ПОЛИТИКА [AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]РАЗНОЕ

Н А Л О Г И

Налоговая реформа в России - в самом разгаре.
1 января 2001 вступили в силу первые 4 главы второй (особенной) части Налогового кодекса РФ, в начале 2002 - еще 4 главы. На очереди - госпошлина, таможенные сборы, лесной, водный и экологический налоги, предполагаемая отмена оставшихся оборотных налогов и (с 1 января 2004) налога с продаж.
В отдельных файлах:
  • Список налогов, предусмотренных Законом об основах налоговой системы (1991-. . .)
  • Список налогов по новому Налоговому кодексу (не введен в действие)
  • Объемы сбора налогов до и после введения НК: расчет (1998)
  • Распределение налогов между уровнями бюджета (1992-. . .)
  • Подоходный налог: история, шкала, перспективы (1990-. . .)
    Внешние ссылки:
  • Все о налогах на akdi.ru
  • Дискуссия о налоговой реформе на сервере "Гарант"

    ПРЕДИСЛОВИЕ. Выбор общественного строя
    (написано в другую эпоху жизни российского Интернета)
    Речь не о президентской или парламентской республике (это вопрос государственного строя), не о том, чьим портретам висеть на всех столбах - Маркса или Христа Спасителя (это вопрос эстетики) и не о том, будет ли государство в соответствующей статье Конституции именоваться "социальным" или там, "капитальным" (это вообще вопрос схоластики). Речь о конкретных вещах, выражаемых цифрами. Что будет облагаться налогами - производство, потребление, обладание имуществом или расходование природных ресурсов? Как будут перераспределяться доходы - от богатых к бедным, от простых к хитрым, от безродных к знатным или от курящих к больным? Где их будут делить - в Москве, в областном центре или в райсовете? Будут ли пресса и книгоиздание самоокупаемыми - или им жить на искуственном питании нефтяными, банкирскими, "желтыми" и "черными" деньгами? Эти вопросы решаются на много лет вперед в ходе принятия второй части Налогового кодекса.
    Можно махнуть рукой ("от нас тут мало что зависит"). Можно согласиться с большинством экономистов ("горбатый Кодекс могила исправит"). Но можно попробовать хотя бы в общих чертах представить, из чего состоит налоговая система России, насколько она похожа на иноземные варианты и чем от них отличается, что и в чью пользу меняется с введением кодекса.
    Такая информация, в меру наличия дипломатических способностей и человеко-часов, будет собираться вокруг страницы "Налоги".
    Программа-минимум: Какие предстоят изменения в налоговых ставках (цифры), какие есть варианты (таблицы поправок), кто их поддерживает (результаты голосований) и почему (выдержки из стенограмм второго чтения). Вся эта информация легкодоставаема, но к тому времени она будет иметь лишь исторически-познавательное значение.
    Программа-максимум: Получить и поставить в Сеть комментарии профессионалов и заинтересованных сторон (либо ссылки на такие материалы, если они уже есть в Интернете); найти для сопоставления аналогичные цифры для других стран; поставить таблицы поправок в Интернет заблаговременно; поспособствовать их обсуждению, объединению усилий заинтересованных граждан и социальных групп и доведению их мнений до тех, кто будет голосовать.
    Любая помощь в области добычи недостающей статистики и информации будет принята с благодарностью.

    ОДИН МИЛЛИГРАММ СТАТИСТИКИ:

    Согласно отчету об исполнении федерального бюджета-2000, 94,3% федеральных налоговых доходов обеспечивалось 4-мя налогами (НДС - 38,5, Таможенная пошлина - 23,75, Налог на прибыль - 18,44, акцизы - 13,6). Еще 2,8% дал подоходный налог (федеральная доля в 2000 г. - 16%), 1,36% - плата за недра, 0,35% - земельный налог.

    ТО, ЧТО ПРИНЯТО:

  • Первая (общая) часть Налогового кодекса (VII разделов, 20 глав, 142 статьи) опубликована в "Российской газете" 6 августа 1998 (под номером 146-фз от 31 июля 1998) и введена в действие с 1 января 1999 за некоторыми исключениями: статьи, устанавливающие перечень налогов и распределяющие их между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, заморожены Законом о введении кодекса в действие (147-фз от 31 июля 1998) и вступят в силу только после отдельного решения. Таковы были условия перемирия Правительства с региональным и муниципальным лобби в парламенте. Первоначально речь шла о привязке к вступлению в силу части II, но после того, как ее решили принимать отдельными порциями, вступление в силу перечня налогов было увязано с отменой сответствующих статей Закона "Об основах налоговой системы в РФ".
    В "Известиях" за 29 декабря 1998 рассказано о разночтениях в трех официальных версиях части I - факсимильном экземпляре с подписью Президента, публикации в Российской газете и Собрании законодательства, а также о встречающихся в тексте отсылках к несуществующим абзацам и нормам.
    Изменения и дополнения в часть I вносились законами 51-фз от 30 марта 1999 (приостановление п.1 ст.5 - о привязке даты вступления в силу любых поправок к новому налоговому периоду - до 1 января 2000); 154-фз от 9 июля 1999 (значительные изменения по всему тексту; законом 104-фз от 7 июля 2003 отменен один пункт); 13-фз от 2 января 2000 (расширение прав органов налоговой полиции); 179-фз от 28 декабря 2001 (право подачи налоговых деклараций в электронном виде); 196-фз от 30 декабря 2001 (перенос части статей о налоговых правонарушениях из НК в КОАП); 65-фз от 6 июня 2003 (особенности налогового учета и проверок при СРП); 104-фз от 7 июля 2003 (отменены статьи о налоговом контроле за расходами физических лиц).
    Изменения и дополнения в закон о введении в действие части I НК вносились законами 155-фз от 9 июля 1999 (уточнение и детализация некоторых статей); 118-фз от 5 августа 2000 (замена срока введения некоторых норм "до принятия части второй Кодекса" на "до введения в действие части второй Кодекса и отмены Закона "Об основах налоговой системы"); 33-фз от 24 марта 2001 (новое изменение формулировки о дате вступления в силу перечня налогов с переносом ее из закона о введении в действие ч.I в закон о введении в действие ч.II); 115-фз от 7 июля 2003 (о реорганизации единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте).

  • Вторая (особенная) часть принимается по кускам. Уже приняты и подписаны следующие главы:
    Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
    Глава 21. Налог на добавленную стоимость
    Глава 22. Акцизы
    Глава 23. Налог на доходы физических лиц
    Глава 24. Единый социальный налог (взнос)
    Глава 25. Налог на прибыль организаций
    Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
    Раздел VIII-1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
    Глава 26-1. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)
    Глава 26-2. Упрощенная система налогоообложения
    Глава 26-3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
    Глава 26-4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
    Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
    Глава 27. Налог с продаж
    Глава 28. Транспортный налог
    Глава 29. Налог на игорный бизнес
    Глава 30. Налог на имущество организаций
    Всего в чаcти второй Кодекса, принятой в 1-м чтении в 1998 году, было 32 главы (один налог - одна глава), сведенные в 4 раздела (федеральные, региональные, местные, специальные налоговые режимы). Начавшееся в июне 2000 года второе чтение распространялось только на первые 4 главы - остальные вносятся заново и проходят по всей процедуре начиная с первого чтения.
    Часть вторая НК в изначальном варианте (Раздел VIII, главы 21-24, статьи 143-245) опубликована в "Российской газете" 10 августа 2000 (под номером 117-фз от 5 августа 2000) и введена в действие с 1 января 2001. Одновременно опубликован Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (118-фз от 5 августа 2000).
    Глава 25, статьи 246-333 внесена в НК законом 110-фз от 6 августа 2001, опубликованным в "Российской газете" 8 августа 2001, и введена в действие с 1 января 2002.
    Глава 26, статьи 334-346 внесена в НК законом 126-фз от 8 августа 2001, опубликованным в "Российской газете" 10 августа 2001, и введена в действие с 1 января 2002.
    Раздел IX. Глава 27, статьи 347-355: глава внесена в НК законом 148-фз от 27 ноября 2001, опубликованным в "Российской газете" 29 ноября 2001, введена в действие с 1 января 2002 и утрачивает силу с 1 января 2004.
    Раздел VIII-1. Глава 26-1, ст.346-1 - 346-10: глава внесена законом 187-фз от 29 декабря 2001, введена в действие с 1 февраля 2002.
    Главы 26-2, 26-3, ст.346-11 - 346-25 и 346-26 - 346-33: внесены законом 104-фз от 24 июля 2002, режимы введены с 1 января 2003.
    Глава 28, ст.356-363: внесена законом 110-фз от 24 июля 2002.
    Глава 29, ст.364-371: внесена законом 182-фз от 27 декабря 2002.
    Глава 26-4, ст.346-34 - 346-42: внесена законом 65-фз от 6 июня 2003.
    Глава 30, ст.372-386: внесена законом 139-фз от 11 ноября 2003.
    Изменения и дополнения в часть II вносились законами 166-фз от 29 декабря 2001 (изменение отдельных словосочетаний, слов и окончаний слов по всему тексту 21-24 глав; изменен законом 117-фз от 7 июля 2003); 71-фз от 30 мая 2001 (гл.23 - подоходный налог - изменения по вопросу налогообложения доходов от операций с ценными бумагами и отмена 35-процентной ставки для тотализаторов и игровых автоматов); 110-фз от 6 августа 2001 (гл.23 - подоходный налог - снижена с 30 до 6% ставка налогообложения дивидендов; изменен законом 187-фз от 29 декабря 2001 - порядок освобождения от налога на прибыль действует не до принятия главы "Единый сельхозналог", а до перехода хозяйств на этот специальный налоговый режим; изменен законом 198-фз от 31 декабря 2001 - об авансовых платежах по налогу на прибыль; изменен законом 57-фз от 29 мая 2002 - в том числе изменены ставки платежей за пользование недрами; изменен законом 163-фз от 8 декабря 2003); 118-фз от 7 августа 2001 (гл.22 - акцизы - проиндексированы ставки с 1 января 2002; изменен законом 117-фз от 7 июля 2003); 126-фз от 8 августа 2001 (гл.22 - акцизы - отмена с 1 января 2002 акциза на нефть и газовый конденсат; изменен законом 198-фз от 31 декабря 2001 - введено налогообложение добычи газового конденсата; законом 117-фз от 7 июля 2003 изменен - слова "газового конденсата" исключены; изменен законом 117-фз от 7 июля 2003); 148-фз от 27 ноября 2001 (изменен законом 117-фз от 7 июля 2003); 158-фз от 29 ноября 2001 (продажа имущества как объект обложения подоходным налогом вынесена в отдельный пункт); 179-фз от 28 декабря 2001 (введение НДС 10% на печатные издания, а также на медицинские товары и изделия и лекарственные средства; изменен законом 195-фз от 31 декабря 2002); 198-фз от 31 декабря 2001 (отмена ряда льгот для предприятий инвалидов по ЕСН); 57-фз от 29 мая 2002 (обширные поправки по всему тексту, в том числе снижение ставок ЕСН; изменен законом 159-фз от 8 декабря 2003); 104-фз от 24 июля 2002 (главы 26-2, 26-3; изменен законом 117-фз от 7 июля 2003); 110-фз от 24 июля 2002 (изменение в главе "Акцизы" включая ставки, глава "Транспортный налог"; законом 117-фз от 7 июля 2003 изменен); 116-фз от 25 июля 2002 (внесено упоминание о Государственной противопожарной службе); 187-фз от 31 декабря 2002 (реорганизация адвокатуры); 190-фз от 31 декабря 2002 (главы Упрощенная система и Вмененный налог - внесение нормы о пособиях по нетрудоспособности; изменен законом 139-фз от 11 ноября 2003); 190-фз от 31 декабря 2002 (поправки к главам 22, 24, 25, 26-2, 26-3 и 27; изменен законом 117-фз от 7 июля 2003); 196-фз от 31 декабря 2002 (о налоговых вычетах из ЕСН); 51-фз от 6 мая 2003 (о подоходном налоге на операции с ценными бумагами и социальных вычетах опекунам и попечителям); 55-фз от 22 мая 2003 (налогообложение процентных доходов по вкладам в банках); 65-фз от 6 июня 2003 (глава 26-4); 78-фз от 23 июня 2003 (внесение упоминания о Госнаркоконтроле); 105-фз от 7 июля 2003 (слово "работодатель" заменено на слова "налоговый агент"); 110-фз от 7 июля 2003 (увеличение налоговых вычетов); 117-фз от 7 июля 2003 (индексация акцизов, поправки по всему тексту; изменен законом 163-фз от 8 декабря 2003); 139-фз от 11 ноября 2003 (глава "Налог на имущество организаций); 163-фз от 8 декабря 2003.
    Изменения и дополнения в закон о введении в действие части II НК вносились законами 33-фз от 24 марта 2001 (продление на 2001 год ч.3 ст.12 отменяемого закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" - в части продажи ценных бумаг; отмену налога на отдельные виды транспортных средств - пункт "ц" ст.19 З-на об основах налоговой системы; отмену пункта об обязательной маркировке ввозимой подакцизной алкогольной продукции; перенос с 1 января на 1 июня 2001 введения "расщепления" водочного акциза - передачи региональных 50% акциза от регионов-производителей регионам-потребителям; новое изменение формулировки о дате вступления в силу статей 12-15 и 18 ч.I НК - перечень налогов - " со дня признания утратившим силу закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" с переносом ее из ст.3 закона о введении в действие ч.I в новую ст.32-1 закона о введении в действие ч.II); 110-фз от 6 августа 2001 (исключена статья 8, содержавшая поправки к закону "О налоге на прибыль" "лоскутного" периода; изменен законом 110-фз от 24 июля 2002 - переходные положения по налогу на прибыль); 165-фз от 15 декабря 2001 (освобождение от НДС продукции предприятий инвалидов); 198-фз от 31 декабря 2001 (поправки к главе 24 переименованной в "Единый социальный налог"); 110-фз от 24 июля 2002 (отменена отмена закона "О дорожных фондах" с 1 января 2003); 187-фз от 31 декабря 2002 (реорганизация адвокатуры); 163-фз от 8 декабря 2003 (списание задолженности по страховым взносам на 1 января 2001).

