КОНСТИТУЦИЯ О КАДРОВЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ
ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Статья 102 Конституции относит к ведению Совета Федерации:
- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- а также отрешение Президента Российской Федерации от должности.
Статья 103 относит к ведению Государственной Думы:
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
- дачу согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- а также выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
ДРУГИЕ ЗАКОНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
КАДРОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТ
После вступления в силу новой Конституции Президент Ельцин своим указом 2288 от 24 декабря 1993 объявил недействующими полностью или частично 46 законов и постановлений, определявших полномочия парламента (Верховного Совета и Съезда народных депутатов); в частности - порядок назначения членов Совета безопасности, руководства Центрального банка, Пенсионного фонда и др. Все эти и другие кадровые полномочия, принадлежавшие прежде парламенту и его органам (например - назначение заместителей Генерального прокурора Президиумом Верховного Совета) взял на себя Президент.
Кроме того, Президент (к большому неудовольствию депутатов Федерального Собрания) назначал исполняющих обязанности на те должности, назначения на которые по Конституции входят в компетенцию Совета Федерации и Государственной Думы (и.о.председателя Центрального банка, и.о.Генерального прокурора) до тех пор, пока парламент не назначил на эти должности представленных Президентом кандидатов.
Государственная Дума первого созыва отказалась от идеи принятия закона о своем правопреемстве по отношению к Съезду народных депутатов и Верховному Совету, и пошла по пути постепенного восстановления кадровых полномочий парламента путем внесения поправок в отдельные законы.
Нижеперечисленные законы, во-первых, конкретизируют способы назначения должностных лиц, перечисленных в статьях 102 и 103 Конституции (например, предписывают Президенту представить на должность Председателя Центрального банка другую кандидатуру, если внесенная им до этого кандидатура дважды отклонена); во-вторых, расширяют список лиц, назначаемых парламентом (Президиум Верховного Суда, Совет директоров Центрального банка, заместители Генерального прокурора, в проекте - Совет Безопасности); в-третьих, предусматривают участие парламента в назначении на должности и в органы, в Конституции не перечисленные (Центральная избирательная комиссия, Национальный банковский совет, Совет по вопросам государственной службы при Президенте).
Федеральный закон N 50-ФЗ от 28 ноября 1994 "О внесении изменений в статьи 23, 27, 32 и 61 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"
В закон "О судоустройстве РСФСР" внесена поправка, предусматривающая утверждение Советом Федерации членов Президиума Верховного Суда РФ.
Федеральный закон N 3-ФЗ от 4 января 1999 "О внесении изменений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"
В Закон "О судоустройстве РСФСР" внесена поправка, предусматривающая создание в Верховном Суде Кассационной коллегии и назначение ее председателя и членов Советом Федерации.
Федеральный закон N 124-ФЗ от 19 сентября 1997 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(Первоначально - Федеральный закон N 56-ФЗ от 6 декабря 1994 "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации")
Законом предусмотрен порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Из пятнадцати членов ЦИК 5 назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями, 5 назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Срок полномочий ЦИК РФ - 4 года.
Федеральный закон N 4-фз от 11 января 1995 "О Счетной палате Российской Федерации"
Законом предусмотрен порядок назначения председателя и аудиторов Счетной палаты и представления Счетной палатой отчетов палатам парламента.
Федеральный закон N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"
Законом утвержден в новой редакции Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Государственная Дума назначает членов Совета директоров Центрального банка, двух своих представителей в Национальном банковском совете при Банке России и других членов Национального банковского совета (в пределах 6 человек по представлению Председателя ЦБ). Совет Федерации назначает двух своих представителей в Национальном банковском совете.
Закон устанавливает подотчетность ЦБ Государственной Думе: Дума определяет аудиторскую фирму для проверки ЦБ; Банк ежегодно представляет Думе годовой отчет и аудиторское заключение.
Федеральный закон N 119-ФЗ от 31 июля 1995 "Об основах государственной службы Российской Федерации"
Законом предусмотрено создание Совета по вопросам государственной службы при Президенте РФ, который "состоит из равного числа представителей Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, высших органов судебной власти Российской Федерации".
Федеральный закон N 168-ФЗ от 17 ноября 1995 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"
Законом утвержден в новой редакции Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Срок полномочий Генерального прокурора 5 лет. Совет Федерации по представлению Генерального прокурора назначает его заместителей.
Федеральный закон N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 "О рынке ценных бумаг"
Законом предусмотрено, что из 15 членов коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг двое являются представителями палат Федерального Собрания.
* * *
Порядок принятия решений по вопросам назначения и освобождения от должности вышеперечисленных лиц предусмотрен регламентами Государственной Думы и Совета Федерации, что не спасало от тупиковых ситуаций при назначениях на некоторые должности. Например, Совет Федерации сначала записал в своем Регламенте, что в случае отклонения палатой кандидатуры на пост Генерального прокурора Президент обязан в двухнедельный срок представить новую (а не ту же самую) кандидатуру. Затем Совет Федерации пришел к выводу, что Регламент - внутренний документ палаты - не может содержать норм, ограничивающих права Президента на повторное выдвижение кандидатуры, и что такое ограничение может быть введено только законом. Следовательно, чтобы назначить Генеральным прокурором России кого-либо кроме А.Н.Ильюшенко (а именно таково было пожелание большинства депутатов Совета Федерации), необходимо было сначала принять поправки к закону "О Прокуратуре", что почти год не удавалось из-за множества несовместимых мнений в Государственной Думе и Совете Федерации о том, какими должны быть эти поправки.
Думой был принят в первом чтении 12 сентября 1997 законопроект "О статусе Совета Безопасности РФ" (авторы - В.И.Илюхин, О.О.Миронов), которым предусмотрено постоянное членство в Совете Безопасности председателей палат парламента. В период подготовки проекта предполагался и вариант, в котором Дума дает Президенту согласие на назначение непостоянных членов Совета Безопасности. Во время первой чеченской войны в Думе, желавшей отмежеваться от действий СБ, с подачи депутата В.Семаго получило распространение и другое мнение - Совет Безопасности как орган при Президенте должен быть встроен в исполнительную ветвь власти и не должен включать в себя представителей других ветвей власти. 29 марта 2000 Дума сняла с рассмотрения законопроект "О статусе СБ РФ", ожидая внесения Президентом более комплексного закона "О национальной безопасности РФ".
Должностные лица,
назначаемые, утверждаемые
или освобождаемые от должности
палатами Федерального Собрания
ПРЕЗИДЕНТ
Президент Российской Федерации избирается всенародно сроком на 4 года, но может быть досрочно отрешен от должности Советом Федерации двумя третями голосов по инициативе двух третей Государственной Думы.
Первый Президент Российской Федерации Борис Николаевич ЕЛЬЦИН был избран на эту должность 12 июня 1991 года сроком на 5 лет. 21 сентября 1993 Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда признал его полномочия прекратившимися и 22 сентября 1993 к присяге в качестве исполняющего обязанности Президента был приведен вице-президент Александр Владимирович РУЦКОЙ. 4 октября кризис был разрешен вооруженным путем в пользу Б.Н.Ельцина. После выхода на свободу по амнистии 26 февраля 1994 года А.Руцкой не предпринимал никаких шагов, направленных на восстановление в должности и.о.Президента или вице-президента. На основании переходных положений принятой 12 декабря 1993 года Конституции Б.Н.Ельцин продолжил исполнение обязанностей Президента до конца срока, на который был избран. Ельцин переизбран на второй срок 3 июля 1996 года. Второй срок его полномочий должен был закончиться 3 июля 2000 года, а очередные президентские выборы должны были состояться в первое воскресенье по истечении этого срока - 9 июля 2000 года. Согласно новому закону о выборах Президента, подписанному Президентом Ельциным 31 декабря 1999, этот срок был перенесен на 4 июня 2000 - первое воскресенье месяца, в котором исполняется 4 года со дня первого тура прошлых выборов.
31 декабря 1999 в 12 часов дня Б.Н.Ельцин ушел в отставку с поста Президента. В соответствии с Конституцией в должность исполняющего обязанности Президента РФ вступил Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович ПУТИН. 26 марта 2000 на внеочередных президентских выборах В.В.Путин избран Президентом Российской Федерации; 7 мая 2000 он вступил в должность Президента.
Во времена Конституции 1991-1993 годов действовал закон РФ "О Президенте РФ". В Думе второго созыва подобный федеральный закон разрабатывал депутат Ю.М.Нестеров (фракция "Яблоко").
Адрес Президента РФ: Москва, Кремль. Тел.206-52-04.
Справочный телефон Администрации Президента 925-35-81.
Консультативные органы при Президенте
До 1995 года состав и полномочия таких органов определял сам Президент. Представители палат Верховного Совета, а затем - Федерального Собрания включались в состав этих органов решением Президента "по согласованию" с руководителями парламента. В 1995 году механизм формирования одного из Советов при Президенте (Совета по вопросам государственной службы) впервые появился в тексте закона, а представители в этот Совет были официально назначены палатами.
Совет по вопросам государственной службы при Президенте
Совет по вопросам государственной службы при Президенте в соответствии с федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" "состоит из равного числа представителей Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, высших органов судебной власти Российской Федерации". На совещании Совета по кадровой политике при Президенте заинтересованные стороны решили направлять в Совет по госслужбе по 6 представителей. Совет Федерации первого созыва назначил своими представителями 6 своих депутатов 5 октября 1995. Государственная Дума первого созыва до конца срока своих полномочий решения о назначении представителей в Совет не приняла.
1 декабря 1995 года Президент утвердил своим указом нормы представительства в Совете: по шесть человек от Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, высших органов судебной власти (всего 30 человек), а сопредседателями Совета назначил С.А.Филатова и О.Н.Сосковца. 6 февраля 1996 Президент пересмотрел свой указ, истолковав текст закона другим способом: 6 человек от Президента, 6 от парламента (по три от каждой палаты), 6 от Правительства, 6 от судов (по 2 от Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов) - всего 24 человека, а С.А.Филатова на посту сопредседателя заменил Н.Д.Егоровым.
22 февраля 1996 новый Совет Федерации назначил своими представителями в Совете членов Совета Федерации А.Ф.Ковлягина, О.П.Королева и М.Ш.Шаймиева.
Представители Государственной Думы второго созыва в Совет были направлены решением Совета Думы от 4 марта 1996. Ими стали депутаты С.Н.Решульский (КПРФ), А.Н.Чилингаров (РР) и А.Н.Аринин (НДР).
Сопредседателями Совета традиционно являются руководитель Администрации Президента и один из первых вице-премьеров Правительства. Если должностной принцип формирования руководства Совета будет сохранен, его сопредседателями, видимо, станут А.С.Волошин и А.Л.Кудрин или А.С.Волошин и В.Б.Христенко.
Другие органы при Президенте
В отличие от Совета по вопросам государственной службы, другие органы при Президенте существуют на основании президентских указов и порядок их формирования законами не предусмотрен.
