Дело о проверке конституционности
постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции"
Представители сторон, направивших запросы в КС: от Тульской областной Думы - кандидат юридических наук С.И.Носов и адвокат Ю.С.Пилипенко, от Государственной Думы Ставропольского края - кандидат юридических наук В.А.Черепанов.
Поводом к рассмотрению дела явились запросы Народного Собрания Республики Дагестан, Государственной Думы Ставропольского края и Тульской областной Думы о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 года N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции".
Конституционный Суд установил:
1. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 года установлены лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, за оптовую продажу алкогольной продукции и сбор за обследование предприятий на соответствие требованиям, предъявляемым к производству, розливу, хранению и оптовой продаже алкогольной продукции (пункт 1); размеры указанных трех видов сборов - в процентах от установленного законодательством минимального размера оплаты труда за литр продукции, выпускаемой в соответствии с выделенной квотой (пункт 2); распределение сумм этих сборов (пункт 3); штрафные санкции за безлицензионное осуществление производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции (пункт 8).
2. Оспариваемое постановление Правительства РФ принято, как сказано в его преамбуле, во исполнение Указа Президента РФ от 11 июня 1993 года N 918 "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции".
Федеральный закон от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" закрепил необходимость лицензирования деятельности по производству и обороту (экспорт, импорт, поставки, закупка, оптовая и розничная реализация) этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ и установил разовый сбор за выдачу лицензии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции и размеры этого сбора (статья 6). Другие виды сборов в связи с осуществлением деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции Законом не предусмотрены.
3. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституция РФ относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации и предусматривает, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом Из этих положений вытекает, что федеральные налоги и сборы следует считать "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом
4. Указанные сборы не были установлены надлежащим образом, хотя в ряде федеральных бюджетных законов (о федеральном бюджете на 1995 и 1996 год, о бдждетной классификации) они зафиксированы в качестве одного из источников доходов федерального бюджета. Однако одно лишь перечисление лицензионных сборов в федеральных бюджетных законах нельзя рассматривать как их установление, поскольку эти законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств. Таким образом, установление Правительством РФ лицензионных сборов за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, за оптовую продажу алкогольной продукции и за обследование предприятий на соответствие требованиям, предъявляемым к производству, розливу, хранению и оптовой продаже алкогольной продукции, не соответствует Конституции РФ.
Вместе с тем КС РФ не может не учитывать, что лицензионный сбор, установленный Правительством РФ, является источником доходной части федерального бюджета. В связи с этим немедленное признание оспариваемого постановления Правительства РФ утратившим силу может повлечь неисполнение федерального бюджета в полном объеме и привести к нарушению ряда конституционных прав и свобод граждан.
Конституционный Суд признал оспоренное постановление Правительства РФ не соответствующим Конституции РФ. Постановление Правительства РФ утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления Конституционного Суда.
Постановление Правительства утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного постановления КС.
Признание неконституционным постановления Правительства является основанием для отмены в установленном порядке положений основанных на нем актов.