ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] ДУМА I СОЗЫВА

СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ПЕРВОГО СОЗЫВА
(1994-1995).
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЙ

В 1994 году автор справочника описывал расстановку сил следующими словами:
Несмотря на то, что вне фракций остаются в среднем 10-15 депутатов, т.е.2-3% (на Съезде народных депутатов независимых было около 20%), однозначный график расстановки сил "слева направо" составить невозможно, прежде всего - потому, что блокировка фракций по различным вопросам происходит в совершенно разных сочетаниях.
В первые дни работы Думы сложился фактический блок шести фракций, добивавшихся избрания спикером Думы представителя оппозиции: КПРФ (45 человек), АПР (55), РП (12), ЛДПР (64), ДПР (15), ЖР (23). Вместе с 8 независимыми депутатами - оппозиционерами и центристами блок насчитывал 222 голоса, т.е.ровно половину депутатов. Фракции, которые тогда принято было называть демократическими: ВР (78), С12Д (16), Яблоко (27) и ПРЕС (30), а также 5 независимых депутатов давали в сумме 156. Ведущей фракцией, определяющей исход голосований, оказалась группа "Новая региональная политика" из 66 депутатов.
НРП - самая неоднородная группа: разброс голосов в ней обычно наибольший среди фракций. Особую позицию часто занимают внедренные в группу представители коммунистов, аграриев, ПРЕС, "Женщин России", "Союза 12 декабря", а иногда - представители автономий.
В борьбе за влияние на НРП больше всего преуспела фракция ПРЕС, в начале весны 1994 даже говорили о "прочерномырдинском блоке" в Думе в составе ПРЕС, НРП и ЖР. В апреле 1994 улучшились отношения Правительства с председателем фракции ДПР, и сейчас эти четыре фракции, насчитывающие в сумме около 130 человек, можно было бы назвать "центром", если бы они в полной мере повиновались своим лидерам (больше половины фракции ДПР, почти половина ПРЕС и около трети НРП по большинству вопросов голосуют оппозиционно).
Около 175 голосов у оппозиции (КПРФ-АПР-РП-ЛДПР), причем ЛДПР обычно выступает самостоятельным субъектом "торговли" при поисках компромиссов между фракциями, а РП нередко занимает крайние позиции и голосует против предложений, поддержанных КПРФ и АПР.
Около 140 голосов остается на "прорыночные" фракции ВР, Яблоко и Союз 12 декабря.
Эта "усредненная" схема дает какое-то представление о политической окраске парламента, но не срабатывает для голосований по конкретным вопросам.

* * *

К началу 1995 года появилось еще несколько факторов, полностью опрокинувших черно-белую схему классификации депутатов и вызвавших расколы как между фракциями, так и внутри них. Это чеченская война, разногласия между коммунистами и аграрниками по поводу бюджета на 1995 год, отход "Выбора России" от поддержки Ельцина и попытка Президента найти себе новых сторонников в Думе, противоборство между сторонниками и противниками Правительства Черномырдина в группе НРП, выход травкинской половины из фракции ДПР.
В январе 1995 года оказалось, что у Президента и Правительства нет в Думе постоянных и надежных сторонников за исключением фракции ПРЕС. В начале февраля несколько депутатов обратились к помощникам Президента Ельцина с просьбой помочь в создании депутатской группы, ориентированной на Президента. Инициатива увенчалась созданием и регистрацией в феврале - марте 1995 двух новых групп. Одна из них - "Стабильность" - стала полностью проправительственной группой, другая - "Россия" - оказалась почти такой же неоднородной, как НРП.
Новый неформальный "проправительственный блок" (ПРЕС, НРП, Россия, Стабильность), насчитывавший около 130 депутатов, давал Президенту и Правительству около 100 голосов. Около половины состава "России" и НРП от голосований уклонялись или голосовали вопреки позиции, заявленной руководством групп.
"Женщины России" (20 депутатов) в 1995 году нередко оказывались в оппозиции (в частности - по вопросам, прямо и косвенно связанным с чеченской войной), но при голосованиях о недоверии Правительству воздерживались.
Оппозиция, к которой в 1995 году кроме КПРФ, АПР, РП и ЛДПР уже можно было отнести и фракцию ДПР в новом составе, насчитывала около 180 человек. При этом в тех случаях, когда левая оппозиция соединялась с "Выбором России" и "Яблоком" (по вопросам прекращения Чеченской войны и сокращения полномочий Президента), фракция ЛДПР все чаще оказывалась на стороне Президента.
"Выбор России", Союз 12 декабря и независимые депутаты подобных взглядов имели в сумме около 70 голосов. Яблоко - 27 голосов.
Новое соотношение сил наглядно проявилось 21 июня 1995 года, когда Дума сначала выразила недоверие Правительству 234 голосами, а затем 306-321 голосами приняла три поправки к Конституции, наделявшие Думу контрольными функциями, правом утверждения силовых министров и правом выносить квалифицированным большинством решения о недоверии отдельным министрам, влекущие их отставку. Правда, ни одно из принятых в этот день решений не привело к желаемым последствиям (Дума не подтвердила 1 июля свое решение о недоверии Правительству, а поправки к Конституции были отклонены Советом Федерации).

ГОЛОСОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ОБ ИМПИЧМЕНТЕ ПРЕЗИДЕНТА

Механизм отрешения Президента от должности изложен в следующих статьях Конституции:
"Статья 93
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным."
"Статья 92
...
3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации."

25 января 1995 депутат А.Н.Гордеев (КПРФ) предложил включить в повестку дня вопрос о соответствии занимаемой должности Верховного Главнокомандующего (т.е.Ельцина) и министра обороны. За это предложение проголосовали 99 депутатов, в том числе по фракциям: КПРФ - 42; АПР - 30; ВР - 10; РП - 6; НРП - 3; ЖР - 2; ЯБЛ - 2; ЛДПР - 1; ПРЕС - 1; ДПР - 0; 2 независимых депутата (Ю.П.Власов, А.Я.Лездиньш). Против проголосовал 31 депутат, в том числе 21 из фракции ЛДПР (ВР - 7; ДПР - 1; ПРЕС - 1; независимый депутат А.В.Гуськов). Воздержались - 4 (ВР - 2; НРП - 1; ЛДС - 1). Всего в голосовании участвовали 133 человека.
Поводом для сбора подписей за отрешение Президента от должности послужил захват террористами заложников в г.Буденновске 14 июня 1995 и последующий вооруженный штурм больницы с заложниками, осуществленный с санкции Президента.
16 июня при обсуждении постановления об отношении Думы к событиям в Буденновске предложение депутата Г.Н.Селезнева (КПРФ) начать процедуру импичмента получило 150 голосов. Этого было недостаточно, чтобы внести такой пункт в постановление, но 150 депутатов (одна треть состава Думы) - это именно то число, которое требуется для проявления инициативы по выдвижению обвинения против Президента.
Сбором подписей за импичмент с разными формулировками обвинения занимались параллельно члены фракций КПРФ и "Выбор России". По решению фракции "Выбор России" ее члены вынуждены были отказаться от своих подписей за импичмент (заявления об отзыве подписей написали 23 июня 1995 депутаты А.Шабад, Л.Радзиховский, М.Молоствов).
23 июня 1995 О.О.Миронов (КПРФ) предлагал включить в повестку дня вопрос об отрешении Президента от должности, аргументируя это тем, что подписи во-первых уже собраны и скоро будут сданы, а во-вторых решение можно принять голосованием и 150 голосов за будет достаточно. И.П.Рыбкин утверждал, что для включения вопроса в повестку дня нужно 226 голосов. Предложение набрало 170 голосов и вопрос в повестку дня включен не был.
3 июля фракция КПРФ представила в Совет Государственной Думы "Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации" за 165 подписями (фактически их сначала было 163, т.к. 2 подписи дублировались, 7 июля вдогонку были представлены заявления С.С.Говорухина и В.С.Шевелухи).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации
для отрешения его от должности

Деятельность Президента Ельцина Б.Н. за последние годы свидетельствует о том, что Президент Российской Федерации совершает одно за другим действия, которые невозможно квалифицировать иначе, как тяжкое преступление.
Речь идет прежде всего о следующем:
1. В сентябре - октябре 1993 года, издав Указ N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и отдав приказ об использовании воинских частей с целью насильственного прекращения деятельности Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, Президент Ельцин Б.Н. совершил преступления, связанные с призывами к насильственному изменению конституционного строя (ст.70 УК РСФСР), воспрепятствованием деятельности конституционных органов власти (ст.791 УК РСФСР) и превышением власти или служебных полномочий, сопряженным с насилием, применением оружия, мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевших действиями (часть вторая ст.171 УК РСФСР).
2. В декабре 1994 года Президент Ельцин Б.Н. как Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации отдал приказ о начале военных действий в Чеченской республике. Поступая таким образом, он нарушил требования ст. 102 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения Советом Федерации. Отстранив Совет Федерации от решения вопроса о применении в Чечне воинских частей, Президент вновь совершил превышение власти, сопряженное с применением силы и с использованием оружия, то есть преступление, предусмотренное частью второй ст.171 УК РСФСР.
3. В июне 1995 года Президент Ельцин Б.Н. дал указание Министру внутренних дел о штурме здания больницы в гор.Буденновске, переполненного детьми, женщинами, стариками и другими мирными гражданами, оказавшимися заложниками чеченских боевиков. Этим шагом, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, Президент еще раз нарушил часть вторую статьи 171 Уголовного кодекса.
Перечисленные выше деяния Б.Н.Ельцина относятся в соответствии с законом к категории тяжких преступлений.
Все это переполняет чашу терпения депутатов, являющихся свидетелями целого ряда других преступлений Президента, не укладывающихся в рамки Конституции Российской Федерации (участие в развале Союза ССР путем организации и подписания Беловежских соглашений, вторжение в полномочия Федерального Собрания по вопросам приватизации, издание указов, открывающих путь к разграблению национальных богатств и ведущих к обнищанию миллионов граждан страны, возложение на главу Правительства и председателя Государственной Думы руководства предвыборными блоками, что грубо противоречит конституционному принципу разделения властей, многократное игнорирование предложений предложений Думы прибыть на ее заседания и т.д.)
С учетом всех этих обстоятельств мы, депутаты Государственной Думы на основании статьи 93 Конституции выдвигаем Борису Николаевичу Ельцину обвинение в совершении тяжких преступлений против народа и считаем необходимым начать процедуру его отрешения от должности Президента Российской Федерации.

_____________________________

Всего было представлено 165 подписей под обвинением, в том числе по фракциям: КПРФ - 46 (кроме Ю.Ю.Леонова); ЛДПР - 42; АПР - 39; Российский путь - 8 (кроме Гена и Невзорова); Держава - 5 (все); НРП - 9 (Аракчаа, Егоров А.К., Максимов, Муравьев И.В., Уткин Ю.В., Шкуро, Веер, Квасов, Смирнов); Россия - 7 (Берестовой, Воропаев, Галиев, Запольский, Матяшов, Михеев, Уткин В.П.); депутаты Пащенко (ВР), Говорухин (ДПР), Власова (ЖР), Муксинов (ПРЕС), Игрунов (Яблоко); независимые депутаты Власов, Лездиньш, Липицкий, Марычев.
Инициаторы выдвижения обвинения провели предварительное согласование состава комиссии по выдвижению обвинения и представили его на голосование: Селезнев Г.Н. (зам.пред.Думы, КПРФ, председатель), Филимонов В.Д. (КПРФ), Пузановский А.Г. (АПР), Похмелкин В.В. (ВР), Карелин Г.Ю. (ДПР), Паршенцева Г.В. (ЖР), Финько О.А. (ЛДПР), Муксинов И.Ш. (ПРЕС), Горячев В.С. (Яблоко), Запольский С.В. (Россия), Воевода Ю.Е. (Стабильность), Бабурин С.Н. (РП).
Совет Думы, получив подписи, включил вопрос в повестку дня 7 июля 1995.
Фракция "Женщины России" выпустила пресс-релиз, в котором заявила, что попытка вынести на рассмотрение Думы вопрос об импичменте "способствует дестабилизации политической ситуации в стране, усиливает противостояние различных политических сил, подталкивает общество к гражданской войне". Координационный совет фракции "Выбор России" 6 июля 1995 года принял заявление о недопустимости "опасных и ненужных потрясений". Обе фракции заявили, что выступают за решение вопроса о президенте на очередных выборах в июне 1996 года.
7 июля И.П.Рыбкин сказался больным и поручил ведение заседания М.Митюкову. По предложению А.И.Лукьянова вопрос переставлен из резерва на первое место (за это проголосовало 184 человека; М.Митюков перед голосованием утверждал, что вопрос не процедурный и требует 226 голосов, но к моменту высвечивания итогов голосования передумал). С докладом по вопросу выступил Г.А.Зюганов. Выступившие представители фракций не обсуждали существо обвинения, а говорили только о составе комиссии по обвинению. Т.В.Злотникова (Яблоко), предложила, чтобы комиссию возглавил И.П.Рыбкин. Убедившись, что несколько фракций просят отсрочки с представлением кандидатур, Г.Зюганов согласился перенести вопрос на 12 июля.
12 июля предложение о создании специальной комиссии поставлено И.П.Рыбкиным на голосование, набрало 168 голосов и не прошло. Через час по предложению Г.Н.Селезнева Дума решила вернуться к голосованию (183 голосами против 32). При втором голосовании предложение о создании комиссии получило 167 голосов, в том числе по фракциям: КПРФ - 40; ЛДПР - 38; АПР - 37; Российский путь - 7; ДПР - 7; Держава - 5; Яблоко - 8; НРП - 7; ЖР - 3; Россия - 3; Стабильность - 1; 11 независимых депутатов. Во фракциях ВР и ПРЕС предложение не получило ни одного голоса. Против проголосовали 43 депутата (ВР - 23, Стабильность - 11, ПРЕС - 5, АПР - 1, Россия - 1, С12Д - 1, С.Станкевич). Воздержались трое (ВР - 2; НРП - 1). Предложение начать обсуждение вопроса получило 121 голос и тоже не прошло. На вечернем заседании В.В.Семаго предложил вернуться к вопросу, но И.П.Рыбкин не стал ставить вопрос об этом на голосование, заявив, что вопрос исчерпан. На этом попытка инициировать импичмент Президента завершилась.

ГОЛОСОВАНИЯ О НЕДОВЕРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

СТАТЬИ 109, 111, 117 КОНСТИТУЦИИ РФ
(о назначении Председателя Правительства, вотуме недоверия
и порядке роспуска Государственной Думы)

"Статья 109
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации."
"Статья 111
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы."
"Статья 117
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации."

РЕГЛАМЕНТ

Порядок рассмотрения вопроса о доверии Правительству регулируется главой 18 (статьи 141-146) Регламента Государственной Думы. До ноября 1995 года Регламент предусматривал два способа подсчета голосов для вынесения недоверия Правительству в зависимости от того, по чьей инициативе рассматривается вопрос:
вопрос о НЕДОВЕРИИ Правительству вносится в повестку дня по требованию 1/5 от общего числа ДЕПУТАТОВ (до принятия поправки к Регламенту 14 апреля 1995 правом потребовать обсуждения вопроса о недоверии Правительству обладали также фракции Государственной Думы независимо от своей численности). В случае голосования о недоверии Правительству по инициативе депутатов, для выражения недоверия согласно Регламенту (ст.143) требуется большинство голосов от общего числа депутатов (т.е.на голосование ставится вопрос "КТО ЗА НЕДОВЕРИЕ?");
вопрос о ДОВЕРИИ Правительству вносится в повестку дня по требованию Председателя ПРАВИТЕЛЬСТВА или лица, исполняющего его обязанности. В этом случае (ст.145 Регламента) большинство голосов требуется для выражения доверия ("КТО ЗА ДОВЕРИЕ?"), а если такое большинство не набрано - считается, что Дума отказывает в доверии Правительству.
Такой механизм привел к кризису июня-июля 1995 года, когда Дума чуть не оказалась перед выбором: выразить Правительству доверие или подвергнуться роспуску. 15 ноября 1995 года Дума застраховалась от таких ситуаций, изменив Регламент: отныне в случае, если большинство за доверие не набрано, ставится на голосование вопрос "Кто за недоверие?", и если большинства нет - вопрос откладывается на неопределенный срок.
Голосования по вопросу о недоверии Правительству проводились трижды раз: 27 октября 1994, 21 июня и 1 июля 1995. До этого было две безуспешных попытки внести этот вопрос в повестку дня - 23 марта и 8 июля 1994. Кроме того Дума выразила недоверие нескольким министрам, что не повлекло за собой никаких последствий.

ИНИЦИАТИВЫ ПО ВНЕСЕНИЮ В ПОВЕСТКУ ДНЯ
ВОПРОСА О НЕДОВЕРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

23 марта 1994

23 марта 1994 депутат Игорь Муравьев предложил внести в повестку дня вопрос о недоверии Правительству. За предложение проголосовал 81 депутат (18% общего состава Думы), в том числе:
НРП - 17 человек (27% состава группы) - А.Айздердзис, Х.Кармоков, Л.Рожкова, А.Чилингаров и др.;
Выбор России - 16 человек (22%) - А.Амелина, В.Бауэр, А.Гербер, В.Грицань, Ю.Гусман, К.Игнатьев, С.Ковалев, В.Миронов, М.Митюков, М.Молоствов, Ю.Нисневич, А.Нуйкин, Э.Пащенко, Г.Титенко, А.Ющенко, Г.Якунин;
КПРФ - 14 (31% фракции), лидеры фракции воздержались;
АПР - 12 (22%), И.Рыбкин голосовал против;
ЛДПР - 10 (16%), В.Жириновский голосовал против, С.Абельцев и А.Венгеровский - за;
Российский путь - 4 (33%);
Женщины России - 2 (И.Выборнова, Е.Чепурных);
Союз 12 Декабря - 2 (В.Бойко, В.Булавинов);
ПРЕС - 1 (А.Красных);
Яблоко - 1 (И.Лукашев);
ДПР - 0;
2 независимых депутата (А.Захаров и Н.Лысенко).

8 июля 1994

8 июля 1994 коммунист-предприниматель А.Гордеев предложил внести в повестку дня вопрос о недоверии Правительству. Председательствующий М.Митюков не поставил его предложение на голосование, так как по Регламенту такой вопрос может быть внесен только фракцией или одной пятой депутатов Думы. Через несколько минут поступило письменное предложение фракции ЛДПР аналогичного содержания за подписью заместителя председателя фракции А.Венгеровского.
Предложение поставлено на голосование и получило 174 голоса за (39% депутатов):
ЛДПР - 49 депутатов (83% состава фракции) - все участвовавшие в голосовании;
КПРФ - 30 депутатов (67%) - против голосовали И.Братищев, В.Илюхин, В.Ковалев, В.Мартемьянов, К.Цику; воздержались О.Бегов, В.Боков; не участвовали в голосовании Г.Зюганов, В.Зоркальцев, О.Миронов, Л.Петровский, В.Севастьянов, В.Семаго, В.Фролов, О.Шенкарев;
АПР - 43 депутата (76%) - из 44 присутствующих воздержался один (А.Попов);
РП - 8 депутатов (67%) - все присутствующие;
Держава - 3 депутата (60%) - В.Борзюк, В.Кобелев, В.Новиков;
ДПР - 9 депутатов (60%) - все присутствующие включая члена Правительства Н.Травкина;
НРП - 26 депутатов (41%) - В.Гоман, О.Морозов, И.Муравьев, А.Пузановский, Н.Столяров, А.Тарасов и другие;
ПРЕС - 2 депутата - Г.Егоров и А.Попов;
Союз 12 декабря - 1 депутат - С.Скорочкин;
ЖР - 1 депутат - А.Власова;
2 независимых депутата - В.Гуськов и В.Липицкий.
Во фракциях Выбор России и Яблоко за предложение не проголосовал никто.

Октябрь 1994

11 октября 1994 фракция ДПР в лице ее антитравкинского большинства потребовала внести в повестку дня Думы вопрос о недоверии Правительству. Рассмотрение вопроса было назначено на 21, а потом перенесено на 27 октября.

ПЕРВОЕ ГОЛОСОВАНИЕ О НЕДОВЕРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
27 октября 1994

Вопрос рассматривался по требованию фракции ДПР. Перед депутатами выступил и ответил на вопросы Председатель Правительства В.С.Черномырдин. Во время обсуждения его доклада поступило собщение, что министром сельского хозяйства вместо В.Хлыстуна назначен один из лидеров фракции АПР, председатель аграрного комитета Государственной Думы А.Назарчук.
С ответной речью выступил инициатор рассмотрения вопроса и председатель Комитета по экономической политике С.Ю.Глазьев. С критикой Правительства разной степени жесткости выступили депутаты Совета Федерации П.Романов и В.Цветков, председатели комитетов Думы М.Задорнов, С.Бурков, В.Гусев, С.Калашников, В.Илюхин, Л.Рожкова, В.Исаков, Б.Денисенко. Председатели комитетов А.Слива, С.Шаповалов и К.Затулин призвали Думу к сотрудничеству с Правительством.
Из лидеров фракций категорически за немедленное вынесение недоверия Правительству выступили только В.Жириновский (ЛДПР) и Г.Зюганов (КПРФ). С.Шахрай (ПРЕС) и Н.Харитонов (АПР) предложили перенести рассмотрение вопроса на месяц вперед. Е.Гайдар (ВР), Е.Лахова (ЖР), В.Медведев (НРП), Н.Травкин представленный как председатель фракции ДПР, Г.Явлинский (Яблоко) и А.Жуков (С12Д) по разным мотивам не поддержали предложение о недоверии Правительству.
При поименном голосовании предложение о недоверии получило 194 голоса и не прошло.
ЗА недоверие Правительству по уточненным позже данным проголосовали 198 депутатов (193 по данным электронной системы, еще 1 депутат устно и 4 письменно попросили присоединить их голоса за).
За недоверие проголосовали почти все члены фракций ЛДПР, КПРФ, групп Российский путь и Держава; 70% аграрников (37 депутатов), большинство фракции ДПР (9 депутатов); треть группы НРП (22 депутата).
В других фракциях за недоверие проголосовали: С12Д - 3; ПРЕС - 2; ЖР - 1; ВР - 1 (Э.Памфилова).
Из 17 независимых депутатов за недоверие проголосовали 7: Власов, Гуськов, Жаданова, Захаров, Н.Лысенко, Некрасов, Сулакшин.
ПРОТИВ выражения недоверия Правительству проголосовали 56 депутатов, в том числе:
Выбор России - 23 (32% фракции), ПРЕС - 17 (52%), НРП - 9 (14%), ДПР - 3 (Н.Травкин, Н.Тропин, С.Запольский), АПР - 1 (А.Заверюха), С12Д - 1 (А.Макаров), 2 независимых депутата (Г.Бурбулис и В.Сычев).
ВОЗДЕРЖАЛИСЬ 56 депутатов, в том числе ЖР - 17, ВР - 10, НРП - 8, С12Д - 7, АПР - 6, ПРЕС - 3, ДПР - 2, 3 независимых депутата.
Фракция Яблоко в полном составе в голосовании не участвовала.

ИНИЦИАТИВЫ И КОНТРИНИЦИАТИВЫ
Январь 1995

11 января 1995, в первый день работы новой сессии Думы, депутат В.Бойко от имени группы "Союз 12 декабря" предложил внести в повестку дня вопрос о недоверии Правительству. М.Митюков истолковал Регламент таким образом, что инициатива о недоверии Правительству может быть внесена только и исключительно фракцией или 90 депутатами, а другие способы принятия такого решения недопустимы. В результате вопрос не был поставлен на голосование.

Март - апрель 1995

В марте 1995 по инициативе К.Ф.Затулина начался сбор подписей депутатов за рассмотрение вопроса о недоверии Правительству. Для включения вопроса в повестку дня требовалось собрать 90 подписей. 5 апреля Совету Думы были представлены 102 подписи и рассмотрение вопроса было назначено на 12 апреля. Но 7 апреля 1995 В.В.Жириновский заявил, что отзывает 31 подпись депутатов от фракции ЛДПР, поскольку другие фракции нарушили договоренность с ЛДПР и проголосовали за привлечение к уголовной ответственности С.П.Мавроди.
После провала инициативы К.Затулина по внесению в повестку дня вопроса о недоверии Правительству, фракция ДПР решила взять на себя миссию по инициации этого процесса и внесла такое предложение в Совет Думы. По Регламенту Дума была обязана в течение недели рассмотреть вопрос о недоверии. Вместо этого Дума в пожарном порядке внесла 14 апреля в свой Регламент поправку, которой лишила фракции права ставить в повестку дня вопрос о недоверии Правительству и оставила такое право только за группами не менее чем из 90 депутатов.
За эту поправку к Регламенту проголосовали 228 депутатов, 144 из которых - члены фракций, 84 - члены групп или независимые депутаты. В 6 из 8 фракций поправка получила поддержку большинства - АПР - 34 голоса (65,4%), Выбор России - 21 (39,6%), ЖР - 18 (81,8%), КПРФ - 41 (89,1%), ПРЕС - 13 (59,1%), Яблоко - 16 (59,3%) и ни одного голоса против. Во фракции ЛДПР за поправку проголосовал один А.Венгеровский, во фракции ДПР - никто. Из 14 голосов против поправки 7 принадлежат фракции ДПР, 2 - ЛДПР, остальные - депутатским группам.
Как отметил С.Говорухин, "фракции избавили себя от крайне неприятной обязанности однозначно определиться по существу правительственной политики и четко высказаться, поддерживают они ее или нет".

Июнь - июль 1995

В июне 1995 С.Глазьев возобновил сбор подписей за недоверие Правительству и 15 июня представил Совету Думы 102 подписи.
Обсуждая 16 июня 1995 года события в Буденновске, Государственная Дума 230 голосами постановила "считать трагические события, произошедшие в городе Буденновске Ставропольского края, еще одним основанием для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания предложения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации".
После того, как подписи были собраны, вопрос был включен в повестку дня заседания 21 июня 1995.

