Во время первой сессии Государственной Думы (январь - июль) 1996 автор этого справочника описывал расстановку сил так:
Левые силы имеют в Думе около половины голосов. Суммарная численность фракции КПРФ, Аграрной группы и группы Народовластие составляет приблизительно 220 депутатов. За вычетом голосов нескольких депутатов из Народовластия и с присоединением голосов нескольких независимых депутатов получается около 225-226 голосов.
ЛДПР располагает 50 мандатами, но в голосованиях по важным вопросам нередко участвуют 35-45 депутатов.
Фракция КПРФ (147 депутатов), как правило, голосует почти в полном составе. В депутатских группах единогласия почти никогда нет. При сложении голосов левых и ЛДПР большинство голосов набирается даже при неполной поддержке в Аграрной группе и Народовластии.
Партия власти ("Наш дом - Россия", большинство группы "Российские регионы" и независимые проправительственные депутаты) имеет около 100 голосов.
Неправительственные реформаторские группы (или, как принято говорить в России, демократы) имеют около 65 голосов (Яблоко - 46, ДВР - 9, несколько независимых депутатов и небольшая часть "Российских регионов").
После победы Б.Н.Ельцина во втором туре президентских выборов 3 июля 1996 лидер фракции НДР С.Г.Беляев и экс-председатель Думы И.П.Рыбкин почему-то решили, что значительная часть депутатов "перейдет на сторону победителя" и обещали журналистам формирование в Думе "демократического большинства", которое снимет Селезнева и изберет на его место Рыбкина. До конца весенней сессии (19 июля) никаких признаков чего-либо подобного не наблюдалось. Ни одного перемещения депутатов из левых фракций в правые не было. Утверждения Беляева о создании антикоммунистической коалиции и подписании соответствующего соглашения не подтвердились (см.Думский вестник N7(22), с.138).
Внеочередное заседание Думы 10 августа 1996 года, посвященное осуществлению ключевого полномочия Думы - утверждению кандидатуры премьера - показало, что сдвиг в настроениях произошел на уровне не отдельных депутатов, а целых фракций.
Из 402 участвовавших в голосовании депутатов 314 проголосовали за согласие на кандидатуру Черномырдина, 85 против, 3 воздержались. Оппозицией в классическом смысле слова, то есть частью депутатов, противостоящей большинству, голосами которого утверждено Правительство, оказалось меньшинство, насчитывающее от одной пятой до одной трети состава Думы. В оппозиции оказались примерно половина фракции КПРФ, почти половина группы "Народовластие" и некоторые другие депутаты, не объявившие своей позиции организованно и публично.
Это, однако, не позволяет сделать вывода о том, что левое большинство смягчит свою позицию по конкретным законодательным и другим текущим вопросам. Голосуя за Правительство, ЛДПР, Аграрии, Народовластие исходили, в частности, из того, что проваливая предлагаемые Президентом кандидатуры, можно оставить страну на четыре месяца не только без парламентской оппозиции, но и вообще без Государственной Думы, в то время как глава Правительства в случае роспуска Думы будет назначен единоличным решением Президента на весь срок президентских полномочий.
Первое голосование по бюджету 1997 года подтвердило, что утверждение о полном переходе КПРФ и аграриев в правительственный лагерь несостоятельно. Можно говорить лишь о готовности левооппозиционных фракций идти на существенные компромиссы.
Последующие голосования по бюджету показали, что КПРФ увязывает голосования в поддержку бюдета с жесткими условиями, добиваясь за счет соглашений с правительством получения Думой своей доли в телерадиоэфире ("Парламентский час") и в самом бюджете ("бюджет развития").
Предпринятая осенью 1996 - весной 1997 попытка депутата Зволинского создать новую проправительственную группу и увести для этого часть депутатов из Народовластия и Аграрной группы окончилась ничем. Весной 1997, в попытке повысить управляемость группы "Российские регионы", сторонники правительственной линии устроили в ней перевыборы руководства и добились результата, противоположного желаемому: группу возглавил соратник М.Шаймиева.
Таким образом, в целом соотношение сил осталось тем же самым.
Несколько голосов, потерянные левыми вследствие ухода нескольких депутатов в губернаторы, с лихвой компенсировались итогами довыборов на освободившиеся места: большинство новых депутатов (даже с НДР-овским прошлым) вступили во фракцию КПРФ или в Народовластие. Кроме того, оппозицию усилил переход на ее сторону председателя Комитета по обороне Л.Рохлина.
Осенью 1997 в ходе так называемого "правительственного кризиса" левое большинство вознамерилось выразить недоверие Правительству, но отозвало свои подписи, договорившись с Президентом о конкретных уступках. Федеральный бюджет на 1998 год был принят в 1-м и 2-м чтениях не с первого раза и с небольшим перевесом. Это позволяет по-новому охарактеризовать левое крыло Думы. Оно спокойно собирает, как минимум, блокирующий пакет голосов (без всякого Жириновского) в тех случаях, когда есть шансы добиться уступок от Президента и Правительства. Но на конфронтацию "ради принципа" большинство аграриев, а также часть Народовластия и КПРФ идти не готовы: при отрицательной позиции фракции КПРФ некоторые решения "в пользу Правительства" (например, бюджет) проходят с перевесом в 10-15 голосов, при этом "на стороне Правительства" голосует 20-25 коммунистов.