Дело о проверке конституционности
Постановления Совета Министров Российской Федерации от 17 июля 1991 года N403 "О мерах по реализации Распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N1554-I "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года N43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации"
(о целевых чеках)
Дело рассматривалось 9 июня 1992 года
Постановление N 7-П от 9 июня 1992 года
В заседании участвовали:
И.А.Шинкевич - Председатель ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России, направившего ходатайство в КС, В.Г.Харламов - член Президиума ЦК того же профсоюза, Ф.С.Хейфец - Председатель Президиума Московской городской коллегии адвокатов - представитель ЦК того же профсоюза.
Представитель стороны, издавшей нормативные акты, в заседание не явился.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Центрального Комитета Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России.
Аналогичное ходатайство о неконституционности Постановления Правительства РФ от 24 января 1992 года поступило от народного депутата РФ Ю.И.Семукова.
Основанием для рассмотрения явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции России указанные правовые акты по содержанию и характеру затронутых в них вопросов, а также с точки зрения закрепленного статьей 3 Конституции РФ принципа разделения властей и разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ.
Конституционный Суд установил:
Приказом Председателя Правления Сбербанка СССР и Министра торговли СССР 29 июля 1988 года утверждены Правила приема учреждениями Сбербанка СССР целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей. Правила предоставили право работникам, занятым на строительстве и эксплуатации объектов ряда регионов РФ, включая Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль, осуществлять путем перечисления заработной платы целевые вклады в учреждения Сберегательного банка на приобретение легковых автомобилей.
По условиям вкладов накопление этих средств производилось по заявлению работника в течение трех-пяти лет, после чего при наличии суммы, достаточной для оплаты стоимости автомобиля, учреждения Сбербанка обязаны были выдать вкладчику целевой чек. Целевой чек предоставлял право на покупку вне очереди по месту прописки в определенных специализированных магазинах легковых автомобилей обусловленной модели и по установленной цене.
На основании данных Правил возникли многочисленные договорные обязательства между гражданами и государством. В этих обязательствах, регулируемых гражданским законодательством, граждане выступают в качестве кредитора, а государство - должника. Правопреемником и гарантом по указанным обязательствам государства является Правительство России в лице Сбербанка и Министерства торговли РФ.
Постановлением Совета Министров РФ от 17 июля 1991 года перенесено отоваривание чеков БАМа на легковые автомобили в количестве 53,3 тыс.штук со второго полугодия 1991 года на первое полугодие 1992 года.
Перенесение сроков, то есть отсрочка отоваривания целевых чеков, по существу представляет собой одностороннее изменение государством условий исполнения обязательств (мораторий). Эта отсрочка не диктовалась какой-либо чрезвычайной ситуацией, действием непреодолимой силы и другими исключительными обстоятельствами, которые могут служить основанием для объявления моратория и которые могли бы быть использованы для одностороннего перенесения сроков исполнения договорных обязательств. Тем самым были нарушены конституционные права и свободы граждан, в том числе имущественные.
В период действия отсрочки исполнения обязательств указом Президента "О мерах по либерализации цен" было отменено государственное регулирование цен на многие товары народного потребления, включая легковые автомобили.
В результате гражданам, у которых возникло право на покупку легковых автомобилей по целевым вкладам и целевым чекам, был причинен значительный ущерб. Убытки выразились в многократном обесценивании стоимости целевых вкладов и невозможности получения автомобилей по целевым чекам по первоначальной цене.
Признанием этого было Постановление Правительства РФ от 24 января 1992 года. Этим Постановлением была установлена лишь частичная компенсация увеличения стоимости легковых автомобилей, что не отвечает требованиям Закона РФ от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и Гражданского кодекса РСФСР.
Конституционный Суд признал оба рассмотренных правовых акта не соответствующими Конституции РФ.
Решение принято единогласно. В принятии решения не участвовали судьи Т.Г.Морщакова и Ю.Д.Рудкин.