СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА.
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЙ
Левые силы, доминировавшие в Думе второго созыва, имеют в Думе третьего созыва менее трети - около 135 голосов (КПРФ и Агропромышленная группа). Проправительственная фракция Единство и примыкающая к ней группа Народный депутат - примерно столько же. В начале работы Думы сложилась коалиция этих двух сил с участием фракции ЛДПР (17 голосов) - в сумме 280-290 голосов - которая провела в Председатели Думы Г.Н.Селезнева и поделила в свою пользу посты председателей комитетов Думы.
Противостоявшая ей на начальном этапе работы Думы коалиция меньшинства - ОВР, СПС и Яблоко - насчитывала около 100 голосов, а с поддерживающей ее в основном группой Регионы России - те же 135 голосов.
В феврале 2000 Г.А.Явлинский в беседе с журналистами назвал противостоящуюю коалицию словом "кожиед" (КОммунисты, ЖИриновцы, ЕДинство) и пообещал "с этим кожиедом бороться".
Позже при рассмотрении различных законопроектов в Думе складывалось "большинство реформаторов" в составе блоков "Единство - НД" и "ОВР-РР-СПС-Яблоко" (за законы либерального толка); "большинство государственников" в составе блоков "Единство-НД" и "КПРФ-АПГ" и, временами, части ОВР и РР (за законы, усиливающие государственное регулирование экономики); "социальное большинство" в составе КПРФ-АПГ, ОВР-РР, меньшинства в НД и СПС (за закон о повышении минимальной зарплаты); "федеральное большинство" в составе блоков "КПРФ-АПГ", "Единство-НД" и "СПС-Яблоко" (за законы, усиливающие административные полномочия федерального Центра за счет полномочий региональных властей).
ДУМА И ПРЕЗИДЕНТ
Механизм принятия законов треугольником "Дума - Совет Федерации - Президент" создает ситуации, когда Дума, согласившись с одной из сторон, получает возможность преодолеть вето другой.
Во времена Думы второго созыва объединение с Президентом в обход Совета Федерации срабатывало, например, при принятии некоторых законов, отстаивающих независимость местного самоуправления от региональных властей, а также, например, новой редакции закона об основных гарантиях избирательных прав граждан.
Дума третьего созыва преодолела вето Совета Федерации на один из пакета "путинских законов" о реформе федеративного устройства, предусматривающий федеральное вмешательство (снятие Президентом губернаторов), закон был подписан Президентом.
Объединение с Советом Федерации для преодоления вето Президента в 1996 году было достаточно редким явлением, а принимаемые таким образом законы не особенно мешали Президенту в его политике. Ситуация изменилась летом 1997 года, когда палаты преодолели вето на закон о реституции культурных ценностей. Подробнее о преодолении вето двумя палатами см. в разделе "Соотношение сил в Совете Федерации".
Президент Б.Н.Ельцин за время своего сосуществования с Государственной Думой (первого и второго созывов) посетил ее дважды - 6 ноября 1997 для вручения Г.Н.Селезневу ордена "За заслуги перед Отечеством" (вне заседания) и 5 декабря 1997 в момент принятия в первом чтении бюджета-98.
В.В.Путин в первый раз посетил Думу в качестве и.о.Президента 14 апреля 2000 при ратификации договора СНВ-2.
МЕХАНИЗМ ВЫНЕСЕНИЯ ИМПИЧМЕНТА ПРЕЗИДЕНТУ
Механизм отрешения Президента от должности изложен в следующих статьях Конституции:
"Статья 93
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным."
"Статья 92
...
2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.
3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации."
Фракция КПРФ в Думе первого созыва однажды пыталась организовать процедуру импичмента Б.Н.Ельцина в ответ на действия войск в Буденновске. На первых порах сбором подписей за рассмотрение этого вопроса занимались также некоторые члены "Выбора России", но по решению фракции они свои подписи отозвали. Под обвинением было собрано 165 подписей (при необходимом минимуме в 150), и Совет Думы включил вопрос в повестку дня. Однако, предложение о создании Специальной комиссии не получило необходимых 226 голосов и на этом попытка инициировать импичмент Президента завершилась.
В Думе второго созыва процедура импичмента Б.Н.Ельцина дошла 15 мая 1999 года до финальной стадии - голосования по выдвижению обвинения. Ни один из 5 пунктов обвинения не получил в Думе 300 голосов (239, 263, 283, 241, 238).
После перехода президентских полномочий к В.В.Путину 31 декабря 1999 года вопрос об импичменте никем не поднимался.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА И ПРАВИТЕЛЬСТВО
НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Соответственно Конституции 1993 года вопрос о даче Президенту согласия на назначение Председателя Правительства встает перед Думой раз в четыре года - после сложения Правительством полномочий перед свежеизбранным Президентом.
Это может произойти и в любой другой момент, если Президент решит отправить Правительство в отставку, которая может случиться по инициативе Президента, Правительства или Думы.
В случае троекратного неутверждения Думой предложенных (-ой) Президентом кандидатур (-ы) Президент назначает Председателя Правительства и распускает Думу. Дума не может быть распущена в течение последних шести месяцев полномочий Президента, в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, а также в случае выдвижения ею обвинения против Президента. Запрет на роспуск Думы в течение года после избрания на этот случай не распространяется, т.к. относится исключительно к роспуску Думы по мотивам вынесения ею вотума недоверия действующему Правительству.
Дума второго созыва пять раз давала согласие на назначение Председателя Правительства (В.С.Черномырдин 10 августа 1996, С.В.Кириенко 24 апреля 1998, Е.М.Примаков 11 сентября 1998, С.В.Степашин 19 мая 1999, В.В.Путин 16 августа 1999) и четырежды отказывала в таком согласии (С.В.Кириенко 10 и 17 апреля 1998, В.С.Черномырдин 31 августа и 7 сентября 1998).
17 мая 2000
10 мая 2000, за 7 дней до первого очередного заседания Думы после майских праздников, Президент В.В.Путин внес в Думу кандидатуру Михаила Михайловича КАСЬЯНОВА на пост Председателя Правительства РФ.
17 мая 2000 Дума рассмотрела вопрос. Б.В.Грызлов (Единство) поддержал кандидатуру Касьянова и экономическую программу Германа Грефа. Г.А.Зюганов (КПРФ) предложил кандидату в премьеры вместо программы Грефа воспользоваться экономической программой НПСР, не высказался прямо ни за, ни против кандидатуры Касьянова, но пожелал ему успехов. В.В.Жириновский (ЛДПР) высказал свои предолжения (в том числе - ввести единую ставку подоходного налога 12%) и также пожелал успеха Касьянову. Е.М.Примаков (ОВР) сообщил, что фракция решила поддержать кандидата. Б.Е.Немцов (СПС) сказал, что фракция поддержит Касьянова, но "голосование не будет консолидированным", поскольку фракция не получила ответов на вопросы о Чечне, о земле, о свободе печати, о 12-летнем образовании и о коррупционных обвинениях в адрес Касьянова: "Мы, Михаил Михайлович, голосуем за вас, фактически поддерживая программу Германа Грефа". С.В.Иваненко (Яблоко) сказал, что фракция не видит достаточных оснований для поддержки кандидатуры Касьянова. Н.М.Харитонов (АПГ) объяснил поддержку Касьянова тем, что группа доверяет выбору Президента Путина: "мы даем вам шанс, даем аванс". Г.И.Райков (НД) предложил кандидату "сконцентрировать" все программы - Грефа, Маслюкова и т.д., группа поддержит Касьянова. О.В.Морозов (РР), подобно Харитонову, отметил, что группа поддержит Касьянова, доверяя кадровому выбору Президента.
Дума решила голосовать по кандидатуре открытым голосованием. 325 голосами против 55 при 15 воздержавшихся Дума дала согласие на назначение М.М.Касьянова Председателем Правительства. За голосовали: Единство - 80 (95,2%), КПРФ - 28(31,8%), ЛДПР - 16(100%), ОВР - 42(89,4%), СПС - 27(84,4%), Яблоко - 4(20%), АПГ - 19(45,2%), НД - 61(98,4%), РР - 38(88,4%), нез. - 10(83,3%). Против: КПРФ - 36(40,9%), СПС - 1(3,1%), Яблоко - 8(40%), АПГ - 9(21,4%), РР - 1(2,3%). Воздержались: КПРФ - 7, Яблоко - 4, АПГ - 4.
По графику вопрос о назначении нового Председателя Правительства встанет после вступления в должность следующего Президента в мае 2004 года.
МЕХАНИЗМ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА О ДОВЕРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
И РОСПУСКА ДУМЫ
Основания для роспуска Государственной Думы изложены в статьях 111 и 117, а условия и порядок роспуска - в статье 109 Конституции. Статья 117 дает Президенту право в случае, если Государственная Дума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству, либо объявить об отставке Правительства либо распустить Думу. Статья 111 предписывает Президенту (без вариантов) распустить Думу, после трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства.
Из Конституции вытекает, что Дума до 19 декабря 2000 (в первый год после избрания) Дума не может быть распущена по мотивам выражения ею недоверия Правительству (по статье 117), но может в случае трехкратного отклонения ею представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства (по статье 111). Положение о запрете роспуска Думы в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента к Думе третьего созыва не относится, т.к. на ее каденцию не приходится конец президентского срока.
СТАТЬИ 109, 111, 117 КОНСТИТУЦИИ РФ
(о назначении Председателя Правительства, вотуме недоверия
и порядке роспуска Государственной Думы)
"Статья 109
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации."
"Статья 111
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы."
"Статья 117
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации."
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Конституционный Суд по запросу Государственной Думы о толковании статьи 111 Конституции (постановление N28-П от 11 декабря 1998) подтвердил право Президента повторно вносить отклоненную Думой кандидатуру на пост Председателя Правительства.
2. Конституционный Суд по запросу Государственной Думы о толковании статей 84, 99 и 109 Конституции (постановление N15-П от 11 ноября 1999) постановил, что полномочия Думы в случае ее досрочного роспуска прекращаются в день роспуска, а не в день, когда приступит к работе следующий созыв Думы, как предполагала Дума в своем запросе.
Регламентные нормы
В 1994-1995
Порядок рассмотрения вопроса о доверии Правительству регулировался главой 18 (статьи 141-146) Регламента Государственной Думы в редакции 1994-1998.
Обсуждение вопроса о недоверии Правительству вносится в повестку дня без голосования по требованию не менее 90 депутатов и рассматривается в недельный срок. До 14 апреля 1995 правом потребовать обсуждения вопроса обладали также фракции независимо от своей численности, 14 апреля 1995 все фракции Думы первого созыва (кроме ЛДПР и ДПР) проголосовали за поправку к Регламенту, которой лишили себя этого права.
Вопрос о доверии Правительству подлежит рассмотрению во внеочередном порядке по требованию Председателя Правительства.
На закате своей деятельности Дума первого созыва приняла еще одну поправку к Регламенту, позволяющую ей уходить от однозначного решения вопроса о доверии/недоверии Правительству. До ноября 1995 года Регламент Государственной Думы предусматривал два способа подсчета голосов для вынесения недоверия Правительству в зависимости от того, по чьей инициативе рассматривается вопрос:
вопрос о НЕДОВЕРИИ Правительству вносился в повестку дня по требованию 1/5 от общего числа ДЕПУТАТОВ (до принятия поправки к Регламенту 14 апреля 1995 правом потребовать обсуждения вопроса о недоверии Правительству обладали также фракции Государственной Думы независимо от своей численности). В случае голосования о недоверии Правительству по инициативе депутатов, для выражения недоверия согласно Регламенту (ст.143) требовалось большинство голосов от общего числа депутатов (т.е.на голосование ставился вопрос "КТО ЗА НЕДОВЕРИЕ?");
вопрос о ДОВЕРИИ Правительству вносился в повестку дня по требованию Председателя ПРАВИТЕЛЬСТВА или лица, исполняющего его обязанности. В этом случае (ст.145 Регламента) большинство голосов требовалось для выражения доверия ("КТО ЗА ДОВЕРИЕ?"), а если такое большинство не набрано - считалось, что Дума отказывает в доверии Правительству.
Такой механизм привел к кризису июня - июля 1995 года, когда Дума чуть не оказалась перед выбором: выразить Правительству доверие или подвергнуться роспуску. 15 ноября 1995 года Дума застраховалась от таких ситуаций, изменив Регламент: отныне в случае, если большинство за доверие не набрано, вопрос не считается решенным, и ставится на голосование второй вопрос: "КТО ЗА НЕДОВЕРИЕ?", если большинства снова нет - вопрос откладывается на неопределенный срок.
В Думе первого созыва голосования по вопросу о недоверии Правительству проводились трижды: 27 октября 1994 Дума не выразила недоверие Правительству, 21 июня 1995 выразила, но при повторном голосовании 1 июля 1995 не подтвердила своего решения.
