Ныне действующий Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу 7 августа 2000, сформирован "мягкой ротацией" в ноябре 2000 - декабре 2001 из представителей органов исполнительной и законодательной власти регионов, работающих в Совете Федерации на постоянной основе.
Срок полномочий палаты в целом не ограничен, а срок полномочий каждого из ее членов определяется сроком полномочий представляемого им органа власти региона.
В обиходе Совет Федерации иногда именуют сенатом, а членов Совета Федерации - сенаторами. В "третьем" Совете Федерации такое наименование стало использоваться полуофициально.
Основные полномочия Совета Федерации перечислены в статье 102 Конституции.
Совет Федерации принимает постановления простым большинством голосов от общего числа депутатов (за исключением случаев, когда Конституция предусматривает более высокий кворум).
Законодательные:
Совет Федерации может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон о поправках к Конституции (ст.105, 108 Конституции). Федеральный закон может быть одобрен простым большинством голосов либо пассивным образом - путем нерассмотрения его в 14-дневный срок (ст.105) - однако этот механизм не может быть применен, если закон относится к списку законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации - по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст.106). Законы, одобренные Советом Федерации, передаются на подпись Президенту РФ. Двумя третями (119 голосов) Совет Федерации преодолевает вето Президента; тремя четвертями (134 голоса) - одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции (ст.107, 108).
Кадровые:
отрешение Президента РФ от должности (двумя третями голосов)
назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; утверждение членов Президиума Верховного Суда;
назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, назначение заместителей Генерального прокурора;
назначение двух представителей Совета Федерации в Национальном банковском совете (НБС);
назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
назначение представителей Совета Федерации в Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации;
назначение одного из 15 членов Коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
Прочие:
утверждение изменения границ между субъектами Федерации;
утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
Конституцией РФ (ст.95) установлено, что "В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.". В то же время, переходными положениями Конституции установлено, что "Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года."
Совет Федерации первого созыва состоял из депутатов, избранных по двухмандатным округам в соответствии с "Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году", утвержденным указом Б.Н.Ельцина N1626 от 11 октября 1993 и впоследствии измененным указами N1846 от 6 ноября 1993 и N238 от 4 февраля 1994.
К моменту формирования Совета Федерации "губернаторско-спикерского" созыва 23 января 1996 (по закону 1995 года) более четверти мест в нем - 47 из 178 - досталось главам администраций регионов, назначенным указами Президента РФ. К концу установленного законом срока проведения сплошных выборов (31 декабря 1996) неизбранных губернаторов осталось 6 и лишь к 19 октября 1997 выборы состоялись повсеместно.
В ноябре 2000 - декабре 2001 (по закону 2000 года) руководителей органов власти регионов сменили в составе Совета Федерации представители этих органов, не совмещающие членства в Совете Федерации с другими должностями.
Единого срока полномочий члена Совета Федерации начиная со "второго созыва" (с января 1996) не существует. Состав палаты меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации после очередных выборов. В президентском проекте сенатской реформы 2000 года предполагалась разовая смена состава палаты, но в итоге был принят механизм плавной ротации по мере перевыборов. При этом срок полномочий выборных органов власти и глав администраций не может превышать 5 лет (соответствующая норма федерального закона действует с 1997 года, до вступления ее в силу был избран на 7-летний срок президент Калмыкии). Двухпалатные законодательные органы в 1996-2000 выдвигали в Совет Федерации представителей обеих палат по очереди на половину срока полномочий, с 2000 года эта норма закреплена в законе как императивная. К 2002 году большинство законодательных органов и губернаторов избираются на 4 года, меньшинство - на 5.
Сроки полномочий руководства палаты - председателя, замов, председателей комитетов и их замов привязаны к перевыборам в регионах поправками к Регламенту Совета Федерации от 11 ноября 1999, до этого срок их полномочий не ограничивался.
Впервые орган под названием "Совет Федерации" был создан 17 июля 1990 года при Председателе Верховного Совета РСФСР (Б.Н.Ельцине) и включал председателей Советов всех автономных республик, автономных областей и автономных округов (31 человек) и Председателей некоторых областных, краевых и городских Советов (31 человек). С 30 января 1991 года включал председателей Советов всех 88 (затем - 89) субъектов Федерации. В июле 1991 пост председателя Совета Федерации унаследовал новый глава Верховного Совета Р.И.Хасбулатов.
18 сентября 1993 года Президент Ельцин созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов РФ. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации.
Совет Федерации в качестве верхней палаты парламента создан президентским указом 1400 от 21 сентября 1993 года о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Утвержденное указом "Положение о федеральных органах власти на переходный период" предусматривало, что Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти (президентов республик) каждого субъекта Федерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва (март 1995). Совет Федерации должен был приступить к парламентской функции после избрания новой Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел свое решение: 9 октября 1993 он издал указ о выборах новых представительных органов в регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в Совет Федерации первого созыва по 89 двухмандатным округам.
Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, установила, что в Совет Федерации "входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".
Совет Федерации первого созыва (выборный), в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, был избран непосредственно населением 12 декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января 1996. Председателем Совета Федерации с 13 января 1994 до 23 января 1996 был Владимир Филиппович ШУМЕЙКО.
Конкретный механизм формирования Совета Федерации из представителей органов власти регионов должен был быть установлен федеральным законом. Первый вариант закона (июль 1995) - о прямых альтернативных выборах из числа кандидатов, выдвинутых органами власти региона - был отклонен Президентом. Проект Президента - орган власти избирает представителя из своего состава - не был принят Думой. За неделю до истечения срока полномочий парламента первого созыва, 5 декабря 1995, ввиду цейтнота, Дума приняла, а Президент подписал лаконичный закон, который вступил в силу 13 декабря 1995 и действовал до августа 2000.
В соответствии с этим законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этом закон предписал во всех регионах, где главы администраций назначены указами Президента, провести выборы не позже декабря 1996.
Второй ("губернаторско-спикерский") Совет Федерации сформирован 23 января 1996 на неограниченный срок и заседал 23 января 1996 - 26 декабря 2001. Таким образом, фактический срок его деятельности, с захватом "переходного периода", составил 7 лет. Председателем Совета Федерации с 23 января 1996 до 5 декабря 2001 Егор Семенович СТРОЕВ.
Закон 1995 года о порядке формирования СФ был обжалован в Конституционный Суд обеими палатами парламента. Однако запрос, направленный 9 декабря 1995 Советом Федерации первого созыва, был отозван новым составом палаты на первом же его заседании. Аналогичный запрос новой Государственной Думы был отклонен 10 апреля 1997: КС напомнил, что Дума сама могла бы реализовать свои полномочия по внесению изменений в оспариваемый ею закон, вместо того, чтобы пытаться "с помощью решения КС повлиять на позиции во внутрипарламентской дискуссии, в результате которой должно быть найдено целесообразное и сбалансированное решение".
В Комитете Государственной Думы по законодательству был подготовлен проект закона, заменяющего должностной принцип формирования Совета Федерации выборным. Президент В.В.Путин внес в Думу в мае 2000 свой проект закона о порядке формирования Совета Федерации, предусматривающий замену руководителей органов исполнительной и законодательной власти регионов представителями этих органов. 31 мая 2000 Дума рассмотрела оба проекта и приняла в первом чтении проект Путина. После принятия закона Думой в целом он был отклонен Советом Федерации. После работы согласительной комиссии, созданной по настоянию Думы, Совет Федерации одобрил закон в согласованной редакции. Закон был подписан Президентом 5 августа, опубликован в "Собрании законодательства РФ" и вступил в силу 7 августа 2000.
Переходный период "сосуществования" в сенате губернаторов и спикеров с одной стороны и "назначенцев" с другой продолжался с 7 августа 2000 (дата вступления в силу новго закона о формировании) до 30 января 2002 ("организационное" 81-е заседание). Основные этапы переходного периода: 24 ноября 2000 - получили полномочия первые трое "назначенцев", 10 октября 2001 - переход палаты в режим тотальных поименных голосований, 14 ноября 2001 - число "назначенцев" превысило половину состава сената, 5 декабря 2001 - избрание нового Председателя, 1 января 2002 - прекращены полномочия последних 35 сенаторов "по должности".
Третий Совет Федерации окончательно сформирован к 1 января 2002 на неограниченный срок и заседает в полностью обновленном составе с 16 января 2002 года. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002. Председатель третьего Совета Федерации - Сергей Михайлович МИРОНОВ был избран раньше - 5 декабря 2001 года (переизбран 29 января 2003).
В связи с принятым для переходного периода механизмом плавной ротации трудно твердо обозначить дату, начиная с которой "второй" Совет Федерации превратился в "третий". На функцию такой даты претендуют:
- 7 августа 2000 - дата вступления в силу нового закона "О порядке формирования Совета Федерации" - начало замены сенаторов-"совместителей" "профессионалами";
- 5 декабря 2001 - избрание нового Председателя Совета Федерации;
- 1 января 2002 - прекращение полномочий последних сенаторов "второго созыва";
- 30 января 2002 - формирование новой структуры комитетов и комиссий и избрание их персонального состава.
В отличие от Совета Федерации первого созыва, последующие его составы официально не имеют подобного порядкового номера, т.к. считаются вечными.
15 января 1994 постановлением Совета Федерации утверждено Временное положение об обеспечении деятельности депутатов Совета Федерации ФС РФ. Установлено, что депутату СФ за время осуществления его полномочий в Совете Федерации и его органах выплачивается денежное вознаграждение, исходя из денежного оклада министра РФ, но не ниже среднемесячной зарплаты (дохода) по основному месту работы. Для депутатов установлена также сумма возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, в размере 5 минимальных зарплат (73.100 руб.). Размер денежного вознаграждения руководителей органов СФ определяется Советом Федерации.
На момент принятия постановления оклад федерального министра составлял около 300.000 руб, указом N 204 от 24 января 1994 оклады в органах государственной власти (включая оклад федерального министра) были повышены с 1 января 1994 в 1,9 раза (примерно до 570.000 руб.).
Постановлением от 3 февраля 1994 установлены абсолютные размеры денежного вознаграждения без учета надбавок: Председателя СФ - 422.400 руб., заместителя Председателя СФ - 350.900 руб., председателя комитета (комиссии) - 331.400 руб., заместителя председателя комитета (комиссии) - 312.000 руб., секретаря комитета (комиссии) - 312.000 руб.
Федеральным законом "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (N3-фз от 8 мая 1994) было установлено, что депутату Совета Федерации, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы, выплачивается по его выбору средний заработок по основному месту работы либо денежное вознаграждение депутата Совета Федерации, приравненное к вознаграждению депутата Государственной Думы, которое, в свою очередь, приравнено к окладу федерального министра с учетом надбавок. Сохранено возмещение депутатских расходов в размере 5 минимальных зарплат. Денежное вознаграждение Председателя Совета Федерации приравнено к денежному вознаграждению Председателя Правительства РФ с учетом надбавок.
До конца 1995 года оклады в органах государственной власти еще трижды повышались указами Президента: указом N 1476 от 7 июля 1994 - с 1 июля 1994 в 1,4 раза (примерно до 800.000 руб.); указом N 318 от 31 марта 1995 - с 1 апреля 1995 в 1,3 раза (примерно до 1.035.000 руб.); указом N 879 от 1 сентября 1995 - с 1 сентября 1995 в 1,54 раза (последняя цифра известна точно: 1.591.750 руб.).
В Совете Федерации, сформированном 23 января 1996, освобожденных депутатов не осталось, так что до внесения изменения в закон пришлось создавать временные нормы по поводу сенатских зарплат. 29 марта 1996 были подписаны распоряжения Председателя СФ о размере ежемесячного денежного вознаграждения Председателя и членов СФ, которые в открытой печати не публиковались.
Постановлением от 11 июня 1997 Совет Федерации установил с 1 апреля 1997 зарплату членов СФ, официально именуемую "ежемесячной денежной компенсацией расходов членов СФ, связанных с осуществлением ими конституционных полномочий": Председателю СФ - 80 % от суммы денежного вознаграждения Председателя Правительства РФ, т.е. (после деноминации) 6400 руб., заместителю - 60 % от уровня первого вице-премьера, т.е. 4320 руб., председателю комитета (комиссии) - 60 % от уровня вице-премьера, т.е. 3900 руб., заместителю председателя комитета (комиссии) - 50 % к уровню министра - члена Президиума Правительства, т.е. 3150 руб., члену комитета (комиссии), т.е. рядовому члену СФ - 50 % к уровню федерального министра, т.е. 3000 руб. В тот же день установлен размер фонда оплаты помощников члена СФ - 7,2 млн. рублей в месяц. 5 ноября 1997 в связи с деноминацией утвержден новый размер фонда оплаты помощников с 1 января 1998 - 7200 руб. в месяц. Установленные уровни зарплат членов СФ подтверждены Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ" в редакции от 5 июля 1999.
Указом Президента от 23 августа 1999 оклады министров, а следовательно - и привязанные к ним оклады членов Совета Федерации увеличены в 1,5 раза с 1 сентября 1999.
Постановлением от 22 февраля 2001 Совет Федерации временно, до внесения поправок в закон "О статусе депутата...", установил ежемесячное денежное вознаграждение члена Совета Федерации на постоянной основе в размере 10.800 рублей. Постановлением от 29 июня 2001 Совет Федерации ввел для своих членов на постоянной основе 48-дневный отпуск с выплатой пособия на лечение в размере двух депутатских окладов.
Поправками к закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", принятыми федеральным законом 109-фз от 4 августа 2001, членам Совета Федерации установлено такое же ежемесячное денежное вознаграждение, как и депутатам Государственной Думы - в размере оклада федерального министра, а Председателю Совета Федерации - в размере оклада Председателя Правительства РФ. Таким образом, после повышения окладов указом Президента с 30 июня 2002 года оклад члена Совета Федерации (без учета премий и надбавок) составляет 16.200 руб., а Председателя - 50.400 руб.
Указом Президента от 23 сентября 2003 оклады лиц, занимающих государственные должности, повышены с 1 октября 2003 в 1,11 раза.
Кроме того члену Совета Федерации ежемесячно возмещаются дополнительные расходы, связанные с осуществлением им своих полномочий в размере 5 МРОТ (500 рублей).
Объемы расходов на обеспечение деятельности членов СФ определены постановлением 18-сф от 16 января 2002. Так например, на канцтовары члену Совета Федерации разрешено тратить 900 руб. в квартал, на запчасти и расходные материалы к оргтехнике - 2250, на прочие расходы - 3350. Междугородные разговоры оплачиваются из расчета не более 600 минут в квартал (3 ч. 20 мин. в месяц), пользование транспортом в командировках - 120 руб/час и не более 150 часов в квартал. Международные телефонные разговоры включая страны СНГ сенаторам не оплачиваются.