ВТОРОЕ ГОЛОСОВАНИЕ О НЕДОВЕРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
21 июня 1995

Первым, по традиции, выступил инициатор рассмотрения вопроса С.Глазьев. Ответную речь держал премьер-министр Черномырдин.
За выражение недоверия Правительству высказались Г.Явлинский (Яблоко), М.Лапшин (АПР), В.Жириновский (ЛДПР), Г.Зюганов (КПРФ), К.Затулин (ДПР), Е.Лахова (ЖР), в защиту Правительства и лично Черномырдина - Е.Гайдар (ВР), В.Никонов (ПРЕС), С.Маркидонов (Стабильность), И.Шичанин (Россия). В.Медведев (НРП) сказал, что в его группе нет единства по этому вопросу.
При поименном голосовании Государственная Дума выразила Правительству недоверие.
ЗА недоверие проголосовал 241 депутат, в том числе в большинстве своем фракции КПРФ - 46 депутатов, ЛДПР - 45, АПР - 44, Яблоко - 25, ДПР - 10, РП - 9, С12Д - 6, Держава - 5; значительная часть группы НРП - 20; меньшинство во фракциях Россия - 9, Стабильность - 3, ВР - 3, ЖР - 2, ПРЕС - 1, 13 независимых депутатов.
ПРОТИВ - 72 депутата: ВР - 41, Стабильность - 13, Россия - 6, ПРЕС - 3, С12Д и НРП - по 2, ЛДПР, РП и АПР - по 1, 2 независимых депутата.
ВОЗДЕРЖАЛИСЬ 20 депутатов: основная часть фракции ЖР - 13, а также Стабильность - 2, Россия - 1, ВР - 1, НРП - 1, 2 независимых депутата.

МЕЖДУ НЕДОВЕРИЕМ И ДОВЕРИЕМ

22 июня Б.Н.Ельцин письменно сообщил Думе, что не согласен с ее решением. В этом случае по Конституции Дума имела право в течение трех месяцев повторно выразить недоверие, после чего Президент должен был бы отправить Правительство в отставку или распустить Думу.
Однако процесс был ускорен Председателем Правительства В.С.Черномырдиным, который в тот же день (22 июня) поставил перед Думой вопрос о доверии Правительству. По Регламенту Думы вопрос должен был быть рассмотрен в течение 10 дней, а в случае, если Дума не выразит доверие Правительству большинством голосов, Президент должен был отправить Правительство в отставку либо распустить Государственную Думу. Причем, Президент открыто склонялся ко второму варианту.
23 июня Дума обсуждала способы реакции на обращение Черномырдина. В.В.Жириновский утверждал, что пока Дума не завершила процедуру, включающую повторное голосование о недоверии Правительству, "никакие встречные обращения по этому же вопросу недопустимы". М.И.Лапшин (АПР) и А.И.Лукьянов (КПРФ), К.Ф.Затулин (ДПР), А.Я.Слива (ПРЕС), В.В.Похмелкин (ВР), Г.А.Явлинский (Яблоко), И.А.Шичанин предлагали рассмотреть "встречный иск" в кратчайшие сроки. В.С.Медведев (НРП) предложил снова рассмотреть требование об отставке Ерина, Грачева и Степашина; по вопросу о допустимости "встречного иска" обратиться в Конституционный Суд; а рассмотрение вопроса о недоверии отложить до 19 июля. А.В.Федулова (Женщины России) предложила рассмотреть вопрос на очередном заседании 5 июля. Наконец, С.А.Маркидонов (Стабильность) предложил включить созвать для рассмотрения обращения Черномырдина внеочередное заседание 1 июля 1995, такое решение и было принято 249 голосами. Предложение И.Л.Лукашева (Яблоко) рассмотреть вопрос сегодня же получило 89 голосов и не прошло.
В случае голосования вопроса в редакции Черномырдина ("кто за доверие?") единственным способом избежать казавшегося неминуемым роспуска Думы было бы выражение доверия Правительству большинством голосов, что означало для Думы "потерю лица". Черномырдин предложил лидерам фракций мировую: Дума повторно голосует по вопросу "кто за недоверие", и если большинство за недоверие не набирается - премьер отзывает свой вопрос.
30 июня Президент сделал шаг навстречу депутатам, отставив министров Егорова, Ерина и Степашина, а также ставропольского губернатора Кузнецова, отставки которого требовал "Выбор России".

ТРЕТЬЕ ГОЛОСОВАНИЕ О НЕДОВЕРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
1 июля 1995

Согласительная комиссия, совпадавшая по составу с Советом Государственной Думы, приняла предложение Черномырдина и предложила Думе в начале пленарного заседания проект повестки дня, включающий повторное рассмотрение вопроса о недоверии, а не запроса Правительства о доверии. За это высказались представители 9 из 11 зарегистрированных фракций и групп.
Дума приняла "примирительную" повестку 309 голосами. За нее проголосовали большинством голосов все фракции, кроме ЛДПР (38 депутатов во главе с Жириновским в голосовании не участвовали) и ДПР (5 за, 5 включая лидеров фракции - не голосовали), а также Российского пути (4 против, 4 не голосовали, за - Невзоров и Ген) и Державы (все 5 против). Против повестки проголосовали всего 18 человек (Держава - все 5 депутатов, РП - 4, 6 аграрников, оба Лысенко и Памфилова). Четверо (Ю.Калмыков, А.Н.Михайлов, С.Чуркин и Г.Якунин) воздержались.
После принятия повестки дня М.Лапшин (АПР) предложил немедленно перейти к голосованию, В.Жириновский (ЛДПР) потребовал поставить на голосование альтернативную повестку дня, Г.Явлинский (Яблоко) предложил отложить вопрос до завершения кадровых перестановок.
После этого обмен мнением по процедурным вопросам перерос в политические выступления лидеров фракций. Г.Зюганов (КПРФ) подтвердил прежнее решение фракции о недоверии Правительству. С.Глазьев (ДПР) предложил рассмотреть заявление Черномырдина и "по этому заявлению принимать решение о том, что Правительство должно использовать те три месяца, которые у него есть, для исправления тех ошибок, о которых было сказано на нашем предыдущем заседании". Е.Гайдар выступил решительным защитником Правительства, которое наконец-то перестало печатать пустые деньги и приступило к переговорам в Чечне, "сегодня, когда Правительство сделало целый ряд ответственных и мужественных шагов, голосовать за недоверие ему, на наш взгляд, было бы нечестно". В.Медведев (НРП) заявил, что группа при голосовании воздержится. А.Александров (Стабильность) выступил, соответственно, за стабильность и стабилизацию. Е.Лахова (ЖР) одобрила начало переговоров в Чечне и отставку министров. В.Никонов (ПРЕС) обрушился на депутатов, желающих, по его мнению, на самом деле роспуска Думы и досрочных выборов, "сторонников перманентной избирательной кампании", предложив им "предаваться этим столь любимым вашему сердцу развлечениям, сдав свои мандаты". "Разве мы можем считать, что пятая Дума выполнила свою миссию и ее можно безболезненно отдать на заклание?... Дайте работать тем, кто хочет и может работать... Для Отечества не сделано ничего, если не сделано все". И.Шичанин напомнил, что условия депутатов (отставка силовых министров) выполнены и поэтому его группа не будет голосовать за недоверие Правительству. В.Жириновский взял слово повторно для официального выступления, так как первое его выступление было по повестке дня. Г.Явлинский пытался сделать то же самое, но И.П.Рыбкин уже поставил вопрос на голосование.
ЗА недоверие проголосовали 193 депутата (на 48 меньше, чем 21 июня и на 33 меньше, чем необходимо), в том числе в большинстве своем фракции КПРФ - 46 депутатов (21 июня - 46), ЛДПР - 52 (45), АПР - 31 (44), Яблоко - 18 (25), ДПР - 9 (10), РП - 8 (9). Остальные голоса за недоверие дали НРП - 3 (20), С12Д - 3 (6), Россия - 2 (9), ВР - 1 (3), ЖР - 1 (2), ПРЕС - 1 (1) и 18 независимых депутатов (21 июня - 14). Стабильность и Держава на этот раз не дали ни одного голоса (21 июня соответственно 3 и 5).
Таким образом, уменьшилось число голосов, отданных за недоверие, во фракциях АПР - на 13, НРП - на 17, Яблоке и России - на 7, Державе - на 5, Стабильности и Союзе 12 декабря - на 3, Выборе России - на 2, ДПР, РП и ЖР - на 1. Увеличилось число голосов за недоверие, отданных фракцией ЛДПР - на 7, и независимыми депутатами - на 3. Фракция КПРФ осталась при своих.
ПРОТИВ проголосовали 116 депутатов: ВР - 47 (21 июня - 41), Стабильность - 29 (13), Россия - 13 (6), ПРЕС - 10 (3), С12Д - 4 (2), НРП - 4 (2), ЛДПР - 0 (1), РП 1 (1), АПР - 3 (1), 5 независимых депутатов (21 июня - 2).
ВОЗДЕРЖАЛИСЬ 47 депутатов: ЖР - 20 (21 июня - 13), НРП - 18 (1), АПР - 2 (0), ВР - 2 (1), Стаб - 2 (2), РП - 1 (0), Россия - 1 (1), 1 независимый депутат (21 июня - 2).
Группа "Держава" в полном составе не голосовала.
Предложение о недоверии не прошло, набрав 193 голоса. После этого В.Черномырдин торжественно заявил, что голосование "подвело черту под парламентско-правительственным кризисом" и отозвал свое предложение рассмотреть вопрос о доверии.

ГОЛОСОВАНИЯ О НЕДОВЕРИИ ОТДЕЛЬНЫМ МИНИСТРАМ

За два года своей работы Дума в различных формах выразила недоверие четырем членам Правительства: П.С.Грачеву (23 июня 1995), Н.Д.Егорову (23 июня 1995), В.Ф.Ерину (27 апреля 1994, 10 марта 1995, 23 июня 1995) и В.П.Квасову (15 июля 1994).
Рассматривались, но не получили поддержки предложения о выражении недоверия О.Н.Сосковцу, А.Б.Чубайсу, С.М.Шахраю, О.Д.Давыдову, А.В.Козыреву, С.В.Степашину.

ГОЛОСОВАНИЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ МИНИСТРАМ "В ПАКЕТЕ"

21 июня 1995, выразив недоверие Правительству, Дума проголосовала предложение депутатов Н.Столярова, И.Шичанина, А.Очировой и др. рекомендовать Президенту в недельный срок освободить от должности П.С.Грачева, В.Ф.Ерина и С.В.Степашина. Предложение не прошло (за - 138 голосов, против - 6, воздержалось 0).
23 июня 1995, в промежутке между первым и вторым расмотрением вопроса о недоверии Правительству, по инициативе О.Ф.Очина (НРП) вопрос об отставке Грачева, Ерина, Степашина и Егорова был включен в повестку дня 227 голосами. В.В.Семаго, И.С.Аничкин и И.М.Братищев предложили рассмотреть вопрос о недоверии также А.Б.Чубайсу и А.В.Козыреву (за - 210 голосов), а К.Ф.Затулин - Грачеву, Ерину, Чубайсу и Сосковцу (за - 176 голосов).
По итогам обсуждения приняты три постановления: "Рекомендовать Президенту освободить от занимаемой должности" Ерина (284 голоса), Грачева (268), Егорова (245). Аналогичное постановление по кандидатуре Степашина не прошло (202 голоса).
В ходе дискуссии К.Ф.Затулин предложил проголосовать за отставку Шахрая, Чубайса, Сосковца и Козырева. Председательствующий поставил на голосование предложения о включении в повестку дня таких рекомендаций, но ни одно из них не прошло (Козырев - 197 за, Чубайс - 221, Сосковец - 110, Шахрай - 218).

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА О.Н.СОСКОВЕЦ

23 июня 1995 предложение включить в повестку дня вопрос об отставке Чубайса и Сосковца получило 176 голосов, только Сосковца - 110 голосов.

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА А.Б.ЧУБАЙС

9 декабря 1994 при принятии постановления об итогах первого этапа приватизации была поставлена на голосование поправка, подписанная лидерами четырех фракций (Зюганов, Лапшин, Глазьев, Жириновский) и группы "Российский путь": "На основании вышеизложенного предложить Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации освободить от занимаемой должности и вывести из состава Правительства Российской Федерации Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чубайса А.Б. за допущенные недостатки в управлении государственным имуществом и осуществлении его приватизации в 1992 - 1994 годах." Предложение не прошло, получив 196 голосов.
16 декабря 1994 при обсуждении повестки дня голосовалось предложение депутата от ЛДПР М.Бурлакова предложить Правительству освободить от должности А.Б.Чубайса. Предложение не прошло, получив 170 голосов (против - 28, воздержались 2).
23 июня 1995 предложение включить в повестку дня вопрос об отставке Чубайса и Козырева получило 210 голосов, Чубайса и Сосковца - 176, только Чубайса - 221 голос.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА,
МИНИСТР ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ Н.Д.ЕГОРОВ

14 декабря 1994 депутат Г.П.Якунин предложил потребовать отставки вице-премьера Н.Д.Егорова, которого он назвал одним из главных виновников чеченской трагедии. Результаты голосования: за - 85; против - 29; воздержались 10.
23 июня 1995 предложение включить в повестку дня вопрос об отставке Грачева, Ерина, Степашина и Егорова принято 227 голосами. 245 голосами Дума рекомендовала Президенту освободить Егорова от занимаемой должности.
30 июня 1995 Президент отправил Н.Д.Егорова в отставку.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА С.М.ШАХРАЙ

23 июня 1995 предложение включить в повестку дня вопрос об отставке Шахрая получило 218 голосов и не прошло.

МИНИСТР ОБОРОНЫ П.С.ГРАЧЕВ

18 января 1995 депутат Л.А.Пономарев предложил внести в повестку дня вопрос об отставке министра обороны Грачева за бездарное руководство войсками. Результаты голосования: за - 178; против - 27; воздержались 7.
20 января 1995 с интервалом в 10 минут голосовались два предложения рассмотреть вопрос о соответствии должности министра обороны П.С.Грачева. Первое, исходящее от В.Савицкого (Выбор России) получило 205 голосов (против - 19, воздержались - 5), второе - от Е.Лаховой (Женщины России) - 230 (против 44, воздержались 2). Таким образом, вопрос включен в повестку дня.
25 января депутат Ю.Кузнецов (ЛДПР) предложил снять вопросс с повестки дня (за - 137; против - 56; воздержался 1); затем то же самое предложил депутат А.Невзоров (за - 119; против - 34; воздержался 1). В тот же день предложение А.Н.Гордеева (КПРФ) включить в повестку дня вопрос о соответствии занимаемой должности Верховного Главнокомандующего и министра обороны получило 99 голосов.
Вопрос о соответствии должности министра обороны П.С.Грачева. проголосован по существу 27 января 1995. Результаты голосования: за - 121; против - 50; воздержались 3.
17 марта 1995 вопрос о соответствии министра обороны занимаемой должности предложил включить в повестку дня депутат Ю.Рыбаков (Выбор России). Результаты голосования: за - 182; против - 17; воздержались 8).
21 июня 1995 предложение рекомендовать Президенту в недельный срок освободить от должности П.С.Грачева, В.Ф.Ерина и С.В.Степашина получило 138 голосов.
23 июня 1995 предложение включить в повестку дня вопрос об отставке Грачева, Ерина, Степашина и Егорова принято 227 голосами. 268 голосами Дума рекомендовала Президенту освободить Грачева от занимаемой должности.
22 ноября 1995 по предложению фракции "Выбор России" Дума голосовала по проекту обращения к Верховному главнокомандующему с призывом немедленно освободить министра обороны Грачева от должности. Основанием для этого послужили обещания Грачева разослать в войска список депутатов, голосовавших за сокращение сроков службы и призыв Грачева к армии голосовать за тех, кто отстаивает ее интересы. Обращение набрало 204 голоса и не прошло.

МИНИСТР ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ О.Д.ДАВЫДОВ

7 апреля 1995 вопрос о недоверии А.В.Козыреву и О.Д.Давыдову предложил включить в повестку дня Е.Логинов (ЛДПР). Предложение по Давыдову получило 79 голосов.

МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В.Ф.ЕРИН

27 апреля 1994 Государственная Дума обсуждала происшедшее накануне убийство депутата А.Айздердзиса. По этому вопросу принято заявление Государственной Думы. После того, как текст заявления был принят за основу (266 голосами), депутат С.Сулакшин предложил изъять из постановления абзац, в котором говорилось, что Государственная Дума требует отставки министра Ерина. Это предложение набрало 72 голоса. В том числе ВР - 41, ПРЕС - 9, С12Д - 8, Яблоко - 6, АПР - 4, НРП - 1, 3 независимых депутата (О.Жаров, М.Сеславинский, С.Сулакшин). В целом заявление Думы принято 239 голосами. Требование Думы было проигнорировано Президентом, после чего 15 июня 1994 по предложению депутата Звягина И.П.Рыбкин поручил (без голосования) Комитету по законодательству разработать поправки к статье 112 Конституции, которые предоставили бы Думе право утверждать министров Правительства. В июне 1995 Дума приняла поправки к Конституции об утверждении Думой силовых министров, но закон был отклонен Советом Федерации.
23 ноября 1994 при обсуждении Постановления Государственной Думы "Об экстренных мерах по усилению борьбы с преступностью и обеспечению личной безопасности граждан в Российской Федерации" поставлено на голосование предложение рассмотреть вопрос о соответствии министра внутренних дел занимаемой должности. За это предложение проголосовали 206 депутатов.
8 февраля 1995 после убийства депутата С.Скорочкина В.Жириновский предложил рассмотреть вопрос об отставке министра внутренних дел. Результаты голосования: за - 284; против - 5; воздержался 1.
10 марта 1995 В.Б.Исаков предложил выразить недоверие министру внутренних дел Ерину и исполняющему обязанности Генерального прокурора Ильюшенко "в связи с неправовой позицией, занятой ими по отношению к подчиненным: начальнику ГУВД Москвы и прокурору города Москвы". Дума приняла постановления о выражении недоверия обоим (без мотивирующей части). Результаты голосования по В.Ф.Ерину: за - 268; против - 5; воздержались 3.
21 июня 1995 предложение рекомендовать Президенту в недельный срок освободить от должности Грачева, Ерина и Степашина получило 138 голосов.
23 июня 1995 предложение включить в повестку дня вопрос об отставке Грачева, Ерина, Степашина и Егорова принято 227 голосами. 284 голосами Дума рекомендовала Президенту освободить Ерина от занимаемой должности.
30 июня 1995 Президент отправил В.Ф.Ерина в отставку.

МИНИСТР - РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА В.П.КВАСОВ

15 июля 1994 года депутаты вопреки Закону об их статусе не были допущены на заседание Правительства в Кремле. И.П.Рыбкин возложил вину за этот и предшествующие случаи на Руководителя Аппарата Правительства Владимира Квасова и предложил проголосовать за требование об его отставке. Предложение набрало 277 голосов (62%) и было направлено Президенту, которым проигнорировано. За предложение об отставке Квасова проголосовало большинство (больше 50%) депутатов во всех всех фракциях и группах, кроме Яблока (48%), ПРЕС (39%) и С12Д (33%). В группе НРП, в которую входит депутат Квасов, за его отставку проголосовали 40 из 64 депутатов (60%). Против - 7 человек, в том числе 4 из фракции ПРЕС, двое из Выбора России и один из НРП. Из депутатов - членов Правительства за отставку Квасова проголосовал только Н.И.Травкин.
Через полгода (11 ноября 1994) В.Квасов был отправлен Президентом в отставку в рамках серии перестановок в Правительстве.

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А.В.КОЗЫРЕВ

7 апреля 1995 вопрос о недоверии министрам Козыреву и Давыдову предложил включить в повестку дня депутат Е.Логинов (ЛДПР). Предложение по Козыреву получило 159 голосов.
23 июня 1995 предложение включить в повестку дня вопрос об отставке Чубайса и Козырева получило 210 голосов, только Козырева - 197 голосов.

ДИРЕКТОР ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ С.В.СТЕПАШИН

21 июня 1995 предложение рекомендовать Президенту в недельный срок освободить от должности Грачева, Ерина и Степашина получило 138 голосов.
23 июня 1995 предложение включить в повестку дня вопрос об отставке Грачева, Ерина, Степашина и Егорова принято 227 голосами. При раздельном голосовании по кандидатурам предложение рекомендовать Президенту освободить Степашина от занимаемой должности получило 202 голоса и не прошло.
Тем не менее, 30 июня 1995 Президент отправил С.В.Степашина в отставку.

ГОЛОСОВАНИЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ НА 1994 ГОД

Первое чтение

15 апреля 1994 по итогам первого чтения решено принять бюджет за основу и отправить на доработку. Предложение прошло с перевесом в 1 голос, получив большинство во фракциях ПРЕС, НРП, ЖР, АПР, ЛДПР, С12Д, почти половину голосов в "Выборе России" и 10 голосов коммунистов, включая Г.А.Зюганова. Не поддержали бюджет (0 голосов за) фракции Яблоко, ДПР и Российский путь.
11 мая 1994 бюджет принят в первом чтении за основу (237 голосами), затем было предложено несколько поправок, после чего бюджет принят в первом чтении в целом с третьей попытки (207, 208, 233 голоса). На этот раз он получил большинство в АПР, ЖР, КПРФ, ЛДПР, НРП, ПРЕС, РП, С12Д. В ДПР и ВР бюджет получил по 4 голоса, в Яблоке - 0.
Фракция ЛДПР заявила, что воздержится, но к моменту голосования передумала и проголосовала за. Группа Российский путь проголосовала за бюджет с тем, чтобы, по словам С.Бабурина, обсудить его, предложить поправки, а при втором чтении проголосовать против.

Второе чтение

8 июня 1994 бюджет принят во втором чтении 228 голосами. За проголосовало большинство в АПР, ДПР, ЖР, КПРФ, ЛДПР, ПРЕС; меньшинство в НРП (17 депутатов), С12Д (9), ВР (9) и РП (5) и ни одного депутата фракции Яблоко.
Именно после этого голосования С.Бабурин выступил с обличительным письмом в адрес коммунистов и аграрников, поддержавших бюджет.

Третье чтение

К моменту рассмотрения бюджета в третьем чтении фракция ЛДПР, прежде дававшая сторонникам бюджета 38-48 голосов, сменила милость на гнев и почти в полном составе воздержалась. Бюджет так и не был бы утвержден, если бы на место ЛДПР не пришел "Выбор России".
22 июня 1994 бюджет в третьем чтении трижды не принят. За проголосовали АПР, ДПР, ЖР, КПРФ, НРП, ПРЕС, С12Д. В ВР за бюджет голосовало меньшинство, в ЛДПР и РП - несколько человек. Яблоко как всегда голосовало против (за исключением В.Лысенко, один раз из трех проголосовавшего за).
В трех попытках бюджет набирал 194, 220, 212 голосов (из необходимых 225). При этом за бюджет (хотя бы 1 раз) проголосовали 253 человека: в Выборе России число проголосовавших за бюджет с каждым голосованием возрастало (10, 19, 21) в ДПР тоже возросло (6, 4, 9), зато в КПРФ уменьшилось (25, 35, 17).
24 июня 1994 к фракциям, поддержавшим бюджет в предыдущий раз, прибавился "Выбор России". Бюджет принят в третьем чтении 273 голосами. За проголосовало большинство во фракциях АПР, ВР, ДПР, ЖР, НРП, ПРЕС, С12Д. В КПРФ за бюджет проголосовало 20 депутатов, в РП - 4, в ЛДПР и Яблоке - 0.

Вопрос о военных расходах

В проекте бюджета предусматривались военные расходы в сумме 37 трлн.руб. Министерство обороны запросило 87 триллионов. 11 мая при голосовании бюджета в первом чтении заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне А.А.Пискунов предложил в качестве компромисса увеличить их до 55 трлн.руб. путем увеличения бюджетного дефицита с 36 до 41%. В ответ премьер-министр Черномырдин заявил, что "все можно рассматривать, но только в пределах дефицита 36%". За поправку Пискунова проголосовало 116 депутатов: большинство во фракциях ЛДПР и КПРФ, половина группы Российский путь. В 6 фракциях поправка получила меньшинство: НРП - 26 голосов, АПР - 10, Женщины России - 3, ПРЕС - 3, С12Д - 2, ДПР - 1. Во фракциях ВР и Яблоко за увеличение военного бюджета не проголосовал никто.
С.Глазьев предложил поправку, предусматривающую увеличение расходов на оборону, науку, транспорт и связь без увеличения дефицита бюджета: за счет прекращения ваучерной приватизации нефтегазового комплекса и ликвидации внешнеэкономических льгот. Поправка получила 165 голосов (КПРФ - 39, РП - 10, ДПР - 11, НРП - 38, ЛДПР - 28, АПР - 22, ПРЕС - 9, ЖР - 2, Яблоко - 2, С12Д - 2, ВР - 1, независимые - 1).
В промежутке между первым и третьим чтениями за увеличение военного бюджета, хотя бы и путем увеличения бюджетного дефицита, выступали Президент Ельцин и Совет Федерации (21 июня 1994 поименным голосованием принято обращение Совета Федерации к Государственной Думе). Против выступали премьер-министр Черномырдин и и.о.министра финансов Дубинин.
В итоговом тексте бюджета, принятом 24 июня 1994, на военные расходы выделено 40,6 трлн.руб., кроме того создан бюджетный фонд поддержки Вооруженных Сил, который будет формироваться за счет сверхплановых доходов от приватизации.

ГОЛОСОВАНИЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ НА 1995 ГОД

Федеральный закон "О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1995 год" (36-фз от 5 ноября 1994) предусматривал принятие бюджета-95 в четырех чтениях. В первом чтении закон принимается за основу, во втором чтении принимаются основные характеристики бюджета, в третьем - распределяются ассигнования по статьям, в четвертом - бюджет принимается в целом.

Первое чтение

25 ноября 1994 бюджет был рассмотрен в первом чтении. При обсуждении повестки дня И.М.Братищев (КПРФ) предложил заслушать 7 министров, в том числе 4 из социального блока, поскольку министры "кивают на Думу", когда их спрашивают, согласны ли они с проектом бюджета, урезающим расходы их министерств. Решение принято 234 голосами при 18 против и 2 воздержавшихся. Пожелание депутатов не осуществилось, но докладчик - Министр финансов В.Г.Пансков, сказал, что проект бюджета отражает мнение всего Правительства, а председательствующий И.П.Рыбкин дал справку, что Правительство проголосовало за бюджет единогласно. В проекте постановления, предложенном Бюджетным комитетом, предлагалось отправить бюджет в согласительную комиссию. А.Н.Михайлов (КПРФ) предложил вернуть бюджет в Правительство, а А.Н.Гордеев (КПРФ) - проголосовать предложение Правительства о принятии бюджета в первом чтении. Председательствующий И.П.Рыбкин поставил на голосование проект Бюджетного комитета, который получил 212 голосов при 44 против и 13 воздержавшихся. За голосовали АПР, ВР, ДПР, ЖР, Яблоко, Держава, почти половина фракций ПРЕС и С12Д; против - КПРФ (за 0) и РП (за 2); не голосовала фракция ЛДПР (за 2). Первый вице-премьер А.Б.Чубайс предложил переголосовать постановление с учетом того, что Правительство готово в рамках работы согласительной комиссии принять большинство предложений Бюджетного комитета. Дума 204 голосами против 63 при 1 воздержавшемся вернулась к голосованию и 227 голосами против 57 при 9 воздержавшихся приняла постановление о передаче бюджета в согласительную комиссию. На этот раз постановление получило большинство в тех же фракциях и группах с добавлением фракций ПРЕС и С12Д; против голосовали КПРФ (за 1), РП (за 3), не голосовали ЛДПР (за 2) и Держава.
21 декабря 1994 бюджет был снова рассмотрен в первом чтении и снова отправлен в согласительную комиссию. Первое голосование дало результат 206:126:6. За голосовали: ВР, ЖР, ЛДПР, НРП, Держава, половина ПРЕС (15), меньшинство АПР (4), ДПР (5) и С12Д (6); против АПР, КПРФ, Яблоко, РП, треть ДПР (5). После этого А.Б.Чубайс от имени Правительства согласился с предложением Г.В.Кулика - сохранить в 1995 году 2-процентный спецналог на добавленную стоимость для поддержки сельского хозяйства - с уточнением, что налог пойдет и на другие социальные нужды. Постановление снова не прошло: 215:100:10. На этот раз за проголосовало большинство АПР (42 голоса), но только 6 депутатов от ПРЕС. После голосования Г.В.Кулик (АПР) выразил согласие на предложение Чубайса при условии, что будет принята и вторая поправка аграриев - поднять необлагаемый подоходным налогом уровень зарплаты с 4 до 6 МРОТ. бюджет не прошел в третий раз: 214:103:6. Было поставлено на голосование предложение депутата А.С.Сидорова (ЛДПР) принять бюджет в первом чтении и продолжить работу согласительной комиссии. Результат: 202:109:6. Тогда постановление о принятии бюджета стали голосовать по пунктам. П.1 (утвердить решение согласительной комиссии по уточнению показателей бюджета: 150:98:4; п.2 (принять в первом чтении): 199:90:4. После этого принято решение о продолжении работы согласительной комиссии: 258:61:3.
22 декабря депутатам было предложено постановление об утверждении решения согласительной комиссии по уточнению показателей бюджета. Бюджетный комитет предложил принять бюджет в первом чтении без увеличения налогового бремени, а Совет Думы - с аграрным спецналогом. Проект Совета Думы не прошел: 219:105:1. После разъяснений А.Б.Чубайса проект не прошел вторично: 216:120:2. Проект Комитета также не прошел: 221:116:3. После этого М.И.Лапшин (АПР) предложил коммунистам определиться, "с крестьянами или против крестьян". Со счетом 228:72:1 принято решение вернуться к голосованию, после чего Г.А.Зюганов (КПРФ) попросил перерыва на 30 минут, "чтобы посоветоваться с аграриями и со своей фракцией". Посовещавшись, стороны к согласию не пришли. Дума проголосовала новый вариант: со спецналогом, но с изъятием слов о том, что он будет использован, в частности, на финансирование дефицита госбюджета. Результат отрицательный: 200:117:3. В прежней редакции проект получил 216:118:2. Предложение А.С.Сидорова (ЛДПР) принять бюджет в первом чтении, а поправки, включая спецналог, отложить до второго, также не прошло: 214:108:2. Проект Комитета, снова поставленный на голосование, не прошел: 221:105:2. Через полчаса Председателю поступило 5 заявлений депутатов от ЛДПР, которые якобы голосовали за, но электронная система не учла их голоса. И.П.Рыбкин предложил засчитать 5 голосов за (221+5=226) и считать бюджет принятым. Комитет по Регламенту возмутился, и предложение не было проголосовано. После этого Дума еще два раза отклонила проект Комитета (211:93:3, 214:119:4). Суммируя итоги 10 голосований, можно сказать что вариант Совета Думы, в сравнении с вариантом Бюджетного комитета, получал голоса АПР, но терял голоса ПРЕС, С12Д и части НРП. За бюджет постоянно голосовали ВР, ЖР, ЖР, ЛДПР, НРП, Держава, треть ДПР; против - КПРФ, РП, Яблоко, треть ДПР.
23 декабря 1994 поставлены на голосование три проекта постановления "О рассмотрении проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 1995 год" в первом чтении". Первый вариант содержал упоминание о повышении необлагаемого подоходным налогом дохода до 6 МРОТ, второй не содержал дополнений, третий предусматривал сохранение 2-процентного спецналога, чего добивались аграрии. При рейтинговом голосовании три проекта получили соответственно 233:90:4, 140:148:4, 164:149:7 голосов. После этого первый проект был принят за основу - 241:125:1 и в целом - 231:127:2. Фракция АПР поддерживала только третий вариант, ВР, ПРЕС и половина С12Д - только первый, большинство НРП - первый и второй, ЖР, ЛДПР и Держава - все 3 варианта. В тот же день Дума приняла в трех чтениях Федеральный закон "О финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале 1995 года".

Второе чтение

Вопрос о федеральном бюджете был внесен в повестку дня 18 января 1995, но перенесен на 20 января, поскольку Аппарат не успел размножить расчеты, поступившие из Правительства в середине дня.
20 января проект был вынесен на второе чтение. Депутаты утвердили таблицу принятых поправок (238:67:3), но не утвердили таблицу отклоненных (221:76:4, повторно 222:90:3), после чего отклоненные поправки пришлось голосовать по одной. Проголосовав и отклонив 17 поправок, депутаты утвердили оставшуюся таблицу (238:59:0). После этого закон был поставлен на голосование во втором чтении и не прошел (195:142:1). Депутат С.Н.Шульгин (ПРЕС) предложил вернуться к поправке об оставлении регионам 100 процентов подоходного налога (в основном тексте 10% забиралось в федеральный бюджет), но предложение не было поставлено на голосование. Бюджет поддержали ВР, большинство ДПР, ЖР, ЛДПР, ПРЕС, НРП, С12Д, Держава.
25 января 1995 бюджет снова был отклонен во втором чтении (219:141:3), после чего была принята компромиссная поправка аграриев о снижении спецналога с 3 до 1,5% вместо его отмены, предлагавшейся согласительной комиссией (287:34:2). Поправку поддержали АПР, ВР, ДПР, ЖР, КПРФ, ЛДПР, НРП, Держава; не поддержали ПРЕС, Яблоко, РП и С12Д. В новой редакции бюджет опять не прошел (212:138:3), т.к. его не поддержали авторы поправки - аграрии. После перерыва первый вице-премьер А.Б.Чубайс сообщил, что в связи с сохранением спецналога Правительство нашло возможность дополнительно профинансировать некоторые отрасли и предложил снова проголосовать за бюджет. В результате закон принят во втором чтении 263 голосами против 90 при 2 воздержавшихся.

Третье чтение

22 февраля 1995 депутаты поддержали таблицу принятых поправок (240:30:1), но не поддержали таблицу отклоненных (195:53:3). После голосования по всем поправкам, на которых настаивали фракции и группы (отклонены) таблица отклоненных поправок вновь была провалена (182:49:0).
24 февраля 1995 продолжилось голосование по поправкам. Принята поправка фракций ЛДПР, КПРФ, НРП и ЖР о повышении расходов на оборонную промышленность за счет перераспределения средств в статье "Оборона": 241:9:1. В первоначальной редакции поправки предлагалось повысить эти расходы за счет кредита Центробанка, в этом виде поправка не прошла: 207:26:4. Принята поправка фракций КПРФ и ВР об увеличении расходов на науку за счет расходов на госуправление: 316:1:1, этот вариант предлагал "Выбор России", фракция же КПРФ предлагала увеличить эту статью за счет сокращения расходов на поддержание внешнеэкономической деятельности, расходов на уплату внешнего долга "и возможно, кредита Центробанка" - этот вариант не прошел: 169:3:4. После этого бюджет был принят в третьем чтении: за 273, против 93, воздержались 3. За бюджет голосовали АПР, ВР, ЖР, ЛДПР, НРП, ПРЕС, С12Д, Держава; против - ДПР, КПРФ, РП, Яблоко.

Четвертое чтение

15 марта 1995 бюджет был вынесен на голосование в четвертом чтении. Предложение А.Н.Гордеева (КПРФ) возвратить бюджет ко второму чтению для корректировки оборонных расходов на 1 трлн.руб. получило 109:23:2, предложение Ф.С.Пашенных снять бюджет с рассмотрения - 43:22:2. В докладе М.М.Задорнов сообщил, что поправка КПРФ и ВР об увеличении расходов на науку, принятая 24 февраля, учтена в бюджете в следующем виде: расходы на науку увеличиваются только в случае получения бюджетом дополнительных доходов сверх запланированных. Бюджет был принят в четвертом чтении: за 289, против 81, воздержалось 0. За бюджет голосовали АПР, ВР, ЖР, ЛДПР, НРП, ПРЕС, Стабильность, Держава; против - ДПР, КПРФ, РП, Яблоко. В С12Д за бюджет голосовало меньшинство.

ГОЛОСОВАНИЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ НА 1996 ГОД

Федеральный закон "О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1996 год" (118-фз от 31 июля 1995) предусматривал принятие бюджета-96 в трех чтениях. В первом чтении утверждаются основные показатели бюджета, во втором - ассигнования по статьям, в третьем чтении бюджет принимается в целом.

Первое чтение

13 октября 1995 Дума заслушала доклад Председателя Правительства В.С.Черномырдина о социально-экономическом положении в Российской Федерации и рассмотрела бюджет в первом чтении. Голосовались два проекта постановления: первое внес Комитет по бюджету - о передаче бюджета в согласительную комиссию без прямого упоминания о его отклонении; второе - фракция Яблоко - отклонить бюджет, передать его в согласительную комиссию и рекомендовать комиссии воспользоваться альтернативным проектом бюджета от фракции Яблоко. Проект Комитета по бюджету отклонен с результатом 146:79:2, проект фракции Яблоко - 153:5:5. После этого была предпринята попытка проголосовать проект Яблока по пунктам. Пункт 1 (отклонить в первом чтении) получил 180:6:7, пункт 2 (передать в согласительную комиссию) - 163:10:1, пункт 3 (рекомендовать согласительной комиссии уточнить показатели...) голосовать не стали. За проект Комитета голосовали ВР, ЛДПР, ПРЕС, почти половина НРП; за проект Яблока - АПР, КПРФ, Яблоко, С12Д, РП, Держава, почти половина НРП.
18 октября 1995 был поставлен на голосование видоизмененный проект Комитета о передаче бюджета в согласительную комиссию, начинавшийся с указания на необходимость пересмотреть основные показатели проекта бюджета. Он получил при первом голосовании 220:42:2, при повторном - 214:47:6. Через час слова попросил Министр финансов В.Г.Пансков и предложил принять бюджет в первом чтении, результат 129:138:1. Тогда был поставлен на голосование утренний проект без пункта 1 (о пересмотре основных показателей). Он получил 179:64:1 и не прошел. Фракция КПРФ в лице А.И.Лукьянова выразила готовность проголосовать за проект, если в нем будет прямым текстом указано, что бюджет отклонен. По предложению Г.В.Кулика (АПР) проект Бюджетного комитета был поставлен на голосование в неизменном виде и прошел с результатом 257:11:1. За принятие бюджета в первом чтении голосовали только ВР, ЛДПР и Держава. За принятое постановление проголосовали АПР, ВР, ЖР, ЛДПР, Яблоко, НРП, С12Д, Россия, Держава.
15 ноября 1995 состоялось еще третье первое чтение. В результате работы согласительной комиссии доходы бюджета были увеличены на 10,1 трлн.руб., а дефицит увеличен на 6,7 трлн.руб и составил 20,5% к расходам бюджета. Бюджет был отклонен с результатом 214:111:5, повторно - 211:122:5. После этого была предпринята попытка принять постановление с поправками. Поправка М.И.Лапшина (увеличить расходы на АПК с 3,15% до 5%) не прошла с результатом 192:26:2. Постановление с учетом поправки М.М.Задорнова (отмена льготы по налогу на прибыль, отчисляемому в резервные фонды, и сохранение акциза на газ) не принято: 179:89:2. Через полчаса В.В.Жириновский (ЛДПР) предложил вернуться к голосованию и принять предложение АПР (о 5%). А.Б.Чубайс выразил согласие Правительства с этим предложением в следующей редакции: дополнительные доходы в 4,6 трлн.руб., которые должны быть получены за счет отмены льгот на отчисления в резервные фонды (1,6 трлн) и повышения собираемости налогов (3 трлн.) направляются на нужды АПК, а также социальной сферы и оборонного комплекса в пропорциях, которые будут установлены во время второго чтения. В этом виде постановление принято: 234:77:4. Бюджет поддержали АПР (только в редакции Чубайса), ВР, ЖР, ЛДПР, НРП, Стабильность, почти половина С12Д; не поддержали ДПР, КПРФ, ПРЕС, Россия (в первоначальной редакции поддерживала), РП, Держава.

Второе и третье чтение

6 декабря 1995 бюджет был представлен ко второму чтению. Принято множество поправок о финаисровании отдельных отраслей и категорий населения за счет гипотетических сверхплановых доходов бюджета. После этого бюджет был принят во втором чтении: 253:55:5 и сразу же в третьем: 253:71:6. Бюджет поддержали АПР, ВР, ЖР, ЛДПР, НРП, ПРЕС, Россия, Стабильность; не поддержали ДПР (4 из 10 за), КПРФ, Яблоко (во втором чтении 3 за), С12Д (3 за), РП (2 за), Держава.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ О САМОРОСПУСКЕ ДУМЫ

26 октября 1994, за день до обсуждения вопроса о недоверии Правительству, лидер группы "Держава" В.Кобелев предложил снять с повестки дня этот вопрос, а вместо этого до 1 декабря принять законы о партиях и о выборах и к 10 декабря самораспуститься, предложив провести одновременные выборы парламента и президента.
В голосовании участвовали 129 человек (28,8%).
За предложение проголосовал 31 депутат: Держава - 5, АПР - 10, КПРФ - 5, ЛДПР - 3, ВР - 2, ДПР - 1, ЖР - 1, НРП - 1, РП - 1, С12Д - 1, независимый - 1.
Против - 73: ЛДПР - 17, НРП - 17, КПРФ - 7, ПРЕС - 7, ЖР - 6, АПР - 5, ВР - 4, РП - 4, С12Д - 4, независимые - 2.
Воздержались 25: ВР - 6, КПРФ - 6, ДПР - 3, ЛДПР - 3, НРП - 3, АПР - 1, ЖР - 1, РП - 1, С12Д - 1.

11 января 1995, в первый день работы новой сессии Думы В.Бойко (Союз 12 декабря) предложил внести в повестку дня вопрос о недоверии Правительству, а В.Булавинов от имени той же группы предложил в случае, если решение о недоверии Правительству не будет проголосовано, включить в повестку дня вопрос о самороспуске Думы, "чтобы страна видела своих 'героев', которые останутся и будут продолжать ту политику, которая сейчас и осуществляется. И что это не зависит от Государственной Думы."
За предложение Булавинова проголосовали 29 депутатов, в том числе по группам и фракциям: Союз 12 декабря - 12, Держава - 4, Выбор России - 5 (Гербер, Зеленкин, Исмагилов, Нуйкин, Савицкий), НРП - 3 (А.Акбаев, М.Попов, Ю.Уткин), а также Н.Безбородов (РП), В.Берестовой (АПР), Ф.Пашенных (ДПР), С.Шульгин (ПРЕС), Э.Памфилова.

* * *

В описаниях фракций упоминаются без подробного описания голосования еще по нескольким важным вопросам, в том числе:

1. 13 января 1994. Рейтинговое голосование по 6 кандидатурам на должность Председателя Государственной Думы. При рейтинговом (или мягком, что одно и то же) голосовании каждый его участник может проголосовать за несколько устраивающих его вариантов решения. После рейтингового, как правило, следует альтернативное голосование по двум вариантам, набравших относительное большинство,

2. 17 января 1994. Утверждение коалиционного списка.
Список согласован руководителями всех зарегистрированных фракций и групп. По предложению Н.И.Травкина (ДПР) каждой должности был приписан определенный вес в баллах, а затем фракции и группы распределили должности между собой пропорционально своей численности. Таким образом, 40 депутатов, не входящих в зарегистрированные фракции и группы, не смогли участвовать в распределении должностей (исключение составил депутат Безбородов из незарегистрированной группы "Российский путь", получивший должность заместителя председателя Комитета по квоте КПРФ).
В список были включены кандидатуры на 100 должностей: первый заместитель и три заместителя Председателя Государственной Думы, 23 председателя Комитетов, 70 заместителей председателей Комитетов, председатель Мандатной комиссии, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека. Одна должность заместителя Председателя Думы, доставшаяся группе НРП, оставлена вакантной.
На пленарном заседании 17 января против утверждения списка выступили отстраненные от участия в его подготовке незарегистрированные группы: Союз 12 декабря и Российский путь, а также некоторые коммунисты и аграрники, считающие такую договоренность с политическими противниками беспринципной.

3. 23 февраля 1994. Пакет документов по амнистии: Меморандум о согласии, уголовная амнистия, политическая и экономическая амнистия, отмена решения о создании комиссии по расследованию событий 21 сентября - 4 октября 1993. Сначала был поставлен на голосование так называемый "малый пакет", включающий все те же вопросы кроме отмены парламентского расследования событий 21 сентября - 4 октября. Он не прошел, и был принят "большой пакет". Ранее амнистия, неоднократно предлагавшаяся фракциями ЛДПР и Яблоко, не получала большинства голосов. На этот раз предложение исходило от центристских фракций (ПРЕС, НРП, ЖР) и получило большинство.

4. 27 апреля 1994. Голосование по Договору об общественном согласии. Председательствующий И.П.Рыбкин заявил, что принятие 23 февраля Меморандума о согласии означает, что Дума уже тогда проголосовала за подписание договора и поставил на голосование предложение: НЕ рекомендовать Председателю Государственной Думы подписывать Договор об общественном согласии. Предложение набрало 106 голосов (в основном - АПР, КПРФ и ЛДПР) и не прошло.

"Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1994-1996. Электронная версия, 2000

© Г.В.Белонучкин, 1994-2000 (diogen@online.ru)