ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Дело о проверке конституционности
пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля 1996 года)

(о сроках выборов местного самоуправления)

Дело рассматривалось 14 мая 1996 года второй палатой КС
Постановление N 13-П от 30 мая 1996 года

В заседании участвовали:
Представители сторон, направивших запросы в КС: М.А.Митюков - представитель Президента РФ, Н.Т.Арапов - представитель Главы Республики Коми.
Представители стороны, принявшей оспариваемый акт: Ю.И.Чуньков - представитель Государственной Думы Федерального Собрания, В.Е.Вишняков - представитель Совета Федерации Федерального Собрания.

Поводом к рассмотрению дела явились запросы Президента РФ и Главы Республики Коми Ю.А.Спиридонова о проверке конституционности указанных положений названного федерального закона.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителями нормы Конституции РФ.

Конституционный Суд установил
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" выборы представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, а также выборы должностных лиц местного самоуправления проводятся не позднее чем через шестнадцать месяцев со дня вступления Закона в силу.
Главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено данным Законом, в соответствии с пунктом 2 его статьи 59 сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений Закона, но не более шестнадцати месяцев со дня вступления его в силу.
Стороны, направившие запросы в КС РФ, считают, что определение сроков выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления не относится к общим принципам организации местного самоуправления, установление которых находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, и, следовательно, данный вопрос не должен решаться в федеральном законе. Глава Республики Коми считает, что это - компетенция субъектов РФ, а Президент РФ полагает, что это входит в сферу полномочий местного самоуправления. Проведение же выборов и реализацию гражданами права на участие в местном самоуправлении должны обеспечивать сами субъекты РФ, приняв соответствующие законы.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в РФ признается и гарантируется местное самоуправление; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Установление общих принципов организации местного самоуправления согласно статье 72 (пункт "н" части 1) Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статья 76, часть 2, Конституции РФ).
Оспариваемые положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" включены в главу VIII "Заключительные и переходные положения" и по своему характеру и направленности принадлежат к предписаниям, связанным с вступлением Закона в силу, с определением порядка его реализации и обеспечением формирования институтов местного самоуправления в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными Конституцией РФ и данным Законом. Предусмотренный пунктом 1 статьи 58 и пунктом 2 статьи 59 Закона шестнадцатимесячный срок определяет период, в течение которого должны быть сформированы путем выборов новые органы местного самоуправления в тех местностях, где к моменту принятия данного Закона они не были избраны и их функции осуществляли должностные лица, назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти.
Таким образом, действие оспариваемых положений рассчитано только на переходный период становления системы местного самоуправления. Они призваны упорядочить процесс ее формирования и не допустить затягивания создания выборных органов местного самоуправления.
Определение в федеральном законе предельных сроков проведения выборов не нарушает права органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления назначать конкретную дату выборов, а лишь ставит реализацию этого права в определенные рамки по времени. Равным образом оспариваемые положения Закона не регламентируют порядок проведения выборов в органы местного самоуправления и не устанавливают саму систему местного самоуправления, что входит в компетенцию субъектов РФ и местного самоуправления.
Таким образом, положения пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не нарушают полномочий органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, относящихся к предмету их ведения.
Вопрос о сроках формирования органов местного самоуправления не получил разрешения в Конституции, и федеральный законодатель имел основания сам определить период проведения выборов. Однако после завершения первых выборов федеральные органы уже не вправе устанавливать временные рамки для следующих выборов, поскольку это нарушило бы конституционное положение о самостоятельности и независимости местного самоуправления.

Конституционный Суд признал, что пункт 1 статьи 58 и пункт 2 статьи 59 оспоренного закона не противоречат Конституции РФ.

Особое мнение - у судьи Э.М.Аметистова.

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru