ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]ПРАВИТЕЛЬСТВО

Предложения Г.А.Зюганова о принципах формирования Правительства
(статья в "Советской России" 28 марта 1998)


Надо переломить ситуацию к лучшему

Увольнение правительства В.Черномырдина в отставку может иметь тысячу причин за исключением одной-единственной. А именно той, которая была официально объявлена Б.Н.Ельциным: стремление сформировать более энергичную и работоспособную команду для обеспечения экономического подъема и решения социальных проблем. Подобными пустыми декларациями общество сыто по горло. Министерская чехарда продолжается седьмой год, а воз и ныне там. Всей своей деятельностью президент давно и убедительно доказал, что он не просто не способен создать какую бы то ни было эффективно действующую правительственную команду, но никогда даже и не ставил перед собой такой цели. Задача у него всегда совсем другая - всеми правдами и неправдами сохранить собственную безраздельную власть.
Разве можно верить в серьезность намерений переломить к лучшему ситуацию в народном хозяйстве страны, если с равномерностью маятника повторяется одна и та же нелепая история. Государственный бюджет долго и мучительно согласовывается в парламенте одним составом правительства, на смену которому тут же приходит другой состав, отказывающийся его выполнять. Широко рекламируется энное число "главных дел", назначаются персонально ответственные, которые тут же удаляются (или бегут?) со сцены.
Люди сегодня справедливо говорят, что отставка высших чиновников является не взысканием, а формой ухода и увода его от ответственности за развал работы. И пока эта система всеобщей безответственности процветает, любая смена или перетряска правительства бессмысленна и бесполезна. Представители народно-патриотических сил в Федеральном собрании сделают все возможное, чтобы отчет об исполнении, точнее неисполнении, бюджета за прошлый год все же состоялся и чтобы конкретные виновники были выявлены и понесли наказание.
Еще более бессмысленна и бесполезна смена правительства без смены социально-экономического курса. Президент упорно повторяет, что курс останется неизменным. В обоснование он ссылается на некие "позитивные тенденции" в экономике. Однако это не факты, а плоды статистических манипуляций. Оппозиция располагает надежными доказательствами того, что в пршедшем году произошла не стабилизация, а снижение производства еще почти на четверть. Говорят, что нынешнему курсу нет альтернативы. Неверно, народно-патриотические силы располагают программой преодоления социально-экономической катастрофы и готовы предложить ее обществу.
Смена правительства бессмысленна и бесполезна также без изменения принципов и порядка формирования федеральной исполнительной власти, в условиях практически полного отстранения от этого процесса законодательной ветви власти и сохранения бесправного положения парламента. Когда важнейшие для судеб страны решения келейно готовятся и принимаются одним лицом в окружении лишь ближайших ни за что не ответственных наперсников, добра не жди. Сформированное подобным образом правительство не вправе расчитывать на доверие парламента и общества в целом.
Поэтому мы оцениваем происшедшее как всего лишь формальное удовлетворение президентом требования народно-патритоических сил об отставке правительства. Оно не снимает необходимости продолжения и усиления борьбы трудящихся за свои жизненные права и интересы, за смену курса. Главным политическим лозунгом, с которым коммунисты, все народно-патриотические силы выйдут на митинги протеста 9 апреля, становится теперь лозунг "Даешь правительство народного доверия!".
Что мы понимаем под этими словами? Самое важное - определиться в главном: правительство народного доверия не может быть создано путем простого включения какого-то числа представителей парламентских фракций в кабинет, действующий на прежних принципах и идущий прежним курсом. Такое правительство было бы заведомо недееспособным.
В деле формирования правительства важен не столько персональный состав кабинета, сколько его программа, а также поддержка и утверждение этой программы Федеральным собранием, обеими его палатами. Здесь потребуются особые процедуры, в процессе которых предстоит достичь согласия между ветвями власти по целому ряду принципиальных вопросов.
В первую очередь необходимо признание того, что нынешняя Конституция не выдержала прооверки временем, не соответствует ни демократическим принципам, ни задачам организации эффективного государственного управления в этот сложный период. И это уже прямо или косвенно признано практически всеми субъектами политической жизни. Возникновение таких институтов, как Четверка, Круглый стол, Трехсторонние комиссии по конкретным вопросам свидетельствуют, что назрела и даже перезрела необходимость полноправного участия парламента в формировании правительства и в определении его стратегического курса.
Есть возможность решить эту проблему не авторитарно, а демократическим путем, например за Круглым столом, который мы предлагаем созвать как можно скорее. Конкретный порядок действий представляется нам приблизительно следующим образом.
Президент поручает одному из представителей парламентского большинства сформировать новое правительство, согласовав его персональный состав и программу действий с Федеральным Собранием.
После этого кандидат в премьер-министры выносит на рассмотрение Государственной Думы:
- программу нового правительства с обозначением основных целей и сроков их достижения;
- пакет законопроектов, требующихся для реализации правительственной программы и подлежащих принятию в первоочередном порядке;
- персональный состав нового правительства.
Государственная дума особым своим постановлением принимает эти предложения, то есть:
- рекомендует президенту произвести соответствующие кадровые назначения;
- обязуется немедленно, в первоочередном порядке, принять необходимые законы или внести поправки в действующее законодательство.
Президент подписывает соответствующие указы:
- о кадровых назначениях;
- о порядке и сорках отчета правительства о выполнении возложенных на него обязательств. Отчета как перед президентом, так и перед Федеральным собранием.
Окончательно принятые решения оформляются особым постановлением Совета Федерации, в котором, кроме всего вышеизложенного, определяются обязательства субъектов Федерации по исполнению достигнутых договоренностей.
Понятно, что вышеизложенная схема действий может держаться поначалу не на Конституции, а на доброй воле всех участвующих в ней сторон. Если она себя в основном оправдывает, то неизбежно встанет вопрос о е конституционном закреплении с теми видоизменениями, которые подскажет практика.
Другим, не менее важным предметом обсуждения на Круглом столе должны стать первоочередные меры социально-экономического характера по преодолению кризиса. Главное - помощь реальному сектору экономики, его базовым отраслям, сельскому хозяйству, добывающей и обрабатывающей промышленности. Снижение налогового бремени для отечественных товаропроизводителей всех форм собственности. Восстановление и усиление государственного регулирования производства и внешней торговли. Упорядочение и снижение тарифов на электроэнергию и транспорт. Эффективное управление государственным имуществом и существенное пополнение на этой основе бюджета. Прекращение разбазаривания госсобственности под видом приватизации, восстановление справедливости в этой сфере. Срочная помощь малоимущим, меры по борьбе с нищетой, поддержке семьи, материнства и детства. Защита и восстановление интеллектуального потенциала страны.
Во всех этих вопросах необходима полная ясность, которой пока нет и у самго кандидата в премьеры. Поэтому мы настаиваем, чтобы продолжающий временно исполнять свои обязанности кабинет выступил в Государственной думе с докладом о реальном положении в экономике и социальной сфере.
Хочу еще раз подчеркнуть: Компартия Российской Федерации, Народно-патриотический союз России последовательно выступают за мирный вывод страны из кризиса на основе взаимодействия всех ветвей власти, всех общественно-политических сил, за самое широкое участие в этом процессе субъектов Федерации, промышленников и предпринимателей. Но главное слово скажут, конечно, трудящиеся - рабочий класс, крестьянство, интеллигенция. Творческие силы трудового народа далеко не исчерпаны. Он возродит Россию, если ему не мешать, а помогать. И ради этого политики обязаны проявить добрую волю и ответственность.

Геннадий ЗЮГАНОВ


Советская Россия, N37 (11626), суббота, 28 марта 1998

Правительство России и федеральные органы исполнительной власти. - Структурный справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1995. Электронная версия, 1997-1998

© Г.В.Белонучкин, 1997 (diogen@glasnet.ru)