Совет Федерации
"губернаторско-спикерского" созыва
и Правительство
В течение эпохи Черномырдина активнейшим представителем оппозиции в Совете Федерации был беспартийный аграрий А.А.Суриков, который начиная со второго заседания палаты (февраль 1996) с настойчивостью Катона старшего каждый раз добивался, чтобы Председатель Правительства явился в Совет Федерации и ответил, наконец, как он собирается решать проблему неплатежей.
В результате усилий Сурикова, а также примкнувшего к нему В.Н.Григорьева в повестку дня большинства заседаний включался пункт "Информация Правительства..." ("...о посевной кампании", "...о подготовке к зиме", "...о кризисе неплатежей" и т.п.), по которым выступали вначале заместители министров, затем министры, вице-премьеры, первые вице-премьеры.
Осенью 1996 года Совет Федерации по настоянию А.А.Сурикова и ряда других сенаторов открыл XI заседание досрочно - 8 октября. Заслушав Председателя Правительства Черномырдина, Совет Федерации принял постановление "О социально-экономическом положении в Российской Федерации...", которым предложил Правительству принять неотложные меры по ликвидации задолженности по зарплате и пенсиям, восстановлению платежеспособности предприятий и т.п. Совет Федерации сформировал рабочую группу для взаимодействия с Правительством по этим вопросам в составе: К.А.Титов (руководитель), С.В.Антуфьев, А.В.Глушенков, А.И.Забейворота, В.М.Зубов, Н.И.Меркушкин, Ю.А.Ножиков, Е.С.Сапиро, В.В.Сударенков, А.А.Суриков, Г.Т.Хрипель.
На XII заседании (13-14 ноября 1996) Совет Федерации принял еще одно постановление, потребовав от Правительства чрезвычайных мер, а на XIII (4-5 декабря), не дождавшись приболевшего премьера, решил собраться через 5 дней на внеочередное заседание, чтобы его заслушать.
На второй день XIII заседания Совета Федерации, 5 декабря 1996 года, председатель Законодательного Собрания Омской области В.А.Варнавский, посчитав, что практика принятия обращений к Правительству и выслушивания очередных обещаний выплатить долги себя исчерпала, предложил обратиться к Государственной Думе с предложением рассмотреть вопрос об отставке Правительства. Несмотря на уговоры коллег, он добился постановки своего предложения на голосование. Результаты были следующими: за - 38 (21.3%), против - 46 (25.8%), воздержались - 14 (7.9%).
После этого было решено заслушать премьер-министра на специальном чрезвычайном заседании 10 декабря. По итогам обсуждения было внесено два проекта постановления Совета Федерации - от имени Комитета по бюджету (К.А.Титов) - более умеренное, и от части Комитета по делам Федерации (В.Е.Вишняков) - более радикальное. За вариант Титова проголосовал 41 сенатор, за вариант Вишнякова - 99. В результате принято (103 голосами) постановление на основе проекта Вишнякова, в котором Совет Федерации принял к сведению обещание Черномырдина погасить задолженность: по зарплате - в декабре 1996, по пенсиям - в первом квартале 1997 года; предложил Правительству предоставить субъектам Федерации гарантии для получения кредитов в коммерческих банков на финансирование расходов защищенных статей бюджета; ликвидировать задолженность по трансфертам в декабре, а задолженность Пенсионному фонду - путем включения соответствующей статьи в проект бюджета-97. Президенту Совет Федерации предложил предпринять радикальные меры, обеспечивающие более эффективную работу Правительства.
На XV заседании 25 декабря 1996 по предложению В.Н.Григорьева и В.А.Варнавского вопрос об информации Правительства о выплатах пенсий и зарплат был снова включен в повестку дня 94 голосами против 21 при 5 воздержавшихся. После обеда К.Титов предлагал снять вопрос с рассмотрения, поскольку завтра на ВЧК Президент разберется со всеми виновными. Председатель Е.Строев сказал, что проголосует предложение Титова позже, и до конца дня так этого и не сделал. С информацией Правительства выступил 26 декабря новоназначенный полномочный представитель Правительства в Совете Федерации А.П.Козлов, сказавший, что заседающая одновременно ВЧК решает эти вопросы. Е.Строев предложил снять вопрос с обсуждения, сославшись на то, что "по некоторым данным Барчука освободят от работы", но предложение получило лишь 67 голосов. После 20-минутного обсуждения, в ходе которого сенаторы выступили против "жертвоприношений" и за принятие постановления, призывающего Правительство предоставить Пенсионному фонду гарантии для кредита в Сбербанке (Суриков), предписывающего провести парламентские слушания (Немцов) или как минимум - констатирующего неисполнение Правительством обещаний (Сударенков), Строев снова предложил рассмотреть вопрос в комплексе на следующем заседании, предложение получило 77 голосов. Тогда председатель предложил принять в качестве "мирного варианта выхода из положения" постановление, "где в первой части дадим оценку, а во второй - поручим подготовить и провести парламентские слушания". Голосовался не конкретный текст, а поручение выработать такое постановление Комитету по экономической политике с участием комитета по бюджету и сенаторов Сударенкова и Варнавского. Решение принято 100 голосами и на этом сессия была закрыта. Появившийся впоследствии текст постановления оценок не содержал и говорил о необходимости рассмотрения мер по выплате пенсий и зарплат в комплексе с бюджетом-97 и Среднесрочной программой Правительства, а также о парламентских слушаниях.
На XVI заседании 22 января 1997В.А.Варнавский снова предложил включить в повестку дня информацию Правительства о выплатах пенсий и зарплат. Несмотря на настойчивые требования Варнавского, Е.С.Строев поставил вопрос на голосование в своей формулировке: заслушать отчет Правительства 23 января на парламентских слушаниях, то есть вне пленарного заседания, что и было поддержано 92 голосами. В ответ А.А.Суриков предложил больше на заседания не собираться, т.к. председатель все равно решает все вопросы единолично.
На XVII заседании 12 февраля 1997 министр финансов А.Я.Лившиц представил Совету Федерации закон о бюджете на 1997 год. Выступавший с содокладом председатель бюджетного комитетаК.А.Титов предложил одобрить бюджет "вместе с постановлением, в котором излагаются все наши беды, горести и печали". В прениях выступили остальные 10 председателей комитетов, 8 из которых предложили бюджет одобрить (при этом каждый высказал Правительству свои предложения и многие попросили Правительство дать некоторые гарантии до голосования). А.П.Сычев сообщил, что Комитет по делам Федерации считает, что в таком виде закон одобрять нельзя. Комитет по экономической политике, по словам Е.С.Сапиро, не принял однозначного решения и члены его будут определяться по итогам обсуждения. Успел выступить также Н.И.Кондратенко, пообещавший проголосовать за бюджет, если Правительство пообещает ему выплатить краю задолженность по трансфертам. После выступления В.С.Черномырдина закон был одобрен 120 голосами (67,4%), беды, горести и печали решено обобщить позже в отдельном постановлении, а не в пакете с бюджетом, как предполагалось сначала.
XVIII заседание 5 марта 1997 вновь посетил премьер с целью представить от имени Президента кандидатуру на пост судьи Конституционного Суда. С политическим заявлением выступил Н.В.Севрюгин, завершающий свою избирательную кампанию в области. Он пригрозил, если до конца недели не будет погашена задолженность перед его регионом по всем выплатам, прекратить перечисление налогов в центр и ввести монополию на продажу алкоголя. Предложение рассмотреть вопрос о недоверии Правительству, которого ожидали от Севрюгина средства массовой информации, он не внес. Е.С.Савченко предложил заслушать премьера по вопросу обеспечения весенних полевых работ, а В.Н.Григорьев - о выплате зарплат и пенсий. По предложению Е.С.Строева Совет Федерации решил заслушать информацию В.С.Черномырдина, а вопрос о бюджетном постановлении, оставшийся незавершенным с предыдущего заседания, обсудить в присутствии премьера, что и было сделано. В итоге Совет Федерации принял постановление "О мерах, необходимых для исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год", содержащее рекомендации Правительству на четырех страницах. В частности, Правительству предложено внести проект изменений к принятому бюджету, уменьшающих финансовую нагрузку на бюджеты регионов.
На XIX заседании 16 апреля 1997 первым выступил В.Н.Григорьев, предложивший вынести на следующее заседание вопрос "О роли государства в становлении рыночной экономики", чтобы констатировать, что "попытка построения либерально-демократического государства западного образца не удалась" и договориться о новой общероссийской экономической политике. А.А.Суриков, как всегда, предложил заслушать информацию Правительства о мерах по стабилизации социальной сферы и пенсионного обеспечения. А.Г.Назарчук - рассмотреть вопрос о критической ситуации в агропромышленном комплексе, а также "распространить среди членов Совета Федерации исповедь алтайского подпольного производителя водки и заслушать информацию о том, кому пришла в голову мысль еще больше увеличить на нее цену, и выяснить, на кого работают люди, которые внесли такое предложение. Председательствующий (Е.С.Строев): Да все на ту же мафию, на кого же еще.Строев поддержал вывод Григорьева о необходимости корректировки курса реформ и поставил на голосование его предложение, которое было принято 140 голосами при 1 против и 1 воздержавшемся. Президент Татарстана М.Шаймиев долго убеждал Строева, что доклад по этому вопросу должен готовить Председатель Совета Федерации, поскольку программу Правительства "мы уже слушали". Вместо предложенной Суриковым информации Правительства Строев
предложил заслушать по вопросу неплатежей информацию комитетов Совета Федерации, "а если это нас не удовлетворит, то выйдем на вышестоящие органы. Думаю, возражать не будете? Раз молчите, значит согласие есть. А.А.Суриков: Нет согласия, Егор Семенович. Я вносил предложение, и не один я. Председательствующий: В сотый раз будем слушать вопрос. Пустая затея". Предложение Сурикова набрало 110 голосов при 20 против и 4 воздержавшихся. Предложение Назарчука - 132 при 3 воздержавшихся. На следующий день о состоянии АПК доложил министр сельского хозяйства В.Н.Хлыстун (квинтэссенция его выступления - "Можно меня здесь уничтожить. Но я делаю максимум того, что могу."), о социальных выплатах - первый вице-премьер А.Б.Чубайс. Именно в этой речи Чубайс констатировал исполнение бюджета на 56.6% по доходам и на 62.8% по расходам и произнес слово "секвестр [бюджета]", ставшее основным политическим сюжетом II квартала 1997 года. Там же Чубайс сообщил о намерении Правительства брать в залог активы предприятий-должников, что, кстати, тоже именуется словами "[налагать] секвестр". По аграрному вопросу палата приняла постановление, рекомендовавшее Правительству, в частности, срочно разработать порядок предоставления гарантий Минфина региональным коммерческим банкам под сельхозработы. Суриков предложил принять постановление и по докладу Чубайса, но настаивать не стал.
На XX заседании 14 мая 1997В.Н.Григорьев, А.А.Суриков и А.А.Волков настаивали на включение в повестку в соответствии с решением предыдущего заседания вопроса "О роли государства ...", но их предложение получило лишь 63 голоса (35,4%) при 53 против и 9 воздержавшихся. Большинством в 118 голосов против 2 при 1 воздержавшемся палата поддержала предложение Е.С.Сапиро, К.А.Титова и Е.С.Строева перенести вопрос на следующее заседание.
XXI заседание 10 июня 1997 обсудило вопрос "О неотложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики". С содокладами выступили первый вице-премьер А.Б.Чубайс и академик-секретарь Отделения экономики РАН Д.С.Львов. По итогам обсуждения палата приняла постановление на 7 страницах.
На XXIII заседании 24 сентября 1997 В.Н.Федоткин предлагал рассмотреть обращение, подписанное большинством (233) депутатов Государственной Думы, в котором депутаты Думы просили Совет Федерации поддержать предложение о созыве "круглого стола". Предложение было внесено уже после принятия решения о повестке дня. На голосование был поставлен вопрос о возвращении к обсуждению повестки дня. Предложение получило 50 голосов при 54 против, таким образом Совет Федерации не стал обсуждать вопроса о "круглом столе".
На XXIV заседании 15 октября 1997 "Обращение 233-х" было рассмотрено Советом Федерации и принято ответное Обращение к Думе. А.В.Назаров предложил призвать Думу отказаться от выражения недоверия Правительству, но представлявший проект А.П.Сычев сказал, что это не входит в компетенцию Совета Федерации. Принято обращение в поддержку созыва "круглого стола".
На XXVI-XXVII заседаниях оппозиция довольно миролюбиво ставила вопрос о форме участия Совета Федерации в намеченных заседаниях "круглого стола", который, как тогда представлялось, должен был превратиться в место реального согласования и принятия ключевых политических и экономических решений. В действительности из трех заседаний "круглого стола", намеченных на ноябрь - декабрь 1997, состоялось только одно - по аграрному вопросу 26 декабря 1997.
На XXXI заседании 1 апреля 1998, после отставки Правительства В.С.Черномырдина и внесения в Думу кандидатуры С.В.Кириенко, Совет Федерации принял обращение к Президенту РФ с предложением "созвать в ближайшие дни "круглый стол" ... для выработки программы вывода страны из кризиса. В тот же день аналогичное обращение приняла Государственная Дума. С.В.Кириенко выступил на заседании с изложением основных положений своей премьерской программы. "Круглый стол" был созван 7 апреля, что никак не повлияло на прохождение кандидатуры Кириенко, которая была 10 апреля впервые провалена Думой. 17 апреля кандидатура снова была отклонена.
На XXXII заседании 22 апреля 1998 Совет Федерации снова заслушал Кириенко и обратился к Думе (по предложению Е.И.Наздратенко) с призывом утвердить предложенную Президентом кандидатуру, а к Президенту - при формировании Правительства "максимально учитывать мнение Федерального Собрания". 24 апреля Дума утвердила Кириенко премьером.
На XXXIII заседании 20 мая 1998 по предложению В.Н.Григорьева заслушаны по поводу задолженности по зарплатам и пенсиям вице-премьер Б.Е.Немцов и замминистра финансов И.П.Молчанов. Принято (126 - за, 1 - против, 1 - воздержался) постановление о проведении совмместного заседания палат парламента с приглашением на него Президента РФ. В тот же день постановление о совместном заседании приняла Дума. Однако, когда постановление Совета Федерации было опубликовано, в нем не оказалось упоминания о совместном заседании, а предлагалось провести внеочередное заседание одной палаты - Совета Федерации - для обсуждения ситуации в стране с приглашением Президента.
На XXXIV заседании 10 июня 1998 В.Н.Григорьев снова поднял вопросы о задолженности по зарплатам и пенсиям и предложил не расходиться до получения внятных ответов Правительства на эти вопросы. Заслушаны вице-премьер В.Б.Христенко, министр финансов М.М.Задорнов и председатель правления Пенсионного фонда В.В.Барчук. Принято постановление, рекомендующее Правительству рассчитаться с долгами.
На XXXV заседании 9 - 10 июля 1998 А.А.Суриков предложил исключить из повестки дня вопрос "О ходе реализации программы стабилизационных мер" и заменить его вопросом о выплате задолженностей по зарплате и пенсиям. Председатель Е.С.Строев поставил предложение на голосование в редакции "Кто за то, чтобы С.В.Кириенко начал сообщение с вопроса об исполнении постановления о выплате заработной платы, пенсий, детских пособий и отпускных учителям", и оно прошло 137 голосами при отсутствии против и воздержавшихся. Совет Федерации рассмотрел вопрос "О программе стабилизации экономики и финансов Правительства Российской Федерации" (принятой Правительством 23 июня 1998), заслушал С.В.Кириенко и М.М.Задорнова и принял постановление с приложением 40-страничных "Предложений Совета Федерации ФС РФ по выводу страны из экономического кризиса и переходу к устойчивому экономическому росту". Среди предложенных антикризисных мер: госмонополия на алкоголь; перечисление всей прибыли Центробанка в федеральный бюджет; введение налога на ввоз валюты; замена акцизов на энергоносители экспортными пошлинами и рентными платежами; ограничение импорта; временная национализация неплатежеспособных стратегических предприятий; реструктуризация ГКО и введение жестких механизмов "правовой ответственности за создание "финансовых пирамид", включая государственные, как особо опасную форму мошенничества"; обеспечение недискриминационного доступа к энергосетям; перенесение тяжести налогов с доходов производства на рентные платежи, акцизы (на социально вредные товары, а не на энергоносители) и потребление. На вопрос В.Н.Григорьева о внеочередном заседании палаты (по решению от 20 мая) Е.С.Строев ответил, что внеочередное заседание состоится, но позже.
На XXXVI заседании 17 июля 1998 А.А.Суриков и С.Н.Понасов от имени нескольких десятков членов СФ, подписавших соответствующее обращение, потребовали от средств массовой информации опровергнуть утверждение, будто бы Совет Федерации на прошлом заседании поддержал стабилизационную программу Правительства Кириенко. С информацией "о социально-экономической ситуации в стране" выступили С.В.Кириенко, М.М.Задорнов и министр сельского хозйства В.А.Семенов. В заключение заседания Е.С.Строев под аплодисменты выразил уверенность, что сотрудничество палаты с Правительством Кириенко будет продолжаться. Однако продолжалось оно недолго.
На XXXVII (внеочередном) заседании, собравшемся в период черномырдинского междувластия (после отставки Правительства Кириенко) - 4 сентября 1998 - Совет Федерации принял постановление "О социально-экономической ситуации в стране", в котором выступил за внесение в Конституцию поправок о подконтрольности Правительства Федеральному Собранию и наделении Федерального Собрания полномочиями Конституционного Собрания; поддержал заявление трехсторонней комиссии Правительство - Дума - Совет Федерации об основных направлениях социально-экономической политики; назвал недопустимым возобновление "монетаристского" курса, в том числе использование "валютного правления"; рекомендовал Президенту принять меры по укреплению кадрового состава Правительства и Центробанка, исключающие возможность роспуска Думы; поручил Председателю Совета Федерации подписать Политическое соглашение между Президентом, Советом Федерации, Думой и Правительством. Со второй попытки (в первый раз - за 74, против 17, воздержались 7; во второй - за 91, против 17, воздержались 6) Совет Федерации проголосовал в поддержку кандидатуры В.С.Черномырдина на пост Председателя Правительства.
На XXXVIII заседании 15 октября 1998 Совет Федерации заслушал премьер-министра Е.М.Примакова, председателя Центробанка В.В.Геращенко и министра финансов М.М.Задорнова и принял постановление "О социально-экономической ситуации в РФ и неотложных мерах по выводу страны из кризиса". Постановлением создана Временная комиссия по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства и Центробанка от 17 августа 1998.
На XXXIX заседании 12 ноября 1998 по предложению В.Г.Никологорского и И.П.Склярова заслушан министр финансов М.М.Задорнов по вопросу о задолженности по зарплате. Принято 85 голосами против 48 (как процедурное) решение о проведении внечередного заседания палаты по вопросу "О правительственной программе по выходу страны из кризиса". В конце заседания выяснилось, что Е.М.Примаков на следующей неделе занят, поэтому решили рассмотреть указанный вопрос на следующем очередном заседании.
На XL заседании 2 декабря 1998 заслушаны Е.М.Примаков, первый вице-премьер Ю.Д.Маслюков и В.В.Геращенко. Принято постановление "О мерах Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране". Постановлением создана Временная комиссия по мониторингу и законодательному обеспечению мер по стабилизации социально-экономического положения в стране.
На XLI заседании 23 декабря 1998 инициатором рассмотрения вопроса о задолженностях по зарплатам, пенсиям и пособиям выступил В.М.Кресс. Заслушана информация М.М.Задорнова. 24 декабря принято обращение к Президенту с призывом незамедлительно созвать совещание "четверки" (президент, премьер, спикеры) по вопросу задолженности.
На XLII заседании 27 января 1999 принято 117 голосами предложение В.Н.Федоткина рассмотреть в "Правительственном часе" вопрос о детских пособиях.
На XLIII заседании 17 февраля 1999 о задолженностях доложила В.И.Матвиенко.
На XLIV заседании 17 марта 1999 Совет Федерации поручил своему Председателю подписать Совместное Заявление Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства "Об укреплении гражданского мира и политической стабильности в стране". Заявление не состоялось, т.к. не было поддержано думскими фракциями. И.М.Шабанов внес проект обращения палаты к Президенту в поддержку Е.М.Примакова, но по предложению Л.Ю.Рокецкого и Е.С.Строева проект не стали рассматривать.
19 марта 1999 Государственная Дума приняла постановление "О кампании в средствах массовой информации, направленной на создание препятствий выводу РФ из кризиса", в котором выразила свою поддержку Правительству Примакова и предложила членам Совета Федерации сделать то же самое в региональных СМИ.
На XLVI заседании 21 апреля 1999 вопрос о задолженности по зарплате заслушан по инициативе А.М.Тулеева и Н.К.Максюты. Выступили В.И.Матвиенко, М.М.Задорнов и А.Г.Шаповальянц. И.М.Шабанов и А.А.Суриков вновь предложили принять документ о политической поддержке Е.М.Примакова. За включение вопроса в повестку дня проголосовали 128 человек, против 6, воздержались 0. В проекте вновь предлагалось подписать Договор о политическом согласии ветвей власти. Примаков поблагодарил сенаторов за поддержку, но попросил обращения не принимать. 111 голосами против 2 при 1 воздержавшемся решено направить Президенту и в Государственную Думу протокол обсуждения вопроса.
XLVII (внеочередное) заседание 17-18 мая 1999 созвано по инициативе Рязанской области для обсуждения вопроса "О ситуации, сложившейся в связи с отставкой Правительства Российской Федерации". После обсуждения вопроса постановление по нему решили не принимать (125 - за, 2 - против, 0 - воздержались).
На L заседании 2 июля 1999 принято постановление "Об итогах рассмотрения в Совете Федерации вопроса о путях выхода страны из экономического кризиса". Решено обобщить и направить в Правительство итоги дискуссий на Петербургском экономическом форуме 16-17 июня 1999, научно-практической конференции 26-27 апреля 1999 и выездном заседании Комитета СФ по экономической политике в Нижнем Новгороде 8 июня 1999. 3 июля премьер-министр С.В.Степашин и министр финансов М.М.Касьянов отчитались о задолженностях по зарплате.
На LI-LIV заседаниях в сентябре - декабре 1999 Совет Федерации заслушивал в рамках "Правительственного часа" вице-премьеров и министров по вопросам положения на Северном Кавказе, выплаты пенсий, жилищно-коммунальной реформы, социальной защиты чернобыльцев и т.п. Председатель Правительства В.В.Путин выступал на LIV заседании 22 декабря 1999 по поводу ратификации Договора о создании Союзного государства с Белоруссией.
На LV-LXIII заседаниях в январе - июле 2000 продолжилось заслушивание министров в рамках "Правительственного часа". LVIII заседание 19 апреля 2000 обсудило проект доклада Совета Федерации о бюджетных приоритетах на 2001 год, проект был подготовлен рабочей группой, созданной распоряжением Председателя СФ 20 марта 2000, ей же поручено доработать доклад и отослать его в Правительство.