Состав Совета Федерации
"третьего созыва",
сформированного к 1 января 2002
178 мест 174 члена СФ
ВАКАНСИИ:
представитель парламента Чеченской Республики
представитель Законодательного Собрания Ленинградской области
представитель правительства Пензенской области
представитель администрации Ненецкого автономного округа
В соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу 7 августа 2000, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти, избираемые (назначаемые) на срок полномочий делегирующего органа. Двухпалатные законодательные органы регионов избирают представителей поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий. В случае если парламент (палата) формируется по ротации - он (она) избирает представителя на срок полномочий (палата - на половину срока полномочий) однократно избираемых своих депутатов.
Двухпалатные законодательные органы ныне действуют в Республике Адыгея (с 2001), Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Якутии, Тыве (с июня 2002), Свердловской области. До апреля 2002 года двухпалатным было Законодательное Собрание Карелии.
Единого срока полномочий члена Совета Федерации не существует. Состав палаты меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации после очередных выборов. Срок полномочий выборных органов власти и глав администраций не может превышать 5 лет. Из 176 органов власти регионов 4-летний срок полномочий имеют около 130, остальные - 5-летний. Единственный случай, превышающий эти рамки - избрание президента Калмыкии на 7-летний срок в 1995 году - до введения федеральным законом 5-летнего ограничения. Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (N184-фз от 6 октября 1999) продолжительность правления высшего должностного лица региона (главы исполнительной власти) была ограничена двумя сроками подряд. Однако поправками 2001 года было решено начинать отсчет со сроков, начавшихся после октября 1999.
Срок полномочий членов СФ на руководящих постах в палате и ее комитетах также определяется сроком полномочий региональных властей - после переутверждения на новый срок следуют перевыборы соответствующего руководителя палаты или комитета.
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
Членами третьего Совета Федерации избирался (с учетом замен) 201 человек. Двое из них (А.Р.Кох, Ю.И.Скуратов) не успели поработать в парламенте, будучи отозванными до подтверждения полномочий палатой.
В состав III Совета Федерации делегированы (по состоянию на 1 апреля 2003, включая выбывших) 6 народных депутатов СССР (1989-1991), 13 народных депутатов России (1990-1993), 8 депутатов Совета Федерации I созыва (1993-1996), 25 членов СФ второго ("губернаторско-спикерского") состава (1996-2001), 11 депутатов Государственной Думы I созыва, 9 - II созыва. Всего прежний опыт работы в федеральных парламентах имеют 51 (более четверти) из 201 сенатора образца 2000 года.
Среди депутатов, имеющих прежний парламентский стаж - один четырехкратный депутат - Н.И.Кондратенко (СССР, РСФСР, I-II Советы Федерации); 5 трехкратных - Р.С.Аушев (СССР, I-II СФ), Г.Э.Бурбулис (СССР, I-II Думы), Р.Г.Абдулатипов (РСФСР, I СФ, II Дума), М.Е.Николаев и В.Н.Степанов (РСФСР, I-II СФ); 9 двукратных - К.Г.Меремянин (РСФСР, II Дума), В.Д.Черных (РСФСР, II СФ), В.А.Густов, Л.Ю.Рокецкий, В.В.Сударенков (I-II СФ), Б.Н.Третяк (I Дума, II СФ), М.К.Глубоковский, В.К.Гусев, С.Ю.Орлова (I-II Думы).
Дуайеном верхней палаты является В.В.Сударенков - член Совета Федерации с 12 декабря 1993. Остальные 6 сенаторов трех созывов (Р.С.Аушев - до 15 мая 2002, В.А.Густов, Н.И.Кондратенко, М.Е.Николаев, Л.Ю.Рокецкий, В.Н.Степанов) состояли в палате с некоторыми перерывами. Даже сенатский стаж Р.С.Аушева формально прерывался на 10 дней (с 1 по 10 января 2002), хотя на этот период и не пришлось ни одного заседания палаты.
Второе место по непрерывному стажу делили 10 сенаторов, входивших в СФ с момента его формирования по должности 23 января 1996: С.В.Вавилов, В.Е.Вишняков, Л.И.Ковальский, А.А.Козерадский (до 23 апреля 2002), М.А.Михеев, А.В.Назаров, В.А.Озеров, С.Н.Понасов (до 16 мая 2001), В.Н.Устюгов (до 25 сентября 2002), Л.А.Хутанов.
Большинство из 17 членов второго Совета Федерации, оставшихся в палате в новом качестве "назначенцев", представляют в палате те органы власти, которые возглавляли в прошлом созыве (13 - органы законодательной власти, 3 - своих преемников-губернаторов). Исключение составлял бывший глава представительной власти Калининградской области В.Н.Устюгов, который стал представителем губернатора своего региона. Бывший председатель Брянской областной Думы С.Н.Понасов, проиграв выборы в облдуму нового созыва, остался поначалу ее представителем в сенате, но на дополнительных выборах получил областной мандат, вернулся в кресло спикера и сложил полномочия члена Совета Федерации.
В палату вернулись после некоторого перерыва 8 сенаторов II состава: в качестве представителей других регионов - бывшие губернаторы Ленинградской области В.А.Густов и Тюменской области Л.Ю.Рокецкий, а от своих регионов - бывшие главы исполнительной власти Р.С.Аушев, М.Е.Николаев и В.Н.Степанов, бывшие спикеры С.В.Антуфьев, А.В.Артюхов и А.С.Суворов.
Старейшие по возрасту члены третьего Совета Федерации - В.К.Гусев (19 апреля 1932), В.К.Плотников (12 июля 1932), П.С.Федирко (13 сентября 1932), Е.П.Ильюшкин (6 ноября 1936). Самый молодой - И.Ю.Брынцалов (7 июня 1971), затем - Г.В.Ткаченко (22 июля 1970), А.Ю.Воробьев (14 апреля 1970), А.А.Лысяков (10 ноября 1969), М.Г.Кавджарадзе (10 июня 1969).
В Совет Федерации были избраны (назначены) 10 бывших членов Правительства России: Р.Г.Абдулатипов, Г.Э.Бурбулис, А.П.Вавилов, А.С.Гаврин, В.К.Глухих, В.А.Густов, А.Н.Дондуков, А.И.Казаков, А.Р.Кох, В.П.Орлов, 1 член правительства СССР: В.К.Гусев, бывшие председатель Счетной палаты Х.М.Кармоков и аудитор С.П.Опенышев, Генеральный прокурор Ю.И.Скуратов.
Из числа высших руководителей правящих партий в третьем Совете Федерации состоят (состояли) бывший член Политбюро ЦК КП РСФСР В.Н.Степанов, бывший председатель исполкома партии "Единство" С.А.Попов и действующий председатель Генсовета партии "Единая Россия" А.Д.Беспалов.
В Совет Федерации избраны глава совета директоров Николаевского алюминиевого завода (Украина) - Г.В.Ткаченко и бывший начальник генштаба независимой Белоруссии - Н.П.Чуркин.
Среди членов третьего Совета Федерации двое Вавиловых, двое Коробейниковых (родные братья), двое Мироновых (ныне - 1), Петровых, Поповых и Федоровых; Орлов и Орлова.
Список представителей политических партий и финансово-промышленных групп в Совете Федерации см. в отдельном разделе.
СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
И УСЛОВИЯ ИХ ДОСРОЧНОГО ОТЗЫВА
Согласно закону "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" 2000 года член Совета Федерации - представитель законодательного (представительного) органа власти региона избирается этим органом на срок полномочий последнего; в парламенте, формируемом по ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов, а в двухпалатном - поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий. Представитель от исполнительного органа назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) региона на срок его полномочий. При этом парламент региона имеет право наложить вето на назначение кандидата от исполнительной власти двумя третями голосов. Решение губернатора (президента республики) о назначении своего представителя вступает в силу после голосования в законодательном органе.
Представитель в Совете Федерации может быть досрочно отозван органом, его делегировавшим, в том же порядке, в каком он был наделен полномочиями (включая механизм парламентского вето).
Согласно закону полномочия представителя начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения вновь избранного органа власти о назначении (избрании) ему преемника или назначении (избрании) его самого на новый срок. Однако продолжает существовать механизм подтверждения полномочий члена СФ голосованием палаты (ст. 7 Регламента СФ), что уже несколько раз приводило к тому, что реальное наделение члена СФ решающим голосом в палате откладывалось на недели и месяцы (В.Боровик, А.Вавилов), а то и вовсе не происходило (А.Кох).
Поправки к закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" приняты федеральным законом 109-фз от 4 августа 2001, опубликованым и вступившим в силу 6 августа 2001. В новой версии закона полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления о сложении полномочий;
б) избрания на выборную должность в органах государственной власти региона или местного самоуправления, назначения на государственную или муниципальную должность;
в) поступления на государственную или муниципальную службу, в орган управления коммерческой организации, в случае осуществления предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности за исклчением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации;
е) признания члена Совета Федерации недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
ж) признания члена СФ безвестно отсутствующим либо умершим решением суда, вступившим в законную силу;
з) призыва члена СФ на военную службу с его согласия (пункт исключен законом 53-фз от 19 июня 2004);
и) смерти члена Совета Федерации;
к) полномочия члена СФ могут быть досрочно прекращены органом, его избравшим (назначившим).
При этом единственное отличие от статуса депутата Государственной Думы наблюдается в последнем пункте.
Регламент Совета Федерации не воспроизводит этой статьи закона, а содержит отсылку к ней.
Летом 2002 года по инициативе ряда членов Совета Федерации были подготовлены поправки к закону "О статусе...", ограничивающие право регионов отзывать сенаторов. Согласно законопроекту отозвать сенатора по политическим мотивам можно будет только в случае неоднократного невыполнения письменного предписания делегировавшего органа голосовать по какому-либо вопросу тем или иным образом.
Редакция законопроекта, принятая в первом чтении 29 ноября 2002, ограничивает такие поручения исклчительно голосованием по закону, относящемуся к предмету совместного ведения Федерации и регионов, но кроме того позволяет органу, избравшему (назначившему) сенатора, отзываеть его по собственной инициативе или по предложению 1/5 состава СФ за хроническую неявку на заседания или неэтичное поведение.
В ноябре 2001 года осуществился первый прецедент отзыва сенатора еще до подтверждения его полномочий. 19 ноября 2001 Народный Хурал Бурятии избрал в СФ 39 голосами из 56 бывшего Генерального прокурора РФ Ю.И.Скуратова. Президент республики, федеральный инспектор и лидеры четырех фракций пропрезидентского большинства в Государственной Думе призвали депутатов Хурала отменить это решение и найти другую кандидатуру. Назначение было опротестовано прокурором республики по процедурным соображениям (по мнению прокуратуры, федеральный закон требует внесения председателем парламента нескольких кандидатур, а он внес только одну, кандидатура же Скуратова была внесена группой депутатов) и отменено Хуралом 49 голосами 28 ноября 2001. Несостоявшийся сенатор обжаловал второе решение Народного Хурала в суд, заявив, что оно по сути является отзывом, проведенным в ненадлежащей процедуре. Тем не менее ему не удалось восстановиться в сенатской должности.
Избранный 26 февраля 2002 представителем ЗС Ленинградской области Альфред Кох подал в отставку под давлением общественного мнения 28 марта. На двух прошедших за это время пленарных заседаниях палаты Комиссия по Регламенту не вносила его кандидатуру. 23 апреля ЗС приняло отставку Коха и назначило ему преемника.
Шесть сенаторов - Ю.Волков, С.Беков, Ю.Гурдин, В.Сысолятин, Ю.Пономарев и Р.Азимов - были отозваны назначившими их органами досрочно после нескольких месяцев работы в палате. При этом Ю.Волков успел до рассмотрения вопроса палатой получить новое назначение в сенат - от соседнего региона, но менее чем через год был уволен и с этой должности назначившим его губернатором.
Пять сенаторов вышли в отставку добровольно: Р.Аушев - в знак протеста против нежелания палаты создать комиссию по осетино-ингушскому конфликту, Ю.Антарадонов - чтобы освободить место Р.Сафину - и В.Устюгов - в знак протеста против линии Москвы по калининградскому вопросу, А.Беспалов и В.Голубев - в связи с переходом на другую работу.