    ХОД РАССМОТРЕНИЯ

    ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ ЧАСТИ I:
  • Проект Налогового кодекса РФ, внесенный Правительством РФ, был принят Государственной Думой в первом чтении 19 июня 1997. По итогам осеннего правительственного кризиса 1997 года Президент 21 октября 1997 предложил Думе снять проект с рассмотрения, пообещав внести новый. 19 ноября 1997 Дума отменила постановление о принятии НК в первом чтении и предложила внести альтернативные проекты до 15 января 1998. 14 января 1998 Дума продлила срок до 1 февраля.
    31 января 1998 Правительство внесло новый проект (известный также как проект Задорнова - Моторина), под которым после доработки появились также подписи членов Совета Федерации Н.И.Меркушкина, А.В.Назарова, В.И.Хубиева, депутатов Государственной Думы А.Л.Головкова, В.Д.Гришина, Ю.А.Гуськова, Н.П.Даниловой, А.Д.Жукова, С.В.Иваненко, М.В.Кузнецова, А.М.Макарова, Л.И.Маркелова, А.Н.Михайлова, С.Ю.Орловой, В.К.Сохова. 16 апреля 1998 Дума рассмотрела 10 альтернативных проектов кодекса, двумя третями голосов приняла правительственный проект в первом чтении и установила срок внесения поправок до 16 мая 1998. Первая часть включала 7 разделов, 26 глав, 217 статей; вторая часть - 4 раздела (VIII-XI), 32 главы (27-58), 412 статей (218-630).
  • Первая часть НК была принята во втором чтении 3 июля 1998, в третьем - 16 июля 1998. Заседавший в тот же день бюджетный комитет Совета Федерации по предложению своего председателя К.Титова решил рекомендовать палате НК не поддерживать по причине недовольства списком федеральных, региональных и местных налогов. К вечеру был найден компромисс: Дума приняла довесок к кодексу - закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ", которым спорные статьи ч.I были заморожены до введения в действие ч.II. В Думе тоже выявилась подобная позиция - ее озвучил С.Митрохин, выступивший в защиту бюджетов местного самоуправления. Оппоненты НК с обеих сторон удовлетворились предоставленной им гарантией того, что распределение налогов между тремя уровнями власти можно будет пересмотреть в момент второго чтения второй части Кодекса. Совет Федерации одобрил первую часть и закон о введении ее в действие 17 июля 1998. Рассмотрение второй части планировалось на октябрь 1998, но затянулось до 2000 года.

