Дело о проверке конституционности
части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания"
(об избирательных правах
ингушских беженцев в Осетии)
Дело рассматривалось 16 ноября 1995 года первой палатой КС
Постановление N 14-П от 24 ноября 1995 года
В заседании участвовали:
Представители стороны, направившей запрос в КС: заместитель Председателя Правительства Ингушской Республики М.З.Ужахов, министр юстиции Ингушской Республики М.О.Дзагиев.
Представители стороны, принявшей оспариваемый акт: председатель Парламента Республики Северная Осетия Ю.Г.Бирагов, министр юстиции Республики Северная Осетия А.М.Цалиев.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Правительства Ингушской Республики с требованием признать не соответствующий Конституции РФ указанную норму Закона Республики Северная Осетия "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания".
Основаниям к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая норма Конституции РФ.
Конституционный Суд установил:
Часть вторая статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года предусматривает, что "в список избирателей включаются лица, обладающие избирательным правом и имеющие постоянное место жительство на территории соответствующего избирательного участка".
Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия в своем решении от 2 февраля 1995 года установила, что граждане, не проживающие на территории Республики Северная Осетия и находящиеся за ее пределами, независимо от причин отсутствия в списки избирателей не включаются. Тем самым вместо разъяснения порядка применения оспариваемой нормы закона Центральная избирательная комиссия Республики своим решением ввела не предусмотренные этим законом ограничения избирательных прав граждан.
Вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список по своему значению относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа (статья 3, часть 3, Конституции РФ), а также с вытекающим из этого положения принципом всеобщности избирательного права.
Вопрос об обеспечении избирательных прав относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и, следовательно, подлежит регулированию федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Часть третья статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" устанавливает, что основанием для для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории РФ.
Из статьи 2 этого закона следует, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан РФ по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина РФ. Это распространяется и на граждан, признанных вынужденными переселенцами. Часть первая статьи 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 года "О вынужденных переселенцах" место пребывания вынужденных переселенцев определяет как временное поселение. Следовательно, они не могут быть признаны постоянно или преимущественно проживающими в местах временного поселения.
Временное поселение является местом пребывания, а не жительства. Временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятия с регистрационного учета по месту постоянного или преимущественного проживания. Сам по себе факт отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по месту постоянного или преимущественного проживания не может служить основанием для отказа ему во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке.
Оспариваемая норма закона Республики Северная Осетия по своему буквальному смыслу не устанавливает правовых ограничений для внесения в списки избирателей граждан, обладающих статусом вынужденного переселенца и не избравших иное место жительства.
Рассматриваемая норма в части, ограничивающей активное избирательное право граждан, преимущественно проживающих на территории избирательного участка, но находящихся на момент составления списков избирателей за его пределами, противоречит статьям 3 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 32 (части 1 и 2) Конституции РФ. Вместе с тем, вопреки утверждению заявителя, она не содержит предписаний, ограничивающих избирательные права граждан в зависимости от национальности, языка и других обстоятельств.
Конституционный Суд признал оспариваемую норму закона Северной Осетии от 22 декабря 1994 года не соответствующей Конституции РФ постольку, поскольку она препятствует внесению в списки избирателей граждан РФ, преимущественно проживающих на территории Республики Северная Осетия.
Решение Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия от 2 февраля 1995 года как искажающее буквальный смысл части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания" с момента провозглашения настоящего Постановления не подлежит исполнению и должно быть пересмотрено.
Также подлежат пересмотру решения соответствующих избирательных комиссий о признании полномочий тех депутатов Парламента Республики Северная Осетия, для избрания которых положение о критериях включения граждан в списки избирателей, содержащееся в части второй статьи 10 рассматриваемого закона Северной Осетии, имело решающее значение и в отношении которых оно повлияло на результаты выборов.
Соответствующие органы государственной власти РФ и органы государственной власти Республики Северная Осетия и Ингушской Республики должны принять организационно-технические и иные меры для создания условий, необходимых для реализации в полном объеме гарантированных Конституцией РФ избирательных прав граждан, в том числе вынужденных переселенцев.