1996-. . . .
16 мая 1997 Дума приняла поправку к Регламенту, которая призвана еще в большей степени застраховать Думу от опасных для нее последствий рассмотрения вопроса о доверии/недоверии Правительству. Суть ее в том, чтобы не только не трактовать меньшинство голосов по вопросу "КТО ЗА ДОВЕРИЕ?" как отрицательный ответ, но и вообще не ставить вопрос на голосование. Депутаты В.Вишняков, С.Скурихин, Н.Кривельская (все трое - ЛДПР) предложили внести в Регламент новую статью 146-1. В ней говорилось, что в случае постановки премьером вопроса о доверии (который, в отличие от вопроса о недоверии, по Конституции решается с первого раза), Дума первым ставит на голосование вопрос о недоверии, если проект такого постановления внесен депутатом (одним!) Думы. И если решение о недоверии принято, то вопрос, поставленный премьером, "рассматривается в течение трех месяцев со дня внесения", т.е. надолго откладывается. Проект был принят с небольшим перевесом: 228 голосами против 39 при отсутствии воздержавшихся.
В новом Регламенте, принятом 22 января 1998 года, порядок рассмотрения вопросов, связанных с доверием Правительству, регулируется главой 18 (статьи 149-154). Норма от 16 мая 1997 заменена более мягкой: голосование о доверии откладывается на три месяца в том случае, если Председатель Правительства ставит этот вопрос "в период внесения либо рассмотрения депутатами Государственной Думы предложения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации". По-прежнему, если решение о доверии не принято, ставится на голосование вопрос "КТО ЗА НЕДОВЕРИЕ?", и если большинство не набрано - "рассмотрение вопроса прекращается".
В Думе второго созыва процедура недоверия Правительству Черномырдина была инициирована коммунистами и союзными им депутатскими группами в октябре 1997 года, но до голосования дело не дошло, т.к. коммунисты свою нициативу отозвали в обмен на уступки Президента (начало трансляции "Парламентского часа" на телевидении и созыв "круглого стола").
ГОЛОСОВАНИЯ О НЕДОВЕРИИ МИНИСТРАМ И ДРУГИМ ЧИНОВНИКАМ
Дума первого созыва за два года своей работы в различных формах выражала недоверие четырем членам Правительства: П.С.Грачеву (23 июня 1995), Н.Д.Егорову (23 июня 1995), В.Ф.Ерину (27 апреля 1994, 10 марта 1995, 23 июня 1995) и В.П.Квасову (15 июля 1994).
Дума второго созыва неоднократно обращалась к Президенту с призывами к отставке А.Б.Чубайса с того поста, который он в данный момент занимал (Руководитель Администрации Президента, первый вице-премьер). 26 декабря 1997 выражено недоверие первому вице-премьеру Б.Е.Немцову.
Постановления Думы о недоверии министрам не вызывали никаких юридических последствий. Президент частично отреагировал на них (сняв Ерина и Егорова) один раз - после того, как Дума вынесла недоверие Правительству в целом. 21 июня 1995 года Дума приняла поправки к Конституции, наделявшие Думу правом утверждения силовых министров и правом выносить квалифицированным большинством решения о недоверии отдельным министрам, влекущие их отставку, но эти поправки были отклонены Советом Федерации.
ВОПРОС О НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЕЛЬЦИНА
29 марта 2000
29 марта 2000 голосовалось постановление об обращении в Конституционный Суд по поводу указа и.о.Президента В.В.Путина о гарантиях Президенту, находящемуся в отставке в части иммунитета от уголовного преследования.
Еще в августе 1999 года Правительство Путина внесло в Думу (одновременно с бюджетом-2000) законопроект "О приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год". Законопроект предусматривает отмену и приостановление социальных льгот и гарантий различным категориям населения, предусмотренных несколькими десятками законов, а также приостановление норм основ законодательства о науке, культуре и т.п., предусматривающих ежегодное выделение определенной доли федерального бюджета или национального дохода на соответствующие отрасли. КПРФ сразу же заклеймила закон как антинародный и активно использовала его в антипутинской пропаганде во время президентских выборов 26 марта 2000.
5 апреля статс-секретарь - первый замминистра финансов А.Л.Кудрин доложил проект. Содокладчик Г.В.Кулик (ОВР) сообщил, что бюджетный Комитет Думы подготовил проект постановления, предусматривающий принятие 10 поправок Правительства, применение 25 поправок только к 2000 году и отклонение 8 поправок. Возник вопрос, можно ли голосовать сразу за компромиссное постановление, или требуетя поставить на голосование закон в том виде, в каком он внесен Правительством. Голосование перенесли для проведения дополнительных консультаций.
7 апреля 2000 постановление было сформулировано по-новому: принять законопроект в первом чтении, считать необходимым внести ко второму чтению следующие поправки... За закон проголосовали 195 депутатов, против 157, воздержался 1. За голосовали: Единство - 70, КПРФ - 0, ЛДПР - 11, ОВР - 38, СПС - 25, Яблоко - 7, АПГ - 0, НД - 31, РР - 12, нез. - 1.
12 апреля закон снова оказался в повестке дня, хотя по Регламенту в случае провала в первом чтении закон снимается с рассмотрения. Более того, в проекте повестки, принятом накануне Советом Думы этого закона не было, его внесла в проект единолично Л.К.Слиска после консультаций с Комитетом по Регламенту (Н.И.Локтионов) и Комитетом по бюджету (Г.В.Кулик). Н.И.Локтионов обосновывал необходимость вернуться к рассмотрению проекта тем, что на руках у депутатов 7 апреля было 2 проекта постановления (новый и от 5 апреля), и депутаты не разобрались, за что голосовать. После критического обсуждения ситуации, инициаторами которого выступили С.Н.Решульский и С.П.Горячева (оба - КПРФ), председательствующий Г.Н.Селезнев предложил принять повестку без пункта 9, за который потом проголосовать отдельно. Повестка без пункта 9 была принята, после чего 241 голосом против 141 при 3 воздержавшихся законопроект был включен в повестку как дополнительный вопрос. После этого проголосовано предложение В.М.Ивера (КПРФ) исключить вопрос из повестки, оно получило 155 голосов при 127 против и 2 воздержавшихся. За закон 12 апреля 2000 проголосовали 243 депутата, против 156, воздержались 3. За голосовали: Единство - 82, КПРФ - 0, ЛДПР - 14, ОВР - 44, СПС - 20, Яблоко - 16, АПГ - 1, НД - 48, РР - 17, нез. - 1. Таким образом, закон был принят в первом чтении.
21 июня закон был представлен ко второму чтению. Предложение В.Р.Пашуто исключить проект из повестки получило 133 голоса при 133 против и 1 воздержавшемся. Докладывал Г.В.Кулик (ОВР). В предложенном варианте закон уже не отменял ни одной нормы ни одного закона, а только приостанавливал из до 31 декабря 2000 года. Члены фракции КПРФ предложили вернуть закон к первому чтению. Остальные фракции, в том числе СПС, вынесли на отдельное голосование множество поправок, отменяющих отмену конкретных льгот. 289 голосами против 92 при 1 воздержавшемся проект был снят с рассмотрения и возвращен на доработку в Бюджетный комитет.
5 июля проект оказался в повестке дня, но его не успели рассмотреть. Предложение В.Ф.Дорогина (РР) исключить проект из повестки получило 159 голосов при 90 против и отсутствии воздержавшихся и не прошло.
6 июля 2000 проект был снова вынесен на второе чтение. Предложение В.Ф.Дорогина (РР) исключить проект из повестки получило 204 голоса при 72 против и отсутствии воздержавшихся и не прошло. Выступившие представители многих фракций и групп ссылались на негативные отклики на законопроект, поступившие с мест. За возвращение проекта в первое чтение выступили КПРФ (И.И.Мельников), ОВР (В.П.Гусенков), Яблоко (А.Г.Арбатов), АПГ (О.Н.Смолин), РР (В.А.Буткеев); против - Единство (В.М.Резник), СПС (В.В.Похмелкин), НД (Г.И.Райков); ЛДПР не высказала своей позиции. За перевод проекта в первое чтение, что является первым шагом к снятию его с рассмотрения, проголосовали 258 депутатов: Единство - 4, КПРФ - 84, ЛДПР - 0, ОВР - 39, СПС - 0, Яблоко - 18, АПГ - 36, НД - 37, РР - 32, нез. - 8. Против 72: Единство - 68, НД - 1, РР - 1, нез. - 2. Воздержались 2: НД - 1, РР - 1.
Законопроект "О повышении минимального размера оплаты труда", принятый Думой второго созыва 17 ноября 1999 (минимальная зарплата - 200 руб., база для отсчета социальных выплат остается прежней - 83 руб.49 коп.), был отклонен Советом Федерации 23 декабря 1999 (результаты поименного голосования см. в разделе "Соотношение политических сил в Совете Федерации. Некоторые результаты голосований"). По итогам работы согласительной комиссии 7 апреля 2000 на голосование в Государственной Думе был вынесен законопроект в согласованной редакции под немного измененным названием "О минимальном размере оплаты труда" (минимальная зарплата с 1 июня 2000 132 руб., с 1 октября 2000 280 руб., с 1 января 2001 300 руб., база для расчета пособий и штрафов - 100 руб.). Закон получил 248 голосов, против - 78, воздержались 0. За голосовали: Единство - 2, КПРФ - 86, ЛДПР - 0, ОВР - 43, СПС - 13, Яблоко - 0, АПГ - 35, НД - 26, РР - 39, нез. - 4. 19 апреля закон был отклонен Советом Федерации. 17 мая СФ обратился к Президенту с просьбой ввести МРОТ в 132 рубля с 1 июля 2000 своим указом.
2 июня 2000 на голосование Думы была вынесена новая согласованная с Советом Федерации редакция (минимальная зарплата с 1 июля 2000 132 руб., с 1 января 2001 200 руб., с 1 июля 2001 300 руб., база для расчета пособий и штрафов с 1 января 2001 - 100 руб.). Закон был принят 364 голосами при отсутствии голосовавших против и воздержавшихся. За голосовали: Единство - 83 (98,8%), КПРФ - 84 (95,5%), ЛДПР - 1 (6,2%), ОВР - 41 (87,2%), СПС - 24 (77,4%), Яблоко - 7 (35%), АПГ - 40 (95,2%), НД - 58 (93,5%), РР - 19 (44,2%), нез. - 7 (58,3%). 7 июня Дума рассмотрела предложение председателя Комитета по обороне А.И.Николаева (НД) дезавуировать принятие закона. По мнению Николаева, согласительная комиссия превысила полномочия, добавив в закон новую статью, отменяющую индексацию денежного довольствия военнослужащих в МРОТах. Сопредседатель согласительной комиссии В.Р.Пашуто (АПГ), полномочный представитель Президента А.А.Котенков и министр финансов А.Л.Кудрин заявили, что комиссия полномочий не превысила, и что страна ждет повышения минимальной зарплаты. Постановление об отмене решения о принятии закона получило 69 голосов при 163 против и 4 воздержавшихся. Закон был одобрен Советом Федерации в тот же день, 7 июня 2000.
13 апреля 2000 на голосование были вынесены два законопроекта о повышении минимальной пенсии. Первый проект, внесенный В.В.Жириновским, предусматривал повышение минимальной пенсии до 900 рублей. Второй проект, внесенный депутатом второго созыва В.В.Курочкиным, устанавливал минимальную пенсию в размере 360 руб.43 коп. Проект Курочкина докладчица Э.Л.Ермакова (Единство) назвала устаревшим, т.к. к моменту рассмотрения вопроса минимальная пенсия, установленная Правительством, составляла уже 410 руб. 43 коп.
За законопроект Жириновского проголосовали 146 депутатов, против 106, воздержались 5. За голосовали: Единство - 0, КПРФ - 78, ЛДПР - 15, ОВР - 4, СПС - 1, Яблоко - 0, АПГ - 36, НД - 4, РР - 5, нез. - 3. Проект Курочкина получил 8 голосов за при 192 против и 2 воздержавшихся.
28 апреля 2000 Дума попыталась преодолеть вето Совета Федерации на закон "О внесении дополнения в статью 855 Гражданского кодекса РФ" об очередности списания средств со счетов предприятий - установлении приоритета выплаты зарплат и пособий перед уплатой налогов и штрафов. Закон докладывал А.К.Исаев (ОВР), против его принятия выступил первый замминистра финансов С.Д.Шаталов. Закон в ранее принятой редакции получил 220 голосов, против 92, воздержавшихся не было; таким образом вето не было преодолено. За голосовали: Единство - 2, КПРФ - 78, ЛДПР - 0, СПС - 22, Яблоко - 17, АПГ - 30, НД - 1, РР - 23, нез. - 1.
7 июня 2000 Дума приняла главу 23 второй части Налогового кодекса, посвященную подоходному налогу с граждан. Вместо прогрессивной шкалы (12, 20, 30%) введена "плоская" шкала, состоящая из одной ставки - 13% и две дополнительные ставки: для доходов по "страховым схемам", призам и "необычным" процентам - 35%, по дивидендам и доходам нерезидентов - 30%. Голосовались альтернативные варианты: "горбатая" (прогрессивно-регрессивная) шкала - 12, 20, 30, 12% (предложение Г.В.Бооса) - 167:127:1; двухставочная шкала - 13, 20% (предложение А.Д.Жукова) - 210:110:2; сохранение действующей трехставочной шкалы (предложение Госсобрания Башкортостана и Е.К.Лигачева) - 143:106:4. За законопроект в целом голосовали: Единство - 83 (98,8%), КПРФ - 0, ЛДПР - 16 (100%), ОВР - 38 (80,9%), СПС - 30 (96,8%), Яблоко - 12 (60%), АПГ - 2 (4,8%), НД - 50 (80,6%), РР - 29 (67,4%), нез. - 6 (50%).
9 июня 2000 Дума приняла главу 24 Налогового кодекса - "Единый социальный налог (взнос)". Этим решением сбор средств в социальные фонды - Пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости - передан от органов этих фондов органам Министерства по налогам и сборам. Против введения единого налога выступили профсоюзы. За снятие главы с рассмотрения голосовали 149 депутатов: Единство - 3, КПРФ - 81, ЛДПР - 0, ОВР - 11, СПС - 0, Яблоко - 2, АПГ - 36, НД - 6, РР - 7, нез. - 3. За поправку Г.В.Бооса, вводящую регрессивную шкалу налога со ставкой для максимальных выплат 2% проголосовали 234 депутата: Единство - 14, КПРФ - 35, ЛДПР - 0, ОВР - 38, СПС - 31, Яблоко - 19, АПГ - 11, НД - 48, РР - 32, нез. - 6. В целом главу поддержали 256 депутатов: Единство - 77, КПРФ - 0, ЛДПР - 14, ОВР - 40, СПС - 30, Яблоко - 13, АПГ - 1, НД - 53, РР - 24, нез. - 4.
19 июля 2000 Дума приняла в целом вторую часть Налогового кодекса в составе четырех принятых глав (21-24). За проголосовали 234 депутата, против 111, воздержался 1. За голосовали: Единство - 81, КПРФ - 1, ЛДПР - 15, ОВР - 10, СПС - 26, Яблоко - 20, АПГ - 0, НД - 45, РР - 31, нез. - 5; против: КПРФ - 62, ОВР - 20, АПГ - 27, НД - 1, РР - 1; воздержался: НД - 1. За поправку О.Н.Смолина (АПГ) о закреплении льготы СМИ и книгоизданию по НДС на вечные времена проголосовали 165 депутатов (Единство - 3, КПРФ - 69, ЛДПР - 0, ОВР - 30, СПС - 1, Яблоко - 0, АПГ - 33, НД - 12, РР - 16, нез. - 1), против 78 (все - Единство).
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
17 марта 2000 Дума приняла заявление "О годовщине начала агрессии Организации Североатлантического договора против Союзной Республики Югославии". За - 314, против - 4 (В.Н.Бондарь, В.Г.Наумов, Б.М.Титенко, А.В.Шубин - все СПС), воздержалось 0.
В тот же день принято заявление Думы "В связи с действиями властей ФРГ в отношении известных политических деятелей ГДР" с призывом к органам власти ФРГ и Берлина "использовать свой высокий авторитет для прекращения преследования Эгона Кренца и других политических деятелей ГДР". За основу: за - 290, против - 36 воздержался 1 (Ю.А.Липатов, ОВР); в целом: за - 237, против - 0, воздержался 1 (З.А.Муцоев, НД).
31 марта 2000 Дума приняла заявление "Об экономических санкциях в отношении Республики Ирак". Дума предложила и.о.Президента В.В.Путину "активизировать усилия, направленные на полную отмену Советом Безопасности ООН экономических санкций в отношении Республики Ирак и на защиту экономических интересов Российской Федерации". За - 259, против - 75, воздержалось 0. За голосовали: Единство - 8, КПРФ - 81, ЛДПР - 15, ОВР - 43, СПС - 4, Яблоко - 0, АПГ - 30, НД - 48, РР - 27, нез. - 3. Против: Единство - 58, КПРФ - 4, ЛДПР - 0, ОВР - 0, СПС - 13, Яблоко - 0, АПГ - 0, НД - 0, РР - 0, нез. - 0.
5 апреля 2000 Дума рассмотрела два законопроекта, предусматривающих введение экономических санкций против Латвии в связи с дискриминацией там некоренного населения. МИД выступил против принятия законов. Е.М.Примаков (ОВР) предложил вернуть проекты к процедуре второго чтения, в чем был поддержан представителем Президента А.А.Котенковым. Проекты получили в третьем чтении 166 и 165 голосов и не прошли, после чего Дума проголосовала за возвращение обоих проектов во второе чтение.
12 апреля 2000 Дума приняла заявление по поводу решения Парламентской ассамблеи Совета Европы приостановить полномочия российской делегации. В нем Дума выразила сожаление по поводу решения ПАСЕ и охарактеризовала решение российской делегации покинуть зал как обоснованное. А.В.Шишлов и С.Н.Юшенков предлагали исключить вопрос из повестки (за, соответственно, 64 голоса и 37 голосов). При голосовании за основу проект получил 374 голоса, против - 21 (4 СПС, 17 Яблоко), воздержались 3 (1 Единство, 2 СПС). При голосовании поправок прошла (к удивлению ее автора) поправка С.Н.Юшенкова об исключении из текста упоминания о том, что военные действия в Чечне ведутся в соответствии с российскими законами.
14 апреля 2000 Дума ратифицировала Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). КПРФ заранее объявила ратификацию предательством интересов России и капитуляцией перед НАТО. Н.В.Коломейцев предложил исключить вопрос из повестки дня, поскольку Договор с Белоруссией о создании Союзного государства предусматривает предварительное согласование такого рода стратегических вопросов членами Союза. За исключение вопроса из повестки проголосовали 134 депутата, против 231, воздержались 2. За ратификацию Договора СНВ-2 проголосовали 288 депутатов, против 131, воздержались 4. За голосовали: Единство - 83, КПРФ - 2, ЛДПР - 15, ОВР - 43, СПС - 28, Яблоко - 20, АПГ - 1, НД - 57, РР - 32, нез. - 7; против: КПРФ - 82, АПГ - 39, РР - 7, нез. - 3; воздержались: ОВР - 1; АПГ - 1; нез. - 2.
14 апреля 2000 Дума приняла заявление с осуждением ареста органами международного трибунала по Югославии бывшего Председателя Скупщины Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины Момчило Краишника. За проголосовали 290 депутатов, против 1 (С.М.Ахметханов - НД), воздержались 2 (В.П.Войтенко - НД, В.Н.Волков - КПРФ).
21 апреля 2000 Дума ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. И.И.Никитчук (КПРФ) предолжил исключить вопрос из повестки, т.к. непроведение испытаний, по его мнению, нанесет ущерб обороноспособности России. За это проголосовали 109 депутатов, против 238, воздержалось 0. За ратификацию Договора проголосовали 298 депутатов, против 74, воздержались 3. За голосовали: Единство - 80, КПРФ - 4, ЛДПР - 14, ОВР - 44, СПС - 31, Яблоко - 20, АПГ - 2, НД - 56, РР - 40, нез. - 7; против: КПРФ - 59, ОВР - 1, АПГ - 13, нез. - 1; воздержались: Единство - 1, АПГ - 2.
9 июня 2000 Дума приняла постановление о законотворческой деятельности Государственной Думы по реализации Договора о создании Союзного государства [с Белоруссией]. Против принятия постановления от фракции СПС выступил Б.Б.Надеждин. За 312, против 12 (все - СПС), воздержалось 0.
28 июня 2000 приняты постановление "О мерах по укреплению отношений между РФ и Союзной Республикой Югославией" и обращение к парламентариям стран ОБСЕ об отмене санкций против Югославии. Оба постановления приняты единогласно (первое - 303 голоса, второе - 345 голосов).
5 июля 2000 В.И.Алкснис (РР) предложил Думе внести в повестку дня заявление по поводу принятия Сеймом Литвы закона о возмещении Россией ущерба от оккупации Литвы Советским Союзом. Председатель Комитета по международным делам Д.О.Рогозин заявил, что откликаться на каждую антироссийскую выходку - это значит дискредитировать позицию Думы. Предложение получило 174 голоса при 107 против и отсутствии воздержавшихся и не прошло.
19 июля 2000 Дума ратифицировала Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве с КНДР от 9 февраля 2000. Против ратификации высказался С.А.Ковалев, считающий, что "приличные правительства и приличные парламенты никак не должны заявлять о своей дружбе с подобными режимами". Результаты голосования: за 363, против 8 (все - СПС), воздержался 1 (Яблоко).
19 июля 2000 принято заявление "В связи с проводимой на Украине дискриминацией русского языка". За включение проекта в повестку проголосовали 354 депутата, против 10 (СПС - 9, КПРФ - 1). За принятие - 345 при отсутствии против и воздержавшихся.
19 июля 2000 принято постановление "В связи с задержанием российского парусника "Седов" и другими недружественными действиями французских властей". За проголосовали 324 депутата, против 1 (С.А.Ковалев), воздержались 8 (К.А.Амиров, Н.Ю.Брусникин, В.А.Кислицын, Ю.Г.Курин, К.В.Ремчуков, Ю.А.Рыбаков, Г.К.Сафаралиев, В.Н.Южаков).
ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛИЗМА
10 марта 2000 Дума рассматривала проект поправки к закону "О прокуратуре РФ", внесенной президентом Ингушетии Р.С.Аушевым и предусматривающей согласование с органами власти субъекта Федерации назначения районных и городских прокуроров (согласование назначения прокурора субъекта Федерации уже предусмотрено действующим законом). Проект получил 32 голоса, против 231, воздержались 3. За голосовали: Единство - 1, КПРФ - 1, ЛДПР - 0, ОВР - 7, СПС - 0, Яблоко - 0, АПГ - 2, НД - 4, РР - 17, нез. - 0.
21 апреля 2000 Дума приняла в первом чтении поправку к Закону РФ "О милиции", в соответствии с которой не требуется согласия органов власти субъекта Федерации на увольнение (министром внутренних дел РФ) начальника регионального управления внутренних дел (по действующему с 1 апреля 1999 года закону такое согласие требуется). Во время обсуждения С.С.Митрохин (Яблоко) предложил отменить обязательность согласования и для назначения начальников УВД, чтобы восстановить вертикаль исполнительной власти. За законопроект было подано ровно 226 голосов, против 78, воздержались 5. За голосовали: Единство - 77, КПРФ - 19, ЛДПР - 15, ОВР - 2, СПС - 29, Яблоко - 19, АПГ - 10, НД - 48, РР - 4, нез. - 3. Через 15 минут после голосования В.Г.Драганов (ОВР) заявил, что проголосовал за по ошибке, т.к. собирался голосовать против; В.В.Гуков (ОВР) заявил, что голосовал против. Председательствующая Л.К.Слиска задала хранителю Регламента С.П.Горячевой вопрос, не следует ли пересмотреть результаты голосования. После этого О.В.Уткин (Единство) от имени своего и А.М.Федулова заявил, что они оба голосовали за, а в распечатке результат "против". Таким образом вопрос о пересмотре результатов был снят.
21 июня 2000 Дума приняла закон во втором, а затем - в третьем чтении 318 голосами при 31 против и отсутствии воздержавшихся. За голосовали: Единство - 79, КПРФ - 63, ЛДПР - 16, ОВР - 4, СПС - 26, Яблоко - 18, АПГ - 35, НД - 54, РР - 20, нез. - 3; против: КПРФ - 7, ОВР - 14, АПГ - 3, РР - 4, нез. - 3.
Закон был отклонен Советом Федерации. 7 июля 2000 Дума преодолела сенатское вето 319 голосами при 23 против и 3 воздержавшихся. За голосовали: Единство - 81, КПРФ - 37, ЛДПР - 15, ОВР - 16, СПС - 31, Яблоко - 18, АПГ - 28, НД - 59, РР - 25, нез. - 9.
Закон был подписан 25 июля 2000 под номером 105-фз, опубликован в "Российской газете" и вступил в силу 27 июля 2000.
