Статус депутатских объединений - фракций и групп - определяется главой 3 Регламента Государственной Думы.
Регламент, который Государственная Дума третьего созыва унаследовала от своих предшественниц, предоставляет официальный статус зарегистрированным депутатским объединениям: фракциям, созданным на основе избирательных объединений, прошедших в Думу по общефедеральному округу (независимо от численности), и группам, насчитывающим не менее 35 депутатов. Депутат вправе состоять не более, чем в одной фракции или группе.
18 января 2000 года в 14 часов Временный секретариат Думы доложил о регистрации 3 фракций и 2 депутатских групп, а в 16 часов - еще 3 фракций и 1 группы, в которые вошли в сумме 424 из 441 депутата.
Переход депутата из одного депутатского объединения в другое фиксируется Комитетом по Регламенту. Однако в распечатках поименных голосований депутат довольно часто продолжает еще несколько дней числиться в объединении, из которого уже ушел. С этим связаны некоторые нестыковки между описанием изменений в составе фракций и групп и описанием поименных голосований в данном справочнике.
Только 10 депутатов никогда не состояли во фракциях и группах.
ФРАКЦИИ
Фракциями называются депутатские объединения, созданные на основе 6 избирательных объединений, прошедших в Думу по федеральному округу.
Регистрация фракций проводилась на основании письменных заявлений депутатов о своем вступлении во фракции. Депутат, избранный от избирательного объединения, не обязан вступать в его фракцию. Несколько депутатов, избранных от КПРФ, с благословения партии вступили в союзную КПРФ Агропромышленную группу, а от ОВР - в группы Регионы России и Народный депутат.
Крупнейшая в Думе фракция КПРФ в принципе выступает за введение "императивного мандата" - права избирательного объединения отзывать из Думы депутатов, избранных по его федеральному списку. Но при голосовании соответствующих поправок к Закону о статусе депутата, предложенных фракцией ЛДПР в Думе второго созыва 23 февраля 1996, КПРФ их не поддержала, заявив, что выступает за более глубокую проработку вопроса и его решение в комплексе с механизмом отзыва депутатов в одномандатных округах. Поправки Жириновского получили 54 голоса. В Думе первого созыва предложения о введении императивного мандата обычно получали поддержку фракций КПРФ, ЛДПР, ДПР, большинства аграриев, части "Женщин России" и около 30 одномандатников: в сумме набиралось около 150-170 голосов.
ГРУППЫ
Барьер численности в 35 человек был установлен Государственной Думой первого созыва в первый день ее работы 11 января 1994. Думами второго и третьего созыва эта норма Регламента оставлена без изменений.
Объединение депутатов в группу, конечно, ничего не меняет в соотношении числа голосов на пленарных заседаниях, но дает им некоторые преимущества перед независимыми депутатами:
право представления кандидатур на посты председателей и заместителей председателей Комитетов Государственной Думы;
преимущественное право на получение слова для выступлений;
один голос в Совете Государственной Думы - совещательном органе, который формирует проект повестки дня;
собственный оплачиваемый из бюджета аппарат.
В декабре 1999 года предприняты попытки создать 6 депутатских групп.
22 декабря 1999 Координационный совет блока "Отечество - Вся Россия" согласился с существовавшими в недрах фракции инициативами о ее разделении и решил создать фракцию Отечество - Вся Россия во главе с Е.М.Примаковым и две депутатских группы - группу Вся Россия (позже получила название Регионы России) во главе с О.В.Морозовым и Аграрную группу во главе с М.И.Лапшиным.
С другой стороны, левые аграрии 23 декабря 1999 заявили, что их насчитывается около двадцати и они, с помощью КПРФ, создадут свою группу. В тот же день, 23 декабря 1999, сообщалось об инициативе Н.И.Рыжкова по созданию Промышленной депутатской группы и подобной же контринициативе В.А.Язева (НДР), создававшего Промышленную группу с топливно-энергетическим уклоном, в которой, как сообщалось, уже насчитывается 16 депутатов. 29 декабря 1999 В.Язев сообщил, что группу, скорее всего, возглавит В.С.Черномырдин.
24 декабря 1999 депутаты Г.И.Райков и В.Е.Булавинов сообщили о процессе создания проправительственной группы "Народный депутат", в которую уже записались 20 человек.
Из шести инициатив осуществились три. Аграрии во второй декаде января договорились на Центральном совете АПР о создании единой группы, а обе Промышленных группы так и не были созданы. Правда, 18 января 2000 в 14.00 при оглашении списка групп, подавших документы на регистрацию, была названа Депутатская группа промышленников. Но впоследствии такая группа не упоминалась.
18 января зарегистрированы 3 депутатских группы: Агропромышленная (36 депутатов), Народный депутат (58) и Регионы России (40).
* * *
В Думах первого и второго созывов создавались также неформальные межфракционные депутатские группы - женщин, железнодорожников, Анти-НАТО, Союз, Граница России и др.
В Думе третьего созыва в январе-июле 2000 созданы 7 неформальных межфракционных групп.
ГЛАВА 3 РЕГЛАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ:
"Глава 3 ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: ФРАКЦИИ, ДЕПУТАТСКИЕ ГРУППЫ
Статья 16
1. Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы.
2. Фракции и депутатские группы обладают равными правами, определенными настоящим Регламентом.
3. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
4. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.
5. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.
6. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.
7. Депутатские объединения информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.
Статья 17
1. Регистрацию фракций осуществляет Временный секретариат Государственной Думы на основании:
а) сообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующего избирательного объединения;
б) письменного уведомления руководителя фракции об образовании фракции;
в) протокола организационного собрания фракции, включающего решение о целях ее образования, о ее официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественых организациях;
г) письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию.
2. Регистрацию депутатской группы осуществляет Временный секретариат Государственной Думы на основании:
а) письменного уведомления руководителя депутатской группы об образовании депутатской группы;
б) протокола организационного собрания депутатской группы, включающего решение о целях ее образования, о ее официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественых организациях;
в) письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в депутатскую группу.
3. Регистрация депутатских объединений производится не позднее двух рабочих дней со дня подачи во Временный секретариат Государственной Думы документов, перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи. Указанные документы, за исключением письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в соответствующее депутатское объединение, рассылаются Временным секретариатом во все депутатские объединения для сведения и в Аппарат Государственной Думы для внесения в Фонд информационных ресурсов Государственной Думы.
5. После прекращения полномочий Временного секретариата Государственной Думы регистрацию вновь образуемых депутатских групп, контроль за изменениями в составах депутатских объединений, а также принятие решения о прекращении деятельности депутатской группы в случае, предусмотренном частью третьей статьи 18 настоящего Регламента, осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По поручению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд информационных ресурсов Государственной Думы.
5. Объединения депутатов Государственной Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящей статьей, не пользуются правами депутатского объединения, определенными настоящим Регламентом.
Статья 18
1. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Депутат входит в состав депутатского объединения на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения по его письменному заявлению. Депутат выводится из состава депутатского объединения на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения об исключении его из депутатского объединения, а также в случае подачи им во Временный секретариат Государственной Думы или в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменного заявления:
а) о выходе из депутатского объединения;
б) о переходе в другое зарегистрированное депутатское объединений;
в) о вхождении во вновь образуемую депутатскую группу.
Датой выхода депутата из депутатского объединения считается дата регистрации заявления депутата или соответствующего решения депутатского объединения во Временном секретариате Государственной Думы или в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Датой вхождения депутата в депутатское объединение считается день, следующий за днем регистрации документов во Временном секретариате Государственной Думы или в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По поручению Временного секретариата Государственной Думы или Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд информационных ресурсов Государственной Думы.
2. В случае досрочного выбытия депутата Государственной Думы, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, Государственная Дума в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" принимает постановление о прекращении полномочий указанного депутата. Проект указанного постановления вносится на рассмотрение Государственной Думы Мандатной комиссией Государственной Думы. На основании принятого постановления Аппарат Государственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд информационных ресурсов Государственной Думы.
3. В случае, если число членов депутатской группы становится менее 35, по истечении месяца со дня установления Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы этого факта деятельность соответствующей депутатской группы считается прекращенной, о чем Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы принимает решение, направляемое Председателю Государственной Думы, в Совет Государственной Думы, депутатские объединения для сведения и в Аппарат Государственной Думы для внесения соответствующих изменений в Фонд информационных ресурсов Государственной Думы."