Дело о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году"
(о земельном налоге в Санкт-Петербурге)
Дело рассматривалось 25 сентября 1997 первой палатой в составе председательствующего Ю.Д.Рудкина, судей Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева. Не участвовал В.Г.Ярославцев.
Постановление N13-П от 8 октября 1997
В заседании участвовали:
директор товарищества с ограниченной ответственностью "Склады-автотранспорт-механизмы" (ТОО "СКАМ") А.В.Кирин, обратившийся от имени ТОО "СКАМ" с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации,
представителеи Законодательного Собрания Санкт-Петербурга как стороны, принявшей оспариваемый нормативный акт: Ю.А.Кравцова - председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Н.А.Шевелевой - кандидата юридических наук.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба ТОО "СКАМ" на нарушение названным Законом конституционных прав граждан-учредителей и работников этого товарищества, закрепленных в статье 57 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд установил:
1. Товарищество с ограниченной ответственностью "Склады-автотранспорт-механизмы" (ТОО "СКАМ") просит признать неконституционным Закон Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" по содержанию, порядку принятия и введения в действие. По мнению заявителя, ставки земельного налога должны определяться органами местного самоуправления Санкт-Петербурга исходя из средних ставок, установленных Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 года "О плате за землю". Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, изменив границы зон градостроительной ценности и установив на 1995 год новые ставки земельного налога по указанным зонам, вышло за пределы своих полномочий и осуществило конституционные полномочия органов местного самоуправления.
Зявитель, не оспаривая закрепленное в Законе Российской Федерации "О плате за землю" право Правительства Российской Федерации индексировать ежегодно установленные федеральным законом ставки земельного налога, указывает, что оспариваемым Законом Санкт-Петербурга ставки земельного налога завышены. Заявитель полагает, что данному Закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, в нарушение требований статьи 57 Конституции Российской Федерации придана обратная сила.
2. По иску ТОО "СКАМ" Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительным акт госналогинспекции Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в части доначисления земельного налога за 1995 год и пени. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа решение Арбитражного суда отменил. Считая, что указанный закон нарушает права налогоплательщиков, ТОО СКАМ обратилось в КС РФ.
3. Статья 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы" относит земельный налог к местным налогам и сборам. Местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения муниципальных образований определяются законами Москвы и Санкт-Петербурга. Однако заявитель просит признать закон Санкт-Петербурга не конституционным на том основании, что им нарушены права местного самоуправления.
Жалобы граждан и объединений граждандопустимы в целях защиты их конституционных прав и свобод. Поэттому ходатайство о нарушении оспариваемым законом компетенции органов местного самоуправления в данном деле не может быть признано допустимым.
4. Заявитель просит признать Закон Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года не соответствующим Конституции Российской Федерации по содержанию, порядку принятия и введения в действие.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 этой же статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Между тем, определение соответствия актов субъектов Российской Федерации федеральным законам, которое по данному делу связано с установлением факта превышения средних ставок земельного налога Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", входит в компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Установление таких фактических обстоятельств не относится к полномочиям КС РФ. КС РФ не вправе также проверять в данном деле порядок и правильность исчисления размеров ставок налогов.
5. В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определыяется на основе средних ставок. Это предполагает наличие елиных правил использования средней ставки налога. Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся предписания о порядке расчетта - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Понятие средней ставки требует единообразного истолкования.
6. Оспариваемый Закон Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" устанавливает, что налогоплательщики уплачивают земельный налог равными долями в следующие сроки: до 15 июля, до 15 сентября и до 15 ноября 1995 года. При этом его статьей 2 утверждены новые ставки земельного налога в Санкт-Петербурге с дифференциацией по зонам градостроительной ценности территории и административным районам. Для значительного числа налогоплательщиков утверждение новых ставок означало необходимость уплаты земельного налога в гораздо больших размерах, чем было установлено в 1994 году.
Данный Закон принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 июня 1995 года, подписан мэром Санкт-Петербурга 14 июля 1995 года и введен в действие с 1 июля 1995 года (пункт 2 статьи 4). Между тем он был опубликован в приложении к журналу "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" N 5 за 1995 год, подписанному в печать 1 августа 1995 года. Следовательно, исходя из буквального смысла нормы Закон был введен в действие до опубликования, что противоречит статье 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
7. Статья 57 Конституции РФ запрещает законодателю придавать обратную силу законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков. Исчисленный в соответствии с правилами оспариваемого закона налог подлежал уплате за весь 1995 год, включая и те месяцы, которые предшествовали вступлению закона в силу.
Конституционный Суд постановил:
Признать положения статьи 2 и пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", согласно которым нормам о ставках земельного налога, ухудшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 54 (часть 2) и 57.
2. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации надлежит обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.