П О Л И Т И К А[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]ПРАВИТЕЛЬСТВО

Смена Правительства РФ
в августе-сентябре 1998

Эта страница в основном состоит из сообщений, появлявшихся на заглавной странице "Политики" 23 августа - 13 сентября 1998. Заметный стилистический сумбур затрудняет использование этого текста в качестве справочного материала, зато хорошо отражает общую атмосферу тех дней.

ПРЕДЫСТОРИЯ
21 августа

Пятничное (21 августа) заседание Думы и сопутствующие мероприятия (заседания бюджетного комитета, переговоры лидеров фракций друг с другом и с В.С.Черномырдиным и последующие их интервью) показали, что у Правительства Кириенко в Думе не осталось опоры за исключением 10-15 депутатов (ДВР и примкнувшие во главе с Г.В.Старовойтовой). Бывшая правящая партия - НДР - устами двух своих лидеров предложила Президенту два выхода их положения - коалицию парламентского большинства (Черномырдин) или хотя бы блокирующего 150-голосого меньшинства (Шохин). Вводить налоги президентскими указами как-то не модно, и единственным способом провести через Думу хоть какую-то часть "стабилизационного пакета" остался кадровый размен.
(Так я писал сразу после отставки Правительства - и ошибался. После того, что произошло к концу августа с бедным рублем, ни о каком "стабилизационном пакете" в старом смысле уже не могло быть и речи, а пусть он даже и прошел бы - это бы вряд ли спасло положение.)

Ch.V.S.

Пройдут годы, и те, которые останутся,
сами будут смеяться...

(В.С.Черномырдин, 5 мая 1994)
У нас Правительства в России сегодня нет!
(он же, 20 августа 1998)

Победит тот, кто выдержит
(М.С.Горбачев, дата не установлена)

В воскресенье 23 августа Президент отправил Правительство Кириенко в отставку и поручил исполнение обязаностей Председателя Правительства В.С.Черномырдину, а в понедельник 24-го внес в Думу его кандидатуру на пост премьера.
Официальная мотивация: "Сегодня нужны те, кого принято называть "тяжеловесами"" (из телеобращения Президента 24 августа).
Кандидатура рассмотрена (и провалена) 31 августа и 7 сентября. В случае неутверждения кандидатуры, которую Президент вынесет на третье голосование, премьер будет назначен без согласия Думы.
СЕТЕВЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ:
  • Смена премьера: за, против, безразлично
  • Премьер-98: Ваш выбор

