ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Дело о толковании
статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2),
117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации

(о парламентском кворуме)

Дело рассматривалось 6 апреля 1995 года
Постановление N 2-П от 12 апреля 1995 года

В заседании участвовали:
Представители Государственной Думы, направившей запрос в Конституционный Суд: В.Г.Вишняков, С.А.Зенкин, О.О.Миронов.
Приглашенные представители: от Совета Федерации - Е.Б.Мизулина, от Президента РФ - Е.К.Глушко, от Центральной избирательной комиссии РФ - О.К.Застрожная.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания РФ, направленный в КС РФ на основании постановления Государственной Думы от 17 февраля 1995 года.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании названных статей Конституции РФ в связи с используемыми в них понятиями "общее число депутатов Государственной Думы" и "общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы".

Конституционный Суд установил:
1. Согласно Конституции РФ Государственная Дума принимает федеральные законы и постановления по вопросам, относящимся к ее ведению, простым или квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов.
Согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Представительным и законодательным органом РФ, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты РФ, является Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.
Конституционная характеристика Федерального Собрания как органа народного представительства предполагает, что возможная неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение.
Отсюда следует, что принятие предложенной Государственной Думой интерпретации понятия "общее число депутатов" как числа только фактически избранных в Государственную Думу депутатов за исключением тех, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке, может привести к тому, что Государственная Дума будет правомочна принимать федеральные законы и иные важные для страны акты по вопросам своего ведения, даже если фактически утратит свой представительный характер вследствие вакантности значительной части депутатских мандатов. Такие законы и иные акты как нарушающие статью 94 Конституции РФ окажутся нелегитимными.
Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства. Конституция РФ не установила требований к численному составу избранных парламентариев, при котором палаты Федерального Собрания вправе осуществлять свои конституционные полномочия. В этих условиях представительный характер Государственной Думы (и Совета Федерации) и легитимность принимаемых законов могут быть гарантированы только истолкованием понятия "общее число депутатов" как конституционного их числа - 450 депутатов Государственной Думы (178 членов Совета Федерации).
2. В статьях 107 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции РФ предусматривается принятие решений квалифицированным большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Понимание указанных положений как способа подведения итогов голосования исходя из общей суммы голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы противоречит Конституции РФ.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, федеральные законы, постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно. В тех случаях, когда палаты собираются совместно, голосования не проводятся и решения не принимаются.
Таким образом, указание на общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в тексте статей 107 и 135 Конституции РФ, должно пониматься только как единый для обеих палат принцип определения результатов голосования.

Конституционный Суд постановил, что положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции РФ, следует понимать как число депутатов, установленное для Государственной Думы статьей 95 (часть 3) Конституции РФ - 450 депутатов.
Положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 107 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции РФ, следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной статьей 95 (части 2 и 3) Конституции РФ.
Решения Государственной Думы, принятые ранее в соответствии с иным порядком подведения итогов голосования, пересмотру в связи с данным толкованием не подлежат.

Особые мнения - у судей Г.А.Гаджиева и Б.С.Эбзеева. В принятии решения не участвовал судья Н.В.Витрук.

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru