Дело о проверке конституционности
Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года
"О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества" в части, касающейся несения военной службы казаками
(о военной службе казаков)
Дело рассматривалось 14-15 сентября 1993 года
Постановление N 16-П от 15 сентября 1993 года
В заседании участвовали:
Представители стороны, направившей ходатайство в КС: С.В.Володин - первый заместитель заведующего юридическим отделом Верховного Совета РФ, В.Г.Вишняков - доктор юридических наук.
Представитель стороны, издавшей рассматриваемый Указ, В.А.Михайлов - заместитель председателя Государственного комитета РФ по делам Федерации и национальностей.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Верховного Совета РФ, в котором содержится требование признать названный Указ Президента РФ не соответствующим Конституции РФ в части, касающейся несения военной службы казаками.
Основанием к рассмотрению данного дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названный Указ в части, касающейся несения военной службы казаками, Конституции РФ с точки зрения установленного в РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, закрепленного Конституцией РФ разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ.
Конституционный Суд установил
1. Президент РФ 15 марта 1993 года издал Указ, которым, в частности, установлено, что казаки проходят военную службу, как правило, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил РФ, пограничных войск Министерства безопасности РФ, специальных казачьих моторизованных воинских частях и частях оперативного назначения внутренних войск Министерства внутренних дел РФ в соответствии с Законом РФ от 11 февраля 1993 года "О воинской обязанности и военной службе" и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.
Министерствам обороны, безопасности и внутренних дел РФ предписывается утвердить перечень казачьих соединений и частей в рамках существующих структур и численности названных войск; внести в установленном порядке предложения по присвоению казачьим соединениям и частям традиционных казачьих наименований и дополнению действующих законодательных актов нормами, предусматривающими учреждение казачьих воинских званий, парадной формы одежды и отличительных знаков.
2. Законом РФ от 26 апреля 1991 года "О реабилитации репрессированных народов" казачество как исторически сложившаяся культурно-этническая общность признано репрессированным.
Указом Президента РФ от 15 июня 1992 года N 632 "О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" и постановлением Верховного Совета РФ от 16 июля 1992 года "О реабилитации казачества" в целях восстановления исторической справедливости и полной реабилитации казачества предусматривается поэтапное экономическое и культурное возрождение казачества, даются поручения и рекомендации Правительству и ряду министерств РФ о разработке государственной программы возрождения российского казачества.
В частности, статья 3 названного постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1992 года предусматривает возрождение, в пределах действующего законодательства, традиционного для казачества несения военной службы в частях Вооруженных Сил и Пограничных войск РФ.
Таким образом, рассматриваемый Указ Президента РФ основывается на ранее принятых актах и формирует механизм их реализации.
Из Указа не следует, что им установлен особый порядок прохождения военной службы казаками, как это утверждается ходатайствующей стороной. Напротив, в нем указано, что казаки проходят военную службу в соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.
3. Положение пункта 2 рассматриваемого Указа, устанавливающее, что казаки проходят военную службу, как правило, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил РФ, Пограничных войск Министерства безопасности РФ, специальных казачьих моторизованных воинских частях и частях оперативного назначения внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, соответствует постановлению Верховного Совета РФ от 16 июля 1992 года "О реабилитации казачества".
4. Содержащееся в Указе поручение министерствам обороны, безопасности и внутренних дел утвердить перечень казачьих соединений и частей в рамках существующих структур и численности войск не изменяет состава Вооруженных Сил и не противоречит законам "Об обороне" и "О внутренних войсках МВД РФ".
Конституционный Суд признал оспоренные пункты 2 и 3, подпункты "в" и "г" пункта 5 Указа Президента РФ от 15 марта 1993 года, касающиеся несения военной службы казаками, соответствующими Конституции РФ.