    ПРИНЯТИЕ ЧАСТИ II И ПОСЛЕДУЮЩИХ ПОПРАВОК:
  • Первая порция второй части (4 главы). Второе чтение - решающий этап, на котором в текст кодекса вносятся поправки. Прием поправок, вроде бы завершившийся еще в 1998 году, был возобновлен в начале 2000 и официально закончен в апреле 2000. Все поправки голосуются в Бюджетном комитете, после чего сводятся по каждой главе в две таблицы поправок - рекомендованных к принятию и к отклонению.
    7 июня 2000 Дума приняла во втором чтении главу 23 - "Налог на доходы физических лиц" - наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%. Для сравнения - верхние ставки в Европе (по данным "Советской России" за 31 августа 2000): Италия - 66%, Дания - 61%, Франция и Швеция - 57%, Германия - 53%, Австрия - 50%, Англия - 40%. Подробности - здесь.
    9 июня Дума приняла главу 24 - "Единый социальный налог (взнос), против которой активно возражали профсоюзы. Речь идет о передаче функции сбора пенсионных и других взносов от самих фондов - Пенсионного, Соцстраха и Медстраха - налоговой инспекции. Закон принят в более жесткой редакции чем предлагало Правительство - сбор средств в Пенсионный фонд передается налоговикам с 2001 года, а не с 2003 (а в остальные фонды - и подавно). Принята регрессивная шкала налога, предложенная Г.В.Боосом.
    23 июня принята глава 21 - "Налог на добавленную стоимость (НДС)" - по мнению Г.В.Бооса - в неудачном для предпринимателей виде (например, слишком частая отчетность). Ставки (20, 10 и 0%) сохранились.
    5 июля принята глава 22 - "Акцизы". Основным пунктом разногласий стал акциз на бензин и дизельное топливо. Ставки, предложенные в проекте Правительства и Бюджетного комитета Думы - 2500 руб. за тонну низкооктанового бензина, 3000 - высокооктанового (свыше 80), 660 - за тонну дизтоплива. После принятия поправки Кулика-Штогрина со ставками 1100-1800 (232 голоса) Дума не смогла принять статью о ставках акцизов в целом (207, повторно - 220). Компромиссная шкала Задорнова-Михайлова 1670-2335 получила 200 голосов. После перерыва для консультаций депутаты договорились с Правительством установить ставки 1350-1850-550 ЦЕНОЙ СОХРАНЕНИЯ ДО 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА 1% (из нынешних 4%) НАЛОГОВ С ОБОРОТА, которые Правительство предлагало отменить при введении в действие второй части НК 1 января 2001. Отклонена голосованием Думы поправка С.А.Попова об отмене акциза на пиво (об этом см. отдельно). Таблица отклоненных поправок содержала, в частности, предложения обложить акцизом 50 коп/л бутилированную питьевую, минеральную воду и безалкогольные напитки (деп. второго созыва З.А.Корнилова, Л.Л.Турусин, С.Ю.Орлова, В.Д.Гришин, Т.И.Шубина, Л.И.Маркелов) и обложить акцизом 5-10% автошины (деп. В.Б.Шуба, деп. второго созыва С.С.Сулакшин) - эти поправки не голосовались.
    Предложение Правительства рассмотреть до конца весенней сессии 2000 года главу о налоге на прибыль (на доходы организаций) было Думой проигнорировано.
    6 июля принят в первом чтении закон о введении в действие части II НК в составе четырех принятых глав. При введении в действие части II (с 1 января 2001) отменяется оборотный налог на жилищно-коммунальное хозяйство (1,5%), а взамен органам местного самоуправления предоставляется право вводить дополнительную местную ставку (до 5%) налога на прибыль, который таким образом снова увеличивается с 30 до 35%.
    7 июля 2000 Совет Федерации принял обращение к депутатам Думы с предложением "временно сохранить" оборотный налог на пользователей автодорог со ставкой 2%.
    19 июля 2000 четыре главы части II Налогового кодекса и закон о введении их в действие приняты во втором и в третьем чтении. Одновременно с введением 4 глав НК отменяются оборотный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, налог на приобретение автотранспортных средств, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой медицины, биржевой налог, гербовый сбор, сбор за пограничное оформление; снижен с 2,5 до 1% дорожный налог (и отменяется с 1 января 2003); налог с владельцев транспортных средств отменяется с 1 января 2003; вводится дополнительная 5-процентная ставка налога на прибыль в местные бюджеты. "Муниципальное лобби" (С.С.Митрохин, Н.А.Корнеева, А.В.Шульга) безуспешно предлагало поправки: а) об изменении списка региональных и муниципальных налогов (ст.14-15 первой части НК) - перевести налоги на имущество организаций и на недвижимость из региональных в местные или ввести новый "муниципальный налог", который прямо так и будет называться и будет представлять собой налог на прибыль по ставке до 5% (т.е. внести этот налог не только в старый закон "Об основах налоговой системы", а и в новый НК); б) снизить оборотный налог на ЖКХ до 0,5%, не отменяя его или ввести вместо него муниципальный налог на недвижимость; в) закрепить за местным уровнем 15% налога на вмененный доход. Поправки группы "а)" получили от 50 до 85 голосов (Яблоко, значительная часть ОВР, около 20 коммунистов) и не прошли. Председатель бюджетного комитета А.Д.Жуков ссылался на то, что вопрос относится к первой части НК и должен быть решен только после принятия всех глав второй части, то есть осенью. При третьем чтении за кодекс подано всего 234 голоса (при необходимом минимуме в 226), против 11, воздержался 1. За кодекс голосовали 1 коммунист (Р.М.Шакиров), 0 аграриев, 10 ОВРовцев, 5 независимых депутатов и большинство в остальных фракциях и группах (в том числе все 20 членов фракции "Яблоко").
    26 июля 2000 Совет Федерации нацелился одобрить сам кодекс, но отклонить закон о введении его в действие (в частности для того - чтобы зарубить отмену большинства оборотных налогов) - таково было предложение бюджетного комитета. С долгой и пламенной антикодексной речью выступил Ю.М.Лужков. По его словам, отмена оборотных налогов посадит все регионы на дотации, а повышение налога на прибыль не поможет, т.к. руководителю предприятия обнулить прибыль ничего не стоит. Лужкова поддержал активист КПРФ В.Н.Федоткин. В.А.Толоконский, В.П.Сердюков, А.М.Тулеев, Д.Ф.Аяцков, А.А.Суриков и В.И.Платов выступили за одобрение кодекса, причем Суриков уточнил, что закон о введении в действие он предлагает отклонить. Перед сенаторами выступил также председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) М.В.Шмаков, высказавшийся против введения единого социального налога. Совет Федерации одобрил часть II НК (115:23:5). К.А.Титов, вопреки мнению своего Комитета, предложил одобрить и закон о введении в действие. Его поддержали А.В.Назаров, В.И.Платов, Л.Ю.Рокецкий и не поддержали П.А.Сажинов, Н.А.Володин, В.А.Озеров. Слово взял вице-премьер и министр финансов А.Л.Кудрин, который заметил, что если не будет принят закон о введении части НК в действие, то она, будучи уже принятой, автоматически вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования, то есть с октября. Сенаторам ничего не оставалось, как одобрить закон о введении второй части НК в действие (128:13:9).
    5 августа 2000 вторая часть НК (Раздел VIII, главы 21-24, статьи 143-245) и закон о введении ее в действие были подписаны Президентом и 10 августа 2000 опубликованы в "Российской газете".
  • "Технические поправки": 24 ноября 2000 Дума приняла сразу в трех чтениях пакет поправок к не вступившей еще в силу второй части Налогового кодекса. Закон, страниц 20-30, исправляет отдельные словосочетания, слова и окончания слов по всему тексту части II.
    Одновременно приняты поправки к закону о введении кодекса в действие, предусматривающие: продление на 2001 год ч.3 ст.12 отменяемого закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (в части продажи ценных бумаг); отмену налога на отдельные виды транспортных средств (пункт "ц" ст.19 З-на об основах налоговой системы); прямое установление 5-процентной муниципальной составляющей налога на прибыль (чтобы введение налога местными властями с 1 января 2001 плательщики не смогли оспорить на том основании, что формально право принимать решение о введении этого налога появляется у муниципальных властей только после 1 января 2001); отмену пункта об обязательной маркировке ввозимой подакцизной алкогольной продукции; перенос с 1 января на 1 июня введения "расщепления" водочного акциза (передачи региональных 50% акциза от регионов-производителей регионам-потребителям).
    Заседавший в тот же день Совет Федерации отказался рассматривать немедленно переданные из нижней палаты в верхнюю поправки, вследствие чего появилась угроза, что они так и не будут своевременно приняты, и 1 января 2001 Кодекс вступит в силу в сыром, по оценке министра финансов А.Л.Кудрина, виде. 29 ноября Дума приняла обращение к Совету Федерации с призывом созвать внеочередное заседание для рассмотрения поправок. Сенат не отреагировал.
    20 декабря Совет Федерации одобрил поправки к части II НК. Депутаты из Бюджетного комитета Думы уходят от ответа на вопрос, каким образом поправки могут вступить в силу с 1 января 2001, если они не были опубликованы за месяц до начала налогового периода, как этого требует статья 5 части I НК.
    4 января "Российская газета" сообщила, что закон о "технических поправках" к НК Президентом подписан (166-фз от 29 декабря 2001) и опубликован в спецвыпуске РГ за 31 декабря, который со временем будет доставлен подписчикам (не знаю, как другим подписчикам, а мне пришлось ехать за этим номером в редакцию). Что же касается сопутствующего закона о поправках к закону о введении в действие второй части НК, 5 января РГ сообщила, что он отклонен, поскольку предусмотренное законом вступление его в силу с 1 января противоречило бы норме первой части НК о публикации подобных изменений не позже чем за месяц до вступления их в силу.
    22 февраля 2001 Дума приняла поправки к закону "О введении в действие части второй..." в новой редакции, 14 марта 2001 они одобрены Советом Федерации, подписаны под номером 33-фз от 24 марта 2001, 27 марта опубликованы и 27 апреля вступили в силу. В отличие от прежней редакции (см. второй абзац в этой рубрике) закон не касался 5-процентного муниципального налога на прибыль и вводил новую формулировку даты вступления в силу статей 12-15 и 18 ч.I НК - перечень налогов - " со дня признания утратившим силу закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", перенося ее из ст.3 закона о введении в действие ч.I в новую ст.32-1 закона о введении в действие ч.II.
  • Подоходный налог с ценных бумаг: 6 декабря 2000 Дума приняла в первом чтении проект поправок к части II НК, который относится к главе о подоходном налоге (23) и подробно описывает налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. 26 апреля 2001 закон принят Думой, 16 мая одобрен Советом Федерации, подписан Президентом под номером 71-фз от 30 мая 2001, опубликован в "Российской газете" 2 июня 2001 и вступил в силу 2 июля 2001.
  • Вторая порция части II была отложена до осенней сессии 2000 года.
    В календаре работы Думы на 22 сентября 2000 было назначено рассмотрение четырех глав (25-28): Таможенная пошлина и таможенные сборы; Налог на прибыль (доход) организаций; Налог на имущество организаций; Налог на имущество физических лиц. Тогда рассмотрение кодекса было отложено, т.к. Правительство не определилось со своими поправками. В планы на октябрь - декабрь 2000 новые главы НК не включались.
    В конце 2000 года некоторые депутаты не выдержали и стали вносить свои альтернативные варианты новых глав части II. Альтернативная глава 52 (единый налог на сельхозпроизводителей) была принята в первом чтении. Правительство первоначально предлагало не рассматривать проект, а провести второе чтение соответствующей главы, принятой в первом чтении в 1998 году, но к моменту рассмотрения решило поддержать проект. Впоследствии Правительство и Дума согласились не возвращаться к проекту 1998 года вовсе, а вносить следующие главы кодекса заново на первое чтение.
    В календарь на февраль 2001 были включены (но так и не рассмотрены) по нескольку проектов глав "Налог на прибыль" и "Таможенные сборы". Только в апреле 2001 Дума приступила к рассмотрению второй порции части II НК, почти все главы вносились не Правительством, а группами депутатов.
    19 апреля 2001 принята в первом чтении глава "Государственная пошлина", значившаяся тогда под номером 26. В постановлении о принятии закона Дума потребовала ко второму чтению включить в законопроект все платежи, взимаемые в РФ за совершение юридически значимых действий, исключив тем самым установление таких платежей и их размеров ведомственными актами.
    7 июня 2001 приняты в первом чтении главы "Налог на добычу полезных ископаемых" (внесена Правительством) и "Таможенная пошлина и таможенные сборы" (внесена депутатами из Бюджетного комитета). При этом Дума поручила Бюджетному комитету ко второму чтению законодательно закрепить распределение налога на добычу между уровнями бюджета. Тогда же принят в первом чтении правительственный законопроект об индексации акцизов.
    До июля Дума успела принять в целом главы "Налог на прибыль" и "Налог на добычу полезных ископаемых".
    Кроме того, проиндексированы акцизы (гл.22).
    15 июня 2001 на заседании Бюджетного комитета многомесячный спор о том, какие из льгот по налогу на прибыль сохранять, а какие отменить завершился по предложению министра экономического развития и торговли Германа Грефа решением отменить все льготы при радикальном снижении ставки. Предложенная Грефом ставка 25% (вместо принятых в первом чтении 35) была снижена депутатами до 23 (7 в федеральный бюджет, 16 в региональные). Позже совместными усилиями правительства и защитников местного самоуправления из фракции Яблоко федеральная ставка была увеличена до 7,5%, а также добавлена муниципальная - 2%, при одновременном снижении региональной ставки до 14,5% в сумме получилось 24.
    6 июля 2001, принимая во втором чтении главу 26 НК ("Налог на добычу полезных ископаемых"), Дума поручила Правительству до 1 ноября 2001 внести в Думу поправки к этой главе "в части регулирования уплаты налога на добычу нефти из скважин, выработавших 80% и более своего ресурса".
    В первом чтении приняты главы "Государственная пошлина" (19.04.2001), "Таможенная пошлина и таможенные сборы" (7.06.2001), "Налог с продаж" (который предлагается сохранить до 31 декабря 2002 года: правительственный идеолог налоговой реформы С.Д.Шаталов еще в январе 2001 высказался в "Российской газете" за его отмену, как несовместимого с существованием НДС. Из двух вариантов закона - внесенного Правительством и внесенного депутатом Г.В.Боосом, депутаты предпочли 12.07.2001 вариант Бооса).
  • Продолжение следует на осенней сессии Думы 2001 года. Предстоит второе чтение глав "Государственная пошлина", "Таможенная пошлина и таможенные сборы", "Налог с продаж", "Единый налог на сельскохозяйственных производителей". После этого останется принять еще порядка 20 глав второй части НК.

    Поправки на ходу:
  • Региональные льготы: 8 сентября 2000 принята в первом чтении поправка к части I НК, позволяющая региональным законодателям предоставлять льготы по федеральным налогам в части, зачисляемой в региональный бюджет (проект внес Г.В.Боос, 17 мая 2000 проект был поддержан членами Совета Федерации, принявшими по этому поводу обращение к депутатам Думы). Ко второму чтению закона 27 октября 2000 Комитет по бюджету принял поправку Г.В.Кулика, А.Ю.Михайлова, В.М.Дубова и И.Н.Руденского о добавлении в закон закрытого списка из четырех налогов, по которым могут предоставляться льготы: налог на прибыль, подоходный налог, платежи за пользование природными ресурсами (недрами) и отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы. Непосредственно на заседании С.С.Митрохин представил поправку, согласно которой региональные льготы не могут распространяться на суммы, закрепленные законодательством за местными бюджетами, а органы местного самоуправления получают право устанавливать льготы по суммам федеральных налогов, зачисляемым в местные бюджеты. По предложению Правительства Дума не стала принимать закон во втором чтении, а вернула его в первое.
  • Прочие поправки: На рассмотрении Думы находятся принятые в первом чтении:
    - проект поправок к части II НК, который относится к главе о подоходном налоге и подробно описывает налогообложение доходов от операций с ценными бумагами;
    - Глава 52 о едином налоге с сельхозпроизводителей.
    О ходе рассмотрения этих проектов и других инициативах см. в самом низу заглавной страницы "Политики".

