Проектом реформы органов власти СССР в 1988-1990 гг. предполагалось создание Комитетов конституционного надзора, избираемых на 10 лет, во всех государственных образованиях, включая союзные и автономные республики. Комитеты конституционного надзора стали создаваться в некоторых республиках в составе России после выборов в Советы в марте 1990 года. Во многих республиках Верховные Советы сразу же поставили вопрос об учреждении Конституционных судов, первые из которых появились уже в 1991 году.
После принятия в декабре 1993 года новой Конституции, закрепившей полное равенство статуса республик и остальных субъектов Федерации практически по всем вопросам (кроме установления государственного языка), идея создания органов конституционного контроля начала обсуждаться и в других субъектах РФ. Первопроходцем в разработке идеи Уставных судов, как всегда, выступила Свердловская область, известная не только своими юристами, но и тем, что она первой из областей России попыталась добиться осенью 1993 года статуса республики и первой избрала двухпалатный орган законодательной власти.
К весне 1995 года существование Конституционных судов было предусмотрено Конституциями 9 республик и Уставом Свердловской области. В Государственно-правовом управлении Президента РФ критиковали поспешность, которую проявляют регионы в создании конституционных (уставных) судов, считая, что их созданию регионах должно предшествовать установление федеральной судебной системы, в том числе и системы конституционных судов, федеральным конституционным законом. Судьи КС РФ, писавшие статьи на тему конституционного правосудия в регионах, подчеркивали, что конституционный суд по своей природе не может иметь над собой вышестоящего органа, т.к. должен подчиняться исключительно соответствующему Основному закону. Поэтому конституционные (уставные) суды регионов не должны составлять с федеральным КС единую систему.
В мае 1995 в КС состоялся семинар по вопросам деятельности органов конституционного контроля субъектов РФ, в ходе которого председатели КС некоторых республик (Коми, Дагестан) выступили за создание единой системы конституционных судов и федеральное финансирование региональных КС, как дополнительную гарантию их независимости от органов власти регионов. Эта позиция не получила поддержки судей КС РФ и некоторых коллег из регионов. Участники семинара обратились к разработчикам закона о судебной системе с предложением исключить из проекта положение о возможности пересмотра федеральными судами решений органов конституционного контроля регионов.
Материалы о конституционных (уставных) судах субъектов РФ публиковались в ВКС NN 4-1995 и 4-1996, а в КПВО N 3-4-1996 опубликована статья М.А.Митюкова, дающая сравнительный анализ организации и компетенции региональных КС и УС. Митюков выделяет 3 вида органов конституционного контроля в зависимости от их компетенции: сложившиеся под влиянием доктрины Комитетов конституционного надзора (Северная Осетия, Чувашия, Иркутская область); сложившиеся под влиянием прежнего Закона РСФСР о КС (Башкирия, Татарстан, Тыва); сложившиеся под влиянием Конституции РФ 1993 года (остальные).
Процесс принятия уставов краев, областей и автономий продолжается. Как минимум 6 уставов предусматривают создание судебных органов конституционного контроля, а два - надзорных органов. При этом создание уставных судов откладывается переходным положениями уставов до принятия соответствующего федерального законодательства или, как минимум, до подписания договора о разграничении полномочий с Центром. В уставах многих регионов записано, что защита уставов осуществляется судами общей юрисдикции (а, например, в Москве - всеми ветвями власти) и что споры между органами власти передаются в Конституционный Суд РФ.
Принятый в декабре 1996 Федеральный конституционный закон о судебной системе записал, что конституционные (уставные) суды входят в судебную систему РФ, но не относятся к системе федеральных судов, а являются судами субъектов Федерации. Порядок их формирования и деятельности устанавливается законами субъектов Федерации. Конституционным (уставным) судам регионов посвящена статья 27 закона. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может (но не обязан) создаваться субъектом Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов и нормативных актов субъекта Федерации, а также актов местного самоуправления Конституции (Уставу) субъекта и для толкования Конституции (Устава). КС (УС) финансируется из регионального бюджета, избирается и действует в соответствии с законом субъекта Федерации. Решение КС (УС) субъекта Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Закон устанавливает, что ни один суд в РФ не может быть упразднен без передачи вопросов его юрисдикции в компетенцию другого суда.
ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ
К весне 1997 года Конституционные Суды действуют в 7 республиках, еще в 6 республиках создание судебных органов конституционного контроля предусмотрено Конституциями. В двух республиках действует, а в одной - предусмотрен Комитет конституционного надзора. В одной республике конституционный контроль возложен на Верховный Суд. Что касается краев и областей, пока действует только Уставная палата Иркутской области, решения которой имеют консультативное значение.
P.S. "Президент выразил озабоченность, что только в тринадцати из восьмидесяти девяти регионов России созданы конституционные суды. И предложил принять обоюдные меры для исправления ситуации." - С.Ястржембский на брифинге о встрече Б.Н.Ельцина с М.В.Баглаем, 2 июня 1998
Республика Адыгея
Конституция Республики Адыгея принята Законодательным Собранием (Хасэ) - парламентом Республики Адыгея 10 марта 1995
Конституционный закон "О Конституционной палате Републики Адыгея" принят 17 июня 1996.
Число судей - 9 (избираются Государственным Советом - парламентом, по 3 от законодательной, исполнительной и судебной властей, назначаются на 12 лет)
Республика Алтай
Создание КС предусмотрено проектом Конституции, который готовится к принятию в 1997
Число судей - 5 (назначаются на 8 лет)
Республика Башкортостан
Конституция Республики Башкортостан принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993, новая Конституция принята Государственнфм Собранием 3 ноября 2000
Закон о КС принят 27 октября 1992
Конституционный Суд образован 27 марта 1996
Число судей - 7 (назначаются на 10 лет Государственным Собранием - парламентом по представлению Президента)
Председатель - МУКСИНОВ Ирек Шарифович
Адрес: 450101, Уфа, ул.Тукаева, 46, Дом Республики
Телефоны: (347-2)50-65-26, 50-63-63
Республика Бурятия
Конституция Республики Бурятия принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994
Закон о КС принят 25 октября 1994
Конституционный Суд образован 24 января 1995
Число судей - 5 (назначаются на неограниченный срок Народным Хуралом - парламентом по представлению президента)
Председатель - ХЫШИКТУЕВ Олег Валентинович
Адрес (временный): г.Улан-Удэ, ул.Сухэ-Батора, 9, Народный Хурал
Телефоны: (301-22)2-47-42, 2-70-43
Республика Дагестан
Конституция Республики Дагестан принята Конституционным Собранием 26 июля 1994
Закон о КС принят 18 декабря 1991
Конституционный Суд образован 28 декабря 1991
Число судей - 5 (назначаются на 10 лет Народным Собранием - парламентом по представлению Госсовета)
Председатель - ГАДЖИМАГОМЕДОВ Салман Таймасханович
Адрес: 367000, Махачкала, пл.Ленина, 1
Телефоны: (872-0)67-20-69, 67-20-93
Республика Ингушетия
Конституция Республики Ингушетия принята всенародным голосованием 27 февраля 1994
Конституция возлагает конституционый контроль на Верховный Суд республики
Кабардино-Балкарская Республика
Конституция (Основной закон) Кабардино-Балкарской Республики принята Верховным Советом КБАССР 26 мая 1976 (с изменениями, включая внесенные 4 августа 1994)
Закон о КС принят 12 мая 1992
Конституционный Суд образован 18 мая 1993
Число судей - 7 (избираются Советом Республики Парламента по представлению Президента на неограниченный срок)
Председатель - МАИРОВ Юрий Халидович
Адрес: Нальчик, пр.Ленина, 27
Телефоны: (866-22)2-74-56, 2-23-79
Республика Калмыкия
Степное уложение (Основной закон) Республики Калмыкия принято Конституционным Собранием Республики Калмыкия - Хальмг Тангч 5 апреля 1994
Орган конституционного контроля не предусмотрен
Карачаево-Черкесская Республика
Конституция Карачаево-Черкесской Республики принята Народным Собранием (парламентом) 5 марта 1996
Число судей - 5 (избираются на неограниченный срок Государственным Собранием - парламентом по представлению Главы республики)
Председатель - ГАВРЮСОВ Юрий Викторович
Адрес: 167010, Сыктывкар, ул.Ленина, 36
Телефоны: (821-2)4-62-59, 4-73-28
Республика Марий Эл
Конституция Республики Марий Эл принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995
Предусмотрено создание Конституционного Суда
Число судей - 5
Республика Мордовия
Конституция Республики Мордовия принята Конституционным Собранием Республики Мордовия 21 сентября 1995
Орган конституционного контроля не предусмотрен. Толкование Конституции возложено на Государственное Собрание - парламент Республики
Ранее существовавший Конституционный Суд упразднен поправками к Конституции 6 февраля 1994
Республика Саха (Якутия)
Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) принята Верховным Советом 4 апреля 1992 (с изменениями, включая внесенные 20 апреля 1994)
Закон о КС принят 7 февраля 1992
Конституционный Суд образован 20 апреля 1994
Число судей - 7 (назначаются на неограниченный срок Палатой Республики Законодательного Собрания)
Председатель - МИРОНОВ Дмитрий Николаевич
Адрес: Якутск, ул.Кирова, 11
Телефоны: (411-22)43-55-70, 43-55-80
Республика Северная Осетия - Алания
Конституция Республики Северная Осетия (Алания) принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994
Закон о Конституционном надзоре принят 17 апреля 1990
Комитет конституционного надзора образован 26 декабря 1990
Число членов - 5 (избираются парламентом по представлению президента на 10 лет)
Адрес: 362038, Владикавказ, пл.Свободы, 1, Дом Советов
Телефоны: (867-22)3-58-32, 3-36-73
Республика Татарстан
Конституция Республики Татарстан принята Верховным Советом Республики Татарстан 6 ноября 1992 (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1994)
Закон о Конституционном надзоре принят 13 декабря 1990; Закон о Конституционном Суде - 22 декабря 1992
Комитет конституционного надзора образован 15 декабря 1990
Число членов ККН - 6. В КС предусмотрено избрать 8 судей (избираются на неограниченный срок Государственным Советом - парламентом, 4 - по представлению Президента, 4 - по представлению председателя парламента)
Адрес: 420060, Казань, пл.Свободы, 1
Телефоны: (843-2)32-75-55, 39-84-28
Республика Тыва
Конституция (Основной Закон) Республики Тыва принята Верховным Советом Республики Тыва 21 октября 1993
Закон о КС принят 24 декабря 1992 (поправки - 15 февраля 1994)
Конституционный Суд не сформирован
Число судей - 5 (Парламент избирает и освобождает судей - Президент, Председатель парламента и судейское сообщество представляют по 3 кандидатуры; парламент избирает и освобождает председателя КС по предложению членов КС и с согласия Президента; судьи назначаются на 10 лет и складывают полномочия перед вновь избранным парламентом)
Удмуртская Республика
Конституция Удмуртской Республики принята Верховным Советом Удмуртской Республики 7 декабря 1994
Функции контроля за соблюдением Конституции возлагаются на Государственный Совет - парламент. Прежней редакцией Конституции предусматривалось создание КС
Республика Хакасия
Конституция Республики Хакасия принята Верховным Советом Республики Хакасия 25 мая 1995
Создание КС предусмотрено Конституцией
Судьи назначаются Верховным Советом по представлению Председателя Правительства
Конституционный Суд сформирован в феврале 1993, деятельность КС приостановлена в июне 1993, возобновлена в марте 1997.
Число судей - 7 (назначаются парламентом).
Председатель - Ихван ГЕРИХАНОВ.
Чувашская Республика
Конституция (Основной закон) Чувашской Республики принята Верховным Советом Чувашской АССР в 1978 (с изменениями, включая внесенные 24 ноября 1993). Новая Конституция принята 30 ноября 2000.
Конституцией в редакции 1993 года предусмотрено создание Комитета конституционного надзора
Число членов - 7 (избираются парламентом на 10 лет по представлению президента)
Алтайский край
Устав (Основной закон) принят 20 апреля 1995, повторно принят 26 мая 1995, изменения внесены 2 октября 1995 и 25 марта 1996
Конституционный контроль и решение споров о компетенции возложены на краевой суд, но могут быть переданы Уставной судебной палате, образуемой в соответствии с Федеральным конституционным законом о судебной системе
Красноярский край
Устав принят 29 февраля 1996
Уставной суд может быть создан, если это предусмотрено федеральным законодательством
Ставропольский край
Устав (Основной закон) принят 29 сентября 1994
Согласительная палата образуется на паритетных началах Государственной Думой Ставропольского края и губернатором для разрешения споров по вопросам противоречий в законодательстве. Не входит в судебную систему
Воронежская область
Устав (Основной Закон) принят 6 июля 1995, повторно принят 20 июля 1995
Предусмотрено создание Уставного суда
Иркутская область
Устав принят 19 января 1995
Закон об Уставной палате принят 15 марта 1996
Уставная палата - самостоятельный экспертно-консультативный орган, заключения которого имеют рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению органом, в который они направлены
Уставная палата избрана в июле 1996
Число советников - 6 (назначаются на 5 лет законодательным органом по представлению губернатора)
Председатель - СУРКОВ Дмитрий Леонидович
Адрес: 664027, Иркутск, ул.Ленина, 1а, Законодательное Собрание
Телефон: (395-2)24-02-82
Московская область
Устав принят 5 ноября 1996, повторно принят 4 декабря 1996
Уставной суд избирается областной Думой по представлению губернатора
Новосибирская область
Устав принят 6 марта 1996
Предусмотрено создание Уставной судебной палаты
Свердловская область
Устав принят 28 октября 1994
Уставом предусмотрено создание Уставного суда. Судьи назначаются Законодательным Собранием по представлению губернатора в порядке, предусмотренном федеральным законом или по соглашению с органами государственной власти РФ
Томская область
Уставом предусмотрено создание судебного органа конституционного контроля
Тюменская область
Устав принят 15 июня 1995
Уставом предусмотрено создание Судебной палаты после принятия соответствующих федеральных и областных законов. Судебная палата проверяет соответствие нормативных актов области и автономных округов Уставу области и Договорам области с автономными округами
Челябинская область
Устав (Основной Закон) принят 13 апреля 1995
Предсумотрено создание Палаты уставного контроля (5 человек, избираются Законодательным Собранием)
Санкт-Петербург
Уставом предусмотрено создание Уставного суда.
Уставный суд сформирован в сентябре 2000 (7 судей, назначаются Законодательным Собранием). Председатель - Николай Кропачев (избран 20 сентября 2000).
* * *
В находившихся в нашем распоряжении уставах Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Читинской, Ярославской областей, города Москвы, Коми-Пермяцкого, Ненецкого, Усть-Ордынского Бурятского, Ханты-Мансийского, Чукотского, Эвенкийского и Ямало-Ненецкого автономных округов создание органов конституционного контроля не предусмотрено.
Уставами Краснодарского края, Астраханской, Владимирской, Камчатской, Магаданской, Мурманской, Рязанской, Тверской, Томской областей, города Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области, Агинского Бурятского, Корякского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов авторы не располагают. В некоторых из этих регионов уставы до сих пор не приняты.