ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] ДУМА II СОЗЫВА

Совет Государственной Думы
второго созыва
(1996-1999)

Орган с ограниченными полномочиями в составе Председателя Государственной Думы и председателей (или представителей) зарегистрированных фракций и групп - в случае Думы второго созыва это 8 человек. Заместители Председателя Думы и председатели Комитетов (еще 35 человек) участвуют в заседаниях Совета с правом совещательного голоса. Остальные депутаты вправе присутствовать (а не участвовать) на заседаниях Совета - такая формулировка, принятая при утверждении Регламента в 1994 году, означает, что депутат не вправе настаивать на предоставлении ему слова.
В первоначальный состав Совета Думы вошли Г.Н.Селезнев (Председатель), С.Г.Беляев (НДР), В.В.Жириновский (ЛДПР), Г.А.Зюганов (КПРФ), В.С.Медведев (РР), Н.И.Рыжков (Народовластие), Н.М.Харитонов (Аграрная группа), Г.А.Явлинский (Яблоко).
22 апреля 1997 В.С.Медведева сменил новый руководитель группы О.В.Морозов. 30 августа 1997 С.Г.Беляев вышел из своей фракции, 3 дня его подменял заместитель председателя фракции Р.С.Попкович, 3 сентября 1997 - 24 декабря 1998 фракцию возглавлял А.Н.Шохин, затем обязанности руководителя фракции исполнял зам. председателя фракции Б.Ю.Кузнецов, 19 января 1999 фракцию НДР возглавил В.А.Рыжков.
Полномочия Совета Думы установлены главой 2 Регламента Государственной Думы. Основная функция Совета Думы - формирование проекта повестки дня пленарных заседаний; созыв внеочередных заседаний; распределение между комитетами внесенных в Думу законопроектов; назначение парламентских слушаний; распределение обязанностей между заместителями Председателя Думы.
Очередные заседания Совета происходят по вторникам и четвергам в 10 часов (16 февраля 1996 время проведения заседаний закреплено в статье 38 Регламента, в редакции от 2 января 1998 - ст.40). Информация о заседаниях Совета раздается депутатам в письменном виде перед началом пленарных заседаний.
Заведующий Секретариатом Совета Государственной Думы - Бутин Владимир Васильевич (к.6-20, тел.292-56-63, факс 292-45-52);
заместители - Фадин Сергей Иванович (к.6-18, тел.292-61-37); Чумакова Вера Николаевна (к.6-20, тел.292-86-20).

ЧЛЕНЫ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА
(последний состав):

Геннадий Николаевич СЕЛЕЗНЕВ (Председатель),
Геннадий Андреевич ЗЮГАНОВ (КПРФ),
Владимир Вольфович ЖИРИНОВСКИЙ (ЛДПР),
Владимир Александрович РЫЖКОВ (НДР),
Григорий Алексеевич ЯВЛИНСКИЙ (Яблоко),
Николай Михайлович ХАРИТОНОВ (Аграрная группа),
Николай Иванович РЫЖКОВ (Народовластие),
Олег Викторович МОРОЗОВ (Российские регионы).

Первое заседание Совета Государственной Думы второго созыва состоялось через час после избрания Председателя Думы - 17 января 1996 года в 18.30 и было посвящено согласованию пакета должностей заместителей председателя Думы.
В Совете Думы 5 депутатов от фракций и 3 - от депутатских групп. По мнению некоторых депутатов, это приводило к дискриминационной политике по отношению к депутатским группам. Например, заседание Совета 18 января 1996, посвященное формированию комитетов и распределению должностей из председателей, прошло в два этапа: сначала Председатель Думы собрал только лидеров фракций, затем к ним присоединились лидеры депутатских групп. Руководитель группы "Российские регионы" В.Медведев расценил действия представителей фракций, как формирование "мини-Совета или некого... какого-то бюро", которое навязывает Совету готовые решения.
9 октября 1996 А.В.Митрофанов (ЛДПР) впрямую предложил создать Президиум Совета Думы из председателя и лидеров фракций, поскольку, по его мнению, участие в заседаниях Совета 6 вице-спикеров и 28 председателей комитетов (хотя и с совещательным голосом) делает этот орган неспособным к оперативной работе. Предложение набрало 75 голосов.
Противоположный проект, предусматривающий расширение Совета Думы путем включения в него с решающим голосом всех 6 вице-спикеров, внесен ими самими и еще рядом депутатов 18 декабря 1996 в рамках 40-страничного проекта поправок к Регламенту. Проект так и не дождался рассмотрения до апреля 1997, когда Дума приступила к рассмотрению проекта нового Регламента.
Как можно заметить, реализация обоих предложений меняет баланс политических сил в Совете Думы. Сейчас левые силы имеют в Совете блокирующий пакет - 50% голосов. При расширении Совета (по вице-спикерам) или его сужении (по Митрофанову) левые остаются в меньшинстве, имея соответственно 2 из 5 или 5 из 13 голосов, а фракция ЛДПР (равно как любая другая нелевая фракция в первом варианте, а во втором - также и группа) в обоих случаях получает возможность стать ведущей, присоединение которой к тому или иному крылу предопределяет решение.
Новый Регламент, принятый 22 января 1998, оставляет принципы формирования Совета без изменений, а каждому депутату дает право не только присутствовать, но и "вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы".


ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Глава 2 Регламента Государственной Думы:

"Глава 2
СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Статья 13
1. Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
2. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. В случае отсутствия Председателя Государственной Думы председательствующий на заседании Совета Государственной Думы один из его заместителей имеет право решающего голоса. В отсутствие руководителей депутатских объединений и председателей комитетов Государственной Думы по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители из числа депутатов Государственной Думы, при этом представители депутатских объединений имеют право решающего голоса.
3. Председательствуют на заседаниях Совета Государственной Думы Председатель Государственной Думы или его заместители.
4. В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:
а) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе;
б) полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе;
в) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.
5. Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.
Статья 14
1. Совет Государственной Думы:
а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
в) формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков (государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; социальная политика; бюджетное, налоговое, финансовое законодательство; оборона и безопасность; ратификация международных договоров Российской Федерации) только для законопроектов, рассматриваемых в первом чтении;
г) формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;
д) созывает по предложению Президента Российской Федерации, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;
е) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственной Думой, направляет его для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, а в случае необходимости - другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
ж) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;
з) согласовывает с Правительством Российской Федерации вопрос о сроке подготовки на законопроект заключения Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в случае невозможности дачи такого заключения в месячный срок по независящим от Правительства Российской Федерации обстоятельствам;
и) по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования статьи 104 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации или статьи 105 настоящего Регламента;
к) принимает решение о проведении парламентских слушаний;
л) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
м) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом.
2. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы.
3. Материалы для рассмотрения на очередном заседании Совета Государственной Думы и проекты решений Совета Государственной Думы представляются в Секретариат Совета Государственной Думы до 18 часов дня, предшествующего дню заседания Совета Государственной Думы.
4. Государственная Дума вправе отменить решение Совета Государственной Думы.
Статья 15
1. На каждом очередном заседании Государственной Думы депутатам Государственной Думы раздается информация об основных вопросах, рассмотренных на состоявшемся накануне заседании Совета Государственной Думы, которая подготавливается Секретариатом Совета Государственной Думы.
2. Совет Государственной Думы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам Государственной Думы, в депутатские объединения и комитеты Государственной Думы."

  • Совет Государственной Думы первого созыва
  • Совет Государственной Думы третьего созыва

    "Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1996-2000. Электронная версия, 1997-2000

    © Г.В.Белонучкин, 1996-2000 (diogen@online.ru)