2 июня 2000 Дума рассматривала законопроект в некотором смысле противоположного содержания - о запрете министру внутренних дел РФ назначать исполняющими обязанностей начальников УВД всех уровней кандидатуры, не согласованные с органами власти региона, и запрете представлять одну и ту же кандидатуру более 2 раз. Проект внесло Законодательное Собрание Владимирской области. Комитет по безопасности (докладчик - Н.А.Овчинников) рекомендовал отклонить проект. За проголосовал 21 депутат, против 150, воздержался 1.
РЕФОРМА ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
31 мая 2000 Дума рассмотрела в первом чтении внесенный Президентом пакет законопроектов об административной реформе:
- закон о порядке формирования Совета Федерации, предусматривающий формирование палаты из представителей двух ветвей региональной власти, назначаемых законодательными собраниями и работающих на постоянной основе;
- поправки к закону об общих принципах государственного устройства регионов, предусматривающие право Президента отрешать от должности глав администраций в случае нарушения ими закона и право федеральных законодателей распускать федеральным законом законодательные органы регионов при нарушении ими закона;
- поправки к закону об общих принципах местного самоуправления, дающий право Президенту и главам администраций регионов снимать с должности глав местного самоуправления при нарушении ими законов, а федеральным и региональным законодателям - распускать в аналогичных случаях органы местного самоуправления путем принятия федерального (регионального) закона.
Поскольку к законопроекту о формировании Совета Федерации был внесен альтернативный проект депутатов В.Калягина (КПРФ) и Е.Мизулиной (Яблоко), предусматривающий прямые выборы членов СФ из числа кандидатур, предложенных органами власти, оба проекта были поставлены на рейтинговое голосование. При обсуждении законов слово было предоставлено независимому депутату Б.А.Березовского, который резко отрицательно оценил проект Путина, считая, что принятие его может привести к катастрофическим последствиям.
Проект Путина получил 362 голоса при 34 против и 8 воздержавшихся. За голосовали: Единство - 83; КПРФ - 33; ЛДПР - 16; ОВР - 45; СПС - 29; Яблоко - 19; АПГ - 29; НД - 62; РР - 37; нез. - 8. Против: Единство - 0; КПРФ - 26; ЛДПР - 0; ОВР - 0; СПС - 0; Яблоко - 0; АПГ - 5; НД - 0; РР - 2; нез. - 1. Воздержались: Единство - 1; КПРФ - 3; ЛДПР - 0; ОВР - 0; СПС - 0; Яблоко - 0; АПГ - 2; НД - 0; РР - 2; нез. - 0. Не голосовали: Единство - 0; КПРФ - 26; ЛДПР - 0; ОВР - 1; СПС - 2; Яблоко - 1; АПГ - 6; НД - 0; РР - 2; нез. - 2. Проект Мизулиной - Калягина получил 100 голосов. За голосовали: Единство - 1; КПРФ - 39; ЛДПР - 0; ОВР - 1; СПС - 25; Яблоко - 19; АПГ - 9; НД - 1; РР - 4; нез. - 1. 23 июня законопроект о реформе Совета Федерации был принят в целом (в третьем чтении) 308 голосами при 86 против и 3 воздержавшихся. За голосовали: Единство - 82, КПРФ - 3, ЛДПР - 16, ОВР - 47, СПС - 30, Яблоко - 16, АПГ - 18, НД - 57, РР - 31, нез. - 8; против: КПРФ - 65, АПГ - 15, РР - 3, нез. - 3; воздержались: Единство - 1, КПРФ - 1, РР - 1; не голосовали: Единство - 1, КПРФ - 19, СПС - 1, Яблоко - 4, АПГ - 9, НД - 5, РР - 8, нез. - 1. 17 мая 2000 закон был отклонен Советом Федерации без создания согласительной комиссии, после чего Дума более чем 300 голосами обратилась к Совету Федерации с предложением такую коммиссию создать. После голосования Совета Федерации за создание согласительной комиссии Дума 7 июля 2000 проголосовала за создание своей части комиссии 371 голосом при 8 против и 1 воздержавшемся. За голосовало большинство во всех фракциях и группах и большинство независимых депутатов. 19 июля 2000 на рассмотрение Думы был вынесен закон в согласованной редакции: Дума согласилась заменить назначение представителя исполнительной власти в сенате законодательным органом на право вето законодательного органа на эту кандидатуру, назначаемую высшим должностным лицом; представить право отзыва члена СФ органом, его делегирующим; ввести постепенную ротацию членов Совета Федерации, растянутую до 1 января 2002 года. Закон был принят в согласованной редакции 307 голосами при 88 против и 5 воздержавшихся. За голосовали: Единство - 83, КПРФ - 6, ЛДПР - 16, ОВР - 44, СПС - 24, Яблоко - 16, АПГ - 20, НД - 57, РР - 33, нез. - 8; против - КПРФ - 65, СПС - 1, Яблоко - 1, АПГ - 18, нез. - 3; воздержались - СПС - 2, Яблоко - 1, АПГ - 2. 26 июля закон был одобрен Советом Федерации, 5 августа подписан Президентом, 8 августа 2000 опубликован и вступил в силу.
Второй законопроект Путина - о поправках к закону об общих принципах организации органов госвласти регионов - получил 31 мая 357 голосов, против 28, воздержались 2. За голосовали: Единство - 82, КПРФ - 30, ЛДПР - 15, ОВР - 46, СПС - 29, Яблоко - 18, АПГ - 30, НД - 62, РР - 38, нез. - 7. Против: КПРФ - 19, ЛДПР - 1, АПГ - 7, нез. - 1. Воздержались: КПРФ - 1. ОВР - 1. Не голосовали: Единство - 2, КПРФ - 38, СПС - 2, Яблоко - 2, АПГ - 5, РР - 5, нез. - 4. 30 июня закон был принят во втором чтении и в целом (в третьем чтении) 399 голосами при 9 против и 3 воздержавшихся; за закон голосовало большинство во всех фракциях и группах и большинство независимых депутатов. Закон был отклонен Советом Федерации. 19 июля 2000 Дума отказалась от создания согласительной комиссии (предложение И.Д.Кобзона, РР, 74:170:4) и преодолела вето сената 361 голосом при 35 против и 8 воздержавшихся. За голосовали: Единство - 83, КПРФ - 70, ЛДПР - 16, ОВР - 36, СПС - 14, Яблоко - 17, АПГ - 36, НД - 57, РР - 25, нез. - 7; против - КПРФ - 8, ОВР - 3, СПС - 10, Яблоко - 2, АПГ - 3, НД - 1, РР - 5, нез. - 3; воздержались - КПРФ - 1, ОВР - 1, СПС - 4, АПГ - 1, нез. - 1. 29 июля закон подписан Президентом, 1 августа опубликован и вступил в силу.
Третий путинский проект - о поправках к закону об общих принципах местного самоуправления - набрал 31 мая 319 голосов, против - 39, воздержались - 7. За голосовали: Единство - 82, КПРФ - 16, ЛДПР - 15, ОВР - 43, СПС - 24, Яблоко - 5, АПГ - 28, НД - 61, РР - 38, нез. - 7. Против: Единство - 1, КПРФ - 27, СПС - 1, Яблоко - 1, АПГ - 8, нез. - 1. Воздержались: КПРФ - 1, Яблоко - 4, АПГ - 1, РР - 1. Не голосовали: Единство - 1, КПРФ - 44, ЛДПР - 1, ОВР - 4, СПС - 6, Яблоко - 10, АПГ - 5, НД - 1, РР - 4, нез. - 4. 30 июня закон был рассмотрен во втором чтении. При этом прошла 244 голосами при 97 против и отсутствии воздержавшихся поправка В.А.Крюкова о лишении губернаторов права увольнять глав местного самоуправления; за голосовали Единство - 81, КПРФ - 2, ЛДПР - 15, ОВР - 42, СПС - 30, Яблоко - 19, АПГ - 9, НД - 35, РР - 4, нез. - 7. Закон принят во втором чтении со второй попытки: первый раз 210 за, 75 против, 1 воздержался; второй раз 243 за, 125 против, 0 воздержавшихся. За закон голосовали: Единство - 82, КПРФ - 4, ЛДПР - 16, ОВР - 40, СПС - 22, Яблоко - 20, АПГ - 13, НД - 42, РР - 1, нез. - 3; против: КПРФ - 68, ОВР - 4, СПС - 3, АПГ - 22, НД - 7, РР - 16, нез. - 5. 7 июля 2000 закон был возвращен во второе чтение для принятия поправки, согласно которой губернаторам было вновь дано право увольнять глав местного самоуправления, за исключением мэров административных центров регионов (за 345, против 43, воздержались 2). В третьем чтении за закон проголосовали 334 депутата: Единство - 80, КПРФ - 61, ЛДПР - 15, ОВР - 45, СПС - 0, Яблоко - 0, АПГ - 33, НД - 58, РР - 34, нез. - 8. 26 июля Совет Федерации принял решение об отклонении закона, но решение это было вынесено после истечения 14-дневного крайнего срока рассмотрения закона. Президент счел решение сената не имеющим юридической силы и подписал закон 4 августа, 8 августа 2000 закон был опубликован и вступил в силу.
СВОБОДА НОШЕНИЯ ОРУЖИЯ
21 апреля 2000 Дума голосовала поправку к закону "Об оружии", внесенную Законодательным Собранием Владимирской области, которая предусматривала введение лицензирования и регистрации пневматического оружия с дульной энергией до 7,5 джоуля. Докладчик В.И.Антропов сослался, в частности, на то, что хулиганы в городе Владимире расстреляли за 1998-1999 годы 390 уличных фонарей. Законопроект поддержали органы законодательной власти 17 регионов и не поддержала Тульская облдума, по мнению докладчика - из-за заинтересованности тульских оружейных заводов в широком распространении оружия. Правительство и МВД не поддержали законопроект. Профильный комитет Думы (по безопасности) в лице содокладчика П.Т.Бурдукова (АПГ) предложил отклонить закон, поскольку его принятие резко уменьшит оборот оружия и ударит по бюджету страны и по заводам-изготовителям. И.И.Никитчук (КПРФ) задал вопрос, что первично - потребности бюджета или "то, чтобы этим оружием не наносился вред человеку". П.Т.Бурдуков отрицал какой-либо ущерб населению от такого оружия: "Рогаткой, наверное, больше можно сделать". Законопроект получил 73 голоса, против 133, воздержался 1. За голосовали: КПРФ - 44, Единство - 0, ОВР - 0, СПС - 0, ЛДПР - 0, Яблоко - 0, АПГ - 13, НД - 8, РР - 6, нез. - 2.
28 апреля 2000 голосовалась поправка к закону "Об оружии", предусматривающая расширение оборота нарезного оружия. Согласно поправке право на приобретение нарезного оружия получают граждане, до этого владевшие гладкоствольным оружием в течение 1 года (в действующем законодательстве этот ценз составляет 5 лет). Докладывавший закон представитель Госдумы Ставропольского края Ю.А.Гонтарь не скрывал, что цель закона - дать возможность людям приобретать нарезное оружие не в охотничьих целях, а для защиты от бандитов. Законопроект поддержали А.С.Куликов (нез.), А.В.Митрофанов (ЛДПР), В.И.Бородай (Единство), Б.Б.Надеждин (СПС), В.В.Володин (ОВР). Сомнение в целесообразности принятия закона высказали А.Д.Куликов (КПРФ), Н.В.Коломейцев (КПРФ), С.С.Митрохин (Яблоко), Ю.В.Никифоренко (КПРФ), В.С.Романов (КПРФ), О.В.Уткин (Единство).
17 мая 2000 на второе чтение был вынесен законопроект "Об ограничении курения табака". Проект подвергся критике со стороны некоторых депутатов, назвавших ограничение на продажу сигарет с большим содержанием никотина и смол ударом по отечественному товаропроизводителю. По предложению Г.В.Кулика (ОВР) и О.В.Морозова (РР) рассмотрение закона отложено до следующего заседания для приведения проекта в соответствие с пожеланиями депутатов. 19 мая закон снова был отложен, а 24 мая рассмотрен и снят с обсуждения в связи с тем, что таблица принятых поправок получила при голосовании 152 голоса при 126 против и 2 воздержавшихся и не прошла. За таблицу поправок голосовали: Единство - 0, КПРФ - 56, ЛДПР - 0, ОВР - 38, СПС - 1, Яблоко - 0, АПГ - 27, НД - 16, РР - 11, нез. - 3.
Тем временем депутаты В.Н.Бондарь, Л.Н.Глебова, О.Г.Наумов и А.А.Фомин (все - СПС) внесли проект постановления "О запрете курения табака в помещениях Государственной Думы", который был принят 28 июня 2000 года 291 голосом при 72 против и 3 воздержавшихся. Во время парламентских каникул Управление делами Думы убрало из коридоров Думы все урны и знаки "Место для курения". В реальности депутаты, сотрудники и посетители Думы продолжают курить - но только в туалетах.