    Первоисточники:
  • Проекты обеих частей кодекса в версии М.Задорнова - М.Моторина (в том виде, как они были внесены и приняты в первом чтении) можно прочитать (1393К) или скачать в виде zip-архива с сервера Минфина.
  • Налоговый кодекс РФ. Часть I (N 146-ФЗ от 31 июля 1998): Главы 1-9, Главы 10-20
    Изменения и дополнения - 51-фз от 30 марта 1999; 154-фз от 9 июля 1999; 13-фз от 2 января 2000. Кодекс в редакции 9.VII.1999 Главы 1-9, Главы 10-20
  • Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (N 147-ФЗ от 31 июля 1998)
    Изменения и дополнения - 155-фз от 9 июля 1999; 118-фз от 5 августа 2000
  • Налоговый кодекс РФ. Часть II (117-фз от 5 августа 2000).
  • Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (118-фз от 5 августа 2000).
    На законопроектном сайте АКДИ проекты теоретически должны поддерживаться в текущей редакции по мере прохождения. В последнее время в этом процессе начались необъяснимые сбои: подзаголовок "Принято Государственной Думой... Одобрено Советом Федерации" подставляется к старому тексту, который с тех пор резко изменился (так, например, произошло с законом о порядке введения в действие ч.I НК). Так что сегодня можно быть полностью уверенным в полной аутентичности только текстов первого чтения. Вторая часть НК присутствовала на сайте АКДИ тремя кусками: главы 27-30 раздела VIII, главы 31-43 раздела VIII, главы 44-58 (разделы IX-XI), но с окончательным принятием первой порции второй части НК исчезла.

    Водоразделы:
    Распределение: При поэтапном рассмотрении второй части продолжается борьба между тремя уровнями власти, которые тянут одеяло на себя - "федералами" (во главе с Правительством), "регионалами" (во главе с соответствующими думскими группами и председателем сенатского Бюджетного комитета К.Титовым) и "муниципалами" (в лице депутата С.Митрохина). В имеющейся на этом сайте статистике (перераспределение доходов по плану реформы 1998 года) региональные и муниципальные бюджеты объединены в одну строку, т.е. полная картина ситуации отсутствует.
    Сбор: Если посмотреть сравнительные цифры, представленные Правительством, самые масштабные перемены (в ценах и в редакции 1998 года) должны были выглядеть так: снижение налога на прибыль (-28 млрд.руб.) и снижение/отмена двух оборотных налогов (исчисляемых от объема реализации продукции) - налога на содержание жилищной и социальной сферы (полная отмена, -22) и дорожного (снижение, -23) частично возмещается введением налога с продаж (+33), преобразованием налога на ГСМ в акциз (+8) и отменой льгот по НДС (+4). Всего федеральный уровень должен был потерять 10,4 млрд.руб., региональный и местный - 11,1.
    К моменту принятия второй части НК (за 1998-2000 годы) налог на прибыль успели снизить с 35 до 30% (-28). Налог с продаж (+33) успели ввести в качестве факультативного для регионов, при условии отмены налога на нужды образовательных учреждений, сбора за право торговли, сбора за уборку территорий (всего -8).
    В реальности, как уже сказано выше, при втором чтении НДС практически не повысился; оборотные налоги снижены до 1% (-45), хотя ко времени второго чтения Правительство предлагало отменить их совсем (-81); налог на прибыль увеличен с возвращением к уровню 1998 года - 35% (+28).
    Прочее: При рассмотрении Налогового кодекса снова голосуются решенные (или нерешенные) в рамках нынешнего лоскутного законодательства вопросы об акцизах на нефть, на прокачку нефти ("на трубу"), на пиво, о льготах СМИ и книгоизданию (см.ниже), о ставках подоходного налога.

    Позиции:
  • Наиболее серьезные претензии к Налоговому кодексу - у руководителей местного самоуправления, (прежде всего - городов), которые считают нынешний вариант НК катастрофическим для местных бюджетов:
    - Материалы чрезвычайного совместного собрания всероссийских ассоциаций муниципальных образований на сервере "Энциклопедия местного самоуправления"
    - в Думе эту позицию отстаивает депутат С.Митрохин. Вот его интервью на эту тему на сервере Яблока. Мнение его коллеги по фракции Н.Травкина во многом отличается (в частности, Травкин считает, что налог с продаж должен перераспределяться на региональном уровне - от городов к селу).
    - Комитет Думы второго созыва по делам местного самоуправления предлагал увеличить число местных налогов с 5 до 9. Текст пресс-конференции председателя.
  • Еще одну радикальную точку зрения на налоговую систему - как действующую так и новую (о губительной роли НДС для развития новых производств) можно прочитать в статье Н.Чувахина "Россия на перепутье" (июль 1998).
  • Яблоко: Налоговая политика
  • Письмо некоммерческих организаций - к сожалению, без подписей - против налогов на благотворительную деятельность (бесплатные услуги, материальную помощь) - на сервере СоЭС.
  • На этом месте хотелось бы поставить ссылки на другие точки зрения (депутатов, сенаторов, партий, экономистов). Некоторые усилия к этому предпринимаются.

    Подробнее об отдельных налогах:
  • Подоходный налог с физических лиц - см. отдельно
  • Льготы СМИ и книгоизданию. Льготы - освобождение производства, реализации и транспортировки от НДС; освобождение от федерального налога на прибыль и от налогообложения прибыли, вкладываемой по основному профилю; освобождение от таможенных пошлин; освобождение от продажи валютной выручки, используемой для приобретения оборудования и материалов для производства - были предоставлены на 1996-1998 годы так называемым "полторанинским" (по фамилии председателя Комитета первой Госдумы по информации и связи) законом 191-фз от 1 декабря 1995 "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" и двумя сопровождающим его законами - 188-фз от 30 ноября 1995 о поправках к законам об НДС и о налоге на прибыль; 185-фз от 25 ноября 1995 о внесении дополнения в закон "О таможенном тарифе".
    В 1998 году встал вопрос о продлении льгот. Правительство Кириенко, в мае 1998 поддержавшее в первом чтении законопроект о продлении льгот, в своем стабилизационном пакете законов (июнь 1998) предложило льготы отменить. На вопрос депутата Габидуллина (по должности - главного защитника печатных СМИ), как одно стыкуется с другим, министр финансов Задорнов ответил: изменились обстоятельства.
    В ходе июльских (1998) заседаний Думы закон об отмене льгот по НДС был отклонен напрочь. Закон о налоге на прибыль (снижение с 35 до 30 с отменой всех льгот), как и обещали фракции на первом чтении, на этапе подготовки ко второму чтению был исправлен. 13 июля 1998, заслушав пламенное выступление О.Финько, Бюджетный комитет проголосовал за восстановление льгот СМИ и инвалидам, что и было утверждено Думой при окончательном принятии закона. Правда, закон все равно не был подписан Президентом, т.к. в принятом Думой варианте он не решал проблемы повышения доходов бюджета.
    Закон о продлении льгот шел с запозданием. В начале июля 1998 редакции должны были сообщить в Роспечать и Госкомсвязь подписные цены на 1999 год - вслепую, не зная, сохранятся ли льготы. Большинство, естественно, исходило из пессимистического варианта. Союз журналистов с прискорбием сообщил, что цены, вероятно, возрастут процентов на 25-30, на столько же упадет число платежеспособных подписчиков.
    Закон был принят Государственной Думой в окончательном виде 30 сентября 1998, одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 и подписан 22 октября 1998 под номером 159-фз. Льгота по продаже валютной выручки отменялась, остальные льготы продлялись до 31 декабря 2001 года. Сопровождающие законы - о продлении поправок к законам об НДС и о налоге на прибыль; о продлении поправки к закону "О таможенном тарифе" - были приняты Думой также 30 сентября, но 14 октября отклонены Советом Федерации. 5 ноября Дума преодолела вето Совета Федерации на первый сопровождающий закон, но не смогла преодолеть вето на второй (277 голосов, при повторном голосовании - 288). Закон по НДС и налогу на прибыль был подписан Президентом 16 ноября 1998 под номером 170-фз. Таможенный закон так и не состоялся, однако льгота продолжает применяться, одна из причин этого - присоединение России к Флорентийской конвенции, предусматривающей освобождение книг и периодики от таможенных пошлин.
    Все вышеизложенное относится к нынешней, "лоскутной" налоговой системе. При рассмотрении соответствующих разделов второй части Налогового кодекса судьба прессы и книгоиздания решается заново.
    Летом 2000 принята глава 21 "НДС" второй части Налогового кодекса, в самом кодексе льгота СМИ и книгоизданию по НДС воспроизведена (подпункты 17 и 21 пункта 3 статьи 149), но в законе о введении второй части НК в действие говорится о прекращении действия этих подпунктов закона с 1 января 2002.
    Законом 179-фз от 28 декабря 2001 введен НДС 10% на прессу и лекарства.
    Глава о налоге на прибыль принята летом 2001 и не содержит льгот СМИ и книгоизданию, хотя за такие льготы выступали в Комитете по бюджету депутаты Г.В.Кулик и В.М.Дубов. Проект главы "Таможенная пошлина и таможенные сборы" в редакции первого чтения также не содержит льгот.
    2 июля 2001 в "Известиях" опубликовано открытое письмо председателя Союза журналистов России В.Богданова, главных редакторов МК П.Гусева, "Известий" М.Кожокина, "МН" В.Лошака, "Труда" В.Потапова, "КП" В.Сунгоркина и "РГ" В.Фронина депутатам Госдумы, в котором высказано предположение, что розничные цены на прессу возрастут с начала 2002 года (дата отмены льгот) на 50-70%, а тиражи упадут на 30-50%. Авторы письма предлагают продлить действие закона "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания" и внести соответствующие поправки в НК. 5 июля "Известия" сообщили, что такой законопроект внес депутат от ОВР Н.Булаев (названный, правда, в газете С.Буслаевым).


