ПОЛИТИКА[ AUTO | WIN | KOI | DOS | MAC | LATINICA ]СБ РФ

Совет Безопасности РФ: История


1991. Подготовка

Законом РСФСР "О Президенте РСФСР" от 24 апреля 1991 и поправками к Конституции, связанными с учреждением поста Президента, от 24 мая 1991 было установлено, что Президент РСФСР возглавляет Совет безопасности.
Указ Президента Ельцина, вступившего в должность 10 июля 1991, N9 "О Совете безопасности РСФСР" официально опубликован не был. В изложении его напечатала "Российская газета" 25 июля 1991 года:
"Указом Президента РСФСР сформирована при Президенте РСФСР комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета безопасности РСФСР. В ее составе: Президент РСФСР, вице-президент РСФСР, секретарь комиссии, председатель Комитета Верховного Совета РСФСР по безопасности, председатель ГКЧС, министр внутренних дел, министр экологии и природопользования, министр связи, информатики и космоса, председатель Госкомчернобыля, министр топлива и энергетики, министр транспорта и перевозок, министр здравоохранения и социального обеспечения, председатель КГБ РСФСР, председатель Госкомитета РСФСР по оборонным вопросам, председатель Госсанэпиднадзора, председатель Госкомитета РСФСР по делам национальностей, беженцев и переселенцев."
Следующим этапом подготовки к созданию СБ стало назначение секретаря комиссии. 12 сентября 1991 года указом Президента N116 Ю.В.Скоков был назначен Государственным советником РСФСР - Секретарем Комиссии при Президенте РСФСР по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета безопасности РСФСР. Одновременно Скоков был освобожден от прежней должности - Госсоветника РСФСР - Секретаря Совета по делам Федерации и территорий при Президенте РСФСР.
Положения о комиссии и ее секретаре были утверждены распоряжением Президента N45 19 сентября 1991. В соответствии с Положением о комиссии при ней были созданы рабочие совещания, превратившиеся позже в Межведомственные комиссии СБ.

1992. Создание

5 марта 1992 года Верховный Совет принял Закон Российской Федерации "О безопасности", которым определены функции и полномочия СБ и порядок его формирования. Летом - осенью 1992 года был сформирован персональный состав Совета.
3 апреля 1992 года указом Президента Ю.В.Скоков был назначен Секретарем Совета безопасности РФ, ему было поручено к 1 мая представить предложения по организационному обеспечению работы СБ. 22 мая 1992 Ю.Скоков был утвержден в должности Верховным Советом.
7 мая 1992 распоряжением Президента Об организационных мерах по созданию Министерства обороны РФ и Вооруженных Сил РФ для подготовки предложений по расстановке руководящих кадров (включая специалистов из числа гражданских лиц) Министерства обороны, Вооруженных Сил, Министерства безопасности, МВД и Службы внешней разведки создана Высшая аттестационная комиссия при Президенте РФ. Руководство комиссией поручено Ю.В.Скокову. Тем же распоряжением предписано образовать при СБ специальные межведомственные комиссии на постоянной основе "для выработки основных положений военной политики, военой доктрины и военного строительства, а также для организации и координации переговорного процесса с другими государствами, ранее входившими в состав СССР"
3 июня 1992 Президент издал Указ (N547) об образовании Совета безопасности и утвердил Положение о Совете безопасности РФ. В тот же день распоряжением Президента N266-рп утверждена структура Аппарата СБ, который в соответствии с Положением вошел в состав Администрации Президента. Временная штатная численность аппарата - 80 человек, в том числе до 20 военнослужащих.
Первое заседание СБ состоялось раньше - 20 мая 1992. Следующее заседание прошло 3 июня и было посвящено ситуации в Северной Осетии и Приднестровье.
В соответствии с Законом, право решающего голоса в СБ получили пять человек: Президент РФ (он же - председатель Совета), вице-президент РФ, Первый заместитель Председателя Верховного Совета, Председатель Совета Министров (Председатель Правительства) и секретарь СБ. При этом четыре постоянных члена СБ входят в него по должности, а секретарь СБ назначается Президентом РФ и утверждается в должности Верховным Советом.
7 июля 1992 президент издал указ "О порядке реализации решений Совета безопасности РФ". Руководителям федеральных министерств и ведомств, органов государственного управления на местах предписано "принимать исчерпывающие меры по выполнению решений СБ в части их касающейся, оформляя соответствующие распорядительные документы в 2-дневный срок после получения решений СБ. Копии этих документов направляются в СБ РФ". Контроль за реализацией решений СБ возложен на его секретаря.
25 декабря 1992 Верховный Совет принял поправку к Закону о безопасности, которой установил, что в заседаниях Совета безопасности принимает участие (хотя и не являясь членом СБ) Председатель Верховного Совета или по его поручению один из его заместителей. Поправка эта была актуальной для парламента и лично Р.И.Хасбулатова, поскольку представителем законодательной власти в Совете безопасности по должности оказался С.А.Филатов, который во время первой открытой атаки Президента на парламент 10 декабря 1992 принял сторону Президента.

1993. Изменение места СБ в системе органов власти

Издав 21 сентября 1993 указ N1400 о роспуске парламента, а тремя неделями раньше - указ о временном отстранении от должности вице-президента РФ, президент тем самым существенно изменил состав постоянных членов СБ. Одно из совещаний Ельцина с подчиненными по вопросу штурма Дома Советов в октябре 1993 года именовалось заседанием Совета безопасности.
После упразднения Верховного Совета и поста вице-президента в октябре 1993 года постоянными членами СБ остались трое: Президент Б.Н.Ельцин, Председатель Правительства В.С.Черномырдин и секретарь СБ О.И.Лобов. Совет Безопасности превратился, таким образом, из координационного органа для согласования позиций ветвей власти в орган президентской власти.
Авторы проекта новой Конституции, вынесеного на референдум 12 декабря 1993, позаботились о включении в ее текст (ст.83) упоминания о Совете Безопасности и о том, что статус его должен быть определен федеральным законом.
В связи с вступлением в силу новой Конституции РФ указом Президента N 2288 от 24 декабря 1993 были признаны недействующими и не подлежащими применению многие законы и отдельные статьи законов - в том числе статьи Закона "О безопасности", содержащие упоминание о полномочиях парламента, а также устанавливающие принципы формирования состава СБ (см. раздел 5). В результате определение состава СБ - в том числе его постоянных членов с правом решающего голоса полностью перешло в руки Президента и из органа, формируемого по должностному принципу из руководителей ветвей власти Совет Безопасности превратился фактически в орган при Президенте.

1994-1995. Война

Новый всплеск общественного интереса к деятельности Совета Безопасности наблюдался в декабре 1994 - январе 1995, когда Совет Безопасности решал вопросы, связанные с началом и ведением боевых действий в Чечне. Председатели палат парламента И.П.Рыбкин и В.Ф.Шумейко (члены СБ с лета 1994) подверглись критике со стороны коллег по парламенту, как соучастники принятия решения о начале войны. Некоторые депутаты (например, В.Семаго) называли СБ органом исполнительной ветви власти и предлагали спикерам не участвовать в его заседаниях, чтобы не допустить смешения полномочий ветвей власти. Наиболее радикальные - именовали СБ незаконным органом, узурпировавшим властные полномочия.
В январе 1995 председатели Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания обратились к Президенту Ельцину с предложением изменить и дополнить Положение о Совете безопасности РФ. Рыбкин и Шумейко предложили часть вторую п.2.2 вместо "координирует совместно с Верховным Советом Российской Федерации..." изложить в редакции "координирует совместно с комитетами по обороне и безопасности Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации...". Пункт 3.4 предлагалось изложить так: "В число постоянных членов Совета безопасности входят по должности Председатель Правительства, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Секретарь Совета безопасности".
Президент не стал вносить таких поправок в Положение, но 10 января 1995 ввел И.П.Рыбкина и В.Ф.Шумейко в состав Совета Безопасности в качестве постоянных членов - но не по должности, а на персональной основе.

Ноябрь 1995. Первая законодательная инициатива

Дума долгое время не пыталась заполнить сложившийся правовой вакуум, ориентируясь на решение всех проблем в комплексе и разрабатывая с этой целью законопроект "О национальной безопасности" (работа велась в Комитете по безопасности, председатель - В.И.Илюхин).
10 ноября 1995 депутат В.В.Семаго, не дождавшись илюхинского проекта, представил Думе свой вариант закона "О новой редакции Закона Российской Федерации "О безопасности" (проект был внесен от имени А.И.Лукьянова, О.О.Миронова, В.В.Семаго).
В вопросе о составе СБ Семаго продолжал исходить из абсолютизации принципа разделения властей: "коллеги, давайте вдумаемся: у нас есть исполнительная, представительная, судебная власть, но никакой "совещательной" власти у нас нет. Совещательный орган всегда существует при какой-то из ветвей власти. Значит его деятельность должна регулироваться деятельностью, которая связана с исполнительной властью. На сегодняшний день это однозначно (поскольку Президент формирует Совет Безопасности) орган исполнительной власти. Значит участие представителей судебной или законодательной власти должно быть исключено".
Главным в законе Семаго назвал принцип, в соответствии с которым Совет Безопасности не является постоянно действующим органом и начинает работать только после введения чрезвычайного положения и утверждения указа о ЧП Советом Федерации.
В проекте содержался запрет на участие в заседаниях СБ иностранных граждан и лиц с двойным гражданством. И.П.Рыбкин опроверг утверждение В.В.Семаго, что "это, к сожалению, у нас сейчас довольно-таки часто бывает".
В ходе обсуждения тогдашний первый вице-спикер М.А.Митюков высказал мнение, что Конституция требует принятия отдельного закона о статусе СБ. Проект получил отрицательное заключение из Комитета по безопасности по мотивам "низкого уровня законодательной техники". При голосовании проекта в первом чтении более трех четвертей депутатов вообще уклонились от выражения своего мнения. За его принятие проголосовали 82 депутата (18.2%), против - 16, воздержались 2.

1996. Мирное урегулирование. Кадровые перемены

После переизбрания парламента, в январе 1996 года Ельцин вывел из состава постоянных членов СБ Шумейко и Рыбкина, но не включил в СБ их преемников Е.С.Строева и Г.Н.Селезнева (в прессе утверждалось, что такое предложение в их адрес было, но оба они отказались). Таким образом, постоянных членов СБ снова осталось трое (Ельцин, Черномырдин и Лобов, а с июня 1996 - Ельцин, Черномырдин и Лебедь).
29 августа 1995 года секретарь СБ О.И.Лобов был назначен полномочным представителем Президента РФ в Чеченской Республике. После этого в течение года с переменным успехом то шли переговоры (вплоть до уровня президентов) и достигались соглашения о прекращении огня, то возобновлялись боевые действия.
Новый секретарь СБ Александр Лебедь после своего назначения на этот пост 18 июня 1996 (между первым и вторым турами выборов Президента) сообщил, что в ближайшее время Президент намерен издать указ о расширении полномочий Совета Безопасности и его секретаря. Предусматривалось, что в функции СБ будет, в частности, входить координация деятельности "силовых" министерств. В конце июня Лебедь сообщил своим сторонникам о планах создания института представителей Совета Безопасности в субъектах Федерации. В попытке привлечь избирателей Лебедя к голосованию за Ельцина во втором туре, средства массовой информации сравнивали полномочия Секретаря СБ с вице-президентскими.
Левое большинство и часть центра в Государственной Думе поддерживали идею сосредоточения в СБ координирующих функций. Уже 5 июля председатель думского Комитета по обороне Л.Рохлин сообщил о намерении в ближайшие дни внести законопроект "О военном совете Совета Безопасности РФ". Проект предусматривал "непосредственное принятие решений Военным советом в области обороны и безопасности государства", председателем ВС должен был стать Президент, а его заместителями - премьер и секретарь СБ. Один из лидеров левого большинства А.И.Лукьянов высказался в поддержку принятия такого закона.
10 июля 1996 Президент Ельцин утвердил подготовленное А.И.Лебедем Положение о Совете Безопасности. Нововведения по сравнению с действовавшим Положением от 3 июня 1992 года заключались в следующем: Поскольку Президент считает недействующими правила формирования СБ, изложенные в Законе о безопасности, он предусмотрел, что назначение постоянных членов и членов СБ производится Президентом по представлению Секретаря СБ. Помимо заседаний предусмотрены также рабочие совещания, проводимые Секретарем СБ. Кроме того, в Положении прямо не указывается, что Председателем Совета безопасности является Президент. Установлено, что всех сотрудников Аппарата кроме заместителей секретаря - включая начальников управлений - назначает Секретарь СБ. Одновременно утверждена структура Аппарата СБ. Секретарю СБ поручено представить предложения по составу СБ, плану его работы, количеству и составу межведомственных комиссий и проект положения об аппарате СБ.
Пожелание А.И.Лебедя превратить СБ в единый орган, координирующий работу силовых ведомств, не осуществилось: 18 июля 1996, представляя нового министра обороны И.Н.Родионова выездному заседанию Коллегии министерства обороны РФ Президент заявил, что создает Совет обороны, и что координация деятельности других войск (т.е. вооруженных формирований, не подведомственных Минобороны) должна стать новой функцией Генштаба. В то же время, Ельцин сказал, что Совет обороны должен стать "органом, реализующим стратегические решения Совета безопасности в вопросах оборонной политики и контроля за ходом военного строительства". Совет обороны создан президентским указом от 25 июля 1996.
31 июля 1996 Президент Ельцин своим указом N1121 утвердил новый состав Совета Безопасности, а 1 августа указом N1128 - Положение об Аппарате Совета Безопасности. Постоянных членов СБ теперь стало 6 - Президент, премьер, секретарь СБ, министры обороны, иностранных дел и директор ФСБ. Все они включены в СБ на персональной основе, какого-либо упоминания о постоянном членстве в СБ по должности указ не содержал.
Совмещая должности секретаря СБ, помощника Президента по вопросам национальной безопасности и полномочного представителя Президента в Чеченской Республике, А.И.Лебедь получил полномочия по ведению переговоров с сепаратистским руководством Чеченской Республики Ичкерия. В результате переговоров в конце августа 1996 было подписано соглашение о прекращении боевых действий и отложении на 5 лет решения вопроса о статусе Чеченской Республики.
Левое большинство в Думе, одобряя прекращение военных действий, критически отнеслось к признанию де-факто сепаратистского режима в Чечне. При этом коммунисты критиковали Президента за создание "параллельной структуры" в лице Совета обороны и намеревались поддержать рохлинский законопроект о замене Совета обороны органом при Совете Безопасности. Рассмотрение проекта неоднократно откладывалось, сначала в связи с парламентскими каникулами, а потом - по разным процедурным мотивам. Последнюю безуспешную попытку внести проект в повестку дня (пресеченную А.Н.Шохиным) Рохлин предпринял 16 октября 1996, за день до отставки Лебедя.
За время своего пребывания на государственном посту А.И.Лебедь оказался в конфликте с министром внутренних дел А.С.Куликовым (называя его одним из виновников продолжения военных действий в Чечне), руководителем Администрации Президента РФ А.Б.Чубайсом (его Лебедь именовал "национальным аллергеном"), одним из спонсоров президентской кампании Б.Н.Ельцина Б.А.Березовским (который, по утверждению Лебедя, был материально заинтересован в чеченской войне), секретарем Совета обороны Ю.М.Батуриным (ввиду нечеткого разграничения полномочий между двумя советами). Противники Лебедя обвиняли его, как минимум, в бонапартистских замашках.
В начале октября конфликты обострились. 2 октября 1996 указом N1412 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации" Президент передал функцию назначения работников аппарата СБ (кроме прикомандированных военнослужащих) от Секретаря СБ (т.е. А.И.Лебедя) руководителю Администрации Президента (т.е. А.Б.Чубайсу). Противоборство Лебедя и Куликова дошло до взаимной слежки и захвата "шпионов", пресса и депутаты призывали Президента восстановить порядок и управляемость в подчиненных ему структурах. В октябре Лебедь поддержал на довыборах в Думу кандидатуру отставного начальника Службы безопасности Президента А.В.Коржакова. Терпение Ельцина лопнуло, когда участники заседания коллегии Воздушно-десантных войск приветствовали Лебедя (выступившего против планов Минобороны по реорганизации ВДВ) вставанием и восклицанием "Слава армии! Слава России!".
17 октября 1996 Президент, выступив по телевизору с критикой А.И.Лебедя, подписал на глазах у публики указ о его освобождении от обязанностей секретаря СБ. 19 октября секретарем СБ назначен И.П.Рыбкин.
После смены секретаря СБ курс на мирное урегулирование в Чечне был продолжен. И.П.Рыбкин унаследовал от Лебедя пост полномочного представителя Президента в Чечне. Курировать "чеченское направление" был назначен Б.А.Березовский.
В интервью "Правде-5" за 25 июня 1997 Рыбкин так определил свое место в иерархии власти: "По табели о рангах я третье лицо в исполнительной власти после премьер-министра и главы президентской администрации. В одном ранге с первыми вице-премьерами".

1997. Новые законопроекты

Еще в ноябре 1996 года депутаты В.И.Илюхин, О.О.Миронов, В.В.Семаго внесли в Совет Думы проект федерального закона "О Совете Безопасности Российской Федерации". 10 ноября Совет Думы решил рассмотреть закон на весенней сессии 1997 года, а 16 декабря текст закона был распространен среди депутатов.
Проект предлагал возвращение к должностному принципу формирования СБ, который должен состоять из 5 постоянных членов (Президент, премьер, председатели палат парламента и секретарь СБ) и 6 членов. Президент в случае разногласий имеет дополнительный голос.
Секретарь СБ является одновременно помощником Президента по безопасности. Аппарат СБ - самостоятельное подразделение при Президенте. К работе в СБ и его аппарате не допускаются лица без гражданства, с двойным гражданством, нынешние и бывшие иностранные граждане, а также "лица, имеющие близких родственников - граждан дальнего зарубежья".
В рамках СБ в качестве особой межведомственной комиссии создается Совет обороны, возглавляемый в мирное время Председателем Правительства РФ. Отдельный раздел проекта расписывал функционирование Совета Безопасности в четырех режимах - мирного времени, повышенной готовности, чрезвычайного положения и военного положения. С момента введения чрезвычайного положения в каком-либо регионе или отрасли в СБ кооптируется глава администрации этого региона, руководитель соответствующего ведомства или федеральной целевой программы. С момента введения военного положения в СБ кооптируется начальник генштаба. В случае введения чрезвычайного положения создается специальная комиссия, осуществляющая прямое государственное регулирование в соответствующем регионе или отрасли и наделенная правом принимать обязательные для Правительства решения о выделении бюджетных средств и льгот. В случае введения военного положения Совет обороны преобразуется в Государственный комитет обороны, в который включаются все постоянные члены СБ. В режиме повышенной готовности вводится подотчетность средств массовой информации специальной комиссии СБ (по вопросу об источниках и способе получения информации), а в режимах чрезвычайного и военного положения - цензура средств массовой информации.
Этот проект на пленарном заседании Думы так и не рассматривался. За день до открытия осенней сессии, 2 сентября 1997, В.И.Илюхин и О.О.Миронов (КПРФ) распространили в Думе существенно переработанный законопроект "О статусе Совета Безопасности РФ". Текст содержал уже не 27, а 14 статей; в нем не было норм, связанных с режимами чрезвычайного положения (которые в действительности являются предметом федеральных конституционных законов). Проект предполагал оставить вопрос о количественном и персональном составе постоянных членов и членов СБ на усмотрение Президента РФ. Секретарь СБ по проекту не является постоянным членом СБ и имеет в СБ совещательный голос наравне с членами СБ.
Через 6 дней авторы проекта серьезно изменили его текст. Возвращен должностной принцип формирования состава постоянных членов СБ (Президент, премьер, председатели палат парламента и секретарь СБ). Количество и фамилии непостоянных членов СБ определяет Президент, но оговорено, что они назначаются "из числа руководителей федеральных министерств и ведомств, а также иных должностных лиц федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Периодичность обязательного проведения заседаний СБ увеличена с одного до трех месяцев. Изъята норма, вызвавшая замечания Правового управления Думы - о необходимости согласования кандидатуры секретаря СБ с постоянными членами СБ.
12 сентября 1997 проект рассмотрен Думой в первом чтении. Возражения против должностного принципа формирования СБ высказали Е.Мизулина, В.Семаго и представитель Президента А.А.Котенков. Мизулина предложила в случае сохранения должностного принципа предоставить каждому из постоянных членов СБ право вето. Проект был принят Думой в первом чтении 265 голосами против 10 при 5 воздержавшихся. За него голосовал левый блок (КПРФ, Аграрии, Народовластие) и 2/3 фракции ЛДПР. В проправительственных фракциях закон получил меньшинство (НДР - 5, Регионы - 15). Против голосовали все 7 членов Демвыбора России, а также А.Венгеровский, Е.Мизулина, И.Хакамада. Фракция Яблоко (кроме Мизулиной и двух воздержавшихся) в голосовании не участвовала. Подготовка проекта ко второму чтению возложена на Комитет по безопасности (В.Илюхин), срок внесения поправок - до 20 октября 1997.
[Текст законопроекта, принятого в первом чтении - на сервере АКДИ]
По мнению полномочного представителя Президента в Думе А.А.Котенкова, Президент скорее всего будет возражать против определения в законе списка членов СБ по должности; против обязательности рассмотрения в СБ проектов указов, касающихся обороны и безопасности; против излишней регламентации работы аппарата СБ. По словам Котенкова (в пересказе газеты "Российские вести" за 30 сентября 1997), "Если Дума согласится с главным предложением - правом Президента самому формировать Совет Безопасности, то остальные вопросы будут учтены в рабочем порядке".
В.Семаго, отойдя от авторского коллектива нового закона, в октябре 1997 снова внес проект закона "О национальной безопасности", основанного на той же концепции, что и его проект 1995 года: СБ может включать только представителей исполнительной ветви власти и функционирует только после введения чрезвычайного или военного положения или "объявления Войны другому государству" (орфография проекта). Деятельности СБ посвящены 10 из 28 статей закона. К проекту приложено совершенно разгромное заключение Комитета по безопасности. Многие нормы проекта В.Илюхин считает декларативными, субъективистскими, а то и явно антиконституционными, например: "Общественно-политические организации, в уставе которых предусмотрена деятельность по защите государства и нации, могут быть использованы на территории РФ только после введения Указом Президента Российской Федерации чрезвычайного или военного положения (народное ополчение, национальные силы самообороны, народные дружины по охране общественного порядка).". Проект проголосован в первом чтении на заседании Думы 22 октября 1997 и получил лишь 43 голоса (9,6%) за при 125 против и 4 воздержавшихся.
12 ноября "Российская газета" опубликовала датированное 30-м окттября отрицательное заключение Президента на законопроект Илюхина-Миронова. Президент считает, что порядок формирования СБ (статьи 5-6 проекта) относится к исключительной компетенции главы государства. Кроме того он настаивает, что мнение Президента при принятии решений должно быть решающим и окончательным, т.е. большинство членов СБ не могут принимать обязательные для Президента решения. По мнению Президента, СБ может давать рекомендации только Президенту, а не органам государственной власти РФ и ее субъектов. Президент напоминает также о своем письме от декабря 1996 года (по поводу тогдашнего законопроекта), где он предлагал решить вопросы статуса СБ в рамках более широкого закона - "О национальной безопасности".
Кроме всего прочего, Президент выражает в своем письме подозрения, что законопроект был подменен "неустановленным лицом", т.к. обе редакции проекта (от 2 и от 8 сентября) поступили к Президенту с пояснительной запиской в редакции от 2 сентября, где излагается иной подход к формированию состава СБ, нежели в самом тексте проекта.
Вероятно, принятие закона потребует нескольких раундов отклонений и согласительных комиссий и завершится не раньше второй половины 2000 года.

1998. Очередная реорганизация

В начале 1998 года снова стал публично обсуждаться вопрос о представителе России по вопросам чеченского урегулирования. Назывались как минимум три фамилии претендентов на эту роль: секретарь Совета Безопасности И.П.Рыбкин, председатель президентской комиссии по подготовке договоров федерального центра с субъектами Федерации С.М.Шахрай, вице-премьер по делам национальностей Р.Г.Абдулатипов. 29 января 1998 президентским указом в составе СБ создана Временная межведомственная комиссия по чеченскому урегулированию во главе с Абдулатиповым.
28 февраля 1998 И.П.Рыбкин был назначен на освободившийся пост заместителя Председателя Правительства РФ по сотрудничеству со странами СНГ. 3 марта секретарем Совета Безопасности назначен А.А.Кокошин, одновременно к СБ присоединены возглавляемые им Совет обороны РФ и Государственная военная инспекция. В связи с этими реорганизациями Президент поручил новому секретарю СБ в месячный срок подготовить новое Положение об аппарате СБ, его структуру и штатное расписание.


© ПОЛИТИКА, 1997-1998 (diogen@online.ru)