ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Дело о проверке конституционности
постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1992 года
"О социальной защите населения и об упорядочении регулирования ценообразования на отдельные виды продукции",
постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 3 февраля 1992 года "О Всероссийском агентстве по авторским правам", а также ряда распоряжений Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации

(об актах Президиума Верховного Совета)

Дело рассматривалось 19 марта 1993 года
Постановление N 5-П от 19 марта 1993 года

В заседании участвовали:
Представители группы народных депутатов РФ, направившей ходатайство в КС: Г.И.Задонский и А.Е.Шабад - народные депутаты РФ.
Представитель стороны, принявшей совместное постановление Президиума Верховного Совета и Правительства РФ от 3 февраля 1992 года N 2264-I: С.В.Горбачев - заместитель министра финансов РФ.
Представитель Президиума Верховного Совета РФ как стороны, издавшей рассматриваемые акты, не явился.

Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство группы народных депутатов РФ (А.П.Суркова, П.С.Филиппова, С.Н.Юшенкова, В.В.Волкова, Л.А.Пономарева, Г.С.Бондарева, Г.И.Задонского, Г.П.Якунина, М.М.Молоствова, Н.Т.Якименко, А.Е.Шабада) с требованием признать полностью не соответствующими Конституции РФ перечисленные в нем постановления и распоряжения.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли перечисленные в ходатайстве акты Конституции РФ по содержанию, характеру затронутых в них вопросов, с точки зрения установленного в РФ разделения властей, а также закрепленного Конституцией РФ разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления.

Конституционный Суд установил:
1. 3 февраля 1992 года Президиум ВС РФ и Правительство РФ издали совместное постановление N 2264-I, которым отменялся налог на добавленную стоимость с доходов ряда предприятий общественного питания по продукции собственного производства, а также устанавливалась ставка налога на добавленную стоимость в размере 15 процентов при реализации потребителям ряда основных пищевых продуктов.
Приняв указанное совместное постановление, Президиум Верховного Совета и Правительство РФ вышли за рамки своей компетенции, предусмотренной Конституцией РФ.
Ни Конституция РФ, ни Регламент Верховного Совета РФ, ни действующие законы не наделяют Президиум полномочиями принимать решения по налоговым вопросам, устанавливать ставки налогов, вводить льготы в этой сфере.
Указание на то, что рассматриваемое постановление принято по поручению Верховного Совета РФ, не соответствует Конституции РФ, так как в ней не предусмотрен институт делегирования полномочий на издание актов, имеющих силу закона либо вносящих изменения или дополнения в действующие законы.
Отменить налог, увеличить или снизить его ставку вправе лишь Верховный Совет РФ и только законом, поскольку изменение налогового законодательства подзаконными актами на допускается.
Приняв рассматриваемое совместное постановление, за пределы своих полномочий вышло и Правительство РФ.
Согласно пунктам 1 и 3 части второй статьи 125 Конституции РФ, Правительство осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния, защите прав и свобод граждан. Однако эти меры должны осуществляться в пределах его полномочий, предусмотренных Конституцией РФ и действующим законодательством и в установленных ими формах. В данном случае Правительство вторглось в сферу законодательной власти, чем нарушило установленное Основным Законом разделение властей, превысило свои полномочия.
2. Поскольку Постановлением КС от 28 апреля 1992 года постановление Президиума ВС РФ от 3 февраля 1992 года N 2275-I "О Всероссийском агентстве по авторским правам" признано не соответствующим Конституции РФ, Суд должен отказать в рассмотрении ходатайства в части проверки названного нормативного акта
3. Рассмотрение той части ходатайства, в которой ставится вопрос о проверке конституционности 11 распоряжений Председателя Верховного Совета РФ, 16 распоряжений его Первого заместителя и заместителя, позволяет сделать вывод, что эти акты представляют собой прежде всего форму реализации организационно-распорядительных функций Председателя Верховного Совета в рамках полномочий, очерченных статьей 115 Конституции РФ, часть из которых Председатель может делегировать своим заместителям. Распоряжения не относятся к числу нормативных актов.

Конституционный Суд признал постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 3 февраля 1992 года N 2264-I "О социальной защите населения и об упорядочении регулирования ценообразования на отдельные виды продукции" не соответствующим Конституции РФ.
Суд отказался повторно рассматривать Постановление Президиума ВС РФ N 2275-I, поскольку вынесенное по нему решение сохраняет свою силу.
Суд обратил внимание Верховного Совета, его Президиума, Председателя и его заместителей на выявленные конкретные нарушения Конституции и законов РФ при издании ими ряда постановлений и распоряжений, которые свидетельствуют о том, что сложилась практика произвольного расширения полномочий Президиума и высших должностных лиц Верховного Совета РФ, вторжения в компетенцию законодательной и исполнительной властей.

В принятии решения не участвовали судьи А.Л.Кононов, Т.Г.Морщакова, Ю.Д.Рудкин.

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru