Дело о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия
(о цензе оседлости в Хакасии)
Дело рассматривалось 9 июня 1997 года пленарным заседанием КС
Постановление N9-П от 24 июня 1997 года
Особое мнение - Н.В.Витрук
В заседании участвовали:
Представитель стороны, направившей запрос в Конституционный Суд РФ, - Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ С.М.Шахрай;
Представитель стороны, издавшей оспариваемый акт, - Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В.Н.Штыгашев.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента РФ, в котором ставится вопрос о несоответствии Конституции РФ положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия.
Конституционный Суд установил:
1. В запросе Президента РФ оспариваются положения Конституции Республики Хакасия, согласно которым депутатом Верховного Совета Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия, постоянно проживающий в Республике Хакасия не менее пяти лет (статья 74, часть первая), а Председателем Правительства Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия, проживающий в Республике Хакасия не менее семи лет до выборов (статья 90).
Заявитель просит КС признать указанные положения не соответствующими статьям 19 (часть 2), 32 (часть 2), 71 (пункт "в"), 76 (часть 5) Конституции РФ.
2. Конституция РФ относит к основам конституционного строя РФ положение о том, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (статья 6, часть 2). При этом в соответствии со статьей 19 Конституции РФ государство гарантирует такое равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип равенства в полной мере относится и к регулированию права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти (активное и пассивное избирательное право), предусмотренного статьей 32 (часть 2) Конституции РФ. Закрепление в статьях 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия иных условий приобретения гражданами пассивного избирательного права, чем это установлено Российской Федерацией, является нарушением этого принципа.
3. Пассивное избирательное право, как оно закреплено в Конституции РФ, относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса в демократическом правовом государстве. Согласно статье 71 (пункт "в") Конституции РФ регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении РФ. На основе этих полномочий был принят Федеральный закон от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ". Нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ или по предметам совместного ведения.
Следовательно, положения статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия, как противоречащие федеральному закону, нарушают статью 76 (часть 5) Конституции РФ и не соответствуют вытекающему из Конституции РФ разграничению полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
4. В связи с обоснованием позиции заявителя возникал вопрос о конституционности части 4 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ". Однако КС принимает постановления только по предмету обращения. Поскольку указанная норма заявителем не оспаривается, вопрос о ее конституционности в настоящем деле рассмотрен быть не может.
Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ положение статьи 74 Конституции Республики Хакасия, устанавливающее, что депутатом Верховного Совета Республики Хакасия может быть избран гражданин, постоянно проживающий в Республике Хакасия не менее пяти лет; положение статьи 90 Конституции Республики Хакасия, устанавливающее, что Председателем Правительства Республики Хакасия может быть избран гражданин, проживающий в Республике Хакасия не менее семи лет до выборов.