    ТО, ЧТО БЫЛО НА ЗАГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ "ПОЛИТИКИ":
  • Налоговый кодекс: некоторые подробности.
    1 января 1999 вступила в силу первая часть Налогового кодекса. При этом статьи части I о списке налогов и их распределении между федеральным, региональным и муниципальным уровнем были заморожены Законом о введении кодекса в действие и вступят в силу только с окончательным принятием второй части. Таковы были условия перемирия между тремя уровнями власти, которые тянут одеяло на себя - "федералами" (во главе с Правительством), "регионалами" (во главе с председателем сенатского Бюджетного комитета К.Титовым) и "муниципалами" (в лице депутата С.Митрохина).
    1 января 2001 вступила в силу первая порция (главы 21-24) второй части Налогового кодекса и одновременно - закон о введении ее в действие, а также принятые вдогонку "технические" поправки ко II части. 1 января 2002 вступают в силу главы 25-26.
    Новые (начиная с 25-й) главы второй части НК, принятой в 1998 году, не выносятся на второе чтение: они вносятся заново для первого чтения группами депутатов (в основном - из бюджетного комитета).
    Дальнейшие подробности о Налоговом кодексе - на странице "Налоги". О некоторых текущих законопроектах (по состоянию на март-апрель) - в следующем абзаце верхней части этой страницы. О пивном акцизе - на специальной тематической странице на сайте Субтропической России.
  • Налоговый кодекс продолжают править (раздел долго не обновлялся и в значительной степени устарел):
    Поправка о комиссионках: (к ст.228 главы о подоходном налоге - об освобождении от налога доходов от продажи имущества через комиссионные магазины и ломбарды на сумму до 10.000 руб) - принята в первом чтении 14.06.2001.
    Тренерские льготы: законопроект о льготах по налогообложению премий, полученных тренерами спортсменов на соревнованиях, принят в первом чтении в середине марта 2001.
    Часть II. Продолжение: Тем временем, комитеты Думы продолжают рассматривать (в порядке подготовки ко второму чтению) главы "Таможенные сборы", "Государственная пошлина", "Налог на игорный бизнес" и "Налог на лотерейную деятельность" (последний был принят "в одном флаконе" с предпоследним, с пожеланием Бюджетному комитету ко второму чтению эту главу изъять). Внесены проекты глав "Налог на имущество организаций" и "Налог на имущество физических лиц".
    Налог с продаж просуществует до 31 декабря 2003 года и сохранится на прежнем предельном уровне - 5% (таким образом, возобладала точка зрения Правительства, а не Бюджетного комитета, предлашавшего 4%). Таковы результаты второго чтения, состоявшегося 17 октября 2001. По безналичным расчетам достигнуто половинчатое решение: те из них, которые осуществляются по пластиковым картам, будут облагаться налогом. С подписанием закона (N148-фз от 27 ноября 2001) была разрушена стройная и удобная для потребителя система нумерации глав и статей НК: раздел VIII "Федеральные налоги и сборы" обрывается на статье 346 главы 26, после чего начинается раздел IX "Региональные налоги и сборы": глава 27, статьи 347-355. Теперь новые главы о федеральных налогах придется каким-то образом втискивать между статьями 346 и 347 - или наоборот, вставлять продолжение раздела VIII после раздела IX.
    Единый сельхозналог: 14 декабря 2000 принята в первом чтении под номером 52 новая глава части II НК: "О земельном налоге (Система налогообложения по принципу единого платежа для сельскохозяйственных товаропроизводителей)", проект внесен депутатами Г.В.Куликом, В.И.Гришиным, И.Н.Руденским, В.А.Литвиновым, В.Н.Плотниковым, Н.А.Сухим. При этом произошло некоторое смешение понятий: в части II НК, принятой в первом чтении в 1998 году, были Земельный налог (гл.51), относящийся к числу местных налогов, и Единый налог для сельхозпроизводителей (гл.58), относящийся к числу специальных налоговых режимов. Правительство написало отрицательный отзыв на проект Кулика, считая, что в рамках законной процедуры следует провести второе чтение главы 58, а не рассматривать новый закон. Однако на заседании представитель Правительства А.В.Логинов неожиданно поддержал проект. К концу года главу успели принять в Думе, отклонить в Совете Федерации и принять в Думе снова в согласованной редакции. Нежелание аграриев дотерпеть до принятия в полном объеме разделов "Федеральные...", "Региональные..." и "Местные налоги" привело к тому, что глава состоит из статей с одним и тем же номером 346 и индексами -1, -2, -3..., имеет номер 26-1 и открывает раздел "VIII-1" ("Специальные налоговые режимы"), а это дает Президенту основания отклонить его по эстетико-нумерологическим соображениям. Кстати, подобный прецедент был: в свое время Президенту Ельцину почти одновременно поступили на подпись стартовавшие в разное время и шедшие разными траекториями две поправки к закону "Об основах налоговой системы", в которых новые налоги были обозначены одним и тем же буквенным пунктом - одну из поправок пришлось отклонить.
    Реваншисты: Совет Федерации на заседании 20 июля наконец-то официально внес готовившуюся не один год законодательную инициативу по увеличению ставки оборотного дорожного налога (ныне составляет 1%) до 1,5% с правом сокращать ее до 1% по выбору региона.
    Обреченный проект: 20 декабря 2000 Совет Федерации официально проголосовал за законодательную нициативу по целевому выделению 1% НДС на финансирование госзаказа в области сельхозмашиностроения (поправка к ст.164 ч.II НК). До сих пор все законопроекты о введении целевых налогов отклонялись Думой как противоречащие общей концепции Бюджетного и Налогового кодексов. Так же поступила Дума и с этим законопроектом.
    © ПОЛИТИКА, 1998-2001 (diogen@online.ru)