В феврале 1996 года Совет Федерации принял несколько постановлений, в которых просил Президента включить в качестве представителей палаты: в Совет по кадровой политике - Е.С.Строева; в Совет по местному самоуправлению - А.Х.Галазова; в Комиссию по вопросам гражданства - А.В.Попова и В.Н.Туманова; в Комиссию по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации - А.П.Сычева; в Объединенную комиссию по координации законодательной деятельности - П.Н.Балакшина, А.Н.Белоногова, В.В.Деревянко, А.А.Козерадского, Ю.А.Кравцова, В.Н.Лихачева, В.А.Озерова, В.М.Платонова, Н.В.Федорова; в Совет по судебной реформе - А.А.Собчака; во Временную наблюдательную комиссию по соблюдению прав и свобод граждан - П.Н.Балакшина, В.М.Кокова, В.Н.Лихачева, В.А.Озерова, А.И.Рябова, В.Ф.Чуба; во временную рабочую группу по подготовке законопроектов, направленных на совершенствование налоговой системы Российской Федерации - А.С.Белякова, Л.Ю.Рокецкого, А.А.Сурикова, К.А.Титова; в Президиум Национального комитета РФ по Десятилетию международного права - В.А.Десятникова.
В этих же постановлениях Совета Федерации содержалась просьба к Правительству включить поименованных в постановлении членов Совета Федерации в состав 14 органов при Правительстве.
Позже постановлениями Совета Федерации в эти предложения вносились поправки и дополнения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Это происходит после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства.
Занимавший эту должность к моменту начала работы Думы первого созыва Виктор Степанович ЧЕРНОМЫРДИН был впервые назначен Председателем Совета Министров - Правительства РФ 14 декабря 1992 года и в тот же день утвержден Съездом народных депутатов. 9 августа 1996 года после вступления в должность Президента Ельцина, переизбранного на второй срок, Правительство сложило свои полномочия перед Президентом. Президент внес в Государственную Думу кандидатуру В.С.Черномырдина, 10 августа получил согласие Думы и назначил его Председателем Правительства России.
23 марта 1998 Президент отправил Правительство Черномырдина в отставку и трижды, начиная с 27 марта, вносил в Думу на пост Председателя Правительства кандидатуру Сергея Владиленовича КИРИЕНКО. 24 апреля 1998, с третьей попытки Дума дала согласие на его назначение, в тот же день Президент назначил Кириенко премьером.
23 августа 1998 Президент отправил в отставку Правительство Кириенко и назначил и.о. Председателя Правительства В.С.Черномырдина, а 24 августа внес в Думу кандидатуру В.С.Черномырдина на пост премьера. После двукратного провала этой кандидатуры 10 сентября в качестве кандидата в премьеры был представлен Евгений Максимович ПРИМАКОВ, 11 сентября Дума дала согласие на его назначение, в тот же день Президент издал указ о его назначении премьером.
12 мая 1999 Президент Ельцин отправил в отставку Правительство Примакова, назначил исполняющим обязанности премьера Сергея Вадимовича СТЕПАШИНА и внес кандидатуру последнего на пост премьера. 19 мая Дума дала согласие на его назначение, в тот же день он был назначен премьером.
9 августа 1999 Президент отправил в отставку Правительство Степашина, назначил исполнябщим обязанности Председателя Правительства Владимира Владимировича ПУТИНА и внес его кандидатуру в Думу. 16 августа Дума дала согласие на кандидатуру Путина и он был назначен на пост премьера.
7 мая 2000, вступив в должность Президента РФ по итогам выборов 26 марта 2000, В.В.Путин назначил исполняющим обязанности Председателя Правительства Михаила Михайловича КАСЬЯНОВА и принял отставку Правительства. 10 мая 2000 Президент Путин внес в Думу кандидатуру М.М.Касьянова на пост Председателя Правительства. 17 мая Дума дала согласие, в тот же день М.М.Касьянов был назначен Председателем Правительства РФ.
Полномочия Правительства истекут после вступления в должность Президента, избранного на очередных выборах, первый тур которых должен состояться 7 марта 2004 года.
Подробнее о согласовании в Думе кандидатур на пост Председателя Правительства см. в разделе "Соотношение политических сил в Государственной Думе..." (...второго созыва, ...третьего созыва).
Правительство может быть отправлено в отставку Президентом по его собственной инициативе, по инициативе самого Правительства, или по инициативе Государственной Думы (если она выразит недоверие Правительству). Президент вправе не согласиться с решением Думы о недоверии Правительству, а при повторном выражении недоверия обязан отправить Правительство в отставку или распустить Думу.
Государственная Дума первого созыва трижды рассматривала вопрос о недоверии Правительству и один раз (21 июня 1995) вынесла ему вотум недоверия, который, однако, не подтвердила при повторном голосовании 1 июля 1995. Дума второго созыва готовилась к рассмотрению вопроса о недоверии осенью 1997 года, но вопрос был снят с рассмотрения после достижения соглашения Президента с левым большинством о созыве Круглого стола.
Телефоны Председателя Правительства 205-50-14, 205-41-05, факс 205-43-30.
Справочный телефон Правительства 925-35-81.
Телефоны Управления правительственной информации (аналог пресс-службы Правительства) 205-81-89, 205-42-81, факс 205-81-85
Другие должности в Правительстве
Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993, не предусматривает какой-либо причастности парламента к назначению министров. Поправки к Конституции, предусматривающие согласие Думы на назначение ключевых министров, были приняты Думой в июне 1995 года, но отклонены Советом Федерации.
В апреле 1996 года вступил в силу Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которым был создан своеобразный федеральный орган исполнительной власти - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, чей состав формируется с участием парламента и Центрального банка.
До сих пор продолжают действовать в рамках правового режима указа N1400 (временное подчинение Правительству) правления государственных внебюджетных фондов.
Коллегия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)
В соответствии с законом двое из 15 членов коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг являются представителями палат Федерального Собрания.
Закон не уточняет процедуру назначения представителей и не определяет, должны ли (и могут ли) они быть депутатами парламента.
Совет Федерации 14 ноября 1996 назначил своим представителем в коллегии председателя Государственной Думы Ставропольского края В.Г.Зеренкова. 22 апреля 1998 его сменил Л.Ю.Рокецкий.
23 мая 1996 в Думе по рекомендации Комитета по бюджету голосовалась кандидатура депутата В.А.Тарачева (НДР), который не прошел, получив 151 голос. 5 июня 1997 Дума назначила своим представителем депутата Т.Г.Нестеренко (РР).
18 февраля 2000 рассматривался проект постановления о назначении представителем Думы в коллегии ФКЦБ В.А.Тарачева. Проект получил 167 голосов и не прошел.
Правление Федерального фонда обязательного медицинского страхования
19 марта 1997 Государственная Дума, основываясь на Положении 1993 года, в котором говорится, что в правление Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят 3 народных депутата РФ, постановила ввести в правление Фонда депутатов В.А.Ворогушина и Н.Ф.Герасименко. При этом говорилось, что Совет Федерации одного своего представителя уже назначил. Автору не удалось найти соответствующего постановления Совета Федерации: возможно, решение было оформлено распоряжением Председателя СФ.
31 марта 2000 Дума третьего созыва утвердила кандидатуры депутатов Н.Ф.Герасименко и Н.А.Дайхеса для введения в правление фонда и обратилась к Правительству с просьбой ввести их в состав правления Фонда. 20 апреля 2000 принято постановление Правительства о замене В.А.Ворогушина в правлении Фонда Н.А.Дайхесом.
Члены Правительства в парламенте первого созыва
В обе палаты Федерального Собрания были выдвинуты 17 членов Правительства, в том числе:
От блока "Выбор России" - 10: первые вице-премьеры Е.Т.Гайдар и В.Ф.Шумейко, вице-премьеры А.Б.Чубайс, Б.Г.Федоров и Ю.Ф.Яров, министры охраны окружающей среды и природных ресурсов В.И.Данилов-Данильян, иностранных дел А.В.Козырев, науки и технической политики Б.Г.Салтыков, культуры Е.Ю.Сидоров, социальной защиты населения Э.А.Памфилова.
От Партии Российского единства и согласия - 4: вице-премьеры С.М.Шахрай и А.Н.Шохин, министр труда Г.Г.Меликьян и министр юстиции Ю.Х.Калмыков. Партия заявила о готовности поддержать премьер-министра В.С.Черномырдина, если он выдвинет свою кандидатуру.
От Аграрной партии - вице-премьер А.Х.Заверюха.
В Совет Федерации баллотировались В.Ф.Шумейко (соответственно снявший свою кандидатуру в Думу от Выбора России), министр сельского хозяйства В.Н.Хлыстун, министр топлива и энергетики Ю.К.Шафраник.
Избраны все кроме Ю.Ярова, занимавшего слишком невысокое место в федеральном списке.
Кроме того, баллотировался как независимый кандидат и избран в Думу Руководитель Аппарата Правительства В.П.Квасов, который 6 января 1994 получил статус члена Правительства.
30 октября 1993 Российская газета опубликовала заявление за 13 подписями об отказе баллотироваться в Федеральное Собрание ввиду занятости экономическими реформами. Его подписали первый заместитель Председателя Совета Министров О.Н.Сосковец; министры - В.Б.Булгак, В.Б.Ефимов, В.Н.Михайлов, Г.М.Фадеев, Ю.К.Шафраник (позже передумал и был избран в Совет Федерации); председатели Госкомитетов (тогда входившие по должности в Правительство) - Басин, Глухих, Шурчков; а также председатели Комитетов Афонин, Иванов, Огурцов и президент Рослеспрома Тацюн.
Четверо депутатов включены в Правительство уже после начала работы парламента. 29 апреля 1994 членом Правительства без портфеля назначен Н.И.Травкин (поплатившийся за это должностью председателя ДПР), что позволило ему совмещать депутатство в Государственной Думе с другой государственной должностью - главы Администрации Шаховского района. 16 мая 1994 - 30 июня 1995 министром по делам национальностей, а затем и вице-премьером был депутат Совета Федерации Н.Д.Егоров. Министром сельского хозяйства и продовольствия 27 октября 1994 вместо депутата Совета Федерации В.Н.Хлыстуна был назначен депутат Государственной Думы А.Г.Назарчук (АПР). 5 января 1995 министром юстиции назначен депутат Государственной Думы В.А.Ковалев (за это он был исключен из фракции КПРФ).
К концу декабря 1995 года депутатами парламента были 12 из 33 членов Правительства. В том числе в Совете Федерации - 1 (Шафраник); во фракциях Государственной Думы: Выбор России - 3 (Чубайс, Сидоров, Салтыков), ПРЕС - 2 (Шахрай, Меликьян), АПР - 2 (Заверюха, Назарчук), Стабильность - 1 (Данилов-Данильян). Вне фракций - 3 депутата-министра, причем все они покинули фракции уже будучи министрами: Козырев (вышел из фракции ВР), Травкин (вышел из фракции ДПР), Ковалев (исключен из фракции КПРФ). Еще один член Правительства (вице-премьер Яров) значился в общефедеральном списке кандидатов от Выбора России и теоретически мог стать депутатом от этого блока взамен выбывших.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, ВЕРХОВНЫЙ СУД,
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (по представлению Президента).
Конституционный Суд
Состоит из 19 судей. 13 судей были избраны пожизненно 30 октября 1991 года на V Съезде народных депутатов по представлению Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатова (кандидатуры выдвигались парламентскими фракциями и комитетами). Остальные назначены Советом Федерации сроком на 12 лет: трое - 25 октября 1994, по одному - 15 ноября 1994, 6 декабря 1994 и 7 февраля 1995 года. 11 июня 1997, 14 октября 1998, 18 мая 1999 и 15 февраля 2000 Совет Федерации назначил 4 судей на места, ставшие вакантными в результате достижения двумя судьями предельного возраста и смерти двух судей.
