ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

ЭПОХА ЗОРЬКИНА
октябрь 1991 - октябрь 1993

( 1991 | 1992 | 1993 | Смутное время | Статистика. 1992-1993 )

30 октября - 1 ноября 1991 Конституционный Суд провел организационное заседание, на котором избраны Председатель Конституционного Суда - В.Зорькин, заместитель Председателя - Н.Витрук, секретарь Конституционного Суда - Ю.Рудкин. При выборах Председателя Зорькин получил 8 голосов, судья В.Олейник - 5.
22 ноября 1991 Верховный Совет РСФСР утвердил штатную численность секретариата КС в количестве 247 человек и поручил Министерству экономики и финансов открыть финансирование КС с 1 ноября 1991 года. Президиуму ВС РСФСР поручено принять меры по созданию необходимых условий для деятельности КС.
2 декабря 1991 года Президиум ВС РСФСР принял постановление "Об обеспечении деятельности судей Конституционного Суда. Конституционному Суду были выделены помещения в Белом Доме, где одновременно размещался Верховный Совет (а до осени 1991 - и Совет Министров России).
14 декабря 1991 года Президент России Борис Ельцин предоставил Конституционному Суду здание по адресу: Москва, ул.Куйбышева (ныне ул.Ильинка), дом 21, освободившееся в связи с прекращением деятельности Контрольной палаты СССР. Здание было построено до революции специально для банка Рябушинского, после 1917 года оно использовалось для размещения различных государственных органов, последним из которых в доперестроечный период был Комитет народного контроля СССР.

14 января 1992 года КС провел свое первое публичное заседание и первым же решением признал не соответствующим Конституции указ Президента о создании Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД).
Всего за 1992 год КС принял итоговые решения по 9 делам. Признаны не соответствующими Конституции и законам ряд постановлений Верховного Совета и его Президиума, Совета Министров. Удовлетворены две индивидуальных жалобы, связанные с трудовыми отношениями. Признаны недействующими некоторые положения Декларации о суверенитете и других актов Республики Татарстан, в то же время, рассмотрение части обжалованных актов Татарстана отложено "до завершения определения государственно-правового статуса Татарстана в процессе заключения федеративного договора".
Заслуживает упоминания также дело об Антимонопольном комитете (ГКАП), который парламентарии попытались переподчинить Верховному Совету в соответствии с законом, который не был подписан Президентом. КС признал закон противоречащим принципу разделения властей, подтвердив, что Президент обязан был, тем не менее, его подписать, а лишь после этого обжаловать в Конституционный Суд.
Последнее из дел 1992 года было самым громким за всю историю деятельности КС первого состава. Речь идет о "деле КПСС", рассмотрение которого началось 26 мая 1992 года и продолжалось более полугода. Депутаты-коммунисты (И.М.Братищев, И.П.Рыбкин и др.) внесли на рассмотрение Суда вопрос о законности Указов Ельцина о запрете КПСС и КП РСФСР. В ответ депутаты-демократы во главе с О.Румянцевым внесли запрос о конституционности КПСС. Дело завершено 30 ноября 1992 решением, которое позволило низовым структурам КП РСФСР уже в феврале 1993 воссоздать центральное руководство партии.
27 июня 1992 года в "Российской газете" опубликовано Заявление КС под заголовком "Конституционный строй под угрозой". КС выразил озабоченность усилением противостояния политических сил, недопустимой пассивностью органов власти, колоссальной задолженностью государства по зарплате, превращением приватизации в расхищение собственности и проблемой целостности России. КС призвал всех строго соблюдать Конституцию и законы, а должностных лиц государства - исполнять свои обязанности и поставил вопрос о конституционной ответственности тех, кто их не выполняет.
17 августа 1992 года Президент Ельцин поручил охрану здания, судей и членов их семей Главному управлению охраны РФ. Как сообщала в октябре 1992 года парламентская "Российская газета", с 17 сентября 1992 года сотрудники ГУО с согласия председателя КС Зорькина приступили к охране КС, сменив сотрудников милиции из Управления охраны высших органов государственной власти и управления РФ, входящего в структуру МВД и подчиненного Верховному Совету.
С декабря 1992 года Конституционный Суд и его председатель становятся активными участниками попыток преодоления кризиса во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти, завершившегося для двух последних вооруженным столкновением в Москве, а для КС - приостановлением деятельности.
