комиссии всех уровней должны непосредственно применять нормы федерального законодательства, "и в 90 с лишним процентах случаев избиркомы так и поступают", - отметил Вешняков.
    Был затронут, но никак не отражен в постановлении, вопрос о досрочных президентских выборах в Татарстане. Председатель ЦИК объявил незаконным перенос выборов президента Татарстана с марта 2001 года на 24 декабря года нынешнего. По этому поводу в Татарстан будет направлено официальное письмо.
    Вопрос о праве Минтимера Шаймиева (уже избиравшегося президентом 12 июня 1991 года и 24 мая 1996 года) баллотироваться на третий срок оказался спорным. Как известно, в октябре 1999 года вступил в силу федеральный закон об общих принципах государственного устройства субъектов Федерации, который установил, что высшие должностные лица регионов избираются на срок не более пяти лет и не могут быть избраны более чем на два срока подряд. Однако статья 30 этого закона устанавливает двухлетний переходный период, который дается регионам на приведение своего законодательства в соответствие с федеральным. При этом, как подчеркнула Ольга Застрожная, одна из целей переходного периода, обозначенная этой статьей - "обеспечение преемственности власти". Вывод Застрожной: до октября 2001 года главы регионов могут избираться на третий срок.
    Член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин делает другой вывод: в новой редакции закона о выборах президента Татарстана не говорится о двух сроках, но не говорится и о праве выдвигаться на третий срок. Следовательно никакого противоречия между татарским и российским законодательством нет: действует норма федерального закона.
    На заседании была рассмотрена жалоба редактора радиостанции "Свободная Россия" Владислава Фомина на депутата Госдумы Геннадия Зюганова. Избираясь в Думу в декабре 1999 года, главный коммунист указал в декларации имущества площадь своей квартиры 150 кв.м. А через три месяца, баллотируясь в президенты, он указал другую площадь той же квартиры: 167 кв.м. Узнав об этой истории, слушатели этой проселезневской, но антизюгановской радиостанции бросились звонить в студию и 90% позвонивших потребовали от редакции добиться изгнания Зюганова из рядов депутатов Думы. Фомин привел Александру Вешнякову собственную цитату последнего, из которой следовало, что занижение декларируемого имущества более чем на 10% является существенным нарушением и служит основанием для отмены регистрации кандидата. Вешняков быстро нашелся и ответил, что цифра 10% установлена только для доходов, а не для имущества. Сам Центризбирком не вправе лишить мандата уже избранного депутата, и требование радиожурналиста состояло в том, чтобы ЦИК обратился с этим предложением в Верховный Суд. Члены ЦИК сочли, что у дела нет судебной перспективы, поскольку занижение площали квартиры на 17 кв.м не могло повлиять на волеизъявление избирателей. Фомину в жалобе отказали и напомнили о праве обжаловать это решение в Верховном Суде.
    ЦИК объявил конкурс среди студентов и аспирантов юридических вузов и юридических факультетов на лучший реферат по вопросам избирательного права в 2000/2001 учебном году.
    Кулуары: Председатель ЦИК, видимо, не вполне разделяет точку зрения секретаря на вопрос о третьем сроке: по его мнению, дело о третьем сроке президента Татарстана "имеет судебные перспективы".
    Политическая история постперестроечной России делает неоднозначным ответ на вопрос, является ли новый срок для того или иного губернатора третьим или вторым. Александр Вешняков привел журналистам пример губернатора Брянской области Юрия Лодкина, который был в первый раз избран на этот пост в апреле 1993 года, но в сентябре того же года был смещен Борисом Ельциным за неподчинение указу 1400 о роспуске Верховного Совета. В декабре 1996 года Лодкин был во второй раз избран губернатором, после чего суд признал его увольнение в 1993 году незаконным и присудил ему зарплату за 3 года вынужденного прогула. Третьи выборы брянского губернатора - в этом декабре. Неясны перспективы выдвинуться в 2005 году на новый срок и у самарского губернатора Константина Титова. Титов был избран в сентябре 1996 года, а в апреле 2000 года, за три месяца до перевыборов, ушел в отставку, как говорят в Самаре - "виртуальную" (губернатор-отставник не удосужился даже сложить с себя полномочия члена Совета Федерации, которыми активно пользовался для переизбрания). С формальной точки зрения получается, что Титов не избирался на два срока подряд.
    Беседуя с журналистами, Александр Вешняков подверг критике югославский Центризбирком за то, что тот несколько дней не предоставлял хотя бы предварительных данных об итогах выборов, что вызвало напряженность в обществе. Не в восторге Вешняков и от югославской оппозиции: обжаловать подсчет голосов, по его мнению, следует через суд, а не через улицу. Кроме того, бойкотировать второй тур, имея твердые 49% голосов - по меньшей мере, странно. Председатель ЦИК опроверг слухи, будто бы югославская оппозиция представила в российский Центризбирком для суммирования результатов копии участковых протоколов.
    Что касается довыборов депутата Госдумы в Ингушетии, сорванных в июле этого года (об этом "РМ" писала в N4325), они должны состояться не позже чем через год - до 2 июля 2001 года. Вешняков предположил, что ЦИК не будет ждать столь долго и назначит перевыборы раньше, а также сообщил, что прокуратура уже возбудила уголовные дела против двух глав администраций районов, принуждавших членов избиркомов к сложению полномочий.
    Вешняков с гордостью рассказал, что система "ГАС "Выборы" признана госкомиссией наилучшей основой для составления всеобщего регистра населения - для этого в систему придется добавить персональные данные несовершеннолетних граждан. В конкурсе участвовали также системы Министерства по налогам и сборам, МВД, Пенсионного фонда. Чтобы создать всеобщий регистр населения, нужно принять федеральный закон, поскольку нынешнее законодательство запрещает использовать данные ГАС "Выборы" длля целей, не связанных с избирательным процессом.
    Участвовавший в заседании ЦИК лидер коммунистов Татарстана и возможный кандидат в президенты республики Александр Салий рассказал корреспонденту "РМ" о подготовке выборов в республике. Недавно принятый закон о выборах президента Татарстана содержит не предусмотренные федеральным законодательством ограничения пассивного избирательного права: предоставление права избираться только гражданам Республики Татарстан, предоставление права выдвижения кандидатов только избирательным объединениям, зарегистрированным на республиканском уровне не менее чем за год до выборов (таким образом, лишены права выдвижения кандидатов "Единство" и "Отечество", зарегистрировавшиеся только в 2000 году), а также усложненный порядок сбора подписей. Цель переноса выборов - переизбрать Минтимера Шаймиева в нынешнем тысячелетии, пока не истек срок приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным (а срок, установленный для этого указом президента Путина заканчивается раньше, чем двухлетний переходный период - 1 января 2001 года). В результате спешки с выборами некоторые потенциальные кандидаты, которые могли бы в них поучаствовать, отказываются выдвигаться, поскольку не видят перспектив соперничать с Шаймиевым. По данным Салия, некоторая конкуренция на выборах все-таки будет: своего кандидата, имя которого пока не называется, наметила московская татарская диаспора. На днях определятся с выдвижением своего кандидата татарстанские коммунисты. Не исключают самостоятельного участия в выборах и демократические силы. Национальные силы Татарстана, по мнению Салия, поддержат кандидата коммунистов.

  • В пятницу 6 октября 2000:
    Утвердили доклад А.А.Вешнякова на предстоящих 16 октября в Думе парламентских слушаниях по совершенствованию избирательного законодательства.
    Рассмотрели жалобу удмуртских избирателей на агитацию за председателя Госсовета и кандидата в президенты республики Александра Волкова. ЦИК оставил в силе решение удмуртского избиркома, признающее большинство публикаций о деятельности Волкова в республиканских официозах не агитацией, а освещением его работы в качестве руководителя республики. Правда, некоторые публикации "Известий Удмуртской Республики" и "Удмуртской правды" удмуртский избирком счел агитацией и вынес газетам предупреждение. ЦИК также поручил удмуртскому избиркому оценить распространяемый в республике "Наказ избирателя А.А.Волкову" с точки зрения наличия в нем признаков предвыборной агитации.

  • Во вторник 10 октября 2000:
    ЦИК заслушал жалобы на ряд телепрограмм и газетных статей (в том числе в "Золотой провинции", ранее - скандально известной антиволковской газете), направленных преимущественно против одного из кандидатов в президенты - нынешнего председателя правительства Николая Ганзы. Ему ставят в вину захоронение в Удмуртии ядерных отходов. Податели жалобы требовали снять с регистрации кандидата Волкова за незаконную агитацию. Центризбирком признал агитацию в телепередачах газетах неправомерной, но мер к Волкову не принял: по закону кандидат может быть снят с регистрации только в том случае, если незаконной агитацией занимается он сам или его доверенные лица, а в данном случае агитировали посторонние.
    Рассмотрена и жалоба самого кандидата Ганзы - на использование в агитационных целях Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Выборы" - электронной сети, связывающей региональные и окружные избирательные комиссии с Центризбиркомом. Как выяснилось в ходе заседания, к этой системе во многих регионах подключаются различные государственные организации, нуждающиеся в передаче электорнных данных, например - налоговые органы. В Удмуртии же к ГАС подключились сначала министерство информации, потом - государственная телерадиокомпания, государственные и муниципальные газеты, а затем и Союз журналистов. Последний и рассылал по государственной электронной почте в местную прессу агитационные статьи. Центризбирком поручил удмуртским коллегам разобраться с Союзом журналистов, который, во-первых, подключился к ГАС, не заключив договора, а во-вторых вел агитацию, не имея на это права (как известно, российский Центризбирком считает, что право агитировать на выборах всех уровней имеют только сами кандидаты и уполномоченные ими лица и только за счет официальных избирательных фондов).
    Кулуары: Председатель ЦИК Александр Вешняков попенял удмуртскому премьеру, что тот сам не разобрался с подчиненными, подключающими к государственным сетям кого попало. Присутствовавшие удмуртские журналисты рассказали председателю, что Ганза уже издал постановление об отставке министра информации, но тот сказался больным и под этим предлогом избежал увольнения. Корреспондент РМ попытался уточнить у председателя ЦИК границы дозволенного в агитации и спросил, считаются ли любые публикации о непопулярных действиях Правительства (например, захоронении ядерных отходов) в период избирательной компании агитацией. Ответ был отрицательным. После уточняющего вопроса, считаются ли такие материалы агитацией только в том случае если в них прямо говорится: "Не голосуйте за Ганзу Николай Алексеевича", председатель попросил не втягивать его в теоретические дискуссии.

  • В понедельник 16 октября 2000 в Государственной Думе прошли парламентские слушания по совершенствованию избирательного законодательства:
    Гвоздем слушаний был 94-страничный письменный доклад Центризбиркома "О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдумах", утвержденный постановлением ЦИК 6 октября 2000. Полный текст доклада можно найти на фасаде сервера Центризбиркома. Тем не менее, приведу (и прокомментирую) самые интересные из него цитаты:
    Применяемая на выборах депутатов Государственной Думы смешанная избирательная система прошла проверку на конституционность, неоднократно опробована на практике и, на наш взгляд, позволяет отражать электоральные (политические) предпочтения граждан Российской Федерации. (Председатель Вешняков - не сторонник перехода к мажоритарной системе, и Президент Путин с ним, кажется в этом согласен - ред.)
