Дело о проверке конституционности
статей 2-1 и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года) в связи с жалобой гражданки З.В.Алешниковой
(о детях репрессированных)
Дело рассматривалось 16 мая 1995 года первой палатой КС
Постановление N 6-П от 23 мая 1995 года
В заседании участвовали:
Гражданка З.В.Алешникова, обратившаяся с жалобой в КС.
Представитель Государственной Думы Федерального Собрания РФ - Л.Н.Завадская.
Приглашенные представители: от Комиссии по правам человека при Президенте РФ - А.Т.Копылов, от Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий - А.С.Новиков, от Прокуратуры РФ - Г.Ф.Весновская, от Министерства финансов РФ - В.А.Шалаев.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки З.В.Алешниковой на нарушение ее конституционных прав статьями 2-1 и 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли конституционным правам и свободам граждан положения части первой статьи 2-1 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".
Конституционный Суд установил
Заявительница - гражданка З.В.Алешникова, 1931 года рождения, проживала до 1942 года вместе с родителями в Сталинградской области. В 1942 году ее родители были повторно репрессированы в административном порядке как социально опасные лица, в связи с чем она вместе с семьей была насильственно выселена с места своего проживания.
В 1993 году родители З.В.Алешниковой были реабилитированы, а она была признана пострадавшей от политических репрессий.
Полагая, что к ней политические репрессии применялись непосредственно, З.В.Алешникова обращалась в органы социального обеспечения, в Министерство юстиции РФ с просьбой признать ее необоснованно репрессированной и распространить на нее все компенсации, предусмотренные для этой категории лиц статьей 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" и статьей 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В просьбе ей было отказано на том основании, что к моменту окончания срока примененных к ее родителям репрессивных мер она не достигла 16-летнего возраста, с которого по действовавшему в то время законодательству мог применяться соответствующий вид политических репрессий. Ленинградский районный народный суд города Калининграда также отказал З.В.Алешниковой в приеме заявления о нарушении ее конституционных прав.
Целью Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", как указано в его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба.
Признание частью первой статьи 2-1 названного Закона детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, не репрессированными, а пострадавшими от политических репрессий не отвечает этой цели, ограничивает для таких лиц возможность реабилитации, создает для них иной по сравнению с реабилитируемыми правовой статус, в частности уменьшает объем предусмотренных компенсаций.
Действовавшее в период применения репрессий законодательство формально не требовало вынесения решений о применении репрессий в отношении детей, не достигших 16-летнего возраста. Однако по существу эти дети репрессировались, фактически подвергаясь мерам принуждения. То обстоятельство, что к моменту необоснованного применения репрессий к родителям они не достигли возраста, позволявшего юридически привлечь их к ответственности, не имеет значения для оценки их правового положения и не может служить основанием для ограничения их прав и свобод в процессе реабилитации.
Такие дети, насильственно или вынужденно помещенные в места заключения, ссылки, высылки, спецпоселений, т.е. в условия явного лишения прав и свобод, в силу статьи 1 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" должны быть признаны репрессированными по политическим мотивам со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Содержащиеся в части первой статьи 2-1 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" ограничения еще более усугубляются органами, на которые возложено его применение.
Подобное истолкование нормы Закона фактически приводит к дискриминации жертв политических репрессий по возрасту, поскольку заведомо лишает определенную возрастную категорию лиц права на реабилитацию.
Таким образом, рассматриваемое положение абзаца 1 части первой статьи 2-1 названного Закона по существу и по смыслу, придаваемому ему на практике, устанавливает необоснованные и несправедливые различия (в том числе связанные с возрастом) в отношении определенной категории граждан, признаваемых пострадавшими от политических репрессий, по сравнению с необоснованно репрессированными, хотя к ним применялись такие же меры репрессий по политическим мотивам.
Конституционный Суд признал положение абзаца 1 части первой статьи 2-1 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года), относящее детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, к пострадавшим от политических репрессий, а не к репрессированным, не соответствующим Конституции РФ.
Дело гражданки З.В.Алешниковой, разрешенное на основании признанного неконституционным положения подлежит пересмотру компетентным органом в установленном порядке.