Дело о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(о роспуске органов местного самоуправления)
Дело рассматривалось 3 октября 1997 второй палатой в составе председательствующего В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.Т.Ведерникова, Ю.М.Данилова, В.О.Лучина, В.И.Олейника, О.С.Хохряковой. Не участвовали Э.М.Аметистов, В.Г.Стрекозов.
Постановление N14-П от 16 октября 1997
В заседании участвовали:
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия А.Д.Карнышев,
представитель Совета Федерации Федерального Собрания Ю.А.Тимохов.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Народного Хурала Республики Бурятия о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые в запросе нормы.
Конституционный Суд установил:
1. По мнению заявителя, установленная оспоренными положениями закона возможность досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления нарушает самостоятельность органов местного самоуправления, в том числе в решении вопросов оттветственности и досрочного прекращения полномочий их выборных должностных лиц, позволяет органам государственной власти вмешиваться в функционнирование местного самоуправления и потому противоречит Конституции РФ, ее статьям 3, 12, 130. Кроме того, в заседании КС РФ представитель заявителя выдвинул дополнительные основания, по которым, на его взгляд, данные положения противоречат Конституции РФ.
2. Конституция Российской Федерации закрепляет самостоятельность местного самоуправления и его органов. Однако эти положения о самостоятельности органов местного самоуправления нельзя рассматривать в отрыве от других конституционных установлений.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. По смыслу ее статей 130, 131, 132 и 133, Конституцией Российской Федерации и законом устанавливаются права и обязанности местного самоуправления. Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленными в ее статьях 1(часть 1), 3 (часть 2), 5 (часть 2), 12, 15 (часть 1), 66 (части 1 и 2), 76, 130, 131, 132, 133, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам.
Для того чтобы обеспечить реализацию указанных конституционных положений, а также защитить права граждан (в том числе право на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, Российская Федерация, как суверенное государство, вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Досрочное прекращение полномочий - при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов, - само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления.
Таким образом, установленная рассматриваемым Федеральным законом возможность досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не противоречит Конституции Российской Федерации.
3. Возможность досрочного прекращения полномочий - один из основных принципов, определяющих статус органов и должностных лиц местного самоуправления. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Процедура - судебный порядок решения вопроса, по сути, является принципом, выражает существо оспариваемой нормы, ее глубинное содержание. Вместе с тем, ряд общественных отношений, связанных с применением данной меры ответственности (в том числе с основаниями ее применения), остается неурегулированным, и поэтому законодатель субъекта РФ вправе осуществить собственное правовое регулирование.
4. По мнению заявителя, муниципальные образования имеют многоуровневый характер, в связи с чем недопустимо установление федеральным законодателей единого порядка досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Однако между муниципальными образованиями нет отношений подчиненности. Поэтому единый порядок не противоречит Конституции РФ.
5. Представитель заявителя ссылается на недостаточную процессуально-правовую обеспеченность институтов, предусмотренных пунктом 3 статьи 49 закона. Однако данный вопрос не связан с вопросом о соответствии оспариваемых положений Конституции.
6. Представитель заявителя усматриваетнеконституционность оспариваемых полжений и в том, что прекращение полномочий органа или выборного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом субъекта РФ. Однако из Конституции РФ не следует, что такое решение не может быть принято в форме закона.
Конституционный Суд признал пункт 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречащим Конституции Российской Федерации.