18 июня 1998 года постановлением 604 Правительство утвердило свой новый Регламент и Положение об Аппарате, поправки в Регламент и Положение вносились постановлениями 361 от 29 марта 1999, 1191 от 26 октября 1999, 164 от 25 февраля 2000. 5 октября 2000 Регламент и Положение об аппарате утверждены в новой редакции Постановлением 760.
Понятие "Правительство" используется в России в трех значениях:
1. Кабинет министров. Коллегиальный орган в составе около 30 человек, проводящий регулярные заседания и принимающий коллективные решения. Именно в этом смысле термин "Правительство" употреблен в Конституции;
2. Белый Дом. Службы, расположенные в Доме Правительства - Премьер-министр и его заместители со своими секретариатами; Аппарат Правительства; правительственные комиссии и советы;
3. Система исполнительной власти. Вся совокупность правительственных и исполнительных органов: органы при Правительстве (инспекции, центры, управления и др.); организации при Правительстве (институт, академии, информационное агентство); федеральные органы исполнительной власти (22 министерства, около 40 государственных комитетов и федеральных служб); а также представительства некоторых министерств и служб в субъектах Федерации.
Регулярной отставке и переформированию подвергается после каждых президентских выборов только правительство в первом смысле (министры). Назначение и отставка руководителей других федеральных органов исполнительной власти (госкомитетов, федеральных служб - кроме "силовых") с августа 1996 производятся решениями самого Правительства (прежде это делалось указами Президента) и не увязываются с какими-либо сроками (некоторые руководители служб не переназначались с 1991 года). Назначение сотрудников Аппарата Правительства - внутреннее дело Правительства.
После первых альтернативных выборов высшим должностным лицом России - Председателем Верховного Совета РСФСР избран 29 мая 1990 года Б.Н.Ельцин. Председателем Совета Министров по его предложению 15 июня 1990 назначен И.С.Силаев, возглавивший первое Правительство суверенной России.
10 июля 1991 Ельцин вступил в должность Президента и снова назначил Председателем Совета Министров И.С.Силаева. В августе 1991 Силаев возглавил временное правительство СССР и 26 сентября 1991 под давлением нескольких министров ушел в отставку с должности главы российского правительства, во главе которого остался первый вице-премьер О.И.Лобов.
6 ноября 1991 Б.Н.Ельцин сформировал третье Правительство, известное как "Правительство реформ", под своим непосредственным руководством. Первым заместителем Председателя Правительства, исполняющим часть премьерских обязанностей, был назначен Г.Э.Бурбулис. После отставки Бурбулиса 3 апреля 1992 первым лицом в Правительстве стал Е.Т.Гайдар, занимавший со 2 марта 1992 должность второго первого вице-премьера. 15 июня 1992 Гайдар официально назначен исполняющим обязанности Председателя Правительства.
10 декабря 1992 Съезд народных депутатов отказался утвердить Гайдара Председателем Совета Министров и 14 декабря по предложению Ельцина утвердил в этой должности В.С.Черномырдина. Совет Министров - Правительство РФ сформирован(о) 23 декабря 1992. После принятия новой Конституции в декабре 1993 Совет Министров был официально переименован в Правительство РФ и несколько реорганизован.
Пятое Правительство - снова под руководством Черномырдина - сформировано в августе 1996 года после очередных президентских выборов. В марте 1997 года состав Правительства существенно обновлен: на смену первым вице-премьерам А.Большакову, В.Илюшину и В.Потанину пришли А.Чубайс и Б.Немцов, именуемые также "молодыми реформаторами". 23 марта 1998 Президент отправил Правительство в отставку и назначил исполняющим обязанности Председателя Правительства С.В.Кириенко.
Кандидатура С.В.Кириенко на пост Председателя Правительства была утверждена Государственной Думой с третьей попытки (10, 17, 24 апреля 1998). Правительство Кириенко сформировано к концу мая, а 23 августа 1998 года отправлено в отставку с возложением исполнения обязанностей премьера на В.С.Черномырдина.
Кандидатура В.С.Черномырдина на пост премьера внесена Президентом в Думу 24 августа 1998. Дума дважды ее отклонила, а на третий раз Президент предложил кандидатуру Е.М.Примакова, которая и была утверждена 11 сентября 1998. Правительство Примакова сформировано 11-30 сентября.
9 августа 1999 Правительство Степашина отправлено в отставку, исполняющим обязанности Председателя Правительства назначен В.В.Путин, его же кандидатура внесена в Думу. 16 августа Дума дала согласие на назначение Путина, 16-19 августа Правительство Путина, практически в прежнем составе, сформировано. 31 декабря 1999 в результате отставки Ельцина Председатель Правительства принял на себя полномочия исполняющего обязанности Президента РФ. 10 января 2000 М.М.Касьянов назначен Первым заместителем Председателя Правительства с неофициальным статусом "координатора".
7 мая 2000 В.В.Путин вступил в должность Президента РФ, в результате чего покинул пост Председателя Правительства. Президент В.В.Путин назначил М.М.Касьянова исполняющим обязанности Председателя Правительства. Немедленно после этого Правительство сложило полномочия перед вступившим в должность Президентом РФ В.В.Путиным. 17 мая 2000 Дума дала согласие на назначение Председателем Правительства М.М.Касьянова, в тот же день он был назначен Премьером, формирование десятого Правительства завершено 20 мая 2000.
24 февраля 2004 Президент отправил Правительство Касьянова в отставку, назначив исполняющим обязанности Председателя Правительства вице-премьера В.Б.Христенко. 1 марта 2004 Президент Путин внес в Думу кандидатуру М.Е.Фрадкова на пост Председателя Правительства. 5 марта Дума дала согласие на это назначение, в тот же день указом Президента М.Е.Фрадков назначен Председателем нового, одиннадцатого в истории суверенной России Правительства.
В день своего вступления в должность Президента РФ на второй срок - 7 мая 2005 - В.В.Путин внес в Государственную Думу кандидатуру М.Е.Фрадкова на пост Председателя Правительства. 12 мая 2004 Дума дала согласие на назначение. В тот же день указом Президента М.Е.Фрадков назначен Председателем двенадцатого Правительства РФ.
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры - Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. Члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации.
Таким образом, любое Правительство формируется на срок до вступления в должность новоизбранного Президента после выборов 9 марта 2008 года, каковое вступление должно состояться 7 мая 2008.
Президент может отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, по инициативе самого Правительства, или по инициативе Государственной Думы. Решение об отставке Правительства во всех случаях принимается Президентом. В случае двухкратного вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу.
Правительство РФ по Конституции состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Существовала также категория должностей, "приравненных по статусу к федеральному министру" (в том числе директор ФСБ и председатель Госкомимущества, входившие в Президиум Правительства), статус которых не получил однозначного истолкования ни в законах, ни в указах. Во всяком случае, при отставке Правительства они не считаются отставленными и не назначаются заново. Указом N1176 от 14 августа 1996 Президент Ельцин постановил, что такое "приравнивание" впредь не допускается.
Количество первых заместителей и заместителей Председателя Правительства действующими законами не установлено и определяется Президентом. Их численность может быть в любой момент изменена указом Президента. В последние полгода существования четвертого Правительства в нем было 2 первых заместителя и 7 заместителей Председателя. В августе 1996 их стало 3 и 8, в марте 1997 - 2 и 6. С апреля 1998 в Правительстве было 3 вице-премьера, из них ни одного первого.
Распределение обязанностей между вице-премьерами производится решением Председателя Правительства, которое официальным документом не является и обычно не публикуется. Президент лично курирует министерства, которые "подведомственны ему по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ". Истолкование того, какие именно министерства ему подведомственны, берет на себя сам Президент, с апреля 1998 таковыми считаются МВД, МИД, Минобороны и МЧС.
К моменту отставки четвертого Правительства в августе 1996 нем было 26 должностей министров (главы 25 министерств и Министр - Руководитель Аппарата). С августа 1996 в Правительстве было 24 министерства и столько же министров, с марта 1997 - 21 министерство и 23 министра ("лишние" - руководитель аппарата и Министр без портфеля), к началу 1998 - 22 министерства и 25 министров (добавился Министр - председатель Госстроя). В Правительстве Кириенко министерств было 22, Министров - 24 (руководитель Аппарата, а затем - и руководитель Госналогслужбы).
Министерства создаются и упраздняются указами Президента. По мнению депутатов Думы, список министерств и ведомств может быть закреплен в федеральном законе. Президентская сторона считает такую регламентацию посягательством на полномочия Президента и в ходе текущего пересмотра законодательства настаивает на искоренении из законов конкретных наименований федеральных органов исполнительной власти, сохранившихся там, в основном, из периода 1990-1993 годов. Для разрешения этого спора Дума внесла в Конституционный Суд запрос о толковании конституционных понятий "система" и "структура федеральных органов исполнительной власти". До настоящего момента законами напрямую предусмотрено существование нескольких министерств (в том числе внутренних дел, обороны, иностранных дел, юстиции, а также не существующих уже Министерства безопасности и Министерства печати и информации). Кроме того, несмотря на сопротивление президентской стороны, принят (с преодолением вето) Федеральный закон о бюджетной классификации, содержащий исчерпывающий список федеральных ведомств. Президент при реорганизации министерств не считает себя связанным этим законом, а просто регулярно вносит в Думу поправки к нему, которые принимаются задним числом.
11 сентября 1996 пресс-служба Правительства обнародовала график его заседаний. Было установлено, что заседания Правительства проводятся раз в месяц, дважды в месяц заседает Президиум Правительства. До этого Правительство заседало вдвое чаще.
Постановления и распоряжения Правительства вступают в силу после официального опубликования в еженедельном бюллетене "Собрание законодательства РФ" или в "Российской газете".
В "Собрании законодательства" постановления публикуются полностью. В "Российской газете" публикуются не все постановления, многие из них публикуются без приложений.
Нормативные акты министерств, других федеральных ведомств и Центробанка до 1998 года публиковались в газете Администрации Президента (а прежде - газете Правительства) "Российские вести", в 1997 большинство из них были перенесены в малотиражное и дорогостоящее приложение к этой газете под названием "Курьер". После отказа Администрации Президента от учредительских полномочий в "Российских вестях" (апрель 1998) Президент издал указ (летом 1998) о передаче функции публикации ведомственных актов от "Российских вестей" "Российской газете". Еще один источник, почти каждый день публикующий ведомственные акты - это издаваемая с весны 1998 года "Парламентская газета", однако публикации в ней не являются официальными.
По Российскому телевидению (II программа) до середины 1999 года выходила еженедельная официальная передача о работе правительства, которая с весны 1999 именуется "Неделя власти" (ранее - с апреля 1997 - "Пульс") и транслируется по Субботам в 14.30.
С 7 марта 1998 Председатель Правительства В.С.Черномырдин раз в 2 недели (по субботам в 20.20) общался с телезрителями по телефону в прямом эфире Российского ТВ. Успели выйти 2 передачи, после чего Черномырдина постигла отставка.
До 1990 года Совет Министров РСФСР размещался в доме N2 по Краснопресненской набережной, специально для него выстроенном. В мае 1990, с появлением в России постоянно действующего парламента, Правительству пришлось поделиться помещениями с Верховным Советом РСФСР. В сентябре 1991 Совет Министров РСФСР покинул здание на Краснопресненской набережной, известное к тому времени как Белый дом России, и переехал в реквизированный российскими властями у ЦК КПСС комплекс зданий на Старой площади. 5 октября 1993 Б.Н.Ельцин переселил Правительство в захваченный накануне Дом Советов России (так называли в 1993 году все тот же дом на Краснопресненской набережной).