ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Регламент Конституционного Суда РФ: [ ... ]РАЗДЕЛ IV

РАЗДЕЛ IV
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ПО ДРУГИМ ВОПРОСАМ

ГЛАВА 7. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 47. Рассмотрение обращения о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Федерации
1. В случае поступления в Конституционный Суд Российской Федерации обращения Генерального прокурора Российской Федерации или суда о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда Председатель Суда незамедлительно передает поступившие материалы судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного заседания Суда для рассмотрения этого вопроса. Если обращение относится к Председателю Конституционного Суда, соответствующие действия осуществляет его заместитель.
2. На заседании заслушивается внесшее обращение должностное лицо или представитель соответствующего органа, судья Конституционного Суда, в отношении которого испрашивается согласие, и его представитель. При необходимости истребуются дополнительные материалы.
3. Конституционный Суд на закрытом совещании судей принимает одно из следующих решений:
- отказать в согласии на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда;
- дать согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда с приостановлением или без приостановления его полномочий.
4. В порядке, предусмотренном настоящим параграфом, Конституционный Суд решает вопрос о даче согласия на привлечение судьи к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержание судьи, а также на производство у судьи обыска. Дача такого согласия не влечет приостановления полномочий судьи.
§ 48. Принятие Конституционным Судом Российской Федерация решения по вопросу о эадержании судьи на месте преступления
1. Если судья Конституционного Суда Российской Федерации задержан на месте преступления, то Председатель Конституционного Суда незамедлительно созывает пленарное заседание Суда, который в течение 24 часов должен принять решение по вопросу о даче согласия на продолжение задержания. Одновременно Председатель Конституционного Суда обращается к должностному лицу, произведшему задержание, или его начальнику с требованием доставить задержанного судью на пленарное заседание Суда.
2. На пленарном заседании при наличии запроса должностного лица, произведшего задержание судьи, или начальника этого должностного лица Конституционный Суд принимает одно из следующих решений:
- отказать в согласии на продолжение задержания;
- дать согласие на продолжение задержания.
3. При отсутствии запроса, указанного в части 2, Конституционным Суд требует немедленного освобождения судьи.
4. Решение Конституционного Суда по вопросу о продолжении задержания судьи не предопределяет решения Суда по обращению о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи, если такое обращение поступит в Суд.
§ 49. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по состоянию здоровья
При наступлении временной нетрудоспособности судьи Конституционного Суда Российской Щедерации, препятствующей участию судьи в заседаниях Суда, с согласия заболевшего судьи Суд может принять решение о приостановлении полномочий судьи на период его временной нетрудоспособности. Такое решение не может быть принято, если отсутствие судьи не препятствует проведению заседания Суда.

ГЛАВА 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 50. Общие положения
1. Председатель Конституционного Суда созывает пленарное заседание Конституционного Суда по вопросу о прекращении полномочий судьи:
- по основаниям, предусмотренным п.п.1-5, 9-12 части 1 ст.18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, - незамедлительно по получении информации о наличии соответствующих обстоятельств;
- по основаниям, предусмотренным в п.п.6, 7, 8 указанной статьи, - немедленно после получения затребованного им подтверждения о достаточности оснований для рассмотрения вопроса, которое дает специальная комиссия судей (§ 36). [*]
2. Судья, в отношении которого возник вопрос о прекращении его полномочий по основаниям, предусмотренным п.п.3-8 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, вправе до созыва пленарного заседания дать письменные или устные объяснения. Письменные объяснения судьи, а также относящиеся к делу документы представляются Председателю Конституционного Суда и рассылаются судьям немедленно. Суд может поручить одному или нескольким судьям провести дальнейшую предварительную проверку полученных сведений и собрать дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса по существу. Пленарное заседание Конституционного Суда должно быть назначено не позднее 14 дней со дня поступления информации о наличии основания для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи.
3. На пленарном заседании Конституционного Суда заслушивается судья, вопрос о прекращении полномочий которого решается, или зачитываются его письменные объяснения. Затем заслушиваются судья или судьи, которым была поручена предварительная проверка информации о наличии оснований для прекращения полномочий судьи или сбор дополнительных материалов для решения этого вопроса по существу. Могут быть также заслушаны лица, передавшие в Суд эту информацию, и иные лица, располагающие сведениями, которые имеют значение для решения вопроса.
4. При рассмотрении Конституционным Судом вопроса о прекращении полномочий судьи, судья может пользоваться помощью уполномоченного им представителя.
5. До рассмотрения Конституционным Судом вопроса о прекращении полномочий судьи за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 10-12 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, судья может уйти в отставку,
6. Вопрос о прекращении полномочий судьи рассматривается Конституционным Судом на закрытом заседании.
7. На голосование ставится сначала предложение сохранить за судьей его полномочия, а затем предложение прекратить полномочия судьи или, соответственно, внести в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судьи. Принятие первого предложения исключает постановку на голосование второго. В случае равенства числа голосов, поданных за прекращение полномочий и против него, а также если ни одно из предложений не получило необходимого большинства голосов, судья сохраняет свои полномочия.
8. В случае отклонения предложения прекратить полномочия судьи или внести в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судьи вопрос не может рассматриваться вновь по тому же основанию в связи с теми же фактическими обстоятельствами, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой § 57, [**]
9. В решении прекратить полномочия указываются основания для этого.
§ 51. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие нарушения порядка его назначения на должность
Вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие нарушения порядка его назначения на должность рассматривается Судом по инициативе любого судьи или Совета Федерации.
§ 52. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в связи с истечением срока его полномочий или достижением предельного возраста
1. За два месяца до истечения срока полномочий судьи или достижения им предельного возраста пребывания в должности Конституционный Суд Российской Федерации извещает Президента Российской Федерации и Совет Федерации о предстоящем открытии вакансии. По истечении срока полномочий судьи или достижения им соответственно 65 или 70 лет Суд принимает решение, в котором констатирует прекращение полномочий судьи с установленной даты, назначает ему ежемесячное пожизненное содержание и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. Судья продолжает исполнять свои обязанности до вступления в должность нового судьи.
2. Если по окончании месяца, в котором истек срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации или судье исполнилось соответственно 65 или 70 лет, дело, в рассмотрении которого он участвует, не завершено, судья продолжает осуществлять свои полномочия по данному делу до вынесения итогового решения.
§ 53.Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по личному заявлению
Личное письменное заявление об отставке судья Конституционного Суда Российской Федерации, не достигший предельного возраста пребывания в должности, подает Председателю Конституционного Суда. Суд в решении, принимаемом на ближайшем пленарном заседании, констатирует прекращение полномочий судьи с указанного в заявлении дня, назначает судье с этого дня ежемесячное пожизненное содержание и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии.
§ 54. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора
1. По вступлении в законную силу обвинительного приговора, вынесенного в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Суд принимает решение о прекращении полномочий соответствующего судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии.
2, В случае отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи Конституционный Суд в пленарном заседании незамедлительно принимает решение о восстановлении судьи в его полномочиях и официально уведомляет об этом Президента Российской Федерации и Совет Федерации. За период между прекращением и восстановлением полномочий судье выплачивается причитающаяся ему заработная плата.
§ 55. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие признания его недееспособным, объявления безвестно отсутствующим или умершим, а также в случае смерти судьи
1. По вступлении в законную силу судебного решения о признании судьи Конституционного Суда Российской Федерации недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим Суд принимает решение о прекращении полномочий соответствующего судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. Судье, признанному недееспособным, назначается ежемесячное пожизненное содержание.
2. В случае отмены вступившего в законную силу судебного решения, указанного в части 1, соответственно применяются положения части второй § 52. [***]
3. В случае смерти судьи Конституционный Суд своим решением констатирует прекращение полномочий судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии.
§ 56. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие совершения порочащего поступка
1. Решение о необходимости рассмотрения вопроса о прекращении полномочий Судьи принимается в пленарном заседании Конституционного Суда большинством не менее десяти голосов. При этом Конституционный Суд для каждого случая образует из числа судей комиссию по проверке входящих в компетенцию Конституционного Суда фактических обстоятельств, связанных с предположением о совершении судьей порочащего поступка. Судья, в отношении которого возникли такие предположения, вправе без объяснения причин отвести не более 10 кандидатур в состав комиссии.
2. Если судья в целях защиты своей чести и достоинства обращается в суд общей юрисдикции, то до окончания судебного разбирательства по делу рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи в Конституционном Суде приостанавливается.
3. По результатам рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи вследствие совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, Суд принимает одно из следующих решений:
- о достаточности оснований для внесения в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судьи;
- об отсутствии оснований для прекращения полномочий судьи.
4. Решение о внесении представления в Совет Федерации о прекращении полномочий судьи на основании пункта 6 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации принимается голосами не менее 13 судей. Составленное на основании этого решения представление незамедлительно направляется в Совет Федерации.
§ 57. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, продолжающего деятельность, несовместимую с его должностью
1. В случае, когда Конституционному Суду Российской Федерации стало известно, что судья имеет занятия или совершает действия, несовместимые с его должностью, то Суд на пленарном заседании при подтверждении фактов таких занятий или действий выносит судье предупреждение, в котором указываются подлежащие прекращению занятия или действия и устанавливается срок для их прекращения.
2. Если, несмотря на вынесенное предупреждение, судья не прекратил занятия или действия, несовместимые с его должностью, Конституционный Суд принимает решение о прекращении полномочий судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии.
§ 58. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие неучастия в заседаниях Суда или в голосовании
Если судья Конституционного Суда Российской Федерации, не представив объяснения причин или приведя причины, сочтенные Судом неуважительными, свыше двух раз подряд не принял участия в заседаниях Суда по одному делу или свыше двух раз подряд уклонился от участия в голосованиях в Суде по проектам итоговых решений и воспрепятствовал тем самым принятию этих решений, Суд на пленарном заседании прекращает полномочия судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии.
§ 59. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие неспособности исполнять обязанности по уважительным причинам
1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке подготовки пленарного заседания Суда по вопросу о прекращении полномочий судьи вследствие неспособности исполнять обязанности по уважительным причинам выясняет по возможности мнение об этом самого судьи, а в случае необходимости запрашивает медицинское заключение о состоянии здоровья судьи или иные документы.
2. После рассмотрения вопроса Конституционный Суд принимает одно из следующих решений:
- не прекращать полномочий судьи;
- прекратить полномочия судьи с момента вынесения решения, назначить ему ежемесячное пожизненное содержание и уведомить Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии.
3. Прекращение полномочий судьи невозможно, если судья до вынесения решения Конституционным судом вернулся к исполнению своих обязанностей.
4. Если Конституционный Суд постановил не прекращать полномочий судьи или ни одно из решений, указанных в части второй, не получило необходимого большинства голосов, производство по вопросу прекращается и может быть возобновлено не ранее, чем через 4 месяца, если судья за это время не приступит к исполнению обязанностей или не подаст заявление об отставке.

ГЛАВА 9. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

§ 60. Рабочее совещание судей
1. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде Российской Федерации в заседаниях Суда, проводятся рабочие совещания судей.
2. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда, по его поручению - его заместителем или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано также по требованию любого из судей.
3. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.
4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии более половины от общего числа судей Конституционного Суда.
5. На рабочие совещания судей не распространяются положения, содержащиеся в пункте 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации.
6. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей.
7.На рабочих совещаниях судей может вестись протокол или стенограмма.
8. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников его аппарата.
§ 61. Комиссии, создаваемые Конституционным Судом
1. Для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения судебной практики Конституционного Суда и для других целей Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.
2. Комиссия, проверяющая достаточность поступившей в Конституционный Суд информации для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным в п.п.6, 7, 8 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации состоит из 3 судей, образуется из трех судей по жребию.
§ 62. Научно-консультативный совет
При Конституционном Суде действует Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.
§ 63. Информационное обеспечение Конституционного Суда
В целях обеспечения оперативности и полноты информатизации в Конституционном Суде создается информационная система, содержащая в том числе банки данных:
- о законах и иных нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- о решениях Конституционного Суда;
- о решениях зарубежных конституционных судов;
- информацию о конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.
§ 64. Пресс-служба Конституционного Суда
Пресс-служба Конституционного Суда действует в соответствии с Положением о ней.
§ 65. О режиме работы судей и аппарата Конституционного Суда
Конституционный Суд в пленарном заседании утверждает примерный график рассмотрения дел на квартал, определяет дни недели, в которые проводятся пленарные заседания и заседания палат, период отпуска судей, утверждает примерный план командировок судей, включая заграничные командировки.
Режим работы аппарата Конституционного Суда определяется Положением о Секретариате Конституционного Суда, Правилами внутреннего трудового распорядка и положениями о его структурных подразделениях.

ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 66. Взаимоотношения Конституционного Суда Российской Федерации с органами конституционного контроля субъектов Федерации
Конституционный Суд Российской Щедерации взаимодействует с органами конституционного контроля субъектов Федерации в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи.
§ 67. Международные связи Конституционного Суда
Конституционный Суд осуществляет рабочие контакты с органами конституционного контроля зарубежных стран путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмена делегациями, стажировки сотрудников аппарата Конституционного Суда, обмена решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий.
§ 68. Освобождение от уплаты государственной пошлины
1. Помимо случаев, специально предусмотренных законодательством, вопрос об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины или уменьшении ее размера решается Судом по заявлению гражданина, которое может быть рассмотрено на любой стадии конституционного судопроизводства.
2. Об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера или об отказе ему в этом Судом выносится мотивированное определение в виде отдельного документа.
§ 69. Возвращение государственной пошлины
1. Если в предусмотренных Законом о Конституционном Суде Российской Федерации случаях обращение не принято к рассмотрению или возвращено заявителю в процессе изучения его в предварительном порядке Секретариатом Конституционного Суда, государственная пошлина возвращается полностью на основании справки за подписью начальника Секретариата, которая выдается заявителю вместе с подлинным документом о произведенной уплате государственной пошлины. В таком же порядке заявителю возвращается излишне уплаченная государственная пошлина.
2. В случаях вынесения Судом определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возвращению, о чем заявителю Секретариатом Конституционного Суда выдаются указанные в настоящем параграфе документы.
3. Государственная пошлина, уплаченная при обращении в Конституционный Суд в размере, установленном законом, действовавшим на момент ее уплаты, не может быть пересмотрена в сторону увеличения.
§ 70. Внесение изменений и дополнений в Регламент Конституционного Суда
1. Предложения об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда могут быть внесены любым судьей Конституционного Суда, а также Секретариатом Конституционного Суда с соответствующими обоснованиями. Рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент Конституционного Суда производится в пленарном заседании Конституционного Суда.
2. По каждому предложению о внесении изменений и дополнений в Регламент Конституционный Суд принимает отдельное решение.

Регламент принят на пленарном заседании
Конституционного Суда Российской Федерации
решением от 1 марта 1995 года

2-1/6


Примечания составителей справочника "Конституционный Суд":
* Видимо это опечатка. Скорее всего имеется в виду § 56
** Видимо, опечатка. Скорее всего имеется в виду § 59
*** Видимо это опечатка. Скорее всего имеется в виду § 54
ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru