Горбачевская реформа органов власти 1988-1990 гг. предполагала создание в союзных республиках Комитетов конституционного надзора. Практические шаги к избранию органов конституционного контроля почти нигде не предпринимались. Это мотивировалось, в основном, необходимостью принятия новых конституций взамен "брежневских".
Процесс принятия новых конституций затянулся до 1996 года, в течение этих 6 лет все республики, кроме одной, пришли к необходимости создания именно судебных органов конституционного контроля.
В некоторых республиках создание Конституционных Судов сопровождалось не менее драматическими обстоятельствами, чем в России.
Верховный Совет Украины приступил к избранию судей КС в марте 1993 года, но смог избрать только председателя, который умер в марте 1995 года, так и не дождавшись избрания хотя бы еще одного судьи. Только в декабре 1996, после принятия новой Конституции, КС Украины был сформирован.
КС Казахстана в 1995 году по индивидуальной жалобе о неравномерной нарезке избирательных округов признал незаконными состоявшиеся выборы в парламент, после чего Президент Назарбаев распустил Верховный Совет и вынес на референдум Конституцию, упразднившую существование Конституционного Суда.
Конституционный Суд Белоруссии, сформированный в 1994 году активно участвовал в противостоянии Верховного Совета Президенту Лукашенко. В ноябре 1996 года с помощью непризнанной Конституционным Судом процедуры была принята Конституция и сформирован без выборов новый парламент, после чего судьям было предложено присягнуть новой Конституции или сложить полномочия.
Первый из ныне действующих конституционных судов постсоветских республик сформирован в 1993 году в Литве. Примерно в это же время в Эстонии появился орган конституционного контроля, однако это не самостоятельный суд, а Палата конституционного контроля Государственного Суда.
В 1994 году начал работать Конституционный Суд Белоруссии. В 1995 году приступили к работе Конституционные суды Грузии, Киргизии и Молдавии, а в начале 1996 - Таджикистана и Узбекистана.
В феврале 1996 года был сформирован Конституционный Суд Армении, а в Казахстане вместо ранее действовавшего Конституционного Суда согласно Конституции 1995 года создан Конституционный Совет. Конец года ознаменовался политическим кризисом в Белоруссии, в результате которого была принята на референдуме новая Конституция. В ней сохранен такой институт как Конституционный Суд, однако число его членов увеличилось с 11 до 12, причем шесть судей назначаются президентом страны, а другие шесть - Советом Республики, верхней палаты нового парламента Белоруссии.
В Латвии были внесены изменения в действующую Конституцию, которыми предусматривается наличие Конституционного Суда. 6 декабря 1996 года судьи Конституционного Суда Латвии принесли присягу. А на Украине в 1996 году была принята новая Конституция, Буквально в последние дни 1996 года получил здание и уже 3 января 1997 года провел свое первое заседание Конституционный Суд Украины.
1996 год вообще отмечен многочисленными изменениями в области национального конституционного права и конституционного контроля, затронувшими большинство стран СНГ и Балтии. Эти изменения отражают динамизм общего демократического развития государств на территории бывшего СССР и их правовых систем, которое протекает в более или менее едином русле.
Важнейшим результатом происходящих изменений является учреждение к концу 1996 года года специализированных органов конституционного контроля в 14 из 15 бывших союзных Республик (включая Конституционный Совет Казахстана и Палату конституционного контроля Государственного Суда Эстонии). По состоянию на конец 1996 года лишь в Туркменистане такой орган не был предусмотрен Конституцией. В 12 странах (за исключением Азербайджана и Латвии) органы конституционного контроля реально созданы и практически осуществляют свои полномочия.
Изменения в течение года имели место в основном по четырем направлениям. Во-первых, это принятие новых конституций или поправок к ним, касающихся конституционного контроля. Во-вторых, это принятие законов о конституционном контроле. В-третьих, это практические меры по созданию органов конституционного контроля и формированию их состава, а также персональные изменения в этом составе. Наконец, в-четвертых, это международное признание Конституционных Судов.
В этот же период приняты законы об органах конституционного контроля Латвии и Украины. Подготовлен проект Закона о Конституционном Суде Азербайджана, который в сентябре 1996 года направлен на экспертизу в Венецианскую комиссию Совета Европы.
В ряде Судов произошли изменения в составе судей и руководства Судов. В частности, в Таджикистане в связи с уходом Председателя Суда на другую государственную должность его пост в конце года остался вакантным. В начале 1997 года в Белоруссии сформирован новый состав КС, в котором остались лишь четверо судей из прежнего состава.
В 1996 году Конституционные Суды России и Литвы были приняты полноправными членами в Конференцию европейских Конституционных Судов. Конституционный Суд Белоруссии, являющийся ассоциированным членом Конференции с 1993 года, сохранил свой статус.
В минувшем году были установлены или продолжали развиваться профессиональные контакты между Конституционным Судом Российской Федерации и Конституционными Судами стран СНГ и Балтии. В КС России приезжали судьи и сотрудники аппаратов Конституционных Судов Армении, Грузии и Украины, в научно-практической конференции "Судебный контроль в России: уроки, проблемы и перспективы", посвященной 5-летию образования Конституционного Суда Российской Федерации, участвовали Председатели и судьи Конституционных Судов Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Украины, Верховного Суда Азербайджана. Представители Конституционного Суда РФ, в свою очередь, приняли участие в международных семинарах, проводившихся Конституционными Судами Армении и Грузии.
В июле 1997 во время визита в Москву председателя КС Армении Гагика Арутюняна председатели Конституционных Судов Армении и России выступили за создание Совета председателей Конституционных судов стран СНГ. Учредительное заседание Совета предложено созвать во второй декаде октября 1997 в Ереване.
ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ СТРАН СНГ И БАЛТИИ
Полномочия большинства конституционных судов включают установление конституционности нормативных актов, толкование конституций, разрешение споров о компетенции, иногда - решение вопроса об отрешении или временном отстранении от должности президента. В Белоруссии, наоборот, КС по предложению Президента дает заключение о злостном нарушении Конституции палатами парламента. В ряде конституций (Армения, Литва) установлены специальные полномочия КС при проведении президентских и парламентских выборов. Большинство Конституций содержит упоминание о дополнительных полномочиях КС, которые могут быть возложены на него законами. Из всех республик, в которых органы конституционного контроля уже действуют, только в Киргизии Конституция предусматривает рассмотрение Конституционным Судом конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан, а в Эстонии Государственный Суд вправе анализировать конституционность законов непосредственно при рассмотрени судебных дел.
Конституция Молдовы специально оговаривает, а Конституция Армении - наоборот исключает рассмотрение дел по инициативе самого Суда. В большинстве конституций республик содержится список возможных инициаторов рассмотрения дел в КС, но не содержится жестких формулировок, препятствующих расширению этого списка законом.
Сроки полномочий судей - от 5 до 15 лет, в Армении - до достижения судьями предельного возраста, в Молдове и Эстонии - пожизненный.
Азербайджанская Республика
Конституция Азербайджанской Республики принята 12 ноября 1995
К моменту выхода нашей книги законопроект о Конституционном Суде проходил экспертизу в международных организациях
Состав КС: 9 судей (назначаются Милли Меджлисом - парламентом по представлению Президента)
КС сформирован в июле 1998
Председатель: ГАДЖИЕВ Ханлар
Республика Армения
Конституция Республики Армения принята 5 июля 1995
Закон о Конституционном Суде принят 20 ноября 1995
Конституционный Суд действует с февраля 1996
Состав КС: 9 судей (5 назначаются Национальным Собранием, 4 - Президентом), предельный возраст для судей - 70 лет
Конституция Республики Беларусь принята на референдуме 24 ноября 1996 года
Закон о Конституционном Суде от 30 марта 1994 принят на основании предыдущей Конституции
Конституционный Суд действует с 1994, в новом составе - с января 1997
Состав КС: 12 судей (6 назначаются Советом Республики, 6 - Президентом; Председатель назначается Президентом с согласия Совета Республики), срок полномочий судей - 11 лет, предельный возраст - 70 лет
Конституция Республики Казахстан принята на референдуме 30 августа 1995
Конституционный Суд был избран 2 июля 1992 и действовал на основании Конституции Казахской ССР 1978 года с последующими поправками, затем - Конституции Республики Казахстан от 28 января 1993, Законов "О Конституционном Суде Республики Казахстан" и "О Конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан" от 5 июня 1992 с поправками от 15 апреля 1993. В новой Конституции заменен Конституционным Советом
Указ Президента Республики Казахстан "О Конституционном Совете" от 29 декабря 1995 года имеет силу конституционного закона
Конституционный Совет действует с февраля 1996
Состав: 7 членов (назначаются на 6 лет с ротацией раз в 3 года), председатель назначается Президентом, по 2 члена - Президентом, Председателями Сената и Маджлиса - палат парламента, экс-Президенты республики становятся пожизненными членами Совета
Председатель: КИМ Юрий Алексеевич
Адрес: 480061 Казахстан, г. Алма-Ата, ул. Айтеке-би, 67
Конституция Латвии принята Конституционным Собранием 15 февраля 1922, действие возобновлено поэтапно в 1990-1993; с изменениями от 21 марта 1933, 27 января 1994 и 5 июня 1996
Закон о Конституционном Суде принят 5 июня 1996
Конституционный Суд сформирован в октябре - декабре 1996
Состав КС: 7 судей (назначаются Сеймом, 3 - по предложению группы числом не менее 10 депутатов, 2 - по предложению Кабинета Министров, 2 - по предложению Пленума Верховного Суда Республики из числа его судей)
Председатель: Айварс ЭНДЗИНЬШ (Aivars Endzins)
Адрес и Телефон пока не определены
Литовская Республика
Конституция Литовской Республики принята на референдуме 25 октября 1992
Закон о Конституционном Суде принят 3 февраля 1993
Состав КС: 9 судей (назначаются Сеймом, 3 - по представлению Президента, 3 - по представлению Председателя Сейма, 3 - по представлению председателя Верховного Суда), срок полномочий судей - 9 лет
Председатель: Юозас ЖИЛИС (Juozas Zilys)
Адрес: Литва, Вильнюс 2600 просп. Гедиминаса, 36
(Gedimino 36, 2600 Vilnius, Lithuania)
Телефон: (0122)22-63-98. Факс:(0122)22-79-75
Республика Молдова
Конституция Республики Молдова принята Парламентом 29 июля 1994
Закон о Конституционном Суде принят 13 декабря 1994
Конституционный Суд действует с 1995
Состав КС: 9 судей (6 назначаются Парламентом, 3 - Президентом), срок полномочий судей - пожизненный
Состав палаты: 5 судей во главе с председателем Государственного Суда. Судьи Государственного Суда назначаются Государственным Собранием по представлению председателя Суда (председатель - по представлению Президента), срок полномочий судей - пожизненный, палата формируется на заседании Суда сроком на 5 лет