  • КОАЛИЦИОННЫЕ ТЯЖЕЛОВЕСЫ ВМЕСТО БЕСПАРТИЙНЫХ ТЕХНОКРАТОВ
    23-26 августа

  • Событие: В воскресенье 23 августа в 19.25 НТВ сообщило, что Президент своим указом отправил в отставку Правительство Кириенко и поручил исполнение обязаностей Председателя Правительства В.С.Черномырдину.
    Назначение на должность и.о. премьера человека со стороны противоречит Закону о Правительстве (подробнее об этом - в форуме "Гайд-парк"). Законно на кресло вр.и.о. могут претендовать только вице-премьеры из старого состава Б.Е.Немцов, О.Н.Сысуев, В.Б.Христенко и Б.Г.Федоров. Соответственно, все постановления Правительства за подписью такого и.о. до его утверждения Думой (включая ожидаемые решения по облигациям) могут впоследствии быть признаны филькиными грамотами.
  • Первые реакции: В 20.00 Н.Сванидзе на РТР задвинул обещанное интервью Кириенко на 20.30, а начал с позавчерашнего Лившица. В ту же минуту Л.Бруни на ТВ-Центр тоже начал с Лившица, но натурального, в собственном эфире. У ОРТ в 21.00 никаких комментариев не было - практически сразу перешли к Дагестану. НТВ в 22.00 тоже не преминуло проинтервьюировать Лившица.
    В Интернете появились официальная реакция Партии любителей пива и Яблока, микрогруппа ДВР решила не голосовать за Черномырдина. РОС - тоже. Позиция КПРФ - к сожалению, как всегда лежит на недолгоживущей страничке "Новости".
  • Разъяснения: Текст телеобращения Президента 24 августа. Мотив: "Сегодня нужны те, кого принято называть "тяжеловесами""
  • Реакция прессы: "Время MN" успело отреагировать в понедельник статьей "Новая премьера Черномырдина": "На решение о реставрации нисколько не повлияло и то, что корни сегодняшнего кризиса целиком и полностью лежат в "эпохе Черномырдина", которая, как показали дальнейшие события, на тот момент завершилась для экс-премьера крайне вовремя" ... "Единственной задачей, которую он наверняка сможет решить - консолидация большей части растерявшейся федеральной элиты." Независимая (В.Третьяков, многократно призывавший вернуть Черномырдина на место) в статье "ЧВС и левая оппозиция" призывает левое парламентское большинство проголосовать хоть за, хоть против Черномырдина, но побыстрее: "Не тяните резину. Лопнет...". КоммерсантЪ: "Березовский формирует кабинет" - "Именно он первым вошел в премьерский кабинет. За ним следовала свита, возглавляемая и.о.премьера Виктором Черномырдиным.". Телеграф предрекает гиперинфляцию, "второй глобальный передел собственности" путем пожирания акулами разоряющихся мелких компаний и банков - "российский капитализм станет еще более олигархическим" (Э.Муртазаев, С.Новопрудский. "Страна хронического кризиса"). В статье "Березовский - наш президент" Максим Соколов с несвойственным ему пафосом предполагает, что Б.А. зашантажировал президентскую семью некими документами об "интимных финансовых делах" и навязал Президенту "абсолютно самоубийственное для последнего решение". [В воскресенье увидев г-на Соколова живьем я поинтересовался, является ли это фактом или всего лишь гипотезой и получил ответ, что гипотезой] Заключительную фразу писал будто не Соколов, а Ленин: "Гигантская страна не может вечно находиться в руках хищников, и власть в ней не может вечно валяться на земле. Но чем дольше протянется это безумие, тем более страшную цену заплатит несчастная Россия за нынешние веселые дни Бориса Абрамовича".. Неудивительно, что Советская Россия в некотором смысле солидаризируется с "Русским телеграфом", публикуя интервью Г.А.Зюганова под заголовком "Компромиссы невозможны": "то, что произошло вчера, можно выразить двумя словами: маразм крепчает" ... "Это в сегодняшней ситуации ничего не меняет, наоборот, только усугубляет обстановку" ... "Или меняем курс и вытаскиваем страну из пропасти, или... Страшно сказать, но в противном случае страна с названьем кратким "Русь" просто перестанет существовать. Чего и добиваются наши политики в сговоре с Западом". Известия воздерживаются от запугивания читателей "чудовищным Борисом Абрамовичем", рассуждая более абстрактными категориями: "Ельцин сдает власть" (А.Привалов, вторник), "В России наступает олигархический капитализм" (он же, среда). В.Никонов: "С возвращением в Правительство Виктора Черномырдина мы, похоже, находимся на пороге консенсуса между властью и оппозицией, за гранью которого оказываются либеральные ценности". Труд в левом верхнем углу сообщает: "Акции Газпрома растут", а в политическом комментарии (В.Головачев) пишет, что Ельцин исправил мартовскую ошибку, прогнозы же кое в чем близки к "Телеграфу": "В кулуарах Белого дома говорят, что, возможно придется прибегнуть к денежной эмиссии, чтобы не рухнули хотя бы крупные банки. В конце концов всплеск инфляции, который произойдет только через два-три месяца, будет меньшим злом, чем всеобщая паника, и в конечном счете, экономический коллапс." Кто нибудь знает, что написала во вторник газета "Сегодня"? Расскажите, please.
  • Что дальше: По Конституции ст.111 у Президента есть две недели на внесение кандидатуры, а у Думы - неделя на ее рассмотрение. Президент долго ждать не стал: в понедельник 24 августа без пяти 10 сообщили, что он отправил в Думу письмо с представлением кандидатуры Черномырдина на пост премьера. В 10.30 объявлено, что Совет Думы решил эту неделю использовать для консультаций, а пленарных заседаний не проводить. Одновременно Совет Думы обратился к Президенту с просьбой "перевнести" кандидатуру более поздним числом - желательно 6-м сентября, чтобы максимально продлить период консультаций.
    Поскольку "перевнесения" не последовало, в пятницу 28 августа Совет Думы назначил пленарное заседание на 31 августа.
    Консультации по экономической программе велись в рамках трехсторонней комиссии Дума - Совет Федерации - Правительство и закончились подписанием в воскресенье краткого соглашения, от которого стороны уже к вечеру отреклись. На следующих этапах возможен созыв Круглого стола.
    Между прочим, Совет Федерации еще 10 июля предложил свою программу стабилизации, занявшую 5 газетных страниц (Парламентская газета, 29-30 июля 1998). Меры - госмонополия на алкоголь; перечисление всей прибыли Центробанка в федеральный бюджет; введение налога на ввоз валюты; замена акцизов на энергоносители экспортными пошлинами и рентными платежами; ограничение импорта; временная национализация неплатежеспособных стратегических предприятий; реструктуризация ГКО и введение жестких механизмов правовой ответственности за создание "финансовых пирамид", включая государственные, как особо опасную форму мошенничества; обеспечение недискриминационного доступа к энергосетям; перенесение тяжести налогов с доходов производства на рентные платежи, акцизы (на социально вредные товары, а не на энергоносители) и потребление.
    Вычерпывая максимальные конституционные сроки, стороны могут затянуть процесс до 11 октября (23 августа + 2 недели + 1 неделя + 1 неделя + 1 неделя + 1 неделя + 1 неделя), а в случае третьего неутверждения кандидатуры Президент обязан распустить Думу, назначить Председателя Правительства и провести парламентские выборы в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Думы.
  • Обсуждение "политического кризиса" в "Русском журнале"

    КРИЗИС КРЕПЧАЕТ
    28-31 августа

    28 августа 11.40. В связи с несмолкающими (хотя и опровергаемыми официально) слухами о предстоящей отставке Президента (к распространению таких слухов подключились и некоторые солидные информационные агентства) я посчитал нужным немедленно опубликовать статью "Возможная отставка Президента и ее неправовые последствия" и завести дискуссию об этой проблеме
    29 августа 00.25. Слухи о смерти СБС-Агро несколько преувеличены Эта новость не финансовая, а политическая: дело в том, что банкоматы СБС-Агро в Государственной Думе и Правительстве - это очень уязвимое место соответствующих деятелей, через которое они получают зарплату. Свидетельствую: несмотря на объявление по разным радиостанциям о приостановлении Центробанком операций СБС-Агро на 2 недели, в пятницу в 21 час банкоматы в Думе работали нормально и выдавали деньги. Если спросите про очеереди - их не было - к тому времени в Думе не осталось никого кроме лидеров фракций и журналистов.
    29 августа 15.30. МВФ подал голос. Си-Эн-Эн сообщает: что исполнительный директор МВФ Мишель Камдессю рассказал в пятницу корреспондентам, что на встрече в Крыму он посоветовал Виктору Черномырдину воздержаться "от так называемых популистских реформ", которые, по его мнению, были бы гибельными для России. Под популистскими реформами подразумевается эмиссия денег, которая вызовет гиперинфляцию. Как можно понять из сообщения, Камдессю желает Черномырдину успеха в формировании коалиционного правительства. Пользуясь случаем, в очередной раз адресую интересующихся к текстам, содержащим договоренности Правительства Кириенко с МВФ: Заявление (Меморандум)от 16 июля / то же по-английски / Письмо в МВФ от 17 июля / то же по-английски / Программа Правительства РФ и МВФ по финансированию госбюджета во II полугодии / график выдачи займа. А вот что об этом думают профсоюзы.
    31 августа, 7 утра. В понедельник с утра Дума рассматривает кандидатуру Черномырдина.
    На вечернем селекторном совещании в программе НТВ "Итоги" трое из четырех лидеров фракций (кроме НДР) - Зюганов, Явлинский, Жириновский - сообщили о намерении голосовать на этот раз против Черномырдина. Радикалы с обеих сторон (ДВР и РОС) заявили об этом еще раньше и еще в более резких выражениях, причем аргументация их почти дословно совпадает: за спиной Черномырдина стоит хищная и сговорившаяся с коммунистами (версия для либералов) / компрадорская и управляемая из-за рубежа (версия для национал-патриотов) группировка олигархов во главе с Березовским. Крайности сходятся.
    Лидеры фракций не исключают, что Президент, осознав неготовность Думы поддержать Черномырдина, отзовет кандидатуру и внесет ее снова - позже, т.к. у него есть на это время до 6 сентября.
    Политическое соглашение развалилось: Яблоко и КПРФ подписали его с массой оговорок, а прошедший затем Президиум ЦК КПРФ и вовсе решил не принимать. В частности, обе фракции отказались поддержать пункт 4 - "о взаимном сохранении" до конца срока полномочий нынешней Думы (декабрь 1999) - обязательство Президента не отправлять в отставку Правительство, Думы - не выносить вотум недоверия, а Правительства - не ставить вопрос о доверии (т.е. не создавать условий для роспуска Думы).
    Тем временем, в выходные банкоматы СБС-Агро перестали выдавать деньги по карточкам, т.е. зарплаты, текущие расходы и накопления депутатов Государственной Думы заморожены. Руководство банка обещает в понедельник приступить к работе, но от него мало что зависит, т.к. СБС с пятницы находится под внешним управлением Центробанка. Помимо всего прочего эти меры Центробанка буквально подталкивают депутатов в лагерь сторонников отставки Дубинина и переподчинения Центробанка Правительству (сиречь инфляции).
    31 августа / 1 сентября. Заседание Думы состояло из двух сюжетов. Черномырдина провалили 94:253:0 (за - НДР и чуть больше половины "Рос.регионов"). Поименные результаты - здесь - еще 2 голоса против - были от микрофонов. Атаку на Дубинина в форме обвинений в коррупции развернул адвокат Макаров. Дубинин оправдался по всем статьям.
    События дня: Банкоматы в Думе работают, сбережения депутатов разморожены. В информационное поле вернулся Доренко. СБС срочно судится с Центробанком за восстановление контроля над собой и ругательски ругает Центробанк на сайте НСН

