ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Регламент Конституционного Суда РФ: [ ... ]РАЗДЕЛ II [ ... ]

РАЗДЕЛ II
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

§ 9. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда и направление их для предварительного изучения
1, Рассмотрение обращений после их регистрации в установленном порядке осуществляется специалистами соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда. При этом обращения по вопросам, относящимся согласно части первой статьи 3 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда, с соответствующими предложениями передаются начальнику Секретариата Конституционного Суда.
2. Обращения, указанные в части первой настоящего параграфа, начальником Секретариата, его заместителем либо по их поручению начальником Отдела докладываются Председателю Конституционного Суда либо его заместителю для направления их судьям или в случаях необходимости предварительного изучения специальных вопросов - в соответствующие отделы, после чего эти обращения с краткой справкой отдела по изученному вопросу возвращаются начальнику Секретариата.
3. В случаях повторного обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу, по которому ранее было вынесено Постановление Конституционного Суда либо состоялось решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, либо вынесено решение в соответствии с частью второй § 10 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации Секретариатом Конституционного Суда заявителю вторично высылается копия соответствующего решения Конституционного Суда с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается. Такое уведомление подписывается начальником Секретариата Конституционного Суда либо его заместителем.
Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в Канцелярию на хранение.
§ 10. Решение Суда по вопросу о соответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде Российской Федерации
1. В случае, если заявителем оспаривается содержащийся в поступившем на его имя уведомлении Секретариата вывод о несоответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде Российской Щедерации, Председатель Конституционного Суда поручает одному из судей (или нескольким судьям) применительно к установленным принципам распределения обращений между судьями провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения.
Результаты проверки не позднее месяца докладываются судьей на пленарном заседании.
2. При признании решения Секретариата обоснованным Конституционный Суд выносит определение о несоответствии обращения требованиям, перечисленным в пунктах 1-4 части второй статьи 40 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. Копия определения Конституционного Суда направляется заявителю.
§ 11. Предварительное изучение обращений судьями
1. Распределение обращений между судьями для предварительного их изучения производится Председателем Конституционного Суда в соответствии с принципами, установленными решением пленарного заседания Конституционного Суда. Передача обращений в процессе предварительного изучения от одного судьи другому осуществляется Председателем Конституционного Суда и регистрируется в аппарате начальника Секретариата Конституционного Суда.
2. Судья, изучающий обращение в предварительном порядке, может дать поручение одному отделу или нескольким отделам. Такое поручение направляется вместе с обращением через начальника Секретариата Конституционного Суда или с уведомлением его об этом.
3. Судья организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве.
§ 12. Информирование судей о поступивших и переданных на изучение обращениях
Секретариатом Конституционного Суда ведется реестр поступивших и переданных судьям для предварительного изучения обращений, который не реже одного раза в месяц рассылается всем судьям.
§ 13. Требования Конституционного Суда
1. В процессе подготовки обращения к рассмотрению требования Конституционного Суда, предусмотренные статьями 49 и 50 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, направляются судьей-докладчиком и Конституционным Судом.
2. С ходатайством о направлении требования в период подготовки дела к слушанию сторона вправе обратиться к судье-докладчику или Конституционному Суду, а в период слушания дела - к Конституционному Суду. Требование подписывается соответственно судьей-докладчиком либо председательствующим в заседании.
§ 14. Поручение о проведении экспертизы
1. В случае, когда поручение о проведении экспертизы дается в процессе предварительной подготовки дела к слушанию, то оно формулируется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 63 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. Правила данной статьи Закона регулируют также права, обязанности и ответственность эксперта на стадии подготовки дела к слушанию.
2. Заключение эксперта должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и звания, названия дела, в связи с рассмотрением которого проводится экспертиза, ответы на вопросы, поставленные перед экспертом в требовании Конституционного Суда; подпись эксперта под текстом заключения, заверенную в установленном порядке.
3. В случае, если проведение экспертизы было поручено группе экспертов, согласованное заключение подписывается всеми экспертами. В случае разногласия между экспертами, каждый из них составляет самостоятельное заключение.
§ 15. Участие специалиста
1. В случаях, предусмотренных статьями 49 и 50 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, судья-докладчик и Суд вправе привлекать для консультаций, проведения проверок, исследования отдельных документов специалиста (специалистов), не заинтересованного в исходе дела.
2. Перед заслушиванием специалиста Суд удостоверяется в его личности, председательствующий разъясняет ему его права и обязанности и предупреждает об ответственности за недобросовестное исполнение возложенных на него обязанностей. В случае необходимости специалисту формулируется в письменном виде задание (вопросы), для выполнения которого он приглашен.
§ 16. Предложение Конституционного Суда о приостановлении действия оспариваемого акта или процесса вступления в силу оспариваемого международного договора
Предложение приостановить действие оспариваемого акта или процесс вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Щедерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом оформляется мотивированным определением Суда, излагаемым в виде отдельного документа.

ГЛАВА 4. ПРИНЯТИЕ ОБРАЩЕНИЙ К РАССМОТРЕНИЮ, ПОДГОТОВКА И НАЗНАЧЕНИЕ ИХ К СЛУШАНИЮ

§ 17. Принятие обращений к рассмотрению
1. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в заседание Конституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению.
2, Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие в споре о компетенции, заблаговременно уведомляются о времени и месте заседания Конституционного Суда по принятию обращения к рассмотрению.
3, Решение Суда о принятии обращений к рассмотрению формулируются по каждому обращению отдельно, как правило, в протокольной форме.
4. Определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению либо о прекращении производства в случаях, предусмотренных частью второй статьи 43 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, формулируются в виде отдельного документа. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению додано быть мотивировано.
§ 18. Назначение судьи-докладчика
В соответствии с установленной пленарным заседанием Конституционного Суда очередностью рассмотрение дел в пленарном заседании и в заседаниях палат, а также с учетом загруженности судей делами, переданными им ранее для подготовки к рассмотрению, сложности и объема этих дел, суд на своем заседании по каждому делу назначает судью-докладчика (судей-докладчиков).
§ 19. Замена Судом судьи-докладчика
1. В тех случаях, когда в силу сложившихся обстоятельств (болезнь, командировка, отпуск) судья не может в течение длительного времени исполнять свои обязанности, он передает Председателю Конституционного Суда или председательствующему в палате обращение для назначения другого судьи-докладчика. Председатель Конституционного Суда или председательствующий в палате ставит вопрос о замене судьи-докладчика.
2. В случаях отстранения судьи, являющегося докладчиком по делу, от рассмотрения дела, приостановления или прекращения его полномочий вместо него также назначается другой судья-докладчик.
§ 20. Направление материалов по обращению, принятому к рассмотрению
1. После принятия Конституционным Судом обращения к рассмотрению сторонам Секретариатом направляется уведомление о принятом решении, а стороне, не являющейся заявителем, наряду с уведомлением высылаются также копия обращения и приложенные к нему материалы.
2. После окончания подготовки дела к слушанию документы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию, аппаратом судьи-докладчика рассылаются всем судьям, а при необходимости и сторонам.
О принятом к рассмотрению запросе о толковании Конституции Российской Федерации могут быть уведомлены также государственные органы и должностные лица, не являющиеся участниками процесса.
§ 21. О проекте решения
Судья-докладчик составляет проект решения Конституционного Суда, а в зависимости от характера и сложности дела - также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей при вынесении итогового решения. При этом судьей-докладчиком могут быть предложены мотивированные ответы на эти вопросы.
§ 22. Оформление материалов дела
Оригиналы обращения, все приложенные к нему документы, отзывы на обращение, копии направленных судьей-докладчиком требований и запросов, ответы на них, заключения экспертов, а также материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию, до начала слушания дела передаются в Отдел судебных заседаний для оформления как судебного дела.
§ 23. Назначение дел к слушанию
1. При назначении дел к слушанию и разрешении вопроса, подлежит ли дело слушанию в пленарном заседании или в заседании палаты, Конституционный Суд исходит из установленного Законом о Конституционном Суде Российской Федерации разграничения компетенции, определяющей рассмотрение каких дел отнесено к исключительной компетенции пленарного заседания и какие дела подлежат рассмотрению в заседаниях палат. Распределение дел между палатами производится с учетом необходимости равномерного распределения нагрузки между ними.
2. Конституционный Суд, устанавливая очередность слушания дел, исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может уточнить очередность рассмотрения дел.
3. Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию либо перенести дату рассмотрения назначенного дела до окончания производства по аналогичному или взаимосвязанному с делом вопросу в конституционном (уставном) суде субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд может также отложить рассмотрение дела в случаях, когда по взаимосвязанному с делом вопросу начато производство в суде общей юрисдикции или арбитражном суде либо ином государственном органе, в компетенцию которых входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
§ 24. Определение времени начала слушания дела
Дата и время начала слушания дела, подлежащего рассмотрению в пленарном заседании, назначается Судом в пленарном заседании, а дел, переданных для рассмотрения в палаты Конституционного Суда, - на заседаниях палат.
§ 25. Уведомление о заседании Конституционного Суда и рассылка материалов
1. Уведомления о заседаниях Конституционного Суда и соответствующие материалы направляются участникам процесса в порядке установленном статьей 51 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации.
2. Уведомления о заседании Конституционного Суда по рассмотрению дела о толковании Конституции Российской Федерации могут направляться также иным государственным органам и должностным лицам наряду с указанными в статье 51 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. Представители этих государственных органов и должностных лиц могут быть заслушаны в заседании Конституционного Суда.
§ 26. Оповещение об обращениях, принятых к рассмотрению и назначенных к слушанию
Реестр обращений, принятых Конституционным Судом к рассмотрению и назначенных к слушанию, не реже одного раза в месяц рассылается всем судьям. В целях обеспечения гласности в деятельности Конституционного Суда реестр должен быть доступен для ознакомления с ним представителей государственных и общественных организаций, средств массовой информации, должностных лиц и граждан.
Пресс-служба Конституционного Суда информирует средства массовой информации о назначении дел к слушанию, а также о дате и времени начала их слушания.
[СЛЕД.СТР.]

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru