Дело о проверке конституционности
абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" в связи с жалобой гражданина В.М.Минакова
(об увольнении милиционеров на пенсию)
Дело рассматривалось 23 мая 1995 года первой палатой КС
Постановление N 7-П от 6 июня 1995 года
В заседании участвовали:
Гражданин В.М.Минаков, обратившийся в КС с жалобой.
Приглашенные представители: от Министерства внутренних дел РФ - В.Ф.Воробьев и В.В.Калашников, от Прокуратуры РФ - В.В.Тараненко.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.М.Минакова на нарушение его конституционных прав на труд и на пенсионное обеспечение примененной Министерством внутренних дел РФ и судами в его деле нормой Закона РСФСР "О милиции".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ статья 19 Закона РСФСР "О милиции" в части увольнения сотрудника милиции по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Конституционный Суд установил:
Гражданин В.М.Минаков - бывший начальник Управления внутренних дел Липецкой области, генерал-майор, в возрасте 46 лет был уволен из органов внутренних дел приказом заместителя Министра внутренних дел РФ от 10 августа 1992 года на основании статьи 19 Закона РСФСР "О милиции" по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Октябрьский районный народный суд города Москвы, куда В.М.Минаков обратился с иском о восстановлении на работе, решением от 26 ноября 1992 года в иске ему отказал. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев дело по кассационной жалобе В.М.Минакова, определением от 6 января 1993 года оставила решение народного суда без изменения. Жалобы, поданные на это решение в надзорном порядке, были также оставлены без удовлетворения.
Все состоявшиеся по делу В.М.Минакова судебные решения констатировали, что увольнение произведено в точном соответствии с законом, по основанию, предусмотренному статьей 19 Закона РСФСР "О милиции".
Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Государство может устанавливать в этой сфере и особые правила. Это находится в полном соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции РФ, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит Конвенции МОТ 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий.
В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" к таким требованиям относится, в частности, соблюдение возрастных критериев при приеме на службу и увольнении по достижении предельного возраста службы. При этом ранее наступления предельного возраста, обязывающего к прекращению служебных отношений, сотрудник милиции может приобрести право на пенсию - по выслуге срока службы. Однако наличие выслуги не влечет обязательного увольнения со службы.
Положение Закона РСФСР "О милиции" об увольнении по выслуге срока службы, отражает социально оправданную правовую дифференциацию: с учетом специфики прохождения службы в органах внутренних дел законодатель устанавливает дополнительную льготу.
Увольнение сотрудников милиции по выслуге срока службы на практике происходит, как правило, по их собственной инициативе либо по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел с согласия сотрудника.
Вместе с тем рассматриваемая норма части седьмой статьи 19 Закона РСФСР "О милиции" прямо не отвечает на вопрос, при каких условиях увольнение сотрудника милиции по выслуге срока службы допускается по инициативе начальника органа внутренних дел.
Неопределенность ее юридического содержания предоставляет администрации неограниченную свободу усмотрения, позволяет скрывать подлинные причины увольнения, освобождает от необходимости их обоснования и, следовательно, допускает возможность произвола в решении вопроса об увольнении. Не исключается и препятствование продолжению службы со стороны руководителей органов внутренних дел, не основанное ни на интересах службы, ни на каких-либо специфических требованиях к профессиональным знаниям и личным качествам сотрудника милиции. Это ведет к фактической дискриминации в отношении сотрудников милиции, имеющих выслугу срока службы.
Конституционный Суд признал положение абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР "О милиции" как допускающее увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, по инициативе сотрудника милиции или с его согласия соответствующим Конституции РФ.
Это же положение в той мере, в какой оно признается правоприменителем, как допускающее увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, по инициативе соответствующего руководителя органа внутренних дел, без согласия сотрудника и без обоснования причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы, которые могут быть проверены судом, признано не соответствующим Конституции РФ.
Таким образом, решение об увольнении В.М.Минакова подлежит пересмотру компетентным органом в установленном порядке.
Особое мнение - у судьи А.Л.Кононова. В принятии решения не участвовал судья Н.В.Витрук.