10 декабря 1992, после заявления Ельцина на VII Съезде народных депутатов о том, что он не намерен более сотрудничать с парламентом и выносит на референдум вопрос "Кому, Президенту или Съезду, вы доверяете проводить реформы", председатель КС Зорькин выступил в роли посредника и добился подписания соглашения между Р.Хасбулатовым и Б.Ельциным. Соглашение, оформленное со стороны парламента постановлением "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации" от 12 декабря 1992, предусматривало отсрочку вступления в силу поправок к Конституции, урезающих полномочия Президента, до проведения референдума по основным положениям новой Конституции, назначенного на 11 апреля 1993, назначение Председателя Правительства из числа кандидатур, предложенных Президентом Съезду, а также неизбрание судей КС на оставшиеся вакансии до принятия новой Конституции.
Одна из замороженных поправок к Конституции, внесенная депутатом О.В.Плотниковым, учителем из Костромской области и одним из лидеров фракции "Смена", через год сыграла роль конституционной бомбы замедленного действия. Поправкой Плотникова к статье 121-6 Конституции, гласящей, что Президент не вправе использовать свои полномочия для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, было добавлено: "в противном случае они прекращаются немедленно". При этом не говорилось, кто и в какой процедуре констатирует прекращение полномочий Президента.

В январе - феврале 1993 года в ходе подготовки к проведению референдума возникли проблемы с формулировкой его вопросов. Верховный Совет начал склоняться к переносу или отмене референдума. По инициативе ряда депутатов фракции "Рабочий союз - Реформы без шока" были собраны подписи за созыв внеочередного Съезда народных депутатов с целью отмены референдума. 10 февраля за мораторий на проведение референдума выступил и председатель КС Зорькин (в пресс-конференции участвовали также судьи Витрук, Гаджиев, Лучин и Эбзеев). Зорькин сказал, что "в январе страна вступила в гиперинфляцию. В такой обстановке и референдум, и выборы проводить нельзя" Надо сначала войти в спокойное русло". Он также сослался на обращение руководителей республик в составе России, высказавшихся против референдума. Президент Ельцин, со своей стороны, внес оригинальный проект Соглашения о взаимодействии властей в переходный период, которое предусматривало в случае нарушения его Президентом отставку Президента, а в случае нарушения Верховным Советом - роспуск Верховного Совета. Причем констатировать нарушение должен был Конституционный Суд. Тогда же Президент выступил с идеей созыва для разработки и принятия новой Конституции Конституционного собрания - специального органа, не предусмотренного действующей Конституцией.
9 - 12 февраля 1993 года Конституционный Суд рассматривал так называемое "дело ФНС". Указ Президента о недопущении создания Фронта национального спасения и роспуске его оргкомитета признан неконституционным. Суд расценил этот указ как вторжение исполнительной власти в сферу компетенции судебной. После решения по "делу ФНС" в радикально-демократической прессе участились обвинения в адрес КС в "политической неблагонадежности", начавшиеся после решения по "делу КПСС".
К началу марта противоборство исполнительной и законодательной ветвей власти обострилось. 2 марта на встрече с активом объединения "Демократический выбор" Президент заявил: "Конституции с поправками VI и VII Съездов я не присягал". Обе стороны искали поддержки у соответствующих ветвей региональной власти. Под давлением Совета глав республик (которые, в отличие от глав администраций краев и областей не были назначенцами самого Президента) Ельцин выразил готовность в случае подписания Соглашения поддержать отмену референдума.
5 марта 1993 года Конституционный Суд первый и единственный раз направил Послание Верховному Совету о состоянии конституционной законности в Российской Федерации. Тогдашний закон о КС предусматривал ежегодное направление такого послания. В послании КС констатировал кризисное состояние конституционной законности, "вызванное не столько несовершенством самой конституции, сколько игнорированием ее положений государственными властями и их представителями". Конституционный Суд назвал основной угрозой конституционному строю России усилившуюся конфронтацию законодательной и исполнительной властей и превышение каждой из них своих полномочий. КС выразил тревогу по поводу неисполнения государством своих обязательств перед гражданами; медлительности федеральных и поспешности региональных властей в вопросах преобразования федеративных отношений; заключения в рамках СНГ договоров, противоречащих внутреннему законодательству, без представления их на ратификацию. Конституционный Суд предложил пересмотреть некоторые нормы закона о КС - сократить кворум; предусмотреть создание палат для рассмотрения индивидуальных жалоб; предоставить право обращения в КС группе численностью не менее 50 народных депутатов РСФСР, а не любому депутату индивидуально, как это было предусмотрено действовавшим законом.
Послание КС было рассмотрено VIII Съездом народных депутатов России, созванным 10 марта 1993 в рамках вопроса о соблюдении Конституции РФ высшими органами государственной власти и должностными лицами. Съезд принял к сведению послание КС, поручил всем органам власти всех уровней в трехмесячный срок привести свои акты в соответствие с Конституцией, а Верховному Совету - в тот же срок принять закон о механизме выполнения решений КС и об ответственности за их невыполнение. Последнее поручение так и не было выполнено.
13 марта 1993 VIII Съезд народных депутатов отменил декабрьское соглашение с Президентом, ввел в действие ранее замороженные поправки к Конституции и отменил решение о проведении референдума. Председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов мотивировал это тем, что действующая Конституция - это и есть единственно законный общественный договор, закон о власти и конституционное соглашение и она не может быть подменена какими бы то ни было постановлениями. Принятие же постановления о стабилизации конституционного строя на предыдущем съезде он объяснил тем, что "бес попутал нас всех". В поисках союзников в противостоянии Президенту в лице региональных руководителей и премьера Черномырдина, Съезд записал в своем постановлении необходимость выработки механизма реализации федеративного договора, а также расширил полномочия Совета Министров Российской Федерации. Председатель КС В.Зорькин поддержал решения Съезда и заявил, что Президент должен осуществлять лишь общее руководство исполнительной властью.
В ответ на решение Съезда Президент Ельцин объявил 20 марта 1993 года в 21-30 по телевидению, что он подписал указ о введении "особого порядка управления" до преодоления кризиса власти и о назначении на 25 апреля 1993 года всенародного голосования о доверии Президенту и Вице-президенту РФ, о проекте новой Конституции и проекте закона о выборах федерального парламента. В соответствии с этим указом работа Съезда и Верховного Совета не приостанавливается, полномочия народных депутатов сохраняются, однако не имеют юридической силы любые решения, направленные на отмену и приостановление указов и распоряжений Президента и Правительства РФ.
Через два часа Председатель КС В.Зорькин, выступив по телевидению совместно с вице-президентом А.В.Руцким, генеральным прокурором В.Г.Степанковым и первым вице-спикером Верховного Совета Ю.М.Ворониным, назвал действия Президента неконституционными. По мнению некоторых судей КС, обнародовав свое личное мнение, Зорькин лишился права принимать участие в заседаниях КС, на которых будет рассматриваться вопрос о соответствии Конституции действий и решений Б.Ельцина. Зорькин считал, что оперативная реакция на выступление Президента была необходимой, поскольку пункт 6 части 1 статьи 21 Закона "О Конституционном Суде РСФСР" устанавливает, что Председатель КС "в случаях, не терпящих отлагательства, в особенности угрожающих невосполнимым ущербом, направляет соответствующим государственным органам и должностным лицам требования ... о приостановлении действия нормативных актов ... до рассмотрения дел Конституционным Судом РСФСР". Кроме того, как отметил судья Б.Эбзеев, председатель выступал не после, а до принятия вопроса к рассмотрению, что не противоречит Закону.
В 2 часа 30 минут ночи Конституционный Суд по инициативе судей Г.А.Гаджиева и В.О.Лучина и по запросу Верховного Совета РФ приступил к рассмотрению действий и решений Президента РФ Б.Н.Ельцина, связанных с его обращением к гражданам России 20 марта 1993 года, и 23 марта принял заключение по этому вопросу. Ряд положений этого обращения Суд признал не соответствующими Конституции и Федеративному договору. С особыми мнениями выступили судьи Э.Аметистов, Н.Витрук и Т.Морщакова, отметившие, в частности, что предметом рассмотрения должны были быть не видеозаписи, а аутентичный текст указа. Судья Н.Витрук также обратил внимание, что процедура вынесения Заключения должна регулироваться Регламентом КС, а он до сих пор не принят.
Впоследствии выяснилось, что в действительности выступление Президента носило характер "пробного шара", а указ, о свершившемся подписании которого он объявил, фактически был подписан не раньше 22 марта и сильно отличался по содержанию от того, что было озвучено им по телевидению. Например, вместо провозглашения не имеющими юридической силы всех решений, отменяющих или приостанавливающих декствие указов и распоряжений Президента в указе говорилось: "Решения государственных органов и должностных лиц, направленные на приостановление указов и распоряжений Президента Российской Федерации без решения Конституционного Суда Российской Федерации, должны быть признаны в установленном порядке не имеющими юридической силы и не подлежащими исполнению". Таким образом, получилось, что Конституционный Суд признал неконституционными некоторые решения Президента, которые оказались не более чем декларациями о намерениях. Это послужило основанием для обвинений в адрес КС как коллегиального органа в политической деятельности.
С этого времени в пропрезидентской прессе развернулась травля Конституционного Суда и прежде всего его председателя как "пособников Хасбулатова". Кампания началась с не соответствующего действительности сообщения "Интерфакса" о том, что председатель КС Зорькин вручил Президенту заключение Конституционного Суда непосредственно на похоронах матери Ельцина.
24 марта Конституционный Суд принял Временный регламент своей работы.
Президент Ельцин 24 марта направил Верховному Совету послание (меморандум) "О конституционности". В патетическом тексте (подразделы которого были озаглавлены: "Забвение конституционности", "Шаткость конституционности", "Конституционная ошибка", "Переходный конституционный период" и "Конституционный контроль") Президент задал риторический вопрос, который газета "Комсомольская правда" признала фразой недели: "С точки зрения правовой справедливости или справедливости права - какова конституционность Конституции?".
На созванном 26 марта IX Внеочередном Съезде народных депутатов России председатель КС В.Зорькин выступил с докладом по основному вопросу: "О неотложных мерах по сохранению конституционного строя Российской Федерации", в котором предложил свой план разрешения кризиса власти из 10 пунктов. План предусматривал, в частности, пересмотр статей 104 и 109 Конституции, относящих к полномочиям Съезда народных депутатов рассмотрение "любого вопроса, относящегося к ведению Российской Федерации" и ставящих тем самым под сомнение принцип разделения властей. Предусматривалось также внесение в Конституцию поправок, дающих возможность провести досрочные выборы Президента и парламента осенью 1993 года.
Утром 28 марта была предпринята последняя попытка руководителей ветвей власти наладить взаимодействие. Президент, Председатель Верховного Совета и Правительство предложили Съезду выработанный ими ночью проект постановления, предусматривающий проведение 21 ноября 1993 года одновременных досрочных выборов Президента и Верховного Совета РФ. Проект встретил единодушное возмущение со стороны почти всех депутатских фракций, расценивших его как противоречащий Конституции. Депутатам не понравилась также закулисная форма выработки проекта и показалось оскорбительным предложение сохранить за ними социальные гарантии до конца 5-летнего срока, на который они были избраны. Вместо принятия постановления Съезд решил рассмотреть вопрос об отрешении от должности Президента и досрочном отзыве председателя Верховного Совета. И хотя ни одно из этих предложений не прошло, не получив, соответственно, двух третей и половины голосов, с этого дня отношения между Президентом и парламентом испортились окончательно. В постановлении Съезда о сохранении конституционного строя упоминалось поручение Верховному Совету разработать поправки к Конституции, но содержание поправок не конкретизировалось, что позволяло сторонникам Президента делать вывод о нежелании Съезда расставаться со своими полномочиями, выходящими за рамки разделения властей. Вопрос же о проведении досрочных выборов был поставлен в зависимость от исхода референдума, который был назначен на 25 апреля.
20-21 апреля 1993 в КС рассматривался очередной вопрос, имеющий политическое значение: о порядке подведения итогов предстоящего 25 апреля референдума по четырем вопросам: о доверии Президенту; об одобрении его экономического курса; о досрочных перевыборах Президента; о досрочных перевыборах Съезда народных депутатов. Группа депутатов - сторонников Ельцина обжаловала постановление Съезда народных депутатов, в соответствии с которым решения по всем четырем вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от общего числа избирателей, требуя признать, что поскольку все вопросы референдума не требуют поправок к Конституции, решение должно приниматься большинством от участвующих в референдуме. Конституционный Суд принял решение, которое с политической точки зрения выглядело как компромиссное: решение по первому и второму вопросам должно приниматься большинством от участников референдума, как это и предусмотрено постановлением Съезда, а по третьему и четвертому - большинством от общего числа избирателей.
Решением КС по референдуму были недовольны обе стороны: пропрезидентская и антипрезидентская. Если бы подсчет голосов велся по методике Съезда - ответы избирателей трактовались бы как "нет, нет, нет, нет"; по методике депутатов - авторов запроса - "да, да, нет, да" (хотя число голосов по третьему вопросу было близко к 50% и в предварительно объявленных итогах звучало как "да"); по установленной КС методике получилось "да, да, нет, нет".
В мае 1993 Конституционный Суд принял два решения, вызвавших недовольство оппозиционного Президенту большинства Верховного Совета: КС отменил решение ВС о возвращении под начало представительной власти газеты "Известия", приватизированной в августе 1991 года ее сотрудниками. Признав конституционными по содержанию решения Съезда народных депутатов, направленные на восстановление участия представительной власти в управлении государственным телерадиовещанием, КС признал их недействующими, как принятые с грубым нарушением процедуры.
Редкая восточноевропейская страна избежала рассмотрения в Конституционном Суде вопроса об индексации доходов и сбережений населения (об этом можно прочитать в КПВО). В России такой процесс прошел в мае 1993 года в максимально безобидной форме: заявитель потребовал всего лишь подтвердить конституционность актов законодательной и исполнительной власти об индексации, что и было сделано Конституционным Судом.
29 мая 1993 состоялась встреча Президента Ельцина с судьями КС, в которой приняли участие 6 судей: Э.Аметистов, Н.Витрук, А.Кононов, Т.Морщакова, В.Олейник, Ю.Рудкин. В прессе утверждалось, что Президент рассматривает этих судей, как своих сторонников в составе КС и жалеет, что не получилось уговорить на такую встречу 7 судей, что составляло бы большинство членов КС. В официальном сообщении пресс-службы КС говорилось, что судьи встречались с Президентом в личном качестве и выступили, в частности, за правовой путь принятия новой Конституции (через Съезд народных депутатов или референдум), против учреждения "Высшего судебного присутствия" в составе судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, предусмотренного президентским проектом Конституции. 31 мая итоги встречи обсуждались на совещании судей КС.
В начале июня 1993 КС принял ряд не устраивающих Президента решений. Суд подтвердил законность назначения выборов главы администрации в Челябинской области (на выборах победил Петр Сумин, полномочия которого Президент так и не признал - в результате до октября 1993 года в области параллельно действовали две администрации). КС признал конституционным принятый Верховным Советом Мордовии закон об упразднении поста президента республики (вследствие чего всенародно избранный президент Василий Гуслянников лишился должности). Тогда же государственное информационное агентство ИТАР-ТАСС отказалось распространить по своим каналам ряд официальных документов Конституционного Суда, в том числе комментарий к сложному юридическому решению по Мордовии.
В то же время, в августе 1993 года КС вернулся к изучению вопроса о превышении полномочий Председателем Верховного Совета и его заместителями при издании ими распоряжений, который не был рассмотрен при обсуждении запроса ряда депутатов в марте 1993 на основании того, что распоряжения не являются нормативными актами. 6 августа КС направил в Верховный Совет представление, в котором обратил внимание на вторжение указанных должностных лиц в компетенцию Верховного Совета, его Президиума и органов исполнительной власти и отметил, что Верховный Совет не реализует свои контрольные полномочия по отношению к актам этих лиц.
В июне - начале сентября 1993 Президент освободил Главное управление охраны РФ от обязанностей охраны здания КС, судей и членов их семей, а также лишил председателя КС автомобиля со спецсвязью и дачи. Решения Верховного Совета о возложении функций государственной охраны Конституционного Суда на Министерство безопасности не были исполнены, поэтому 10 сентября 1993 Верховный Совет принял решение о создании самостоятельной Службы охраны Конституционного Суда при техническом содействии Департамента охраны Верховного Совета.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

С точки зрения правовой справедливости
или справедливости права -
какова конституционность Конституции?
Б.Н.Ельцин

21 сентября 1993 года Указом N1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" Президент Ельцин распустил Верховный Совет и Съезд народных депутатов России и назначил выборы в Федеральное Собрание - новый двухпалатный парламент. В пункте 1 указа значилось, что "Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему указу". Конституционному Суду предложено не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания.
В тот же день в 22.10 Конституционный Суд собрался по предложению судьи В.О.Лучина на экстренное заседание и вынес заключение по Указу Ельцина N1400, в котором говорилось, что Указ и Обращение Президента к гражданам России не соответствуют нескольким статьям Конституции Российской Федерации "и служат основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121-10 или 121-6 Конституции Российской Федерации."
Решение было принято 9 голосами (против голосовали Н.В.Витрук, Т.Г.Морщакова, Э.М.Аметистов, А.Л.Кононов).
Конституционный Суд не согласился с рекомендацией Президента и продолжил работу. 21, 22 и 30 сентября КС рассматривал Закон Кабардино-Балкарской Республики о статусе судей.