    ТЕХНИЧЕСКАЯ ПАУЗА
    1-3 сентября

    В ночь с 1 на 2 сентября на месте заглавной страницы "Политики" появился следующий текст:
    ЧТО ПРОИСХОДИТ
    События развиваются стремительнее, чем это кажется.
    Уцелевшие ветви власти усиленно добивают друг друга из добрых побуждений - руководствуясь идеологией, чувством долга, личными интересами и интересами близких.
    Забудьте о фамилиях, симпатиях и антипатиях, правых и виноватых. Смотрите вокруг! Читайте Конституцию! Думайте своей головой!
    Те, кто недоволен Президентом, добиваются его отставки (добровольной, или путем импичмента), что приведет к переходу президентских полномочий в руки главы правительства.
    Те, кто пострадал (или считает, что пострадал, или действительно продолжает страдать) от жестких мер Центробанка добиваются отставки Председателя ЦБ или законодательного изменения статуса ЦБ, что может привести к переходу Центробанка и его ресурсов под контроль главы правительства.
    Те, кто пострадал и продолжает страдать от нынешней политики министра финансов, требуют его отставки, расчищая путь неизвестно кому, в том числе с 1 сентября - путем арестов.
    Противники Государственной Думы требуют ее роспуска, что приведет к временной остановке законодательного механизма и регулированию указами Президента или и.о. Президента, т.е. того же главы Правительства.
    Противники кандидата в премьеры голосуют, естественно, против него, тем самым сохраняя в должности фактического главы Правительства лицо, назначенное с отступлением от процедур.
    Коллективными несогласованными усилиями стороны вышибают друг друга из кресел ОДНОВРЕМЕННО ВЫШИБАЯ САМИ КРЕСЛА. Разделение властей "схлопывается".
    Последовательно уничтожая представительство друг друга в органах власти, стороны вытесняют друг друга "на улицу". Равновесие политических сил (или то, что от него осталось) сменяется монополией. Формируется правовой режим абсолютной личной власти, в центре которого находится один человек. Кто бы ни оказался на этом месте, он не сможет устроить всех. Механизм дальнейшего перехода власти на случай отставки или смерти этого человека неясен, он может и будет трактоваться и уже трактуется сторонами по-разному. Возникает юридическая база двоевластия. Ставки столь высоки, что цель начинает оправдывать средства.
    Те, кто этого не понимает, не могут поступиться принципами и продолжают призывать к отставкам, голосовать за отставки, или отправлять в отставку.
    Те, кто это понимает - а) то ли потворствуют такому развитию событий, надеясь, что этот пост достанется им, или угодному (по крайней мере приемлемому) для них кандидату; б) то ли не находят способа препятствовать.
    Любые попытки согласительных процедур стопроцентно дискредитируются: а) немыслимыми и необъяснимыми уступками одной из сторон, превращающими соглашение в капитуляцию; б) бойкотами, превращающими соглашение в сговор; в) отсутствием в Конституции согласительных правовых процедур, что превращает соглашение в выход за рамки Конституции.
    Что делать?
    НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ БЕЗУМИЕ ВЗАИМОУНИЧТОЖЕНИЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ, пусть даже они трижды прогнившие. Остановить "взаимовыбивание" газет, финансовых групп, политдеятелей. Они сохраняют последние островки демократии и равновесия общественных сил. Иначе - либо хаос, либо диктатура. Кому это выгодно? Никому!
    РЕЕСТР ОЛИГАРХОВ временно закрыт автором, дабы не способствовать ведущейся между ними войне на взаимоуничтожение, ибо свято место пусто не бывает.

    КУЛЬМИНАЦИЯ
    4-10 сентября

    Когда-нибудь историки сопоставят уцелевшие источники первых 10 дней сентября: документы, стенограммы и видеозаписи заседаний и пресс-конференций, сообщения новостных программ и сопровождавшие их видеокартинки, чьи-нибудь мемуары - если таковые появятся, и, может быть, попробуют связно описать смысл происходивших событий.
    Одни из них скажут, что весь-то кризис бушевал "в стакане воды" (в пределах Садового кольца), другие - напротив, будут доказывать, что кризис был остановлен на ближних подступах к Московской кольцевой дороге, а третьи подумают, что решающее событие российской драмы произошло где-нибудь между Кабулом и Куала-Лумпуром.
    При этом каждая из этих моделей, много чему противореча, окажется единственно применимой для объяснения чьих-то действий и поступков. И напротив, чем более обстоятельную и достоверную картину событий выявит историк, тем более непонятными и абсурдными будут казаться ему действия участников событий.
    Читателям, заинтересованным в теоретическом осмыслении происходящего, можно рекомендовать перечитать статью Владимира Котова "Кризис реальности" ("Панорама", N 36, июль 1994).
    3-6 сентября на заглавную страницу сайта постепенно вернулись сначала - ссылки на внешние источники, а потом - основное содержание. Как написал в середине сентября журнал "Итоги" (не цитата, но пересказ близко к тексту): сайт "Политика" сначала вообще закрылся, потом открылся, но работает без огонька. Очень правильно замечено - в горюче-легковоспламеняющейся обстановке работать лучше не с огоньком, а с огнетушителем. Подробнее о том, как вести себя на пожаре - см. речь Кириенко в парламенте 21 августа.
    На сайте это было выражено следующими словами:
    1-4 сентября автор на собственном опыте убедился, как легко стать объектом медиа-манипулирования, а будучи редактором сайта - автоматически стать и субъектом того же процесса. Поясню на простом примере: выхожу я из Совета Федерации немедля после того, как палата проголосовала против некоего постановления. Вхожу в Думу, а меня там спрашивают: "- Ну как, поддержали?" "- Нет, говорю, провалили". После чего (но не сразу) выясняется, что пока я шел, сенаторы вернулись к голосованию и действительно поддержали. Вроде я сказал чистую правду, а получается наоборот. Как в эйнштейновой физике: свойства наблюдаемого объекта зависят от скорости наблюдателя. Теперь помножьте все это на возможности киберинформации в сравнении с информацией "наземной".
    Посему приходится пересматривать критерии работы с информацией и несколько осторожней относиться к приходящей электронной почте. Если уж я начал получать письма от самого себя, которых я себе не отправлял, значит что-то тут неладно или со мной, или с почтой.
    К 6 сентября проблемы отчасти решены, отчасти - решаются. Сайт постепенно возвращается к привычному виду, хотя и медленнее, чем хотелось бы.
    В пятницу 4 сентября Совет Федерации со второй попытки проголосовал за одобрение кандидатуры Черномырдина, а Дума отложила повторное голосование на понедельник после звонка Президента спикеру с предложением созвать в понедельник утром Круглый стол.
    Стенограммы заседаний Думы и Совета Федерации от 4 сентября - даже неотредактированные - вряд ли смогут полноценно отразить весь накал войны нервов - в стенограммах ведь нету ни интонационных акцентов, ни жестикуляции, ни шахтеров с горящими глазами и радикальными плакатами, громыхающих касками посреди Думы, ни списка документов, розданных депутатам в течение дня.
    В понедельник 7 сентября вечером Дума второй раз провалила кандидатуру премьера (ту же самую). Утрешний Круглый стол не принес единой кандидатуры, а лишь подписание Президентом многостороннего политического заявления, написанного фракциями в прошлый понедельник. Зюганов в исключительно вежливой форме пытался убедить Черномырдина, что на компромисс коммунисты не идут не со зла: сколь бы замечательной ни была программа правительства - при удручающе низком рейтинге Черномырдина эта программа обречена на провал. Явлинский предложил Президенту внести в качестве компромиссной кандидатуру Примакова. Черномырдина снова прокатили.
    8-9 сентября журналисты просидели под дверями руководящих кабинетов и зданий в ожидании третьего внесения кандидатуры на пост премьера.
    Асимметричный ответ: Поздно вечером в среду 9 сентября некоторые телеканалы запустили пробную утку о третьем внесении кандидатуры Черномырдина. 10 сентября в полдень с минутами агентства вдруг сообщили, что Президент вносит в Думу кандидатуру Маслюкова, но через несколько минут поправились - Примакова.
    Вечером в четверг Совет Думы назначил голосование по кандидатуре Примакова на пятницу 11 сентября, 17.00.
    Один из последних всплесков "странного и необъяснимого", случившийся в последние полчаса перед внесением в Думу кандидатуры Примакова, подробно описан в "Российской газете" за 12 сентября.

    С НОВЫМ ПРЕМЬЕРОМ!
    11 сентября

    В пятницу 11 сентября Дума 317 голосами (70.44%) дала согласие на назначение премьер-министром Е.М.Примакова. Для сравнения: Черномырдин в 1992 году получил 721 голос (69.33%), в 1996 - 314 (69.78%). Против - 63 голоса (49 - ЛДПР, 5 - ДВР, отдельные представители других фракций). Из парламентских партий против были ЛДПР (партия и вся фракция), РОС (небольшая часть группы Народовластие), ДВР, часть НДР (партия официально - за, но половина фракции от такого голосования уклонилась), РКРП (1 депутат).
    Результаты поименных голосований 31 августа, 7 и 11 сентября.
    Следом за этим Дума назначила главой Центробанка В.В.Геращенко и уволила весь состав Совета директоров Банка России, тем самым наделив нового председателя единоличной властью в ЦБ по меньшей мере до следующей среды.
    В тот же вечер сообщено о нескольких кадровых назначениях в новом Правительстве. В частности, первым и пока единственным вице-премьером (т.е. номером 3 в иерархии престолонаследия) назначен Ю.Д.Маслюков.
    Недовольные меньшинства провели в воскресенье митинги на Пушкинской площади: Жириновский - в 12.00, Гайдар - в 15.00 (а вот Резолюция гайдаровского митинга).

    © ПОЛИТИКА (diogen@glasnet.ru)