ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] ДУМА I СОЗЫВА

Регламент и кворум
в Государственной Думе I созыва
(1994-1995)

РЕГЛАМЕНТ

Временный регламент Государственной Думы принимался 11-21 января отдельными блоками. Приняты статьи 1, 5, 8, 11-14, 18-19, 25, 27-43. Сразу же после этого Дума приступила к обсуждению постоянного Регламента.
Регламент Государственной Думы принят в первом чтении 17 февраля 1994, в целом - 25 марта 1994.
В Регламент семь раз вносились поправки.
15 апреля 1994 внесено дополнение в статью 96 (о порядке дачи заключения Правительством по законопроектам); добавлена статья 94-1 (о субъектах права внесения проектов постановлений Государственной Думы).
22 июня 1994 изменена статья 112 (опять о заключении Правительства).
15 июля 1994 дополнена статья 28 (о порядке регистрации фракций и групп) и статья 75 (о подсчете результатов голосования депутатов, забывших электронные карточки).
14 апреля 1995 Дума поправкой к статье 141 лишила фракции права ставить в повестку дня вопрос о недоверии Правительству.
19 апреля 1995 приняты поправки к Регламенту, вытекающие из решения Конституционного Суда об истолковании понятия "общее число депутатов".
9 июня 1995 года Дума приняла поправку к статье 7 Регламента, в соответствии с которой для лишения депутата неприкосновенности требуется отныне не 2/3 голосов, а простое большинство. Прежняя норма противоречила Конституции, т.к. по Конституции Дума принимает решения простым большинством голосов за исключением случаев, прямо предусмотренных в тексте Конституции.
15 ноября 1995 приняты поправки к четырем статьям Регламента: 118 (о порядке создания согласительных комиссий), 202 (о передаче законопроектов следующему составу Думы), 145 и 146. Поправки к статьям 145 и 146 страхуют Думу от возможного роспуска в случае отказа выразить доверие Правительству по просьбе Правительства. Если раньше отсутствие 225 голосов за доверие автоматически означало недоверие, то теперь в этом случае ставится на голосование вопрос о недоверии, и если ни то, ни другое предложение не набирает большинства, вопрос откладывается.
Тексты Положений Временного регламента Государственной Думы опубликованы в "Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации", 1994, N 1, ст.36, 37, 38, 42, 43, 46, 73.
Текст Регламента Государственной Думы опубликован в "Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации", 1994, N 3, ст.160; последующие поправки - в "Ведомостях...", 1994, N 4, ст.202, 203; в "Собрании законодательства Российской Федерации", 1994, N 14, ст.1541, 1544; 1995, N 17, ст.1507, N 18, ст.1613, N 25, ст.2369, N48, ст.4628.

КВОРУМ

В течение первого года работы Думы между Государственной Думой и Президентом сохранялись разногласия по поводу истолкования термина Конституции "общее число депутатов", от которого исчисляется кворум.
Статья 1 Временного регламента Государственной Думы, принятая 13 января, гласила: "... под общим числом депутатов Государственной Думы понимается число избранных в Государственную Думу депутатов", то есть - на тот момент - 444. Президент Ельцин в своем обращении к депутатам от 24 января назвал это толкование "нарушением важнейших положений Конституции" и заявил, ссылаясь на пункт 3 статьи 95 Конституции, что "общим числом депутатов" следует считать число мандатов, то есть 450. "Конституция Российской Федерации не предусматривает наличия палат Федерального собрания, которые состоят из 171 и 444 депутатов, и соответственно решения таких палат не могут признаваться конституционными.", - пишет Ельцин, ставя тем самым под сомнение многие решения палат, в том числе и решение об избрании Председателем Думы И.П.Рыбкина (принятое 223 голосами).
Принимая постоянный Регламент в марте 1994 Дума подтвердила свое толкование понятия "общее число депутатов". Однако в писаном тексте регламента, розданном депутатам 27 апреля, даются разные определения "общего числа депутатов" - 450 и "числа избранных депутатов". Для разных решений предусмотрены разные нормы отсчета большинства. Большинство от избранных депутатов требовалось для избрания Председателя ГД и его заместителей (ст.9, 10 Регламента); для избрания Председателей, заместителей председателей и членов Комитетов (ст.19); для создания согласительных комиссий (ст.118); для назначения Председателя и аудиторов Счетной палаты (ст.153); для назначения и освобождения от должности Председателя Центрального Банка (ст.160, 161); для принятия постановлений во всех случаях, когда Регламентом не установлена другая норма (ст.74). Председатель Комитета по законодательству Владимир Исаков опротестовал этот текст, так как 23 марта при постатейном принятии Регламента в 13 часов 50 минут 251 голосом была принята предложенная Исаковым поправка к статье 90, гласящая: "Общим числом депутатов считается число избранных депутатов". В июне Совет Думы признал текст регламента неаутентичным и поручил его переиздать.
В отчете об исполнении поручений Государственной Думы, розданном депутатам 24 октября 1994 года, о результатах проверки сообщается дословно следующее: "Расследование проведено. Результаты доложены и обсуждены на Совете Государственной Думы. Для исключения подобных инцедентов в составе Комитета по организации работы Государственной Думы создана комиссия по Регламенту (депутат Боков В.А.)."
К началу осенней сессии Регламент был переиздан в прежнем (искаженном) виде и реально при голосованиях Дума продолжала им руководствоваться.
В феврале 1995 года Дума направила в Конституционный Суд запрос о толковании термина "общее число депутатов". Представители Думы отстаивали в Конституционном Суде позицию, согласно которой общим числом депутатов следует считать число реально существующих депутатов, а не мандатов, но Конституционный Суд 12 апреля 1995 принял противоположное решение. Конституционный Суд постановил считать общим числом депутатов число мандатов (450). При этом решения Государственной Думы, принятые ранее в соответствии с иным порядком подведения итогов голосования, пересмотру не подлежат.
19 апреля 1995 Государственная Дума внесла в Регламент поправки, вытекающие из решения Конституционного Суда. Термин "число избранных депутатов" исключен из Регламента и подсчет голосов во всех случаях отныне ведется от цифры 450.

ДЛЯ ПРАВОМОЧНОСТИ ЗАСЕДАНИЯ

Простое большинство от общего числа - 226 (ст.41 Регламента Государственной Думы)

ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Простое большинство от участвующих в голосовании
Для решения процедурных вопросов (ст.74-1 Регламента)

Простое большинство от общего числа - 226
Для принятия федеральных законов (ст.105 Конституции, ст.116, 126, 180 Регламента)
Для принятия постановлений (ст.103 Конституции, ст.74-1 Регламента)
Для выражения недоверия Правительству по инициативе депутатов (ст.143 Регламента)
Для выражения доверия Правительству по инициативе Председателя Правительства (ст.146 Регламента)

3/5 от общего числа - 270
Для созыва Конституционного собрания (ст.135 Конституции, ст.129 Регламента)

2/3 от общего числа - 300
Для принятия федеральных законов, отклоненных Советом Федерации (ст.105 Конституции, ст.122 Регламента)
Для принятия федеральных законов, отклоненных Президентом (ст.107 Конституции, ст.126 Регламента)
Для одобрения федеральных конституционных законов (ст.108 Конституции, ст.116, 131, 132 Регламента)
Для выдвижения обвинения против Президента (ст.93 Конституции, ст.167 Регламента)

  • Регламент и кворум в Думе второго созыва
  • Регламент и кворум в Думе третьего созыва

    "Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1994-1996. Электронная версия, 2000

    © Г.В.Белонучкин, 1994-2000 (diogen@online.ru)