Страница антиповременочной инициативной группы переехала на адрес
http://povremenka.narod.ru/

см.также http://www.yabloko.spb.ru/News/act_tema/telefon.htm
и конференцию fido7.ru.anti.ats

ПОЛИТИКА [ AUTO | WIN | KOI | DOS | MAC | LATINICA ] СМИ
Нет повременной оплате телефона!
Поставь этот
баннер на свою
страницу!

ПОВРЕМЕНКА

Некоторые сведения, документы и ссылки по поводу введения повременной оплаты местных телефонных звонков

http://povremenka.da.ru/ (redirect)

Обновление - 9.III.2002

Оппоненты:

povremenka.ru
Минсвязь
Связьинвест
МГТС


( В чем дело | Что в Москве | Законодательство | Перспективы | Действующие лица
А как у других? | Как бороться | Как спасаться | Еще ссылки )

И телефон поставили на счетчик!
(Е.Глумова, г.Вольск,
подражание В.Вишневскому)

Эта страница написана в жанре "досье". Беллетризированная версия той же информации (по состоянию на 11 сентября 2000) - в статье о повременке в Вестях.ру.

В ЧЕМ ДЕЛО:
Документы

Законопроекты

Гостевая книга

В России постепенно вводится система повременной оплаты за местные телефонные звонки - взамен ныне преобладающей системы с фиксированной ежемесячной абонентской платой. Такая мера в первую очередь ударит по абонентам Интернета, а также по любителям поболтать.
Министр связи Л.Рейман выступает за повсеместное введение повременки с 1 июля - 1 октября 2001. По словам зампреда бывшей Госкомсвязи Н.Мардера, повременка к началу 1998 года уже применяется на отдельных территориях более чем в 30 регионах России, и население это приветствует. По словам самого населения оно принимает повременку не так уж единодушно.
Практически все телефонные компании в России - частные (почти все принадлежат полугосударственному АО "Связьинвест"), но цены на их услуги регулируются государством, т.к. электросвязь подпадает под закон о естественных монополиях. Поэтому проекты введения повременной оплаты исходят от местных телефонных монополий, решения же принимаются органами Министерства антимонопольной политики (МАП).
В Государственной Думе с 1998-1999 годов лежали без движения 5 законопроектов, призванных сделать повременку сугубо добровольным делом абонента. Дума регулярно включала законы в программу законодательной деятельности на полугодие, а Комитет по транспорту, связи и энергетике столь же регулярно не включал их в календарь на текущий месяц. Под сильным общественным давлением Комитет вынужден был вынести законы 23 мая 2001 на первое чтение, по результатам которого за один из них проголосовало 280 депутатов (при необходимом минимуме 226).
Более полугода Комитет тянул со вторым чтением, но оно наконец-то было назначено на 20 февраля 2002.

ЧТО В МОСКВЕ:

1998: Правительство Москвы в 1998 году по предложению Московской городской телефонной сети (АО МГТС) рассматривало вопрос о введении в Москве повременной оплаты за местные телефонные звонки.
Альтернативой введению повременки в 1998 году было повышение абонентской платы для всех до уровня себестоимости. Конкретно для Москвы, по словам МГТС - с 20 до 40 рублей. Для МГТС эти варианты по деньгам были равноценны, но МГТС предпочитала повременку - с расчетом на будущее ("это на завтра и послезавтра. Вот когда подрастет платежеспособный спрос населения, когда им будет по карману Интернет, вот тогда... а повременка уже есть, понимаете?" - из стенограммы).
Мэрия предпочитала, особенно - в преддверии перевыборов мэра, активные слои населения не злить и все инициативы МГТС зарубать на корню. Внесенное в январе 1998 предложение МГТС ввести повременку с 1 июля 1998, а пробные счета посылать, соответственно, с 1 апреля, мэрией было отклонено. В феврале 1998 Распоряжением Б.В.Никольского была создана рабочая группа, которой поручено до 1 мая 1998 изучить обоснованность предложений МГТС и представить мэрии свое заключение.
В конце февраля 1998 Лужков сказал, что предварительное изучение состояния дел в МГТС наводит на мысли, что в повышении тарифов нет необходимости. Если же выяснится, что МГТС несет убытки, Москва покроет их из своего бюджета, но повременку вводить в ближайшее время не будет. К сожалению, дословной цитаты найти не удалось.
11 марта 1998 Интерфакс передал со слов гендиректора МГТС В.Лагутина, что в текущем году МГТС скорее всего не будет вводить повременку, т.к. комиссия московского правительства примет решение только в мае. Задержка с введением повременки "может повлиять лишь на снижение уровня рентабельности до 32% по сравнению с 41,6% в 1997 году" (газета "Сегодня", 12 марта 1998). Корреспондент же "Русского телеграфа" рапортует с той же пресс-конференции, что указанное снижение прибыли не имеет отношения к повременке, а проистекает из-за увеличения объемов капвложений.
В начале июля 1998 появились сообщения, что комиссия работу закончила и повременка в Москве в 1998 г. вводиться не будет. В сентябре 1998 об этом объявлено официально.
22 сентября 1998 функция утверждения тарифов перешла от Правительства Москвы (исполнявшего ее в силу несуществования территориальных органов ФСЕМС) к территориальному антимонопольному органу. Однако мэрия (в лице МКНТ) летом 1998 года получила новый рычаг влияния на тарифную политику МГТС - контрольный пакет самой МГТС. Остается надеяться, что МГТС, контролируемый группой Лужкова-Евтушенкова сама не станет представлять регулирующим антимонопольным органам проекта введения повременки, хотя МАП может попытаться заставить МГТС это сделать.
С 1 мая 1999 тарифы на телефон в Москве были повышены до 30 рублей, а с 1 января 2000 - до 52 (50 + налог с продаж), причем в последнем случае - без согласия Правительства Москвы.
Повременную оплату телефонных разговоров в Москве предполагается ввести в первом квартале 2001 года. (...) сообщил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" первый заместитель министра РФ по связи и информатизации Юрий Павленко. (РИА "Новости", 24 июля 2000).
С 1 февраля 2001 абонентский тариф поднят до 60 руб (при реальной себестоимости, по словам МГТС - 80 руб.). Одновременно МГТС сообщила, что не намерена вводить повременку в ближайшие месяцы.
В любом случае повременную плату начнут брать не раньше чем через три месяца после начала рассылки "пробных счетов", не требующих оплаты. Таково требование Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Правительством России 26 сентября 1997.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

а) правовые рамки (законы):
Федеральный закон "О естественных монополиях" (147-фз от 17 августа 1995) относит услуги общедоступной электрической и почтовой связи к естественным монополиям. Допускаются 2 метода регулирования: установление тарифов и определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Государство контролирует сделки с имуществом естественных монополий. Решения органов регулирования естественных монополий, противоречащие этому закону могут быть обжалованы в суд, причем подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественной монополии до вступления решения суда в силу.
б) политические цели (указы):
Цели изменения тарифной политики намечены указом Президента РФ N221 от 28 февраля 1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (изменен 8.07.95) и определены постановлением Правительства "О мерах по сокращению перекрестного субсидирования потребителей по отдельным услугам связи" N950 от 13 августа 1996. ФСЕМС поручена разработка предложений с целью сближения тарифов для разных категорий потребителей и сокращения дотаций, предоставляемых населению за счет промышленного сектора. Цель - полное возмещение затрат по предоставлению услуг связи населению самим населением (кроме сельской телефонной связи и универсальных услуг почтовой связи). Перекрестное субсидирование, т.е. ситуация, при которой цены для населения поддерживаются на низком уровне за счет завышения тарифов для предприятий или цен на разные дополнительные услуги, подлежит искоренению, как противоречащее рыночной идеологии. Региональным властям рекомендовано двигаться в том же направлении.
в) нормы (постановления):
Перечень услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) - утвержден постановлением Правительства РФ N793 от 7 августа 1995 (поправки - 3 августа 1996 и 7 марта 1997). В соответствии с ним тарифы для телефонной связи (кроме междугородных разговоров для бюджетных организаций) регулировались региональными органами исполнительной власти.
Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях утверждены постановлением Правительства N265 от 7 марта 1997. Регулированием должны заниматься ФСЕМС и ее территориальные органы, а на период до их создания - органы исполнительной власти субъектов Федерации (с сентября 1998 функции ФСЕМС перешли к МАП, а его территориальные органы давно существуют). Тарифы для населения должны полностью возмещать затраты, а сельские цены не должны превышать городские. При повременном учете тарифы дифференцируются по времени суток. Решение об установлении тарифов утверждается руководителем регулирующего органа (т.е. до 22 сентября 1998 - губернатором/мэром, а ныне - территориальными агентствами МАП), а в случае разногласий - передается в федеральную ФСЕМС (ныне - МАП).
Летом 2001 на Федеральную энергетическую комиссию были возложены функции единого тарифного органа по регулированию тарифов естественных монополий. Однако для услуг телефонной связи было сделано исключение - они оставлены в ведении МАП.
План мероприятий поэтапного прекращения перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий утвержден Постановлением Правительства N389 от 3 апреля 1997. В нем ничего не говорится об электросвязи, а только о железнодорожном транспорте и энергетике.
11 марта 2001 постановлением Правительства N173 операторам связи предписано в целях соблюдения принципа экономической обоснованности при формировании цен (тарифов) вести и представлять органам статистики раздельный учет доходов и расходов по видам связи.
Новая редакция Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи утверждена постановлением Правительства N715 от 11 октября 2001. Нормы постановления приведены в соответствие с изменением структуры органов власти. Отныне тарифы на услуги телефонной (и почтовой) связи устанавливает Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Ему, а также Министерству связи и Министерству экономического развития предписано в трехмесячный срок разработать методику определения тарифов по методу предельного ценобразования. Тарифы на услуги местной телефонной связи дифференцируются по двум категориям потребителей: население и организации, а при повременноц системе оплаты могут дифференцироваться также "по часам суток, дням недели и способам обслуживания". Тарифы пересматриваются ежеквартально до достижения самоокупаемости, а в дальнейшем - при росте себестоимости на 5 и более процентов; изменении ставки рефинансирования ЦБ; принятия нормативных актов, изменяющих размер затрат, относимых на себестоимость или обязательных отчислений и платежей; развития услуг связи и повышения их качества.
Все ссылки на тексты законов и постановлений ведут в базу "Ваше право".

ПЕРСПЕКТИВЫ:

Если тот набор документов, который удалось найти, полный - то получается, что никакие законы, акты Президента или Правительства не требуют, чтобы переход на самоокупаемость происходил именно путем ведения повременки. Повременка - инициатива руководства телефонных компаний, поддерживаемая руководством профильного ведомства - ФСЕМС (затем - МАП).
В Москве в 1999, 2000 и 2001 годах ограничились повышением фиксированной абонентской платы (причем в 2000 - без согласия Правительства Москвы). Удастся ли и дальше не менять систему оплаты? Когда повышать цены придется еще раз - многое зависит от того, чьи протесты окажутся громче - противников повременки или противников повышения абонентской платы.
Теоретически МГТС, получив отказ территориального органа МАП, может аппелировать непосредственно к министру, а последний активно приветствует повременку. Но у Мэрии, даже если контрольный пакет акций не поможет, есть свои способы воздействия на МГТС (к примеру, разобраться, почему арендаторы коллекторов платят деньги за аренду МГТСу, а не городу) и есть шансы, что МГТС жаловаться наверх не станет.
Ситуация в стране в целом меняется, причем к худшему: когда ФСЕМС присоединили к МАП, функции установления тарифов перешли к антимонопольным органам и от местных властей перестает что-либо зависеть. МАП, Минсвязь и Связьинвест выступают за введение повременки.
Региональные законодательные органы, скорее всего, могут лишь морально воздействовать на процесс (иногда это получается), т.к. закон относит регулирование тарифов к федеральному ведению. Остается надежда на Госдуму.
Примерные параметры повременки для страны по состоянию на апрель 2000 (25% нынешней абонентской платы + 20 коп/мин, а в Москве и Питере - 10 коп/мин; при этом повременная оплата равна нынешней абонентской ставке при количестве разговоров 10 мин/день) приведены в интервью руководителя Связьинвеста В.Яшина, о котором пишет lenta.ru. В Москве, как сообщает та же lenta.ru планируют сделать бесплатным время с 0.00 до 6.00 - специально для пользователей Интернета.
В начале 2001 года МАП утвердило методику расчета тарифов при повременной оплате на 10 страницах (документ не был обнародован, о некоторых его положениях писал, в частности, Нетоскоп - http://www.netoscope.ru/news/2000/10/30/690.html). Постоянная составляющая оплаты в среднем снизится на 40%, а повременная составит в среднем по России 6 коп/мин.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

а) Монополия, ее владельцы и владельцы владельцев:
В результате приватизации в каждом регионе действует юридически самостоятельная телефонная компания, как правило - одна, именуемая "Связьинформ" или "Электросвязь". Большие (контрольные или около того) пакеты почти всех этих региональных монополистов принадлежат акционерному обществу "Связьинвест" (http://www.svyazinvest.ru/).
  • МГТС. Об МГТС довольно подробно написано на ее собственном сайте http://www.mgts.ru/, с которым, правда, происходят иногда странные вещи. Например, 2 марта 1998 года на этом адресе вместо сайта МГТС вдруг оказалась копия страницы провайдера "ПТТ-Телепорт Москва". Дабы сохранить ценные сведения со "спрятавшегося" сайта МГТС для истории, они были извлечены из cache - и теперь в виде копий лежат здесь. В их числе список акционеров, телефоны филиалов, тарифы для населения, история МГТС, реквизиты. В ночь на 5 марта страницы МГТС вернулись на место. Надолго ли?
    Официальная дата основания МГТС - 1882 год. Основные акционеры МГТС - АО "Связьинвест" и ТНВ "МКНТ", доли которых к началу 1998 года составляли 46,67% к 33,33%, но уже к концу 1998 года - соответственно около 28% и около 60%, таким образом контроль над МГТС перешел от "группы Потанина" к "группе Лужкова и Евтушенкова".
    Генеральный директор МГТС - ЛАГУТИН Владимир Сергеевич
  • АО "Связьинвест". Основной акционер МГТС (к началу 1998 - 46,67%, к концу года - 28%) и других региональных телефонных сетей. Создано в 1994 путем объединения госпакетов акций ранее приватизированных региональных телефонных сетей. С 25 июля 1997 года на четверть (25%+1 акция) принадлежит кипрскому консорциуму Mustcom, объединяющему капиталы ОНЭКСИМ-банка (Владимир Потанин), оффшоров фонда Квантум (Джордж Сорос) и Дойче-банка. В Совете директоров после января 1998 года - 7 представителей государства и 2 представителя от Потанина и Сороса (то сам Потанин с соратником, то А.Цимайло из Медиа-Моста, то два иностранца от Сороса). Остаток неконтрольного пакета (25%-2) планировали продать еще осенью 1998, но не продали до весны 2000, его также собирается купить группа Потанина. Продажу мог бы предотвратить закон о запрете продажи акций стратегических предприятий без согласования с парламентом (Связьинвест значился в списке таких стратегических предприятий), но он был отклонен Президентом, вето которого левой Думой второго созыва (1996-1999) не было преодолено, а Думой путинской не будет преодолено и подавно. Правда, аналогичная норма прошла при принятии Бюджета-2001: ст.100 Бюджета приостанавливает приватизацию предприятий стоимостью свыще 50 млн.МРОТ (5 млрд.руб) до вступления в силу Программы приватизации, утвержденой федеральным законом.
    После приватизации Связьинвест взялся за скупку разрозненных акций региональных компаний с целью превратить свои пакеты акций в контрольные, но где-то (Нижний) эти инициативы блокируются другими акционерами, а кое-где (Москва) Связьинвест теряет и то, что есть.
    Генеральный директор АО Связьинвест - Валерий ЯШИН.
  • Товарищество на вере (ТНВ) Московский комитет по науке и технологиям (МКНТ). ТНВ "МКНТ", владевшее в начале 1998 33,33%, а в конце 1998 - около 60% акций МГТС (уточненная цифра на сентябрь 2000 - 55,62%) - дочернее предприятие одноименного АО, созданного Правительством Москвы в 1993 на базе одноименной же структуры в составе Мэрии. Даже на депутатских слушаниях представителями Мэрии давалась неполная и противоречивая информация о взаимоотношениях между ТНВ МКНТ, ОАО МКНТ и ЗАО МКНТ. К началу 1998 у Правительства Москвы было 40% акций ЗАО МКНТ. А 96,33% акций ОАО "МКНТ и компания" (цифра из Фин.известий за 19 мая 1998) принадлежат холдингу АФК Система (который владеет также контрольными пакетами телефонной компании МТС, Интуриста, Детского мира - всего более 70 предприятий). Во многих из них совладелец - Правительство Москвы. Председатель Совета директоров АО МКНТ Владимир Евтушенков (немного о нем есть здесь) слывет серым кардиналом Ю.М.Лужкова, председательствует в Совете директоров канала "ТВ-Центр" и входит в совет директоров "Газпром-медиа". МКНТ купил 25% акций МГТС в апреле 1995 года на закрытом конкурсе, обязавшись вложить в МГТС 105 млн.долл. инвестиций в течение 3 лет. По данным журнала "Итоги" за 24 марта 1998, президент "Системы" Евгений Новицкий говорил в одном из интервью, "что головная компания холдинга [Система] принадлежит компании "Система-Инвест", а та, в свою очередь, на 40% принадлежит некой инвестиционной фирме из Люксембурга. Остальные акции находятся в собственности Евтушенкова "и других"." "Система" - совладелец ТВЦ, финансирует издательский дом "Метрополис", издающий газеты "Россiя", "Метро", Литературку, контролирующий радио "Говорит Москва".
  • Смена владельца и дальнейшие планы МГТС: По данным газеты "КоммерсантЪ-Daily" на январь 1998, в Совете директоров МГТС было 9 человек, из которых 5 представляли Связьинвест, 3 - "Систему" (в лице МКНТ) и один - финансового консультанта МГТС Гута-банк, который на рубеже 1997/1998 куплен той же "Системой" (в 1999 перешел под контроль Госинкора). Это соотношение изменилось после дополнительной эмиссии акций осенью 1998, которая досталась МКНТ в награду за исполненные инвестиционые обязательства. По мнению МКНТ, эмиссия должна была составить 50% нынешнего капитала - тем самым МКНТ получает контрольный пакет, а доля Связьинвеста падает до 28%. По мнению Связьинвеста, эмиссии должна была предшествовать переоценка капитала, вследствие которой доля МКНТ увеличится не более чем на 1 процент. Любителям оперетточной парадигмы можно предложить трактовку этой коллизии как эпизода глобального противостояния "рыжих" и "лысых". Аполитичным пользователям Интернета интереснее другое - чем отличаются подходы Связьинвеста и МКНТ к тарифной политике. Впрочем, как показывает печальный опыт приватизации "Известий", крупным акционерам верить на слово нельзя.
    21 апреля 1998 председатель ФКЦБ Д.В.Васильев объявил, что комиссия регистрирует эмиссию акций в том виде, в каком ее представляет МКНТ. В тот же день курс акций МГТС упал на 15%.
    После эмиссии Совет директоров МГТС намеревался переоценить фонды, увеличить уставной капитал, провести дробление акций и выйти с ними на мировые биржи.
    26 июня 1998 собрание акционеров избрало новый Совет директоров из 11 человек. Как утверждает газета "Русский телеграф", 5 из них представляли Связьинвест, 4 - МКНТ, а остальные 2 - это генеральный директор В.Лагутин и его первый зам С.Рабовский. Данных о результатах собраний акционеров 1999-2001 годов у автора этого сайта нет.
  • Сорос выжил Потанина. Как сообщил 13 августа 2001 "КоммерсантЪ", Джордж Сорос договорился о выкупе у В.Потанина его доли (или ее части - 10,2%) в консорциуме Mustcom, контролирующем 25%+1 акцию "Связьинвеста", на этих условиях представители "Интерроса" согласились поддержать решение о сохранении консорциума до 2004 года.
  • Лужков продает МГТС? В июле 1998 МКНТ продал от 3,8 до 4,4% акций МГТС ОНЭКСИМ-банку, совладельцу Связьинвеста. На предполагаемое осеннее соотношение капиталов это существенным образом не повияло, у МКНТ останется более 50%, а у Связьинвеста с союзником - более 25. Возможно, эта сделка как-то связана с планами АФК "Система" стать совладельцем Связьинвеста во время второго этапа приватизации последнего - продажи 25%-2 акций, назначенной на осень 1998 года, но до осени 2000 так и не состоявшейся.
    Как утверждает "КоммерсантЪ" за 6 декабря 2000, компания "МКНТ и Ко.", собственник 55,62% акций Московской городской телефонной сети (МГТС), передала 28,67% акций в номинальное владение инвестиционной компании "Олма", у которой они предположительно долго не задержатся. Одновременно сообщается, что акции МГТС, обращающиеся на рынке, активно скупает "Ренесанс-Капитал" Бориса Йордана (группа "Интеррос", совладелец Связьинвеста). До сих пор принадлежность контрольного пакета МГТС финансовой группе Лужкова-Евтушенкова, а не Связьинвесту оставляла надежду, что Лужков, повинуясь электорату, воспрепятствует введению повременки в Москве.
    б) Регулирующие инстанции:
  • Министерство антимонопольной политики РФ (МАП), утверждает тарифы. Министр - Илья ЮЖАНОВ - сторонник повременки. В составе министерства действует Правление по регулированию деятельности субъектов естественных монополий в области связи. До создания МАП (конец 1998) тарифы устанавливала Федеральная служба по по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС) - как пишет "Коммерсант-daily", руководитель службы г-н Горячев много ездил по регионам и уговаривал местные власти побыстрее вводить повременку.
  • Министерство РФ по связи и информатизации, определяет общие направления развития отрасли. Министр - Леонид РЕЙМАН, бывший руководитель Петербургской телефонной сети, сторонник повременки.
  • Правительство Москвы. Утверждало тарифы в период до создания территориальных органов ФСЕМС (до перехода ее функций к МАП).
    в) Участники кампаний протеста:
  • Антиповременочная инициативная группа (официального названия и структуры не имеет) сложилась 20 февраля 2001 на общественных слушаниях по повременке в ГосДуме (читайте о них в Хронике-2001, на питерском сайте и в "Новой газете" N13-2001) и утвердила своими "печатными органами" эту страницу (http://povremenka.da.ru/) и Питерскую страницу: http://www.yabloko.spb.ru/News/act_tema/telefon.htm. На второй встрече 23 февраля группа наметила ближайшие задачи: привлечение новых участников через установление контактов с регионами и общественными организациями; обобщение опыта митинговой и судебной борьбы (для обмена таким опытом в Интернете); поиск способов общественного давления на организации и деятелей, вводящих повременку и тормозящих рассмотрение антиповременочных законопроектов; поиск юридических процедур для преодоления внутридумской волокиты с законопроектами; активизация кампании в Интернете. На третьей встрече 2 апреля 2001 подписано обращение к депутатам (см.выше), договорились провести пикет 19 апреля. От идеи формализации деятельности в виде некоего Антиповременочного комитета в очередной раз отказались. На четвертой встрече 29 января 2002 группа выбрала в качестве самоназвания лозунг "Повременка - стоп!" и договорилась провести митинг 20 февраля - в день второго чтения антиповременочного законопроекта в Думе.
  • Московское молодежное "Яблоко". Организатор ряда антиповременочных митингов. Тел.202-80-72.
  • Союз коммунистической молодежи. Проводил митинг против повременки в 2000 году.
  • Комитет единых действий против ухудшения социально-трудовых прав граждан (Петербург). Тел.(812)252-27-13 (с 15 до 20 часов)
  • Антиповременочная страница А.Г.Голова (сопредседатель Союза потребителей России, экс-депутат ГосДумы от СПб, фракция Яблоко).
  • КонфОП (Конфедерация обществ потребителей) также выступает против введения повременной оплаты, но на сайте об этом не пишет.
  • Антиповременка - межрегиональная сеть с центром в Нижем Новгороде. Задумка хорошая, но не обновляется с 1999 года.
  • "Комитет 20 декабря". Митинги и письма (самая заметная кампания в 1997 году). Страничка не часто обновляется, т.к. организаторы Комитета обитают не в Интернете, а в ФИДО.
  • Московский общественный центр интернет-связей (МОЦИС) - страничка довольно регулярно обновляется, но посвящена не только повременке. На этом сайте можно прочитать материалы полемики представителей МОЦИС с МГТС - по переписке и в живом эфире московского ТВ (1998).
  • "Смерть Интернет в России: 1 января 1998 года" Страничка Михаила Быкова. Одна из первых и в свое время - самая известная антиповременочная страничка. В основном - сбор писем. Давно уже не существует.
  • Антиповременочная страница Библиотеки Максима Мошкова Одноразовое мероприятие.
    г) Третьи лица:
  • Президент РФ
  • Правительство РФ
  • Вице-премьер В.Б.Христенко, курирующий естественные монополии (до него это был Первый вице-премьер Б.Е.Немцов, затем - вице-премьер Н.Е.Аксененко)
  • Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи - готовит к рассмотрению законопроекты, призванные сделать повременку сугубо добровольным явлением.
  • Московская городская Дума, соответственно - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и другие законодательные органы регионов. При активной позиции они могут по меньшей мере оттянуть введение повременки и препятствовать безумному завышению тарифов

    А КАК У ДРУГИХ:

    Во многих регионах России (включая некоторые места Московской области) повременка уже введена. Хотелось бы поставить ссылки на местные тематические сайты, а пока - вот некоторые отрывочные сведения из газет, писем и личных разговоров.
    Сравнения: 16 апреля 1998 "Комерсант" сообщил, что в докладе Госкомсвязи о ходе введения повременки приводятся такие парадоксальные факты. Повременка действует в 21 регионе (включая те, где она применяется только частично). Практически везде повременка оказывается невыгодной операторам ввиду сокращения телефонных звонков. В Кемеровской области трафик снизился на 30%. Псковская ГТС отчиталась об убытках за 1997 год. Придуманный комисией Минсвязи и ГКАП в 1995 году 15-20-минутный лимит практически никем не превышается, т.к. завышен в полтора раза. В Перми 81% клиентов, имевших выбор между повременкой и абонентской платой, предпочли повременку. ФСЕМС разрабатывает новые параметры введения повременки, которые "не разоряли бы операторов".
    23 февраля 2001 Нетоскоп рассказал о результатах введения повременки в Казани и Хабаровске и поведении провайдеров. Там же приведено утверждение министра связи, что доходы операторов связи при повременной оплате повышаются в среднем на 15-20 процентов, потому как 10 процентов населения платит телефонистам значительно больше, чем раньше.
    Московское областное АО "Электросвязь" планировали приватизировать еще в 1998 году - но не приватизировали до 2000. Замминистра госимущества А.Браверман выражал по этому поводу уверенность, что на этот раз (в отличие от предыдущих) государство не продешевит. 22% были выставлены на аукцион со стартовой ценой 305 млн.руб. (49,6 млн.долл.), срок подачи заявок перенесен с 25 июля на 25 сентября 1998 в связи с их отсутствием. Покупка пакета не дает контроля над компанией, т.к. 52,05% акций находятся у Связьинвеста. К апрелю 1998 повременка уже введена в Дубне, Можайске, Троицке, Климовске и Калининграде (ныне - Королев).
    В Питере повременку предполагается ввести с октября 2001. В городе ведется своя кампания против повременки. Дважды против повременки выступало Законодательное Собрание города - в результате его усилий намечавшееся введение повременки откладывалось. На вышеуказанном сайте приведена переписка депутатов ЗакСа с чиновниками, отвечающими за введение повременки.
    В "Мире Интернет" (4-1998) большое интервью гендиректора АО "ПТС" В.Н.Яшина (ныне - гендиректор Связьинвеста). По его словам, повременка действует на 3 станциях: в поселках Коммунар, Сертолово и Ленинском. Абонентская плата ("новыми") - 16 руб, повременка - 10 коп/мин днем и 4 ночью. Кабельная инфраструктура принадлежит нескольким компаниям, и они арендуют участки друг у друга. По статистике гражданин говорит 23 минуты в сутки. ПТС просит повысить тарифы на 25%. ПТС и созданная ею компания "Петерстар" завели свою провайдерскую компанию: Web Plus.
    По данным справочника "Кто есть кто на российском рынке ценных бумаг", выпущенного ЗАО "АК&М", на 01.04.2000 основные акционеры ПТС: ОАО "Связьинвест" - 41,8%, ЗАО "Брансвик Варбург Номиниз" - 19,3%, ЗАО "Банк Кредит Свисс Ферст Бостон АО" - 12,9%. При этом вполне возможно, что "Брансвик Варбург" - номинальный держатель акций, принадлежащих другим владельцам.
    В Хабаровске наступление повременки было отброшено решительной контратакой региональных депутатов и частных лиц, не поленившихся подать в суд. История событий в выдержках из писем тамошнего юриста Дениса Поплавского:
    27 февраля [1998] Законодательной Думой Хабаровского края принято постановление о рекомендациях депутатских слушаний по поводу введения в крае повременной оплаты за телефонные переговоры. Введенная с 30 декабря прошлого года система предусматривает норматив пользования телефонными переговорами в размере абонентской платы для организаций до 480 минут и до 300 минут - для населения. Абонентская плата - для населения - 40 рублей, для организаций - 168 рублей. Сверхнормативная минута разговора оплачивается по ставке 20 копеек. Депутаты усмотрели противоречие в решении краевой комиссии по тарифам в области электрической связи действующему законодательству. Думой предложено отменить названное решение и возместить абонентам затраты, понесенные ими в связи с введением повременной платы за телефонные переговоры.
    ...на очередном заседании Законодательной Думы Хабаровского края 25 марта был заслушан "промежуточный" отчет о ходе исполнения постановления Думы (...). Представитель монополий электрической связи признал отдельные нарушения действующего законодательства, имевшие место при введении системы повременной оплаты телефонных переговоров. В частности, установлено, что (1) решение о введении указанной системы должно было быть оформлено нормативным актом главы администрации края (...) а не краевой комиссии по тарифам в области связи; (2) все потребители должны были в течение трех месяцев до введения системы получать уведомления о времени, затраченном ими лично на телефонные переговоры в предыдущем периоде, и об условных суммах платежей, что в "экспериментальном" порядке было проведено только с пользователями двух-трех станций; (3) постановление правительства допускает введение системы или абонентской платы, или повременной платы за телефонные переговоры, но никак не совмещенной, не комбинированной системы, которая фактически действует в крае, когда в пределах отведенного лимита платят по твердому тарифу, а свыше его - за минуту разговора. Заместитель прокурора края уведомил собравшихся, что в ближайшее время, то есть по прибытии руководителя краевой комиссии из столицы, система, введенная с 30 декабря прошлого года, будет пересмотрена. Что, судя по его словам, совершенно не значает ее однозначной отмены...
    [В июне 1998] после беспрецедентного решения одного из районных судов г.Хабаровска, признавшего несоответствующей действующему законодательству введенную в Хабаровском крае систему повременной оплаты телефонных переговоров по иску какой-то гражданки (документальных свидетельств и подробностей дела у меня пока нет), глава администрации края издал постановление, упраздняющее краевую комиссию по государственному регулированию тарифов на услуги связи, а также все решения, которые были приняты ею по переводу телефонных переговоров на повременную оплату. (...) Решения любых органов по вопросам ценовой политики в предоставлении услуг связи отныне приобретают юридическую силу только с момента их утверждения главой администрации края.
    В Псковской области, как пишут питерские товарищи, повременный тариф составляет (на середину 1998) 60 коп/мин при абонентской плате 28 руб/мес. Есть данные, что в Пскове существуют 2 альтернативных оператора местной связи (повременка - только у одного из них), но не известно действительно ли любой абонент в городе (а тем более - в области) может выбрать, к кому из них подключиться.
    В г.Кемерово повременка существует с лета 1995, бесплатный минимум и 8 коп/мин за превышение. Повременка принесла компании убытки, компенсируемые за счет высокой платы за установку новых телефонов. [Рус.телеграф, 8.VII.98]
    В Татарстане абонентская плата повышена с июля 1998 с 25 до 32 руб., а повременку планировалось ввести в Казани с января 1999. [Рус.телеграф, 8.VII.98] В реальности повременку ввели с декабря 2000 года (пробные счета начали рассылать с сентября).
    14 марта 2001 Верховный Суд Татарстана рассмотрел иск Движения "Правовой Татарстан" к Правительству республики с требованием признать незаконным введение повременки. Суд отказал в иске, это решение было обжаловано в Верховном Суде РФ. Верховный Суд оставил решение без изменения, рассмотрев дело в отсутствие истцов.
    В Самарской области повременка вводится с 1999, к чему 60% телефонных станций технически готовы. [Рус.телеграф, 8.VII.98]
    В Нижегородской области повременка введена с 1 июля 1998. 300 минут - за абонентскую плату (которая с момента введения повременки снижается на 20%), еще 200 минут по льготному тарифу 4 коп/мин, а свыше 500 - 8 коп/мин. По данным телефонной компании, в "верхний" (500-минутный) лимит укладываются 87% абонентов. Нижегородский Связьинформ в значительной мере находится под контролем иностранных акционеров во главе с CS First Boston, заблокировавших предложение Связьинвеста о дополнительной эмиссии акций в его, Связьинвеста, пользу. [Рус.телеграф, Время MN, Эксперт]
    В Астрахани попытка ввести повременную оплату телефонных услуг была предпринята в январе 1998 года (тогда этот вопрос еще относился к компетенции местной исполнительной власти). К противодействию повременке подключился председатель комиссии по законности и правопорядку областного Представительного Собрания (ОПС) Олег Шеин (ныне - депутат ГосДумы). Кампания против повременки продолжалась около месяца и включала: (1) несколько выступлений на сессиях ОПС, привлекших внимание СМИ; (2) публикации в местной печати; (3) круглый стол на местном ТВ; (4) переговоры с губернатором; (5) массовую прозвонку населением своих депутатов и приемной губернатора - активисты кампании развесили по всему городу объявления о предстоящем введении повременки с отрывными "хвостиками", на которых были телефонные номера Связьинформа и приемной губернатора; (6) небольшой пикет около ОПС. Противники повременки в ОПС получили через отдел цен Администрации области сведения о доходах и прибыли местного "Связьинформа". Руководство компании пыталось доказать необходимость повременной оплаты, используя обычные аргументы телефонизации сельской местности и уклоняясь от обсуждения вопроса о том, как расходует имеющиеся средства. Обсуждение имело большой резонанс. В итоге губернатор принял решение не вводить повременную оплату.

    КАК БОРОТЬСЯ:

    Что можно сделать для предотвращения, торможения или отмены повременной оплаты телефона? До сих пор этом деле применяются три способа: кампании протеста, адресованные тем, кто принимает решения о тарифах; контроль за соблюдением действующего законодательства в процедуре введения повременки и судебные иски в случае нарушения; изменение законодательства.
  • Протесты:
    а) Непосредственно в Сети. В Интернете и ФИДО в 1998-1999 гг. несколькими независимыми друг от друга группами велась кампания протеста, в т.ч. размещение баннеров. В 2001 году в Сети наличествуют баннерная кампания и кампания "черных списков" (http://www.cityline.ru/politika/str/povr.html).
    Баннер 100х100 нарисован 2 февраля 2001 (см. в левом верхнем углу этой страницы) и первоначально указывал на эту страницу, а теперь - на http://povremenka.narod.ru/.
    К тем, кто поставил баннер раньше - просьба по возможности перевести стрелку с http://www.cityline.ru/politika/media/telefon.html на http://povremenka.narod.ru/
    б) Митинги. Антиповременочные митинги в Москве проводили: в конце 1997 - начале 1998 Комитет 20 декабря, Московское молодежное "Яблоко"; в 2000 - Союз коммунистической молодежи. Митинг 20 декабря 1997 с сожжением чучела и топтанием телефонных аппаратов широко освещался по ТВ. Митинг "Яблока" 17 февраля 1998 серьезно озаботил Лужкова, который прислал на Пушкинскую площадь объясняться начальника Департамента транспорта и связи.
    в) Сбор подписей и письма в инстанции. Участники кампании в Интернете и ФИДО обращались коллективно и индивидуально к антимонопольным органам, Лужкову, Немцову, требовали, в частности, аудита МГТС и создания различных общественных комиссий при правительствах Москвы и России. Об успешном астраханском опыте см.выше.
  • Привлечение региональных законодательных органов к обсуждению вопроса: Опыт есть в Москве (проведены слушания, показавшие, в том числе участникам от мэрии, слабость аргументации МГТС); в Питере (см.http://www.yabloko.spb.ru/News/act_tema/telefon.htm); в Хабаровске; в Иваново.
  • Суды: Тщательный контроль (обычно - с помощью законодательных органов) за соблюдением действующей процедуры введения повременки чаще всего показывает, что процедура хоть где-нибудь да нарушена - и решение о введении повременки удается оспорить. Этот способ удачно применен в Хабаровске - см.выше.
  • Законодательный барьер повременке может быть установлен только на всероссийском уровне. И первый шаг к этому сделан.

    Депутаты ГосДумы - авторы антиповременочных законопроектов

    С.Ю.Глазьев
    (КПРФ)
    Ю.М.Нестеров
    (II соз., Яблоко)
    О.В.Шеин
    (Регионы России)
    П.Б.Шелищ
    (Яблоко)
    А.В.Шишлов
    (Яблоко)


    В 1998-2000 гг. в Думу внесены 4 законопроекта, которые ставят обязательным условием введения повременки либо согласие самого абонента, либо наличие конкуренции на местном рынке телефонной связи. Кроме того, внесены еще 2 законопроекта (1 потом отозван) о регулировании рынка местной телефонной связи, ничего не меняющие в вопросе повременки. Все 6 (ныне 5) законопроектов считаются альтернативными и будут рассмотрены Думой одновременно. Тексты проектов см.отдельно.
    Законодательное Собрание Омской области еще 19 февраля 1998 внесло в Государственную Думу законопроект, по которому оператор сети может перевести абонента на повременку только с его личного согласия, да еще и должен снабдить его домашним счетчиком времени.
    В марте 1998 депутаты Нестеров и Шишлов (Яблоко, СПБ) внесли более пространный проект закона, оформленного не как поправка к Закону о связи, а как самостоятельный закон "Об общих принципах регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи и оплаты местных телефонных переговоров". Суть сводится к тому же самому: добровольность и счетчик на дому.
    В апреле 1998 пресса сообщила об аналогичном проекте, внесенном Московской областной Думой - но в Госдуме его так и не увидели.
    В декабре 1998 поправки к закону "О связи" были внесены Калужской областной Думой. Этот проект не затрагивает тему повременки и основная их цель - расширить полномочия регионов в регулировании тарифов и правил оказания услуг связи.
    В том же месяце свой проект поправок к закону "О связи" внесло Правительство. В нем оговаривалось право операторов связи менять систему оплаты в одностороннем порядке с обязательным уведомлением абонента за три месяца. Проект отозван авторами в марте 2000.
    Дума второго созыва (1996-1999) так и не удосужилась рассмотреть проекты. В 2000 году новоизбранный депутат Сергей Глазьев (КПРФ) внес третий законопроект аналогичного содержания - поправку к закону "О связи". Проект практически совпадает с Омским вариантом, но не требует установки счетчиков на дому у абонента. Одновременно Глазьев внес законопроект, запрещающий Правительству и ведомствам регулировать пользование Интернетом своими актами. Полные тексты законопроектов Глазьева и сопровождающих документов можно посмотреть в Либертариуме. В феврале 2001 к С.Глазьеву в качестве соавтора присоединился О.Шеин (Регионы России).
    В июне 2000 четвертый антиповременочный законопроект ("О внесении дополнений в статью 21 Федерального закона "О связи") внес депутат П.Б.Шелищ (Яблоко). В проекте предлагается обеспечить право абонента платить за телефон в рассрочку (до 1 года), ограничить плату за переоформление договора на подключение к местной телефонной связи 1 МРОТ, установить в качестве обязательного условия для введения повременки "наличие конкуренции на соответствующем рынке услуг местной телефонной связи и обеспечение технических условий защиты абонента от несанкционированного использования его абонентского номера".
    Главный возмутитель спокойствия на тему повременки в новой Думе - депутат Олег Шеин из Астрахани (группа "Регионы России", один из лидеров Движения за рабочую партию). 19 мая 2000 он обратился на пленарном заседании к Комитету по энергетике, транспорту и связи с требованием доложить о работе над антиповременочными законопроектами. 1 июня 2000 Комитет распространил бумагу, из которой можно понять, что из 4 существовавших на тот момент законопроектов (Нестерова-Шишлова, Омский, Калужский, Глазьева) Комитет остановился на нестеровском и создал рабочую группу по его доработке (руководитель - депутат-коммунист Л.С.Маевский). Комитет получил необходимый в таких случаях отзыв Правительства на проект Нестерова, заключение Правового управления на проект Правительства, письма двух комитетов Думы и 10 членов рабочей группы. "В ближайшее время планируется провести очередное заседание рабочей группы".
    В программе законодательной работы Думы на осеннюю сессию 2000 года, принятой 8 сентября, все 5 проектов были поставлены на ноябрь. Предварительное обсуждение в Комитете по энергетике, транспорту и связи до конца года так и не состоялось.
    Депутат А.Мельников (Яблоко) в сентябре 2000 в форуме своей партии пообещал выставить в Интернет все 5 проектов и провести сетевую дискуссию на тему, какой из них стоит поддерживать. Впоследствии у него не хватило на это времени, но проекты все же удалось достать и теперь их можно прочитать на этом сайте.
    11 сентября 2000 моя статья о повременке опубликована в Вестях.ру
    14 декабря 2000 по предложению Шеина Дума поручила Комитету по энергетике, транспорту и связи внести на пленарное заседание в январе 5 антиповременочных законопроектов и отчитаться, почему это не было сделано в срок (в ноябре с.г.).
    В плане законопроектных работ Думы на весеннюю сессию 2001 года, принятом 17 января, 5 проектов были поставлены на февраль. Однако в февральский календарь, принятый 25 января, и в мартовский, принятый 22 февраля, законопроекты не были включены, поскольку ответственный Комитет до сих пор не подготовил их к рассмотрению. 6 марта в объяснительной записке на имя вице-спикера Думы Л.К.Слиски председатель Комитета В.С.Катренко (Единство) высказался за рассмотрение проектов в апреле - после парламентских слушаний "О состоянии и перспективах развития российской телекоммуникационной отрасли" (слушания пройдут 2 апреля в 10.00, телефон для аккредитации 292-14-98).
    7 марта О.В.Шеин выступил на Думе за передачу законопроектов из Комитета по энергетике, транспорту и связи (Катренко) в Комитет по экономической политике (Глазьев). Проект постановления по этому вопросу, подписанный 11 депутатами от Рос.Регионов, Яблока, НарДепа, КПРФ и АПГ, был рассмотрен Советом Думы и заволокичен Первым заместителем Прдседателя Думы Л.К.Слиской, однако свою позитивную роль успел сыграть.
    Тем временем, первичная парторганизация КПРФ вынесла выговор руководителю рабочей группы по антиповременочным законопроектам Л.Маевскому, персонально ответственному за тягомотину с их рассмотрением.
    Комитет по энергетике, как явствует из письма его председателя В.С.Катренко (Единство) И.М.Хакамаде от 21.12.2000, предложит Парламентским слушаниям высказаться за отклонение всех 5 законопроектов. Между прочим, на слушаниях голосования никогда не проводятся, а "рекомендации слушаний" формулируются ответственным комитетом с учетом прозвучавших мнений, так что решение слушаний мало зависит от мнений их участников.
    В конце марта Комитет по энергетике, транспорту и связи в очередной раз нарушил свое обещание и не включил антиповременочные законопроекты в календарь работы Думы на апрель, принятый 22 марта.
    Весной 2001 в Сети появился анонимный ПРОповременочный сайт www.povremenka.ru. Зарегистрирован он 25 января 2001 на имя Ростелекома (дочки Связьинвеста). На сайте довольно много новостей и материалов из прессы о ходе введения повременки и аналитика, отражающая позицию инициаторов повременки. Раздел "Документы" пока состоит только из текста Закона "О связи". Есть форум, пока, правда, безлюдный.
    Парламентские слушания "О состоянии и перспективах развития российской телекоммуникационной отрасли" состоялись в Думе 2 апреля. Большинство выступающих так или иначе затронули тему повременки. С обоснованием ее введения выступили министр связи Рейман, замминистра антимонопольной политики Голомолзин, замдиректора МГТС Рабовский. В поддержку повременки выступили вице-губернатор Воронежской области и бывший вице-премьер Мордовии Гришин (ныне - депутат ГосДумы от ОВР). Против - несколько депутатов Думы и представителей общественных организаций (потребителей, инвалидов и др.). В кулуарах состоялась третья встреча антиповременочной инициативной группы. Начато подписание обращения к депутатам (см. на странице "Документы"), договорились о подаче заявки на пикет 19 апреля.
    В апреле-мае Открытое письмо депутатам было подписано представителями трех десятков общественных организаций самого разного поли тического толка.
    11 апреля 2001 депутат Л.С.Маевский наконец-то провел заседание рабочей группы по подготовке антиповременочных законопроектов. Большинство участников заседания - а это были связисты - согласились с идеей отложить введение повременки до демонополизации рынка (если бы еще их действия соответствовали этим словам!) и категорически не согласились с предоставлением абоненту права выбора между повременкой и фиксированной платой.
    Во вторник 17 апреля 2001 законы рассмотрел Комитет по энергетике, транспорту и связи. Комитет предложил Думе все их отклонить. Но важно не это, а то, что после трех лет "маринада" Комитет, наконец, вынес законопроекты на пленарное заседание Думы и предложил рассмотреть их 23 мая. В конце апреля эта дата была зафиксирована в Календаре Дуиы на май.
    Антиповременочные митинги прошли в Москве и Екатеринбурге 19 апреля.
    Основные требования:
    - к Думе: рассмотреть и принять законы, запрещающие переводить абонента на повременку без его согласия
    - к Министерству антимонопольной политики: не давать согласия на введение повременки до появления реальной конкуренции на рынке телефонной связи
    - к Министерству связи и Связьинвесту: не жадничать!
    В Москве митинг состоялся напротив Государственной Думы - у гостиницы "Москва" в 11.00. Присутствовала пара сотен граждан, преимущественно - из сетей ФИДО.
    В тот же день в ГосДуме прошла пресс-конференция депутатов - авторов антиповременочных законопроектов. Отмечен первый промежуточный успех противников повременки - наконец-то назначена дата рассмотрения законопроектов на пленарном заседании. Вероятно, тут сыграла свою роль и шумная подготовка к митингам, и "нависший" над председателем подкомитета по связи Л.С.Маевским проект постановления об отстранении его от подготовки этих законопроектов за бездеятельность. За два дня до митинга с антиповременочным завлением выступило бюро Объединения "Яблоко"
    На Совете Думы 15 мая противникам повременки удалось добиться назначения фиксированного времени рассмотрения законопроектов - 16.00, что не позволило противникам закона поставить его в повестку под каким-нибудь 99-м номером и "не успеть" рассмотреть.
    23 мая 2001 антиповременочные законопроекты были рассмотрены и один из них - Омский - был принят в первом чтении. В среду 23 мая в 16.00 Государственная Дума приступила к рассмотрению антиповременочных законопроектов. Репортаж об этом событии можно прочитать, например, в "Гранях.ру", а самое краткое описание - в Гостевой книге. Авторы трех из пяти проектов сняли свои варианты в пользу Омского. Без четверти шесть при рейтинговом голосовании последний был принят 280 голосами (62,2%), за него голосовало большинство членов всех фракций и групп кроме Единства (голосовало против) и ЛДПР (не голосовала).
    Стенограмму обсуждения можно посмотреть на антиповременочном сайте питерского Яблока, поименные результаты голосования - на сервере большого Яблока (прямая ссылка - в Гостевой книге).
    До конца весенней сессии Думы Комитет не удосужился вынести закон на второе чтение и даже не включил его в первоначальный вариант плана на сентябрь - декабрь 2001. Не без помощи очередного скандала в окончательном вариант плана, принятом 19 сентября, 2-е чтение все же было запланировано - на декабрь. Но в ноябре Комитет опять не включил закон в декабрьский план.
  • На странице "Документы" можно прочитать письмо председателя думского Комитета по энергетике, транспорту и связи В.С.Катренко депутатам (лето 20001). Председатель профильного комитета отказывается от прежней тактики безоговорочного оппонирования проекту (кстати, при голосовании он воздержался в отличие от своей фракции, проголосовавшей против) и предлагает провести широкую общественную дискуссию по проекту и составить компетентное заключение о социальных последствиях введения повременки.
    Под давлением депутатов О.В.Шеина, П.Б.Шелища и А.В.Шишлова в начале яваря законопроект был запланирован на февраль, а в конце января назначена конкретная дата - 20 февраля. К сожалению, в этот же день рассматривается пространный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", так что велика опасность, что рассмотреть антиповременочный закон не успеют.

    КАК СПАСАТЬСЯ:

  • Сама режет, сама давит, сама в клинику везет:
    МГТС, естественно, планирует спасать интернетчиков от самое себя, заключив соглашения с приближенными провайдерами о льготных повременных тарифах. Кто-то из провайдеров уже настолько поверил во введение повременки с июля 1998, что установил свое оборудование на многих АТС.
    В конце 2000 года интернет-пресса сообщала о намерении Минсвязи выдать дочкам Связьинвеста лицензии на предоставление всех видов услуг связи, что поможет им стать провайдерами-монополистами в своих регионах.
  • Неизвестно что:
    Провайдер Arstel обещает, что его пользователи повременку платить не будут, но тайну золотого ключика не раскрывает.
  • Callback:
    После дозвонки провайдер перезванивает Вам, и МГТС считает минуты не Вам, а ему. Это намерен делать, например, провайдер Мегабит-7. Сообщалось также о таком намерении провайдера MTU. Эта система уже работает в России-онлайн.
  • Радиомодем:
    Список городов, где действуют системы беспроводной связи
    Список московских домов, подключенных к Интернету напрямую | И новосибирских
    Программа Интернетхаус московского провайдера Plugcom бесплатно устанавливает в домах, где набирается 12 желающих, радиомодем. Неограниченный доступ за 35 долларов в месяц.
    Провайдер ORC объявил о программе "Коллективный прорыв": то же, что в Интернетхаус, но дороже - 20 человек, $150 с каждого и 40/мес, если локальная сеть в доме уже существует. Если нет - ее проводят за $120/чел.
    Такие же услуги начинают предоставлять в Гласнете (15 квартир, $300+около 50/мес), в Мегабите-7 и в Транс-ТС (не менее 4 чел., расчет для 11 - 350+32 или больше/мес).
    См. также Обзор интернет-услуг от В.Афанасьева
  • Кабель:
    ОАО "Московская телекоммуникационная корпорация" (Comcor), принадлежащая Правительству Москвы и все той же "Системе", получила лицензию на 1 млн. подключений к своей сети и уже построила фрагмент сети на 30 тыс.абонентов в Хамовниках. До дома идет оптоволоконный кабель, по квартирам - обычный. Кабель совмещает в себе телеантенну, радиоточку и возможность подключения к Интернету. По сообщению "Русского телеграфа" за 27 мая 1998, мэрия 26 мая утвердила Комкор главным исполнителем заказа на проект создания единой городской телекоммуникационной сети. Мэрия увеличит свою долю в капитале Комкора с 7 до 51% (через допэмиссию) и передаст Комкору в доверительное управление 100% акций Мостелекома (общегородское кабельное ТВ). Председатель Совета директоров Комкора Ю.Припачкин в 1995 году баллотировался в Думу по спискам Партии любителей пива.

    ЕЩЕ ССЫЛКИ:

    Закон города Москвы "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии"
    Несколько антиповременочных сайтов и массу форумов можно найти по запросу "повременка" в Яндексе.
    WWW-форум (временно закрылся "в связи с низкой активностью пользователей")
    Газеты МГТС "Московский телефонист" и "Алло"
    Справка об МГТС из журнала "Эксперт" за 1996 год
    Информация об МГТС по-английски на net.skate.ru
    Стенограмма депутатских слушаний в Мосгордуме, 1998 (МОЦИС).
    Репортаж с тех же слушаний (Л.И. 28.I.1998)
    Страница о повременке на www.provider.net.ru
    Страница об АТС в ipclubе
    Статья в Computerworld 2-98
    Журнал "Спрос" (N 2-98) о правах потребителя услуг телефонной связи
    Архив новостей "Связьинвеста" 2000-2001 (на сайте Кубаньэлектросвязи)
    Rambler's
Top100
    c 11.VI.2000
    Статистика посещений c 11.VI.2000 (по месяцам): 39 / 76 96 229 / 130 163 201; 2001: 187 230 199 / 409 322 143 / 149 165 121 / 117 119 240; 2002: 218 303
    Адрес этой страницы: http://www.cityline.ru/politika/media/telefon.html
    Псевдоним этой страницы: http://povremenka.da.ru/
    © Григорий Белонучкин (diogen@online.ru)