ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Дело о проверке конституционности
Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан", Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года "О референдуме Республики Татарстан", Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан"

(о суверенитете Татарстана)

Дело рассматривалось 12-13 марта 1992 года
Постановление N 3-П от 13 марта 1992 года

В заседании участвовали:
Представитель Верховного Совета РСФСР: М.А.Митюков - народный депутат РСФСР, председатель Комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству.
Представитель группы народных депутатов РСФСР, направившей ходатайство в КС РСФСР: Е.А.Данилов - главный специалист Конституционной комиссии РСФСР.
Представитель Верховного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей нормативные акты, отсутствовал.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Верховного Совета РСФСР и ходатайство группы народных депутатов РСФСР (О.Г.Румянцева, В.Л.Шейниса, И.В.Федосеева) о проверке конституционности указанных нормативных актов Верховного Совета Республики Татарстан.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан и другие вышеперечисленные нормативные акты Республики Татарстан Конституции РСФСР с точки зрения закрепленного Конституцией РСФСР статуса республики в составе РСФСР и разграничения предметов ведения между РСФСР и республиками в составе РСФСР.

Конституционный Суд установил:
1. Принятая вслед за Декларацией о государственном суверенитете РСФСР Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан установила, что она является основой для разработки Конституции Татарстана, развития его законодательства.
Вместе с тем, в отличие от подобных деклараций других республик в составе РСФСР, Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан совершенно не упоминает о том, что Татарстан состоит в РСФСР.
Исходя из Декларации, Законом об изменениях и дополнениях Конституции Татарстана из текста его Основного Закона изъяты положения о том, что республика находится в составе РСФСР и о верховенстве законов РСФСР над законами Республики Татарстан.
Исключение из Конституции Республики Татарстан положения о том, что Татарстан находится в составе РСФСР, не соответствует государственно-правовому статусу республик, закрепленному в статье 78 Конституции РСФСР, а также статье 71 Конституции РСФСР, определяющей состав РСФСР как федерации.
Положение части второй статьи 64 Конституции Республики Татарстан о том, что отношения республики с РСФСР и другими республиками строятся на основе договоров, не согласуется с частью третьей статьи 78 Конституции РСФСР, по которой республика в составе РСФСР имеет Конституцию, соответствующую Конституции РСФСР и учитывающую особенности республики.
Поскольку процесс разработки новых основ национально-государственного устройства РСФСР не завершен, данный вопрос должен быть решен при заключении Федеративного договора.
2. Закон "О референдуме Республики Татарстан" предусматривает возможность проведения в республике референдумов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. При этом предметом референдума могут быть лишь вопросы, относящиеся к ведению республики. В законе Республики Татарстан о референдуме нет необходимости давать перечень вопросов, которые нельзя выносить на референдум.
Несовпадение порядка принятия конституционных решений на референдуме Республики Татарстан (большинство от числа участвующих) с системой, установленной Законом РСФСР "О референдуме РСФСР" (большинство граждан, внесенных в списки) не означает несоответствия Закона Республики Татарстан Конституции РСФСР, поскольку закон РСФСР касается лишь всероссийского референдума. Нет оснований считать, что что при расхождении положений законов Татарстана и РСФСР должен действовать последний.
3. Приняв Постановление о проведении референдума, Верховный Совет Республики Татарстан реализовал свои конституционные полномочия, связанные с практической организацией референдума. Однако Постановление выступает и как средство формирования важнейших правовых установлений.
На референдум был вынесен вопрос: "Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?"
Республика Татарстан имеет право на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе, поскольку это право производно от права народа на самоопределение, закрепленного постановлением Съезда народных депутатов РСФСР о Федеративном договоре и международными пактами о правах человека. В то же время международное право требует соблюдения при реализации права на самоопределение принципа территориальной целостности и прав человека.
Конституция РСФСР не предусматривает права республик в составе РСФСР на выход из федерации. Не предусмотрено оно и в Конституции Республики Татарстан. Одностороннее установление Татарстаном такого права означало бы признание правомерности полного или частичного нарушения территориального единства суверенного федеративного государства и национального единства населяющих его народов. Любые действия, имеющие целью нарушение этого единства, наносят ущерб конституционному строю РСФСР и несовместимы с международными нормами о правах человека и правах народов.
Верховный Совет Татарстана нарушил требование о ясности и однозначности формулировки вопросов, выносимых на референдум. По существу на референдум вынесены одновременно несколько вопросов, на которые предлагается дать один ответ.
Указание, что Республика Татарстан является субъектом международного права и перевод отношений между Республикой Татарстан и РСФСР на международно-правовую основу квалифицирует Татарстан как государство, находящееся вне РСФСР. Это подтверждается толкованием формулы и целей референдума в Обращении Президиума ВС РТ от 6 марта 1992 к народу РТ. Такое определение государственно-правового статуса РТ противоречит не только Конституции РСФСР (статьи 70, 71. 78 и другие), но и Декларации о государственном суверенитете РТ и Конституции РТ.

Конституционный Суд РСФСР признал положения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, ограничивающие действие законов РСФСР на территории Татарстана, не соответствующими Конституции РСФСР.
Суд отложил разбирательство вопроса о конституционности других статей Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года до завершения определения государственно-правового статуса Татарстана в процессе заключения федеративного договора и принятия новых конституций РФ и РТ.
Содержащееся в статье 4 Закона об изменениях и дополнениях Конституции Татарстана положение о том, что "отношения Республики Татарстан с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками строятся на основе Союзного договора, договора с РСФСР и другими республиками", признаны не соответствующими Конституции РСФСР в той мере, в какой это исключает конституционно-правовые основы урегулирования отношений Республики Татарстан и Федерации в целом и означает, что РТ не состоит в РФ.
Постановление Верховного Совета Республики Татарстан о проведении референдума признано не соответствующим Конституции РСФСР в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.
Признаны соответствующими Конституции РСФСР (при условии, что Республика Татарстан состоит в РСФСР) другие оспоренные статьи Закона об изменениях и дополнениях Конституции Татарстана, а также рассмотренные статьи Закона о референдуме Республики Татарстан.

Решение принято большинством голосов (За - 11, против - 1). Особое мнение - у судьи Э.А.Аметистова. В принятии решения не участвовал судья А.Л.Кононов.

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru