Дело о проверке конституционности
Закона Российской Федерации
от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений
в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
(о подчиненности ГКАП)
Дело рассматривалось 20 мая 1992 года
Постановление N 6-П от 20 мая 1992 года
В заседании участвовали:
Представитель Президента РФ, направившего ходатайство в КС: А.Я.Слива - заместитель начальника Государственно-правового управления Президента РФ.
Представитель Верховного Совета РФ как стороны, издавшей акт, М.А.Митюков: председатель Комитета Верховного Совета РФ по законодательству.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Президента РФ, в котором содержится просьба признать указанный Закон не соответствующим Конституции РФ.
Основанием для рассмотрения явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли данный Закон Конституции России с точки зрения установленных в РФ принципов разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ, а также предусмотренного Конституцией порядка принятия и подписания законов.
Конституционный Суд установил:
1. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет РФ) образован в соответствии с Законом РФ от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" как орган государственного управления в составе Совета Министров РФ.
22 ноября 1991 года Верховный Совет РФ принял Закон "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым этот Комитет выведен из структуры федеральных органов исполнительной власти, установлена подотчетность Комитета Верховному Совету РФ и его Президиуму, а Положение об Антимонопольном комитете должно утверждаться Президиумом ВС РФ. В статье 2 того же Закона определено, что председатель ГКАП назначается Верховным Советом РФ по представлению Президиума ВС РФ.
В такой редакции Закон 4 декабря 1991 года был направлен на подпись Президенту РФ.
Однако Президент еще 28 ноября 1991 года своим указом N 242 "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" установил, что непосредственное руководство ГКАП осуществляет Правительство РФ, а указом от 12 декабря 1991 определил его место в системе центральных органов государственного управления.
19 декабря 1991 года Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в статью 3..." возвращен Президентом Верховному Совету РФ для повторного рассмотрения. 26 декабря 1991 года этот Закон был повторно рассмотрен, принят Верховным Советом и направлен на подпись Президенту России. Однако вопреки требованиям Конституции РФ Закон не был подписан в течение трех дней Президентом. По мнению представителя ВС, создалась неопределенность в статусе ГКАП.
Постановлением от 2 марта 1992 года N 2435-I Президиум ВС назначил и.о. председателя ГКАП. Президент считает, что действия ВС и его Президиума противоречат постановлению Съезда народных депутатов России от 1 ноября 1991 года "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы".
2. Законом РСФСР от 22 ноября 1991 нарушены принцип разделения властей и разграничение компетенции между высшими органами власти, установленные Конституцией.
Выведение ГКАП из Правительства и его переподчинение не согласуются со статьями 123 и 129 Конституции и противоречат пункту 2 Постановления Съезда народных депутатов РФ от 1 ноября 1991 года "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы", которым Президенту предоставлено право самостоятельно решать вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти.
3. Законом от 22 ноября 1991 ВС расширил компетенцию Президиума ВС, предоставив ему право утверждать Положение о ГКАП и вносить в ВС кандидатуру его председателя. Это не согласуется с характером полномочий Президиума ВС, установленным статьями 113 и 114 Конституции.
4. Несвоевременное подписание Президентом Закона РФ от 22 ноября 1991 года является нарушением Конституции РФ. Президент России обязан подписать Закон в трехдневный срок после повторного его рассмотрения и принятия, что не лишает Президента права обратиться в КС РФ либо внести в порядке законодательной инициативы по этому вопросу другой законопроект.
Однако нарушение процедуры подписания закона не могло послужить основанием для применения Президиумом ВС этого акта, не имеющего юридической силы, поскольку не был соблюден порядок его подписания и обнародования.
Конституционный Суд признал данный Закон не соответствующим Конституции РФ.
Суд обратил внимание Президента РФ Б.Н.Ельцина на нарушение им Конституции РФ, выразившееся в несвоевременном подписании им Закона РФ от 22 ноября 1991 года.
Решение принято большинством голосов (за - 9, против - 2). Особое мнение - у судьи Н.В.Витрука. В принятии решения не участвовали судьи Т.Г.Морщакова и Ю.Д.Рудкин.