Дело о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации
(о поправках к Конституции)
Дело рассматривалось 18 октября 1995 года
Постановление N 12-П от 31 октября 1995 года
В заседании участвовали:
Представители Государственной Думы, направившей запрос в КС: В.Б.Исаков, О.О.Миронов.
Приглашенный - представитель Президента РФ В.М.Савицкий.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 136 Конституции РФ, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о даче толкования этой конституционной нормы в отношении наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции РФ.
Конституционный Суд установил:
Поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органам законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Порядок принятия федерального конституционного закона установлен статьей 108 (часть 2) Конституции РФ, которая закрепляет необходимость одобрения такого закона большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Госдумы; принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию.
Вместе с тем процедура принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Во-первых, круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы. Во-вторых, для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Согласно статье 76 (часть 1) Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральный закон не может быть формой принятия конституционной поправки, так как для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный статьей 136 Конституции на процедуру принятия поправок.
В то же время поправки к Конституции РФ не могут приниматься и в форме федерального конституционного закона, так как статья 108 (часть 1) Конституции РФ прямо указывает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Кроме того, в отличие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.
Таким образом, положения статьи 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.
Законодатель вправе на основе и в рамках Конституции урегулировать порядок направления поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ и проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также другие вопросы, связанные с порядком принятия поправок.
Вопрос о том, каким способом те или иные поправки учитываются в тексте Конституции РФ, также решается законодателем исходя из характера и содержания поправок.
Конституционный Суд решил, что поправки в смысле статьи 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ.
На процедуру принятия поправок распространяется требование статьи 108 (часть 2). При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции.
Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.