Соратники Б.Н.Ельцина (в частности - М.А.Федотов) обращались в частном порядке к председателю КС, предлагая Суду дать оценку действиям Верховного Совета и Съезда народных депутатов, в частности - приведению к президентской присяге А.В.Руцкого и изменению регламентно-кворумных норм при созыве Съезда. В.Зорькин считал, что единственным способом заставить Съезда "отыграть назад" является отмена указа 1400. Предложение, выдвинутое Зорькиным уже 22 сентября, предусматривало, что Съезд народных депутатов назначает досрочные одновременные выборы Президента и Парламента, принимая законы о выборах и об органах власти на период до принятия новой Конституции, после чего прекращает деятельность; Верховный Совет сохраняет свои контрольные полномочия и является гарантом проведения выборов, но воздерживается от законотворческой деятельности.
Зорькин обратился к руководителям субъектов Федерации за поддержкой своих посреднических усилий и стал соорганизатором серии совещаний, на которых представители регионов добивались от противоборствующих сторон принятия нулевого варианта. Первое из таких совещаний прошло уже 26 сентября в Санкт-Петербурге, закончившись безрезультатно.
28 сентября обнародовано Требование председателя КС приостановить исполнение указа Президента РФ от 21 сентября и актов Х чрезвычайного Съезда народных депутатов, принятых после 20-00 21 сентября, включая решения о вступлении в должность исполняющего обязанности Президента РФ, о кадровых назначениях в правительстве, о дополнениях к Уголовному кодексу РФ. В.Зорькин потребовал также не допустить применения силы каждой из сторон, исключить любые ограничения конституционных прав и свобод, в том числе права на свободу массовой информации, безотлагательно созвать совещание руководителей представительной и исполнительной властей субъектов РФ с участием Президента РФ и народных депутатов РФ и принять на нем решение о порядке проведения выборов парламента и Президента России.
Но ни одна из сторон не захотела идти на попятную.
29 сентября судьи КС Э.Аметистов и Н.Витрук отказались участвовать в заседаниях КС, мотивировав свое решение тем, что "Суд не оправдывает своего назначения как органа правосудия, превратившись в политическую силу, которая активно выступает на одной из противоборствующих сторон". В интервью газете "Куранты" Витрук отметил, что если такой же отказ поступит от еще одного судьи, КС лишится кворума и не сможет проводить заседаний. После этого В.Зорькин заявил, что в случае отсутствия кворума КС может постигнуть судьба Верховного Совета России.
Появились сообщения, что третьим "отказником" стала судья Т.Морщакова, однако они были опровергнуты. Неучастие в заседаниях судьи А.Кононова объяснялось его болезнью. 30 сентября полномочия Витрука, Аметистова и Кононова были приостановлены Конституционным Судом на срок "до отпадения оснований к их приостановлению".
30 сентября в здании КС состоялось совещание представителей более 60 субъектов Российской Федерации, представленных, в основном, руководителями законодательных органов власти. Совещание, созванное по инициативе председателя КС В.Зорькина, должно было обсудить меры, позволяющие избежать вооруженного столкновения законодательной и исполнительной ветвей федеральной власти. Участники совещания приняли решение конституциироваться в новый властный орган - Совет субъектов Федерации, после чего представитель Президента Сергей Шахрай заявил о нелегитимности этого собрания.
С 1 октября судья В.И.Олейник по поручению КС участвовал в переговорах противоборствующих сторон, начавшихся в Свято-Даниловом монастыре при посредничестве патриарха Алексия II.
В ночь на 3 октября КС приступил к рассмотрению конституционности действий и решений высших должностных лиц исполнительной и законодательной власти. В 5 часов утра 3 октября в заседании был объявлен перерыв из-за невозможности получить официальные документы из Дома Советов России, блокированного сотрудниками МВД. На переговорах в Свято-Даниловом монастыре, возобновившихся в 16 часов, судья В.Олейник передал представителям Верховного Совета и Правительства запросы об актах, принятых ими после 20.00 21 сентября. Узнав о начале вооруженных столкновений у московской мэрии, стороны объявили перерыв до 20 часов и больше не встретились.
Последнее из совещаний представителей субъектов РФ происходило 4 октября в первой половине дня в здании Конституционного Суда, однако оно уже не смогло остановить военные действия, завершившиеся вечером того же дня вооруженным штурмом Белого дома и арестом руководителей парламента. КС выступил 4 октября с заявлением, осуждающим участников конфликта, спровоцировавших вооруженные группировки на штурм мэрии Москвы и телецентра. В заявлении также содержалась надежда на то, что "веское слово субъектов Федерации" поможет вывести страну из тяжелого кризиса. Судьи имели в виду назначенное Ельциным на 9 октября заседание Совета Федерации, которое в результате так и не было созвано.
5 октября было обнародовано еще одно заявление КС, подписанное Председателем КС и судьей-секретарем. КС сообщал, что не может в сложившейся правовой ситуации решать дела по проверке конституционности нормативных актов и международных договоров РФ, но намерен продолжать рессматривать индивидуальные жалобы.
Дальнейшие события, по сообщениям "Независимой газеты" от 7 - 9 октября и 12 ноября 1993, развивались так. Утром 5 октября судьям КС позвонил руководитель Администрации Президента С.А.Филатов и потребовал отправить в отставку Председателя КС Зорькина.
На заседании с участием 12 судей (кроме отсутствующего по болезни А.Кононова) отставки Зорькина потребовали также судьи Н.Витрук, Э.Аметистов и Т.Морщакова. Судья В.Олейник сообщил, что на столе у Ельцина лежит проект указа о роспуске КС, который будет подписан, если Зорькин не уйдет в отставку. Остальные 8 судей рекомендовали Зорькину остаться в должности.
Приехавший в КС по поручению Президента М.А.Федотов посоветовал судьям отменить свои решения по механизму подсчета голосов на апрельском референдуме и по указу 1400, а затем рассмотреть конституционность решений, принятых парламентом после 21 сентября. В противном случае, сказал Федотов Интерфаксу, "придется посоветовать Президенту подписать указ о приостановлении деятельности КС".
Вечером Филатов позвонил самому Зорькину, а затем приехал в КС и от имени Б.Н.Ельцина и В.С.Черномырдина предложил ему подать в отставку, иначе на него будет заведено уголовное дело по обвинению в "создании правовой базы для экстремистских действий Руцкого и Хасбулатова".
Утром 6 октября В.Зорькин слег дома с гипертоническим кризом и отправил в КС с нарочным заявление о том, что он принял решение о сложении полномочий Председателя КС, считая для себя невозможным исполнение этих обязанностей в сложившихся условиях. Отставка Зорькина была принята и обязанности председателя стал исполнять его заместитель Н.Витрук, который тут же распорядился опечатать кабинет Зорькина. Требование ряда судей о прекращении полномочий Зорькина и в качестве судьи было отклонено 7 голосами против 5.
Утром 7 октября на совещании судей было по предложению Г.Гаджиева отменено решение Витрука опечатать кабинет Зорькина. Рассмотрение остальных вопросов, на которых настаивал Федотов, отложено в связи с днем траура. 7 октября вечером Б.Н.Ельцин издал Указ "О Конституционном Суде Российской Федерации, в котором утверждалось, что Конституционный Суд "оказался в глубоком кризисном состоянии", "дважды в течение 1993 года ... своими поспешными действиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны. Но когда угроза гражданской войны становилась реальной, Конституционный Суд бездействовал" и т.д.
Ельцин обвинил Суд в том, что тот "сыграл негативную, в сущности пособническую роль в трагическом развитии событий 3 - 4 октября" и "превратился в орудие политической борьбы, представляющее исключительную опасность для государства", и постановил:
"1. Констатировать невозможность деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в неполном составе и не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации.
2. Предложить Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть в качестве первоочередного вопрос об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации.
...
5. Исполняющему обязанности Председателя Конституционного Суда Российской Федерации обеспечить деятельность судей и аппарата Конституционного Суда Российской Федерации по подготовке предложений для Федерального Собрания Российской Федерации об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации, включая возможность создания Конституционной коллегии в составе Верховного Суда Российской Федерации; подготовке всех необходимых материалов по находящимся в производстве Конституционного Суда Российской Федерации делам для последующего их рассмотрения; опубликованию решений и иных материалов Конституционного Суда Российской Федерации.
...".
По утверждению Н.В.Витрука, исполнявшего в то время обязанности Председателя Конституционного Суда, первый пункт указа "скорее носил характер констатации положения дел и выражал рекомендацию не созывать заседания Конституционного Суда до выхода из кризисной ситуации, т.е. до принятия новой Конституции Российской Федерации. Деятельность Конституционного Суда (равно как и полномочия судей Конституционного Суда) не была приостановлена, как это зачастую изображается в печати и других средствах массовой информации представителями тех или иных политических сил (в том числе за рубежом), а также юристами, их поддерживающими."

СТАТИСТИКА. 1992 - 1993

С момента создания до осени 1993 года Конституционный Суд принял 27 постановлений (в 1992 - постановления 1-П - 9-П; в 1993: постановления 1-П - 18-П) и 2 заключения (в 1993 - З-1, З-2).
17 дел рассматривались по ходатайству народных депутатов РФ. 4 дела - по ходатайству Верховного Совета РФ; 3 - по ходатайствам региональных органов власти. По одному разу субъектами возбуждения дел выступали Президент РФ; Верховный Суд; ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России. 7 дел были связаны с рассмотрением индивидуальных жалоб граждан РФ (включая жалобу коллектива редакции газеты "Известия", рассмотренную совместно с ходатайством народных депутатов). Дважды КС принимал заключения по инициативе судей Конституционного Суда. Сумма приведенных цифр превышает количество дел, поскольку иногда рассмотрение нескольких ходатайств объединялось в один процесс.
В 9 делах оспаривались указы Президента РФ. В 7 случаях оспариваемые указы или их отдельные положения были признаны полностью или частично не соответствующими Конституции, два указа были признаны соответствующими Конституции (указ о воинской службе казаков и указ об индексации вкладов, признания которого конституционным и требовал заявитель). Кроме того, один раз Суд признал неконституционными действия и решения Президента.
4 раза в КС оспаривались законы РФ. КС признал не соответствующими Конституции Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 26 декабря 1991; отдельные положения Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" от 5 марта 1992 года. Соответствующими Конституции признаны законы РФ "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 года (чего и требовал заявитель) и Закон РФ "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" от 17 июня 1992 года.
В 9 делах (не считая дел по индивидуальным жалобам о правоприменительной практике) оспаривалась конституционность актов Съезда народных депутатов, Верховного Совета, Президиума и Председателя ВС. Только в одном случае оспариваемый акт (постановление Съезда "О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации" от 27 марта 1993 года) признан полностью соответствующим Конституции (чего и требовал заявитель). В 8 случаях оспариваемые акты признаны полностью или частично не соответствующими Конституции.
В одном деле (об отоваривании целевых вкладов и целевых чеков) оспаривались постановления Правительства РФ. Они были признаны не соответствующими Конституции.
Дважды рассматривались совместные постановления: Президента РФ и Председателя Верховного Совета РФ; Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ. Оба акта признаны не соответствующими Конституции не только по содержанию, но и по форме акта.
В 5 случаях оспаривалась конституционность актов субъектов РФ. Признаны соответствующими Конституции решения связанные с назначением выборов главы администрации Челябинской области, с отменой поста Президента Мордовской ССР. Признаны не соответствующими Конституции некоторые акты о статусе Татарстана; постановления Верховного Совета Северной Осетии, связанные с условиями возвращения ингушских беженцев; акты Кабардино-Балкарской Республики о статусе судей, вторгающиеся в федеральную компетенцию.
6 дел относились к вопросам проверки правоприменительной практики и рассматривались по индивидуальным жалобам граждан РФ. В четырех случаях обыкновения правоприменительной практики признаны не соответствующими Конституции; в двух - соответствующими Конституции. В 4 случаях решения принимались в пользу субъекта, возбудившего дело, в 1 - частично в его пользу, в 1 - не в его пользу.
В одном случае рассматривался вопрос о конституционности политических партий (КПСС и КП РСФСР). Производство по делу было прекращено в связи с прекращением существования этих партий.

По мнению ряда судей, Конституционный Суд несколько раз сам нарушал правовые нормы, определяющие порядок его деятельности. Дважды Суд выносил решения по обращениям Президента РФ, что некоторые судьи в своих особых мнениях расценили как нарушение запрета на рассмотрение политических вопросов. Решение по делу КПСС вместе с мотивировочной частью не было оглашено в установленный законом двухнедельный срок. Заключение о действиях Президента РФ осенью 1993 года было принято без необходимой подготовки, без приглашения заинтересованных лиц и, как отметил судья Б.Эбзеев, без облачения судей в мантии, что послужило поводом для некоторых судей обвинить своих коллег в нарушении процедуры заседания.

  • Продолжение: Вынужденная пауза. 1993-1995

    ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
    Электронная версия. 1997-1998

    © М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
    E-mail: diogen@glasnet.ru