Основные полномочия Государственной Думы перечислены в статье 103 Конституции. Дума первого созыва отказалась от идеи принятия закона о своем правопреемстве по отношению к Съезду народных депутатов и пошла по пути постепенного восстановления кадровых и прочих полномочий по мере принятия федеральных законов, основанных на новой Конституции.
Дума принимает постановления простым большинством голосов от общего числа депутатов (за исключением случаев, когда Конституция предусматривает более высокий кворум).
Законодательные:
Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или Президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции.
Кадровые:
выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (двумя третями голосов)
дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение членов Совета директоров Центрального банка (12 человек), двух представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете (НБС) и других членов НБС (в пределах 6 человек по представлению Председателя ЦБ);
назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
назначение представителей Государственной Думы в Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации;
назначение одного из 15 членов Коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
Прочие:
объявление амнистии;
определение аудиторской фирмы для проведения ежегодной проверки Центрального Банка России.
Конституция устанавливает численность Государственной Думы (450 депутатов), но не оговаривает механизма ее избрания. Выборы в Думу первого созыва проводились в соответствии с "Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году", утвержденным указом Президента N1400 21 сентября 1993 года и впоследствии измененным указами N1557 от 1 октября 1993, N1846 от 6 ноября 1993 и N238 от 4 февраля 1994. 225 депутатов избраны по одномандатным территориальным округам, 225 депутатов - по общефедеральному округу по спискам избирательных объединений (партий, движений, блоков). Подобный же механизм был заложен в Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы (N 90-ФЗ от 21 июня 1995), на основании которого избрана Дума второго созыва, в одноименный Федеральный закон (N 121-фз от 24 июня 1999), применявшийся при избрании Думы третьего созыва и в такой же Федеральный закон (85-ФЗ от 23 июня 2003), применявшийся при избрании Думы четвертого созыва. Некоторые нормы новых законов о выборах в Думу (например, о порядке замены депутатов по федеральному округу) вступали в действие уже для Думы действующего созыва. Новый Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы (N 51-ФЗ от 18 мая 2005) предусматривает избрание всех 450 депутатов по пропорциональной системе.
Конституция запрещает депутатам Государственной Думы находиться на
государственной службе или заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Местом работы депутатов считается Государственная Дума.
Государственная Дума была учреждена в качестве нижней палаты парламента президентским указом N1400 от 21 сентября 1993 года о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.
Четырехлетний срок полномочий Думы четвертого созыва истекает 7 декабря 2007, но депутаты сохраняют свои полномочия до начала работы нового состава Думы, который (если не произойдет роспуска Думы и досрочных выборов) должен быть избран 2 декабря 2007 года и приступить к работе не позже 1 января 2008.
Неофициально Думу первого созыва называли также "пятой Государственной Думой" (считая первые четыре, существовавшие в 1906 - 1917), Думу второго созыва, соответственно, "шестой Думой", а Думу третьего созыва - "седьмой Думой". Во времена И.П.Рыбкина эти названия присутствовали и в ряде изданий Государственной Думы, при Г.Н.Селезневе эта практика была прекращена.
21 января 1994 Государственная Дума, приняв Временное положение об обеспечении деятельности депутатов Государственной Думы ФС РФ, установила размер оклада депутата Государственной Думы равный окладу федерального министра (на момент принятия постановления - около 300.000 руб, указом N 204 от 24 января 1994 оклады в органах государственной власти были повышены с 1 января 1994 в 1,9 раза - примерно до 568.000 руб., с 1 июля 1994 - примерно 795.000 руб., с 1 апреля 1995 - примерно 1.034.000 руб., с 1 сентября 1995 - 1.591.750 руб, с 1 апреля 1997 - 6.000.000 руб., с 1 сентября 1999 - 9000 деноминированных руб.), а для Председателя Государственной Думы установила надбавку к этому окладу в 40%. Установлены надбавки за особый характер и интенсивность работы в размере 50% и за выслугу лет в размере 40% оклада. Для депутатов установлена также сумма возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, не облагаемая налогом, в размере 5 минимальных зарплат (73.100 руб.).
Федеральным законом "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (N3-фз от 8 мая 1994) установлено денежное вознаграждение депутата Государственной Думы, приравненное к окладу федерального министра с учетом надбавок. Сохранено возмещение депутатских расходов в размере 5 минимальных зарплат. Денежное вознаграждение Председателя Государственной Думы приравнено к денежному вознаграждению Председателя Правительства РФ с учетом надбавок (т.е. примерно 322.000 руб., с 1 июля 1994 - примерно 591.000 руб., с 1 апреля 1995 - примерно 768.000 руб., с 1 сентября 1995 - примерно 1.183.000 руб, с 1 апреля 1997 - 8.000.000 руб, с 1 сентября 1999 - 12.000 деноминированных рублей). Такие же размеры предусмотрены новым законом о статусе депутата от 5 июля 1999.
В ответ на повышение окладов министров (и соответственно депутатов) в полтора раза указом Президента от 23 августа 1999 Дума второго созыва 17 сентября 1999 приняла заявление "Об отказе депутатов Государственной Думы от повышения денежного вознаграждения...". Большинством голосов Дума рекомендовала своим депутатам, поддерживающим отказ от повышения окладов, добровольно оформить письменные заявления об отказе от получения сумм увеличения денежного вознаграждения до истечения депутатских полномочий.