Социальная защита, эмиссия, налоги.
Первое и девятое поименные голосования
в Совете Федерации
"губернаторско-спикерского" созыва
Большинство законов, предусматривающих увеличение зарплат и пенсий, которые Совет Федерации первого созыва нередко одобрял двумя третями, новый Совет Федерации первое время отклонял из-за сомнений в наличии бюджетных средств для исполнения этих законов. Такие законы набирали в первом квартале 1996 от 40 до 75 голосов.
Против их отклонения обычно выступали председатель Камчатского законодательного Собрания, первый секретарь обкома КПРФ М.Б.Машковцев, председатели Оренбургского и Алтайского законодательных собраний В.Н.Григорьев и А.А.Суриков.
На другом фланге оказался Е.С.Сапиро (сначала - заместитель председателя, затем - председатель Комитета по экономической политике), предложивший 22 февраля проект обращения к Думе по поводу принимаемых ею законов, не подкрепленных бюджетным финансированием. По предложению А.А.Сурикова, Е.М.Ларионова и О.П.Королева вопрос был снят с рассмотрения.
На третьем заседании в феврале 1996 закон об индексации пенсий стал единственным за год предметом для проведения поименного голосования и получил 74 голоса за и 32 против при 10 воздержавшихся.
В то время, как Дума в 1996 году почти каждый месяц принимала законы об индексации, Совет Федерации лишь 1 раз (в апреле) одобрил закон об индексации зарплаты и дважды (в мае и декабре) - пенсии.
Очередной законопроект о повышении пенсий рассматривался Советом Федерации на XIX заседании 16 апреля 1997. На этот раз даже А.А.Суриков (переквалифицировавшийся к этому времени в губернатора) предложил с одобрением закона не спешить, принять его к рассмотрению и отложить до следующего заседания. С ним не согласился В.Н.Григорьев, поскольку "не хотел бы, чтобы Совет Федерации каждый раз превращался во "врага народа". Мы не должны входить в чье-то положение... о какой индексации долга может идти речь, если говорится о повышении на 10 тыс. рублей, а это стоимость двух пачек сигарет?". Закон был одобрен 99 голосами при 19 против и 6 воздержавшихся.
В ходе регулярного заслушивания докладов Правительства о социально-экономической ситуации в Совете Федерации сложилась Партия печатного станка (по Лившицу). На десятом заседании (август 1996) председатель Томской Думы Б.А.Мальцев заявил, что денежная масса должна составлять 60-80, "как в цивилизованных странах", а не 12 процентов ВВП. С тех пор в поддержку этого тезиса выступили А.А.Суриков и О.А.Богомолов (в результате декабрьских выборов оба стали губернаторами своих регионов), В.Н.Григорьев, а также один из последних губернаторов-назначенцев в Совете Федерации Н.В.Севрюгин. К декабрю 1996 о возможности такого варианта - если больше деньги взять негде - заговорил уже и председатель палаты Е.С.Строев.
Совет Федерации не включал в тексты постановлений и обращений к Правительству призыв к эмиссии, ограничиваясь общим требованием принять радикальные или чрезвычайные меры для выплаты долгов по зарплате и пенсиям.
Кстати, в Государственной Думе второго созыва основными идеологами эмиссии выступали лидеры группы "Народовластие". 14 мая 1997 в результате обсуждения заявления первого вице-премьера А.Б.Чубайса о неизбежном секвестре бюджета было принято Заявление Государственной Думы "О комплексных мерах по восстановлению в РФ товарно-денежного обращения в связи с катастрофическим бюджетным кризисом", в котором Правительству было рекомендовано увеличить денежную массу.
23 декабря 1999 Совет Федерации отклонил Федеральный закон "О повышении минимального размера оплаты труда", увеличивающий МРОТ с 83 руб. 46 коп. до 200 рублей.
7 апреля 2000 Дума приняла закон "О минимальном размере оплаты труда" в согласованной с Советом Федерации редакции (минимальная зарплата с 1 июня 2000 - 132 руб., с 1 октября 2000 - 280 руб., с 1 января 2001 - 300 руб., база для расчета пособий и штрафов - 100 руб.). 19 апреля 2000 закон был рассмотрен Советом Федерации и снова отклонен. Профильный комитет палаты (В.А.Торлопов) выступил за одобрение закона, его поддержали А.И.Бычков, В.Н.Федоткин, Н.А.Володин, депутат Думы В.Р.Пашуто. Против выступили замминистра финансов А.Л.Кудрин, министр труда и социального развития С.В.Калашников, член Совета Федерации Н.А.Ганза. А.А.Суриков предложил продолжить работу согласительной комиссии и отложить введение закона в действие, в чем был поддержан Н.И.Меркушкиным и А.М.Тулеевым. Закон получил 74 голоса за, 26 против, 15 воздержались. После этого Совет Федерации проголосовал за продолжение работы согласительной комиссии в расширенном составе.
2 июня 2000 Дума приняла новую, опять же согласованную с Советом Федерации, редакцию закона (минимальная зарплата с 1 июля 2000 - 132 руб., с 1 января 2001 - 200 руб., с 1 июля 2001 - 300 руб., база для расчета пособий и штрафов с 1 января 2001 - 100 руб.). 7 июня 2000 Совет Федерации одобрил закон 127 голосами против 2 при 1 воздержавшемся (на этот раз закон был поддержан Правительством в лице А.Л.Кудрина).
17 мая 2000 Совет Федерации принял обращение к депутатам Думы в поддержку законопроекта Г.В.Бооса (поправки к части I Налогового кодекса), предоставляющего региональным законодателям право вводить льготы по федеральным налогам в части, зачисляемой в региональный бюджет. 8 сентября 2000 законопроект был принят Думой в первом чтении.
Летом 2000 года начался процесс принятия во втором чтении и в окончательной редакции второй (особенной) части Налогового кодекса РФ, устанавливающей конкретику новой налоговой системы России (деление налогов на федеральные, региональные и местные, ставки налогов).
Принятые Думой 19 июля 2000 года 4 главы второй части НК и закон о введении их в действие предусматривают отмену с 1 января 2001 года оборотного (исчисляемого от объема продаж вне зависимости от прибыльности или убыточности) налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (ЖКХ) и снижение с 2,5% до 1% оборотного дорожного налога. Эти два налога формируют соответственно (данные 1998 года) 7,24% доходов региональных и местных бюджетов (налог на ЖКХ) и 88,7% доходов региональных дорожных фондов (дорожный налог). Взамен налога на ЖКХ введена дополнительная муниципальная ставка налога на прибыль (5%), а взамен дорожного - повышены акцизы на топливо, идущие целиком в федеральный бюджет.
Совет Федерации рассмотрел Налоговый кодекс на заседании 26 июля. В заключении Бюджетного комитета предлагалось одобрить часть вторую НК, но отклонить (с созданием согласительной комиссии) закон о введении ее в действие, в котором и предусмотрена отмена оборотных налогов. С резкой антикодексной речью выступил Ю.М.Лужков. По его словам, отмена оборотных налогов посадит все регионы на дотации, а повышение налога на прибыль не поможет, т.к. руководителю предприятия обнулить прибыль ничего не стоит. Лужкова поддержал активист КПРФ В.Н.Федоткин. Сенаторы В.А.Толоконский, В.П.Сердюков, А.М.Тулеев, Д.Ф.Аяцков, А.А.Суриков и В.И.Платов выступили за одобрение кодекса, причем Суриков уточнил, что закон о введении в действие он предлагает отклонить. Перед сенаторами выступил также председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) М.В.Шмаков, высказавшийся против введения единого социального налога, предусматривающего передачу функций внебюджетных социальных фондов по сбору взносов органам Министерства по налогам и сборам. Совет Федерации одобрил часть II НК (за - 115, против 23, воздержались 5). К.А.Титов, вопреки мнению своего Комитета, предложил одобрить и закон о введении в действие. Его поддержали А.В.Назаров, В.И.Платов, Л.Ю.Рокецкий и не поддержали П.А.Сажинов, Н.А.Володин, В.А.Озеров. Слово взял вице-премьер и министр финансов А.Л.Кудрин, который заметил, что если не будет принят закон о введении части НК в действие, то она, будучи уже принятой, автоматически вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования, то есть с октября. Сенаторам ничего не оставалось, как одобрить закон о введении второй части НК в действие (за 128, против 13, воздержались 9).