П О Л И Т И К А [ AUTO | WIN | KOI | LAT | DOS | MAC ]diogen@glasnet.ru

КОММЕНТАРИЙ
ПОВОЛЖСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА (ПИА)
К проекту Федерального закона РФ
"О внесении изменений и дополнений в Закон РФ
"О средствах массовой информации"

(осень 1997)

Комитетом по информационной политике Государственной Думы РФ разработан проект Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О средствах массовой информации". Как явствует из информации, данной в сентябрьском номере за 1997 год международного ежемесячного бюллетеня "Законодательство и практика средств массовой информации" (где был опубликован этот документ), проект выносился на парламентские слушания и обсуждался в Постоянной палате по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ. Негативное отношение к проекту высказали ряд журналистских и общественных организаций.
Эксперты Поволжского информационного агентства предлагают свой комментарий к проекту Закона, приглашая журналистов саратовских СМИ принять участие в обсуждении документа.
1. Самые большие изменения касаются статей закона, устанавливающих правовой статус учредителей и соучредителей СМИ. Вместо них вводится понятие "издатель" и "соиздатель" как собственники СМИ и определяющие идеологию СМИ: именно издатель является обладателем свидетельства о регистрации, направляет работу главного редактора и редакции, либо сам является главным редактором. То есть фактически узаконивается уже существующая практика диктаторства учредителя, финансирующего СМИ. Но самое главное - сводится полностью "на нет" декларируемая нынешним законом самостоятельность редакции, журналистского коллектива, творческая независимость журналистов. Они превращаются в наемных работников, которые обязаны будут исполнять волю собственника-издателя. На наш же взгляд, нужно, не меняя существа института учредителей, законодательно закрепить за ними право собственности на СМИ, оставив совладельцами коллектив редакции с условием, что ему принадлежит не менее 51% акций.
2. Проект предусматривает восстановление государственной цензуры. Делается это одной небольшой оговоркой: после слов "наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей - не допускается" следует фраза: "кроме случаев, установленных законом". Естественно, найдутся желающие ввести всякие поправки в федеральные и местные правовые акты, чтобы такие "случаи" появились.
3. Ухудшается и без того тяжелое положение аккредитованных журналистов. Так, снимается часть статьи об обязанности аккредитовавшего органа извещать журналистов о заседаниях и пр., предоставлять им протоколы, стенограммы и т.п., а также право журналистов присутствовать на заседаниях, кроме закрытых. Ужесточаются меры по лишению аккредитации: теперь не нужно для этого решения суда и можно приостанавливать аккредитацию сроком до 6 месяцев.
4. Проект предусматривает изменения в порядок подачи и публикации опровержений. Из проекта исчезло указание, что опровергаться могут только те недостоверные сведения, которые порочат гражданина. То есть можно опровергать любые, даже малозначительные. Причем, делать это могут все, кому ни заблагорассудится. Проект также снимает требование о минимальном объеме опровержения, давая возможность появления "куцых" материалов, да еще и без редакторских комментариев.
5. В проекте расширен диапазон применения санкций к СМИ. Вместо ныне действующего положения о нарушении одной ст.4 (злоупотребление свободой массовой информации) в проекте вводится требование 11 статей. Расширен круг органов, выносящих предупреждения. К федеральным органам по контролю за свободой информации прибавляются суд и прокуратура. И еще вводится новая мера: приостановление выпуска СМИ на срок до 6 месяцев. За это время средство массовой информации может растерять всех работников, которые в такой ситуации вряд ли станут ждать, и увеличится количество безработных журналистов.
6. "Венцом" изменений, предлагаемых проектом, является новая часть ст.51, где прямо сказано: "Не допускается публикация ложной информации, способной вызвать общественное неспокойствие, подорвать доверие к стране, вызвать изменение цен, нанести ущерб предприятию, а также ложные сведения об операциях с акциями или платежами коммерческих фирм". Можно представить, какую огромную массу публикаций можно будет с легкостью подвести под эти формулировки.
7. Единственное светлое пятно в проекте - новая ст.63 - об ответственности за нарушение законодательства о СМИ, где обещается, что изменения, касающиеся ответственности тех, кто нарушит Закон О СМИ, будут введены в административный кодекс. Как известно, по теперешнему законодательству лица, нарушающие закон о СМИ в части, например, непредоставления информации, не несут никакой ответственности - ни уголовной, ни административной.
ВЫВОД: В целом проект нового закона об изменениях и дополнениях в Закон о СМИ не просто ухудшает положение журналистов, делая их работу полностью зависимой от произвола и сводя "на нет" закрепленное в Конституции право на свободу информации. Проект вообще выхолащивает из Закона о СМИ право редакций и журналистов на творческую работу, отбирая у них право распоряжаться или владеть средством массовой информации, в которую они вкладывают свою интеллектуальную собственность.
Создается впечатление, что проект делался для одной-единственной цели: - отнять у журналистов то, что должно принадлежать прежде всего им, и сделать основными совладельцами неких "издателей", которые будут заказывать музыку в угоду своим интересам или интересам того, кого они собираются обслуживать. Журналистам же уготована роль быть "органами" издателя, послушных холопов, проводников идей. Ситуация знакомая - из недавнего прошлого коммунистической журналистики.
* Поволжское информационное агентство * pia@pia.saratov.su
tel. (845-2) 98 46 70