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде" (вступил в силу 23 июля 1994) ограничил срок полномочий для новых судей 12 годами, а максимальный возраст - только для новых судей - 70-ю годами. Полномочия новых судей, прекращаются в последний день месяца, в котором им исполняется 70 лет (полномочия самого старшего судьи М.Баглая прекратятся по этой причине 31 марта 2001 года), а для судей первого призыва - в последний день месяца, в котором им исполняется 65 лет, как это было предусмотрено законом, действовавшим в момент их избрания.
13 февраля 1995 года Председателем Конституционного Суда избран Владимир Александрович ТУМАНОВ (до избрания членом КС - депутат Государственной Думы по списку ПРЕС). 20 февраля 1997, после достижения В.Тумановым предельного возраста, председателем избран Марат Викторович БАГЛАЙ. 21 февраля 2000 М.В.Баглай переизбран Председателем КС на новый трехлетний срок.
Адрес: 103132, ул.Ильинка, 21. Тел.206-06-29
Телефон пресс-службы 206-68-41, факс 206-15-90
Верховный Суд
Состоит (по штату) из Председателя, его первого заместителя, 5 заместителей, 100 членов Верховного Суда, а также Военной коллегии (Председатель, заместитель и 6 членов Военной коллегии) - всего 115 судей.
Верховный Суд последний раз переизбирался в полном составе 26 марта 1985 года Верховным Советом РСФСР XI созыва сроком на 5 лет. Срок полномочий судей, доизбранных после внесения поправок в Конституцию СССР 1 декабря 1988 - 10 лет, после поправок к Конституции РФ 9 декабря 1992 - не ограничен.
К моменту принятия новой Конституции РФ 12 декабря 1993 года Верховный Суд насчитывал 77 судей, из которых только 29 обладали законными полномочиями: 10 судей, избранных после 1 декабря 1988 сроком на 10 лет (среди них Председатель Верховного Суда В.М.Лебедев и его первый заместитель В.И.Радченко), и 19 судей, избранных пожизненно Верховным Советом в июле 1993 года. Срок полномочий остальных 48 судей истек после 21 сентября 1993 года, и они Указом Президента от 25 декабря 1993 были объявлены исполняющими обязанности судей до замещения их должностей в установленном порядке.
Совет Федерации приступил к назначению судей 22 июня 1994 и к июню 1997 сформировал полный штатный состав Верховного Суда. Позже Совет Федерации продолжил назначения в связи со сложением полномочий рядом судей.
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей (Председатель Верховного Суда, его заместители, включая председателя Военной коллегии, и 5 судей) и утверждается Советом Федерации по представлению Президента, основанному на представлении Председателя Верховного Суда (Ст.61 Закона "О судоустройстве РСФСР", измененная федеральным законом 50-фз от 28 ноября 1994). 18 января 1995 Совет Федерации назначил 5 судей членами Президиума Верховного Суда. Остальные 8 членов Президиума вошли в него по должности. 11 июня 1997 и 1 апреля 1998 Совет Федерации назначил по одному члену Президиума ВС взамен судей, сложивших полномочия.
27 января 1999 года в связи с изменением законодательства Совет Федерации сформировал в составе Верховного Суда Кассационную коллегию в составе председателя и 12 судей.
Председатель Верховного Суда РФ - Вячеслав Михайлович ЛЕБЕДЕВ - назначен на эту должность 26 июля 1989 года сроком на 10 лет, 2 июля 1999 назначен Советом Федерации на пожизненный срок.
Создан в январе 1992 года вместо существовавшего до этого Государственного арбитража РСФСР. Первоначально установленная штатная численность - 70 судей. В январе 1992 - июле 1993 избраны 57 судей: из них 53 судьи - на 10 лет, 4 судьи, избранных после декабря 1992 - пожизненно.
Совет Федерации приступил к назначению судей 21 марта 1995 (к этому времени Высший Арбитражный Суд насчитывал 53 судьи из 90 по штату) и с тех пор назначал по 2-3 судьи в год.
Председатель Высшего Арбитражного Суда - ЯКОВЛЕВ Вениамин Федорович - назначен на этот пост Верховным Советом 23 января 1992 сроком на 10 лет и утвержден Съездом народных депутатов 21 апреля 1992 года.
Адрес: 111000, ул.Грибоедова, 12. Тел.208-11-19
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ
Совет Федерации по представлению Президента назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
С 5 октября 1993 года Генеральным прокурором являлся Алексей Иванович КАЗАННИК, назначенный на эту должность указом Президента Ельцина.
26 февраля 1994 года Президент своим указом внес в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора А.И.Казанника, подавшего заявление об отставке и представил Совету Федерации в качестве кандидата на должность Генерального прокурора Алексея Николаевича ИЛЬЮШЕНКО. До назначения Генерального прокурора президент возложил его обязанности на Ильюшенко. Позже Президент издал второй указ, которым объявил отставку Казанника свершившейся и направил письмо Совету Федерации с просьбой вопрос о Казаннике не рассматривать.
Совет Федерации, тем не менее, вопрос рассмотрел и 7 апреля 1994 отклонил отставку Казанника. 8 апреля, убедившись, что Президент не допустит его к выполнению обязанностей, Казанник снова подал в отставку.
25 апреля 1994 Совет Федерации принял отставку А.Казанника и отклонил кандидатуру Ильюшенко на пост Генерального прокурора. 24 октября 1994 он отклонил ее еще раз. Де-факто руководителем прокуратуры остался Ильюшенко.
В мае 1994 года Президент своим указом назначил новых заместителей Генерального прокурора, почти полностью сменив их состав. Это вызвало критику со стороны Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, поскольку по закону назначения прокуроров может производить только Генеральный прокурор. Председатель Совета Федерации Владимир Шумейко, в отличие от большинства депутатов палаты, считает все действия Б.Ельцина в отношении руководства Генеральной прокуратуры законными.
Государственная Дума неоднозначно относилась к вопросу о полномочиях и.о.Генерального прокурора. С одной стороны, Дума отклоняла запросы А.Н.Ильюшенко о снятии депутатской неприкосновенности с некоторых депутатов, как "внесенные ненадлежащим лицом"; с другой стороны - неоднократно приглашала и выслушивала Ильюшенко по вопросам борьбы с организованной преступностью. 10 марта 1995 В.Б.Исаков предложил выразить недоверие министру внутренних дел Ерину и исполняющему обязанности Генерального прокурора Ильюшенко "в связи с неправовой позицией, занятой ими по отношению к подчиненным: начальнику ГУВД Москвы и прокурору города Москвы". Дума приняла постановления о выражении недоверия обоим (без мотивирующей части). Результаты голосования по недоверию Ильюшенко: за - 267; против - 12; воздержался 1.
В сентябре 1995 года Президент Ельцин сказал на пресс-конференции, что у него "не поднимется рука" еще раз выдвигать Ильюшенко на пост Генерального прокурора. 8 октября 1995 Президент снял Ильюшенко с должности и назначил временно исполняющим обязанности генпрокурора Олега Ивановича ГАЙДАНОВА.
16 октября 1995 Президент внес в Совет Федерации на пост Генерального прокурора кандидатуру Юрия Ильича СКУРАТОВА. 24 октября 1995 Совет Федерации назначил его на должность генпрокурора сроком на 5 лет. 2 апреля 1999 указом Президента РФ Скуратов был временно отстранен от должности. Обязанности Генерального прокурора со 2 апреля 1999 исполнял заместитель Генпрокурора Ю.Я.Чайка, а с 9 августа 1999 - заместитель Генпрокурора В.В.Устинов. 17 марта, 21 апреля и 13 октября 1999 Совет Федерации отклонил предложения Президента освободить Ю.И.Скуратова от должности, а 9 июня 1999 обжаловал в Конституционном Суде решение Президента о временном отстранении Скуратова от должности. КС постановлением 17-П от 1 декабря 1999 признал решение Президента об отстранении от должности Генпрокурора в случае возбуждения против него уголовного дела правомерным и даже необходимым.
19 апреля 2000 Совет Федерации по представлению и.о.Президента В.В.Путина отправил Ю.И.Скуратова в отставку. 17 мая 2000 решением Совета Федерации по представлению Президента В.В.Путина Генеральным прокурором РФ на 5 лет назначен УСТИНОВ Владимир Васильевич.
25 ноября 1995 опубликован и вступил в силу в новой редакции закон о прокуратуре, относящий назначение заместителей Генпрокурора к компетенции Совета Федерации. Однако за предшествующий месяц Президент успел назначить новому Генеральному прокурору новых заместителей своими указами.
Совет Федерации назначил 14 мая и 15 октября 1997 двух заместителей Генерального прокурора, 7 июня 2000 - еще 8 заместителей, 7 июля 2000 - первого заместителя. Из 12 заместителей Генерального прокурора по состоянию на 8 сентября 2000 трое (В.И.Давыдов, С.Г.Кехлеров, В.В.Колмогоров) назначены указами Ельцина в 1993-1994 гг. и не прошли процедуру утверждения в Совете Федерации.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА,
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ
Председатель ЦБ РФ
Государственная Дума по представлению Президента назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (Конституция РФ).
Председатель Центрального Банка Виктор Владимирович ГЕРАЩЕНКО руководил банком с 17 июля 1992 (в этот день он был назначен исполняющим обязанности Председателя решением Президиума ВС РФ). 4 ноября 1992 Геращенко был назначен на должность Верховным Советом, повторно назначен указом Ельцина 22 сентября 1993. 12 октября 1994, на следующий день после падения курса рубля с 3000 до 4000 за доллар, Б.Н.Ельцин внес в Думу представление об освобождении Геращенко от должности "в связи с допущенной ситуацией на финансовом рынке, создавшей угрозу экономической безопасности Российской Федерации". 14 октября 1994 Ельцин отозвал свое представление, посчитав, что заявление Геращенко об отставке дает ему основание снять Председателя ЦБ с должности президентским указом без решения Государственной Думы.
18 октября 1994 Президент назначил исполняющей обязанности Председателя Центробанка Татьяну Владимировну ПАРАМОНОВУ, заместителя председателя ЦБ. 28 октября 1994 он представил ее кандидатуру в Государственную Думу для назначения на должность Председателя.
Голосование по кандидатуре Парамоновой состоялось 23 ноября 1994. Представители фракций коммунистов и аграриев требовали в соответствии с Конституцией рассмотреть вопрос об отставке Геращенко, после чего можно будет назначать нового председателя Центробанка. За включение вопроса об отставке Геращенко в повестку дня проголосовали 203 депутата (45%), в том числе большинство членов фракций КПРФ, АПР, Российский путь и Новая региональная политика, почти половина фракции ПРЕС. Предложение не прошло, и вследствие этого коммунисты, аграрии и некоторые другие представители оппозиции (А.И.Лукьянов, А.Д.Венгеровский) отказались участвовать в голосовании о назначении Парамоновой. В тайном голосовании по кандидатуре Парамоновой приняли участие 253 депутата, из которых 107 проголосовали за, 127 против, 19 воздержались, таким образом кандидатура отклонена.
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в новой редакции вступил в силу 4 мая 1995. Закон обязал Президента в течение месяца внести в Думу кандидатуру на пост Председателя ЦБ. В случае отклонения кандидатуры новая кандидатура вносится в течение двух недель. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.
В июне Президент снова внес в Думу кандидатуру Парамоновой. Вопрос о ее назначении был внесен в повестку дня 5 июля 1995. Депутат В.Зоркальцев (КПРФ) предложил рассматривать назначение только после решения вопроса об отставке Геращенко. В ответ на это депутатам было впервые роздано письмо Президента от 12 января (!) 1995 года, в котором он "Считаясь с позицией 203 депутатов" и "уважая место и роль Государственной Думы в системе органов государственной власти" просил Думу согласиться с освобождением В.В.Геращенко и безотлагательно рассмотреть вопрос о назначении Т.В.Парамоновой. Предложение рассмотреть вопрос об отставке Геращенко получило 125 голосов и не прошло. Другое предложение Зоркальцева - перенести вопрос на 19 июля (день доклада Черномырдина) - получило 100 голосов и не прошло. В 13 часов Рыбкин снова предложил перенести вопрос на 19-е, предложение получило 162 голоса. После шестиминутного обмена мнениями (А.И.Лукьянов, В.В.Жириновский, А.К.Егоров - за перенос, А.А.Осовцов и К.Н.Панферов - против) предложение набрало 216 голосов. Немедленно после этого Рыбкин поставил вопрос на голосование четвертый раз - 217 голосов. (Из стенограммы: Председательствующий: "216 плюс 1 - 217". Из зала: "Хулиганство!" Председательствующий: "Никакого хулиганства". Шум в зале, выкрики). А.И.Лукьянов предложил повторно проголосовать вопрос о включении вопроса о назначении Председателя ЦБ в повестку дня. И.Рыбкин заявил, что не вправе этого сделать даже в отсутствие председателя подкомитета по регламенту. В начале вечернего заседания за перенос рассмотрения выступили Г.А.Явлинский и С.С.Говорухин, после чего 229 голосами вопрос был-таки перенесен на 19 июля.
19 июля кандидатура Т.В.Парамоновой набрала при тайном голосовании 167 голосов (против - 100, воздержались - 13) и не прошла.
Ровно через 2 недели, 2 августа 1995, Президент направил в Государственную Думу вместо представления на новую кандидатуру письмо, собщающее, что в связи с парламентскими каникулами Думы кандидатура будет внесена позже.
4 октября, в день начала работы осенней сессии, Дума обратилась к Президенту с просьбой срочно представить кандидатуру на пост председателя ЦБ. Реакции со стороны Президента не было более месяца. 8 ноября Президент освободил Т.В.Парамонову от обязанностей и.о.Председателя ЦБ и возложил временное исполнение обязанностей Председателя на Александра Андреевича ХАНДРУЕВА.
14 ноября 1995 Президент представил в Думу кандидатуру Сергея Константиновича ДУБИНИНА. 22 ноября 1995 Дубинин назначен Председателем ЦБ России сроком на 4 года 344 голосами депутатов Государственной Думы (против - 1, воздержались - 2).
После "дефолта" 17 августа 1998 года Президент Ельцин направил в Думу представление о досрочном освобождении С.К.Дубинина от должности и предложил назначить Председателем ЦБ Виктора Владимировича ГЕРАЩЕНКО. 11 сентября 1998 В.В.Геращенко назначен Председателем ЦБ сроком на четыре года.
Адрес: 103016, ул.Неглинная, д.12. Тел.924-03-21.
Совет директоров
Государственная Дума назначает членов Совета директоров Банка России (12 человек) сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом. (Федеральный закон о Центральном Банке в редакции закона от 26 апреля 1995). До вступления закона в силу руководство банка формировал единолично Президент в рамках полномочий, которые он присвоил себе указом 1400.
В январе 1996, в перерыве между концом работы прежней Думы и началом работы новой, С.Дубинин назначил себе несколько новых заместителей, число которых достигло 12, и распределил между ними обязанности по руководству банком.
22 марта 1996 Государственная Дума по представлению С.К.Дубинина назначила 7 членов Совета директоров Банка России, а 24 мая 1996 - еще 5. 11 сентября 1998 года все 12 членов Совета директоров были отправлены в отставку следом за С.К.Дубининым. После этого Совет директоров назначен в новом составе по представлению В.В.Геращенко: 16 сентября назначены 6 человек, 30 сентября 1998 - еще 1, 25 июня 1999 - еще 1.
Состав Совета не во всем совпадает с составом заместителей Председателя ЦБ.
Национальный банковский совет
В Национальный банковский совет входят Председатель ЦБ, по два представителя Совета Федерации и Государственной Думы, по одному представителю Президента и Правительства, министр финансов, министр экономики и еще не более 6 членов, назначаемых Государственной Думой по представлению Председателя ЦБ - всего не более 15 человек. (Федеральный закон о Центральном Банке в редакции закона от 26 апреля 1995).
Срок назначения членов Национального банковского совета законом не установлен. Государственная Дума первого созыва 27 октября 1995 назначила своими представителями в Национальном банковском совете В.В.Семаго и М.М.Задорнова. Представителями Совета Федерации в Национальном банковском совете были назначены 15 ноября 1995 Н.Н.Гончар и А.А.Суриков. 22 декабря 1995 С.К.Дубинин внес в Думу список 6 членов НБС, который в марте 1996 рассмотрен Комитетом по бюджету и не получил поддержки.
Новый состав Совета Федерации постановлением от 7 февраля 1996 назначил своими представителями в НБС К.А.Титова и А.А.Сурикова. Представителями Государственной Думы в НБС остались В.Семаго и М.Задорнов.
25 октября 1996 новый вариант списка 6 членов НБС, представленный С.К.Дубининым, был утвержден постановлением Государственной Думы.
19 февраля 1999 Дума заменила В.Семаго и М.Задорнова на Н.Савельева (КПРФ) и А.Жукова (РР).
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
В соответствии с Конституцией для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995. Государственная Дума назначает Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Совет Федерации назначает заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Законом установлено, что Совет Федерации и Дума назначают по 6 аудиторов. Срок полномочий аудитора - 6 лет, но он может быть досрочно освобожден от должности соответственно Советом Федерации или Государственной Думой нового созыва двумя третями голосов не раньше чем через полгода после начала работы нового созыва парламента.
Первый председатель Счетной палаты - Хачим Мухамедович КАРМОКОВ был назначен Государственной Думой первого созыва 17 января 1994 сроком на 6 лет. 19 апреля 2000 Дума третьего созыва отправила Кармокова в отставку, в тот же день председателем Счетной палаты сроком на 6 лет назначен Сергей Вадимович СТЕПАШИН (депутат Государственной Думы, фракция Яблоко).
Заместитель Председателя Счетной палаты - Юрий Юрьевич БОЛДЫРЕВ (назначен Советом Федерации 18 января 1995 сроком на 6 лет).
6 аудиторов Счетной палаты назначены Государственной Думой первого созыва 7 апреля 1995, 6 - Советом Федерации первого созыва (один - 18 января 1995, четыре - 11 апреля, один - 23 мая 1995) сроком на 6 лет.
После смерти одного из аудиторов и избрания еще одного губернатором Рязанской области Совет Федерации назначил 3 и 4 июля 1997 двух новых аудиторов взамен выбывших.
После того, как один из аудиторов, назначенных Думой, стал депутатом Думы третьего созыва, Дума назначила ему на смену нового аудитора 7 апреля 2000.
Бюллетень Счетной палаты выходит раз в месяц с ноября 1997. Индекс 48550.
Счетной палате в сентябре 1998 выделена резиденция по адресу: 121901, ул.Зубовская, 2. Тел.пресс-службы 224-06-72.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В соответствии с Конституцией Государственная Дума назначает Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
С 17 января 1994 должность занимал Сергей Адамович КОВАЛЕВ (депутат Государственной Думы первого созыва, фракция "Выбор России"), назначенный на нее в рамках пакетного соглашения о распределении постов в Думе.
10 марта 1995 года по предложению С.Бабурина, Н.Зацепиной, И.Аничкина и Н.Гена (группа "Российский путь") Дума отменила свое решение о назначении С.А.Ковалева на эту должность. Это было сделано во время голосования во втором чтении закона об Уполномоченном в попытке удовлетворить требование некоторых фракций (ЛДПР, КПРФ) об увязке принятия закона (для чего требовалось 300 голосов) с освобождением от должности С.А.Ковалева. Увязки не получилось, т.к. другие фракции (Выбор России, Яблоко) расценили решение как ревизию коалиционного соглашения фракций от 17 января 1994 года и не стали голосовать за закон.
В Государственной Думе первого и второго созыва долгое время повторилясь патовая ситуация: некоторые фракции пытались увязать принятие закона об Уполномоченном с кандидатурой на эту должность. В конце концов закон был принят Думой 17 апреля 1996 с важной поправкой, предусматривающей выдвижение кандидатов на пост Уполномоченного двумя третями Думы (300 голосов). После нескольких раундов согласования с Советом Федерации закон был принят окончательно и вступил в силу 4 марта 1997.
Дума безрезультатно пыталась назначить Уполномоченного 4 апреля и 17 сентября 1997, ни одна из кандидатур не набирала 300 голосов.
11 июня 1997 Совет Федерации своим постановлением предложил на должность Уполномоченного тогдашнего члена СФ В.Н.Лихачева.
Уполномоченный был назначен 22 мая 1998 в результате нового пакетного соглашения о перераспределении руководящих постов в Думе. Им стал (сроком на 5 лет) Олег Орестович МИРОНОВ, депутат Государственной Думы от фракции КПРФ (его кандидатуру выдвинули фракции КПРФ, НДР, ЛДПР и группа Народовластие).
Адрес: 103084, Москва, ул.Мясницкая, 47. Тел.207-39-69, 207-35-71, факс 207-39-77.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
Статус и порядок формирования Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ определены в статье 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (N 124-ФЗ от 19 сентября 1997). К компетенции ЦИК относится проведение выборов Президента и Государственной Думы и референдумов Российской Федерации, а также контроль за проведением выборов других уровней. Срок полномочий ЦИК 4 года. ЦИК состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой по предложению фракций и групп; пять - Советом Федерации по предложению органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации; пять - Президентом РФ. Члены ЦИК тайным голосованием избирают из своего состава Председателя, заместителя Председателя и секретаря.
Пять членов ЦИК назначены Государственной Думой 23 декабря 1994, пять - Советом Федерации (четверо - 2 марта 1995, один - 11 апреля 1995) сроком на 4 года. Президент назначил пять членов ЦИК указом от 6 марта 1995. 21 марта 1995 на организационом заседании председателем ЦИК избран Н.Т.Рябов, занимавший этот пост с сентября 1993, 14 ноября 1996 его сменил А.В.Иванченко.
10 февраля 1999 Дума, 16 февраля 1999 - Совет Федерации, а 15 марта 1999 - Президент назначили по 5 своих представителей в ЦИК нового созыва.
Нынешний состав ЦИК провел организационное заседание 24 марта 1999; председателем комиссии избран А.А.Вешняков, заместителем - В.С.Власов, секретарем - О.К.Застрожная.
Председатель ЦИК - Александр Альбертович ВЕШНЯКОВ.
Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации выходит не реже раза в месяц. Подписной индекс 39010.
Адрес: 103132, Москва, ул.Ильинка, 10, подъезд 9.
Телефон ЦИК 206-27-94. Телефоны пресс-службы 925-07-89, 206-29-65