    На эффективность пропорциональной составляющей смешанной избирательной системы влияют создающиеся специально к выборам политические общественные объединения «диванного» типа либо партии с неясными источниками финансирования, выдвигающие в составе списков никому не известных либо скандально известных кандидатов, требующие наравне с ведущими избирательными объединениями государственного финансирования и бесплатного доступа к средствам массовой информации. Строгие ограничительные меры для таких партий, предусмотренные, например, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (правило «первой тройки»), небезосновательно вызывают сомнения с точки зрения закрепленного Конституцией принципа равенства всех перед законом. (Мучительное противоречие всех авторов современного избирательного законодательства - В.Л.Шейниса, А.И.Лукьянова, А.А.Вешнякова... - активная нелюбовь к "любителям пива" и "пчеловодам", но отсутствие юридически корректных способов их извести - ред.)
    Необходимо законодательно закрепить статус политических партий как единственных организованных участников избирательного процесса, правомочных выдвигать кандидатов. (Заметьте - речь идет не только о пропорциональной части Думы, но и об одномандатниках. Никаких независимых кандидатов! Такого нет даже в Англии! - ред.)
    Политические партии как гражданский институт должны иметь общероссийский статус и не могут быть региональными либо местными. (Предложение ставит крест на национальных партиях Татарстана, расцвете регионального партстроительства в Свердловской области и т.п. - ред.)
    Количество членов партии в десять тысяч членов и наличие не менее чем в половине субъектов Российской Федерации региональных отделений партии, в каждом из которых не может быть менее 200 членов, представляется достаточным для подтверждения общероссийского статуса партии и обеспечения ее участия на выборах разного уровня.
    Должно быть запрещено создание партий, построенных иерархически или руководимых авторитарными методами.
    Критерием сохранения статуса партии, на наш взгляд, могут стать участие в избирательных кампаниях и результативность такого участия. Такими же критериями следует руководствоваться и при решении вопроса о государственном финансировании политических партий.
    В целях обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, конституционного права граждан на объединение, следует предусмотреть возможность для политических партий получать депутатские мандаты пропорционально полученным голосам избирателей не только на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но и при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Развитие партийной системы, законодательства о партиях должно способствовать сокращению сроков избирательной кампании (...) Представляется, что федеральная избирательная кампания должна длиться три месяца, а избирательные кампании в субъектах Российской Федерации – не более двух с половиной месяцев. При этом на федеральных выборах период выдвижения кандидатов (включая сбор подписей), а также период проведения предвыборной агитации должны быть фиксированными – по 30 дней.
    7 июля 2000 года Государственной Думой принят, а 7 августа этого же года подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР», в котором, в частности, предусмотрена отдельная глава, посвященная избирательным спорам.
    ...Вышеуказанные изменения носят позитивный характер...
    Одна новелла в рассматриваемом Законе составляет исключение: реализованное предложение Верховного Суда Российской Федерации об отмене кассационной инстанции по избирательным спорам (за исключением жалоб на результаты выборов). Представляется, что это нарушает конституционные права граждан на судебную защиту прав и свобод (ст. 46 Конституции Российской Федерации) и не соответствует нормам части 2 статьи 19 и части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации...
    Президент Российской Федерации, подписав Федеральный закон, отметил этот существенный его недостаток, и направил в Государственную Думу законопроект, предполагающий восстановление кассационной инстанции по всем избирательным спорам.
    Отсутствие в Конституции Российской Федерации главы, посвященной избирательной системе, представляется оправданным на этапе формирования и становления гражданского общества, однако на определенном этапе стабилизации избирательной системы в Российской Федерации основные параметры избирательной системы Российской Федерации могут быть закреплены в Конституции Российской Федерации.
    В главе 1 Конституции могут быть закреплены такие принципы, как периодичность выборов, выборность органов государственной власти и местного самоуправления.
    Кроме того, следует конституционно закрепить минимальный возраст для осуществления активного избирательного права – 18 лет. Именно в Конституции Российской Федерации могут быть отражены и дополнительные ограничения в реализации пассивного избирательного права (например, имевшаяся судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления). Как вариант, возможно введение в Конституцию Российской Федерации нормы, позволяющей устанавливать избирательные цензы федеральным конституционным законом.
    Что касается формирования избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, – избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, то следует законодательно закрепить согласование кандидатур в состав этих комиссий, назначаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае отклонения кандидатуры (с изложением мотивов) представивший ее орган должен предложить для согласования новую. Если новая кандидатура не будет предложена, назначение в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должна производить ЦИК России. Кроме того, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации должны финансироваться преимущественно из федерального бюджета. (А ведь еще в июне Вешняков предлагал пойти дальше - формировать избиркомы всех уровней сверху вниз - ред.)
    ...нужно откорректировать порядок расформирования избирательных комиссий, предусмотрев возможность обращения в суд с заявлением о расформировании не только в случае признания выборов недействительными по вине комиссии, но и в иных случаях, например, в случае неудовлетворительной организации (срыва) выборов, неисполнения решений суда или вышестоящей избирательной комиссии.
    Целесообразно рассмотреть и предложение о предоставлении ЦИК России права при наличии фактов, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принимать решение о расформировании соответствующей избирательной комиссии (предусмотрев особый порядок принятия такого решения – квалифицированным большинством).
    Необходимо предоставить избирательной комиссии право обращаться в суд соответствующего уровня с представлением об освобождении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от исполнения обязанностей члена комиссии не только при систематическом невыполнении им своих обязанностей, но и при лоббировании интересов кандидата, избирательного объединения.
    В мировой практике существует институт голосования по доверенности. Возможно, приемлем и такой вариант решения проблемы при условии, что у одного избирателя может быть только один доверитель.
    В законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует предусмотреть возможность (может быть, сначала в порядке эксперимента) проводить подсчет голосов избирателей не в участковых, а в территориальных избирательных комиссиях. При этом снимается фактор усталости членов участковых избирательных комиссий, которые после дня голосования должны еще с соблюдением множества формальных процедур произвести подсчет голосов и составить протокол об итогах голосования, возрастает возможность осуществления эффективного общественного контроля не только за подсчетом голосов, но и за введением полученных данных в ГАС «Выборы». Однако при этом необходимо также законодательно обеспечить сохранность избирательных бюллетеней при их транспортировке.
    Представляется, что для реализации принципа независимости избирательных комиссий необходимо ввести запрет на постоянное нахождение в помещении для голосования при проведении голосования, а также на присутствие при подсчете голосов избирателей иных лиц, кроме тех, кому законодательством прямо разрешено организовывать голосование, производить подсчет голосов избирателей и осуществлять наблюдение за этими действиями.
    Действующее избирательное законодательство оперирует в основном понятием «предвыборная агитация» и регулирует порядок ее проведения. Однако рамки этого понятия узки для того, чтобы описать и отрегулировать все информационные процессы, происходящие в ходе избирательной кампании. В связи с этим правильнее использовать понятие «информационное обеспечение избирательных кампаний», в которое входят и такая юридическая категория, как предвыборная агитация, и такие категории, как освещение избирательной кампании и информирование избирателей о ходе подготовки и проведения выборов.
    Следует ввести мораторий на любую (а не только в СМИ) публикацию опросов общественного мнения за неделю до дня голосования и в день голосования. (Что такое публикация, но не в СМИ? Вероятно, подразумевается Интернет - ред.)
    Представляется также необходимым законодательно запретить в день голосования (до момента окончания голосования на территории избирательного округа) публикацию результатов выборов. (Павловскому - бой! - ред.)
    В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право свободно … распространять информацию любым законным способом». Порядок распространения информации (в том числе и агитационного характера) в рамках проведения избирательной кампании может и должен регулироваться законами о выборах, где предусмотрены законные ограничения с целью обеспечить важнейший принцип равенства кандидатов.
    Практика проведения федеральных избирательных кампаний 1999–2000 годов убедительно подтвердила необходимость ввести ограничения в этой сфере, поскольку в реальных условиях Российской Федерации зачастую средства массовой информации стремятся выступать в поддержку лишь одного кандидата (избирательного объединения). (Ну, Доренко, погоди! - ред.)
    В тех странах, где функционирует множество негосударственных организаций телерадиовещания, политические пристрастия и коммерческие интересы которых разнообразны, отсутствие регулирования их деятельности, а равно деятельности государственных СМИ, в том числе и в ходе избирательных кампаний, представляется оправданным. Но в России организации телерадиовещания немногочисленны, следовательно, необходимо регулировать деятельность СМИ в ходе избирательного процесса, чтобы обеспечить гарантии проведения свободных, демократических и конкурентных выборов в рамках, очерченных действующей Конституцией Российской Федерации. При этом следует иметь в виду наметившуюся тенденцию к стиранию различий между «государственными» и «негосударственными» организациями телерадиовещания с точки зрения как их финансирования, так и предпосылок необъективного подхода к освещению избирательной кампании.
    Для обеспечения своего рода компромисса между принципами равного статуса кандидатов и свободы распространения массовой информации, необходимо внести в законодательство о выборах нормы, позволяющие отличать законную информационную деятельность СМИ от незаконной агитационной деятельности, информацию – от комментария.
    Критерием в данном случае могло бы быть, например, явное преобладание информации о каком-либо из кандидатов (избирательных объединений, блоков) в сочетании с целенаправленно позитивными либо негативными комментариями к этой информации. Такая незаконная деятельность должна быть запрещена и признана злоупотреблением свободой массовой информации.
    Представляется, что законодатель может выработать ряд критериев, позволяющих более четко разграничить освещение текущей служебной деятельности кандидата и предвыборную агитацию в интересах этого кандидата. К последней могут быть, в частности, отнесены информационные материалы, содержащие сведения из биографии кандидата, изложение его взглядов, не связанных с его сферой деятельности (искусство, спорт, история страны и т.д.), различного рода информация о семье кандидата или его увлечениях и так далее. При этом в законе может быть указано, что такие материалы следует признавать побуждающими к голосованию за кандидата. (Казус Волкова Удмуртского - ред.)
    Что касается непосредственно предвыборной агитации (в предлагаемом узком смысле), то необходимо законодательно установить достаточно короткий срок ее проведения – 1 месяц.
    Следует также конкретизировать это понятие, исключив из него деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую к участию в выборах. (Намек на процесс в Верховном Суде А.Абрамовича против А.Вешнякова, обвиненного в агитации против бойкота, т.е. за участие в выборах, каковая агитация в последний день перед выборами запрещена законом. Абрамович дело проиграл - ред.)
    Требует уточнения вопрос о призывах к отказу от участия в выборах или к бойкоту выборов. Эти призывы носят характер общественно опасных деяний, несущих информационную угрозу конституционным основам российской государственности, в связи с чем должны быть квалифицированы как форма (вид) воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан.
    Необходимо более четко определить в законодательстве, что агитация, побуждающая к голосованию против всех кандидатов, может финансироваться только за счет средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов. (Ну, Вы даете!!! - ред.)
    Целесообразно внести в действующее избирательное законодательство Российской Федерации дополнение, согласно которому средства в избирательный фонд зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков будут выделяться в зависимости от результатов голосования (прямое финансирование). (Честно говоря, я не понял. Каких результатов? На прошлых выборах? Или пополнять избирательный фонд госсредствами после кампании - зачем? - ред.)
    ...законодатель обязан, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдать принцип адекватности наказания при применении такой меры государственно-правовой ответственности, как отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов) либо отмена регистрации кандидата (списка кандидатов). Так, отказ в регистрации либо отмена регистрации могут следовать за серьезными финансовыми нарушениями со стороны кандидатов, подкупом избирателей, злоупотреблением свободой массовой информации, нарушением сроков проведения предвыборной агитации. В иных случаях, возможно, следует прибегнуть к введению административных штрафов, а в некоторых случаях – и к привлечению к уголовной ответственности. (Похвальная забота об ограничении собственных полномочий - ред.)
    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должен более гибко подходить к вопросам организации голосования и подсчета голосов избирателей и допускать введение федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации возможность регулирования голосования по почте, голосования по доверенности, подсчета голосов избирателей не в участковой, а в вышестоящей (территориальной или окружной) избирательной комиссии.
    На этом закончим цитирование доклада и расскажем о выступлениях других участников слушаний.
    Анатолий Лукьянов, председатель думского Комитета по государственному строительству (фракция КПРФ), выразил возмущение откровенным использованием так называемого "административного ресурса" на выборах.
    Борис Надеждин (фракция СПС) внес несколько предложений: отказаться от процедуры сбора подписей; внедрять электронные способы голосования, для начала - в Москве и Питере, которые "для этого созрели"; регистрировать в качестве избирателей только тех, кто хочет; отказаться от института избирательных блоков; усилить элементы пропорциональной системы в регионах (пока она есть только в 9 субъектах Федерации); принять новый федеральный конституционный закон "О референдуме" - предусмотреть право назначения референдума не только в результате сбора подписей, но и по решению органов власти - указом Президента, федеральным законом (договор о союзе с Белоруссией уже неявно это подразумевает).
    Анатолий Петров, Заместитель председателя Правительства Москвы: Творения Шейниса и господина Салия (имеются в виду избирательные законы - ред.) невозможно улучшать, их надо в архив отправить... Должно быть миллиона 3-4 в партии, иначе что это за партия?... Не надо распространять эту (пропорциональную - ред.) порочную систему на регионы...
    Александр Салий, председатель Комиссии Думы по избирательному законодательству (фракция КПРФ): [Петрову:] Ваша Московская Дума была набрана представителем исполнительной власти. При пропорциональной системе такого не произойдет... Я поддерживаю многие новации, высказанные в докладе. Я категорически не согласен с голосованием по почте... Надо переходить от сбора подписей к выдвижению кандидатов политическими партиями.
    Олег Морозов, лидер группы "Регионы России": по опросам 80% выступают за движение в сторону мажоритарной системы. В моем любимом городе Казани есть несколько политических партий, ДПР, ДВР, и еще примерно 3. Знаете, сколько человек их представляет? Один! Его фамилия Ахметов... У нас в стране есть одна политическая партия - КПРФ.
    Елена Мизулина (фракция Яблоко): поддержала идею о монополии партий на выдвижение кандидатов и довела ее до логического завершения. Нам надо ввести правило, что только те партии имеют право участвовать в выборах, которые имеют фракции в Государственной Думе или проработали на территории РФ более 4 лет.
    Виктор Кузнецов, Новосибирский облсовет: Независимых кандидатов сегодня нет. Бой идет между политическими партиями и капиталом, и мы должны поддержать партии.
    Виктор Алкснис, депутат Думы: За последние 11 лет я 7 раз участвовал в выборах, 4 раза потерпел поражение, 3 раза победил. Сегодня победить административный ресурс невозможно. Какой выход? Честно признаюсь, не знаю. В США отстреляли несколько председателей комиссий - и фальсификации прекратились. Не знаю, надо ли идти по этому пути. За отмену всех форм досрочного голосования и голосования вне избирательных участков. Против нормы о сборе подписей только в отведенных местах. Это значит, что надо обходить квартиры и сообщать, куда прийти подписать. А это уже агитация? А администрация на автобусах привезет людей - и все подпишут за кого надо.
    Сергей Юшенков (фракция СПС): Существуют 3 идеальных подхода к выборам: 1) глава администрации по представлению аппарата назначает депутата; 2) наследственное депутатство; 3) по Артуру Кларку: выбирает компьютер по результатам опроса среднестатистического избирателя. Но действительность сложнее. Надо найти компромисс: списки формируются голосами самих избирателей. Все кандидаты избираются в округах: победители формируют первую часть, а вторую формируют партии, преодолевшие в целом по стране пятипроцентный барьер. В список попадают кандидаты, занявшие 2-3 места в округах. [Морозову:] Нет такого Ахметова в ДВР, есть руководитель партии Штанин, депутат Госсовета.
    Светлана Поленина, председатель комиссии по делам женщин Союза юристов: предложила способ гарантирования равенства полов: число лиц одного пола в списках кандидатов не должно превышать 70%, в том числе в первых 18 фамилиях списка.
    Евгения Добрикова, представительница Союза защиты прав избирателей, Самара: рассказала о деле Макашова и привела пример типичной махинации на выборах: пачки бланков бюллетеней (по 1000 шт.) на участках не пересчитывают, а потом требуют с типографии дополнительно 200-500 экз.: "Вы нам недодали".
    Дальнейших выступлений, к сожалению, процитировать не могу, т.к. ушел после перерыва.
    Итогом парламентских слушаний всегда бывает документ под названием "Рекомендации", который не голосуют, а переписывают в ответственном комитете с учетом выслушанных выступлений. В проекте "Рекомендаций" участники слушаний рекомендуют Федеральному Собранию "скорейшее законодательное установление статуса политических партий как главных организованных участников избирательного процесса" - все-таки пока не "единственных". "Критерием сохранения статуса, а также государственного финансирования политических партий должны стать их участие в избирательных кампаниях и результативность такого участия". Предложено также не позднее 2001 года принять законы "О политических партиях" и "О ГАС "Выборы" и поправки к действующим избирательным законам. Верховный Суд попросили обобщить избирательные дела в разъяснениях пленума.

  • В пятницу 20 октября 2000:
    Подвели итоги несостоявшихся довыборов в Думу по 209 округу в Санкт-Петербурге. Протокол с цифрами журналистам не раздавался. По данным ГАС "Выборы" на 8.00 утра понедельника: Юрий Савельев (левый) - 36,79%, Наталья Петухова ("Развитие предпринимательства", поддержана губернатором) - 26,13%, Анатолий Голов (Яблоко и СПС) - 16,95%, Юрий Шутов - 5,97%, Сергей Андреев (поддержан "Единством") - 4,21%, Руслан Линьков (ДемРоссия) - 3,06%, Анна Чеснокова ("Отечество") - 1,21%, Николай Бондарик (националист) - 0,47%, Вячеслав Марычев - 0,38%, Валерий Федосенко - 0,27%, Михаил Живило - 0,06% (49 голосов), Юрий Живило - 0,04% (29 голосов), против всех - 3,94%. Явка 18,71%.
    Назначили довыборы по Коломенскому 106 округу Московской области (вместо Германа Титова) на 18 марта 2001.
    Рассмотрели подготовку региональных выборов в Калужской и Курганской областях.
    Утвердили "Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению избирателей в РФ на 2000-2005 годы" и "примерную Инструкцию по делопроизводству в избирательной комиссии субъекта РФ".
    Кулуары: На вопрос о выводах из очередного провала довыборов в Думу председатель ЦИК Александр Вешняков ответил, что у него есть два альтернативных предложения: 1) отменить 25-процентный барьер на дополнительных выборах, оставив его на общих выборах; 2) довыборы назначать только после того, как освободится заметное число округов, например 10. В законопроекте о выборах в парламент Союза России и Белоруссии такой механизм уже заложен: если освобождаются 5 округов, довыборы назначаются сразу по всем этим округам.

  • В среду 1 ноября 2000:
    Рассмотрена жалоба председателя исполкома Владимирского СПС В.Е.Семенова по поводу избирательной кампании губернатора-коммуниста Николая Виноградова. ЦИК оставил в силе решение Владимирского облизбиркома по публикации во "Владимирских ведомостях" (публикации не признаны агитационными), но поручил облизбиркому еще раз рассмотреть факт участия губернатора в благотворительной акции "Поезд милосердия".
    Отменено постановление избиркома Ненецкого автономного округа о назначении выборов губернатора на вторник 8 января (избирком назначил выборы своим решением в связи с тем, что этого не сделало своевременно Собрание депутатов округа). ЦИК поручил окризбиркому назначить выборы на 14 января, во-первых потому, что по федеральному закону выборы назначаются на воскресенье, а во-вторых - чтобы совместить их с окружными парламентскими выборами.
    Внесена поправка в статью 21 Регламента ЦИК (принятого 28 июня 1995, в редакции от 23 июня 1998, с поправками от 14 апреля 1999, 21 мая 1999 и 25 апреля 2000). В списке полномочий члена ЦИК добавлено право участвовать по согласованию с председателем ЦИК или лицом, его замещающим, в судебных заседаниях по вопросам компетенции ЦИК.
    В разделе "Разное" постановили выделить около 1,5 млн.руб. на проверку и охрану 2,5 млн. подписей, собранных за проведение экологического референдума (см. Хронику за 26 июля 2000). Поскольку в бюджете этого года строки "референдум" нету, решено провести расходы по статье "выборы в Федеральное Собрание РФ". Кроме того, рассмотрели жалобу семи (из 15) членов Псковского облизбиркома, которые выступили против регистрации кандидатом в губернаторы Псковской области предпринимателя Михаила Брячака, уличенного в благотворительной деятельности. ЦИК оставил в силе решение большинства Псковского избиркома о регистрации Брячака.

  • Во вторник 14 ноября 2000:
    Рассмотрена жалоба кандидата в губернаторы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, генерального директора ликероводочного завода "Соболь" Михаила Матханова, который был снят окружным избиркомом с регистрации 4 ноября по обвинению в незаконной агитации и подкупе избирателей. ЦИК отменил решение окризбиркома о снятии Матханова с регистрации и поручил окризбиркому рассмотреть его дело еще раз.

  • В среду 29 ноября 2000:
    Передали мандат депутата ГосДумы от КПРФ А.Н.Михайлова, ставшего курским губернатором, В.П.Алтухову.
    Обсудили в очень абстрактных выражениях вопрос "О некоторых вопросах проведения предвыборной агитации через СМИ в ходе выборов глав исполнительной власти субъектов РФ в 2000 году". В постановлении поименованы в качестве нарушителей государственные телерадиокомпании "Удмуртия", "Владимир" и "Курск", агитировавшие за действующих руководителей. Постановление предлагает средствам массовой информации, избиркомам и Генпрокуратуре обеспечить повсеместное соблюдение законов, а Министерству печати, кроме того, определить конкретные меры воздействия на нарушителей, в том числе "более активно использовать механизмы ответственности, предусмотренные Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вероятно, имеется в виду отзыв лицензий). Против последнего из упомянутых пунктов голосовал в одиночестве С.А.Даниленко.
    Центризбирком отказал инициативной группе "зеленых" в проведении экологического референдума. Инициативная группа референдума, созданная российскими представительствами Гринписа (GreenPeace) и Всемирного фонда дикой природы (WWF - World Wildlife Fund), была зарегистрирована Мосгоризбиркомом 26 июля и за неполных 4 месяца собрала и сдала без малого 2,5 миллиона подписей граждан России за проведение референдума по трем вопросам:
    1. Вы за запрет ввоза из других государств на территорию России радиоактивных материалов на хранение и переработку?
    2. Вы за то, чтобы в России был федеральный государственный орган по охране окружающей среды, отдельный как от органов по использованию, так и от органов по управлению природными ресурсами?
    3. Вы за то, чтобы в России была юридически самостоятельная государственная лесная служба?
    Действующее законодательство запрещает ввоз радиоактивного мусора, но в Думе готовится к рассмотрению законопроект об отмене этого запрета (см. на заглавной странице "Политики"). Не допустить такой отмены - первая цель "зеленых". Второй и третий вопросы возникли как реакция на упразднение Госкомэкологии и Рослесхоза. В мае этого года при формировании Правительства Касьянова новоизбранный Президент Путин передал функции обоих упраздняемых ведомств Министерству природных ресурсов. Экологи считают абсурдной ситуацию, когда за охрану природы и леса отвечает ведомство, зарабатывающее на эксплуатации этих ресурсов, призванное тем самым охранять природу от самого себя.
    В ходе дискуссии докладчица от Центризбиркома Н.А.Кулясова повторила известное утверждение атомного лобби о том, что запрет на ввоз ядерных отходов может вступить в противоречие с международными обязательствами России, а международное право по нашей конституции имеет приоритет над внутренним. По словам же экологов, в действующих договорах с государствами, в которых Советский Союз строил реакторы, речь идет о том, что СССР (а ныне - его правопреемница - Россия) "может", а не "обязан" принимать на переработку отработанное ядерное топливо. Но не это мнимое противоречие стало основанием для отказа.
    Из 2.490.042 представленных подписей засчитано действительными только 1.873.216 при необходимом минимуме в 2 миллиона. Это рекордный результат за недолгую историю народных инициатив по проведению референдумов в России (Николаю Гончару 14 января с.г. засчитали 1.654.563 подписи за референдум об объединении России с Белоруссией, а Союзу правых сил 17 февраля с.г. - 1.780.281 подпись за референдум о гарантиях частной собственности, отмене депутатской неприкосновенности, неучастии призывников в локальных войнах и ограничении права президента отправлять в отставку правительство).
    Из 616.826 незасчитанных подписей более половины (336.255) были забракованы региональными избиркомами. Из забракованных ЦИКом больше всего (45.794) - по мотиву "Дата внесения подписи выполнена не избирателем", на следующем месте (43.628) - "Неполн., неверн. дата рожд. избирателя, неоговор. испр.", затем (39.697) - "Неполный адрес места жительства сборщика".
    Представители Гринписа поблагодарили Центризбирком за объективность в проверке подписей (чего, по их мнению, нельзя сказать о региональных избиркомах), а также за решение направить материалы рассмотрения дела для сведения президенту и парламенту, ведь 1,8 миллиона - все-таки значимая цифра, которая может повлиять на мнение властей.
    Кулуары: Экологи намерены обжаловать итоги проверки подписей в региональных судах и Верховном Суде РФ. Как уже говорилось, к Центризбиркому претензий по выбраковке подписей нет, но есть они к региональным избиркомам, предъявлявшим, по словам организаторов референдума, вполне "драконовские" требования. К примеру, не засчитаны подписи, собранные в деревнях и небольших селах, где не существует названий улиц и номеров домов - обязательных атрибутов подписного листа. Эксперты-графологи уверяли сборщиков, завизировавших одной рукой по несколько сотен листов (рука бойцов колоть устала), что их подписи им не принадлежат, поскольку сильно отличаются друг от друга. Экологи будут обжаловать не столько сами решения проверяющих, сколько инструкции Центризбиркома, дающие слишком много формальных оснований (таких, например, как мнение эксперта-графолога) для того, чтобы не засчитывать подпись, даже если подписант подтверждает, что он эту подпись поставил. По мнению координаторов кампании Игоря Честина (WWF) и Ивана Блокова (GreenPeace), суды, руководствуясь законом, а не инструкцией, могут засчитать в качестве действительных 2,2-2,3 млн. подписей.
    За ходом дальнейшей борьбы экологов за референдум и против "ядерных" поправок можно будет следить на сайте www.zaprirodu.ru.
    Вышел в свет первый номер цветного журнала "Выборы и референдумы" - приложения к "Вестнику ЦИК". Номер содержит обзоры выборов и хода совершенствования законодательства, теоретические, исторические и справочные статьи, в том числе полный список депутатов нового Архангельского областного Собрания депутатов. Тираж журнала 1500 экз. Телефон редакции 925-82-01.

  • В пятницу 8 декабря 2000:
    Заседание прошло на грани кворума: присутствовало 10 членов ЦИК, остальные - "в регионах и на больничных".
    Подвели итоги довыборов депутата Государственной Думы в 115 Мончегорском округе (Мурманская область) 3 декабря 2000. В выборах приняли участие 138.570 из 367.943 избирателей (37,66%). Победил вице-губернатор области Игорь Чернышенко (45,08%), на втором месте яблочник Борис Мисник (19,15%), на третьем - Виктор Ладан, поддержанный НПСР (10,96%), на четвертом - Владислав Швед из ЛДПР (5,12%), на пятом и последнем, несмотря на имя и фамилию - Богдан Хмельницкий (3,89%), против всех проголосовали 14,03%.
    Повысили на 20% зарплату сотрудников Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК.
    Кулуары: На мой вопрос о причинах резкого повышения явки на выборы в Мурманской области - с менее чем 25% до более чем 37 - председатель А.А.Вешняков ответил, что тому есть три причины: во-первых, тогда было лето, когда многие разъезжаются на юг или в село; во-вторых, одновременно проходили выборы органов местного самоуправления; в-третьих местные избиркомы сделали выводы из июньского голосования и серьезнее позаботились о доведении до избирателей информации о выборах и выдвинутых кандидатах. Закон о политических партиях согласовывается на базе центризбиркомовского проекта и будет рассмотрен в Думе в первом квартале 2001 года. По поручению Президента рабочая группа Центризбиркома при участии Председателя Правительства и Руководителя Администрации готовит пакет законов, включающий: 1) закон о выборах в союзный парламент России и Белоруссии; 2) закон о политических партиях; 3) закон о Государственной автоматизированной системе "Выборы"; 4) поправки в действующие законы о выборах. Пакет должен быть принят Думой в течение 2001 года. На вопрос, не следует ли вынести на референдум вопрос о государственной символике, председатель ответил: "Я думаю, на референдум следует выносить только те вопросы, которые не может решить законодатель".

  • В пятницу 15 декабря 2000:
    Председательствовал заместитель Председателя ЦИК В.С.Власов (самолет А.А.Вешнякова не смог приземлиться в Москве из-за погодных условий).
    Подведены итоги довыборов в Думу по 15 Карачаево-Черкесскому округу. Депутатом избран Текеев Магомет Абдул-Халимович, шеф-редактор газеты "Горские ведомости", набравший 41.103 голоса. Процентные цифры я сразу сообщить не смог, т.к. копии протокола N1 с цифрами не получили даже члены ЦИК с совещательным голосом, не говоря уже о прессе. Сообщаю теперь, когда цифры появились на сайте Центризбиркома. Явка - 46,26%. Победил ТЕКЕЕВ Магомет Абдул-Халимович - 29,32%; на втором месте НЕЩАДИМОВ Василий Иванович - 28,07%; только на третьем основная соперница Б.А.Березовского на выборах 19 декабря 1999 МИХАЙЛОВИЧ Муратхан Аджигереевна (КПРФ) - 22,58%; далее - КАРДАНОВА Эмма Муратовна - 7,71%; ПОЛУБОЯРЕНКО Владимир Михайлович - 5,18%; ПАНОВ Владимир Георгиевич - 1,53%; КИЧЕРУКОВА Байдымат Сейтмазановна - 0,67%; против всех - 2,81%.
    Довыборы в Думу по 12 Ингушскому округу назначены на 15 апреля 2001. Предложение члена ЦИК с совещательным голосом от СПС Вадима Прохорова не возлагать полномочий по проведению выборов в округе на республиканский избирком, под руководством которого выборы один раз уже были сорваны, а создать специальную окружную комиссию, не получило ни одного голоса.

  • В среду 27 декабря 2000:
    Последнее заседание в 2000 году и XX веке было 54-м с начала года и 119-м с начала созыва (март 1999). В течение созыва принято 435 постановлений.
    Назначены на 20 мая 2001 дополнительные выборы в Государственную Думу по 43-му Тихорецкому округу Краснодарского края взамен депутата А.Н.Ткачева, ставшего губернатором края.
    В разделе "Разное" приняли постановления о награждении двух сотрудников избиркомов.
    Кулуары: Большинство журналистских вопросов касались вчерашней встречи Президента с лидерами фракций и депутатских групп (с участием Председателя ЦИК) по поводу закона о политических партиях. А.А.Вешняков процитировал одного из участников совещания, сравнившего закон о партиях по важности с законом о земле, и выразил надежду, что проект будет принят в первом чтении в конце января, а в окончательном виде - в марте-апреле 2001 года. На многократный вопрос о том, кто из лидеров фракций и за что критиковал закон, Председатель назвал фамилию Примакова. Примерно треть участников совещания, по словам Вешнякова, высказалась за отмену государственного финансирования партий или наоборот за его превращение из символического в существенное. В конце встречи Президент поручил Главному правовому управлению последний раз доработать текст с учетом высказанных мнений и завтра (т.е. сегодня) официально внести его в Думу.
    Довыборы в Думу на освободившийся мандат обойдутся, по словам Председателя, не менее чем в 3 млн.руб.
    Председатель высказался за продление "на 2-3 года" действия пункта 7 статьи 66 закона "Об основных гарантиях...", позволяющего переносить выборы органов власти регионов и органов местного самоуправления в пределах +/- 9 месяцев для их совмещения друг с другом или с федеральными выборами (статья действует до 1 мая 2001 года). Цель - постепенное движение в сторону одновременного проведения выборов всех уровней, которое себя оправдывает, в частности, заметно более высокой явкой избирателей.


  • I-VII 1998 | IX-XII 1998 | I-VII 1999 | IX-XII 1999 | I-IV 2000 | V-XII 2000 | Далее

    © Григорий Белонучкин. Корреспондент газет "Панорама" и "Русская мысль"
    © ПОЛИТИКА (diogen@online.ru)