Дело о проверке конституционности
постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 апреля 1993 года "О проекте постановления Верховного Совета Российской Федерации, представленном Президентом Российской Федерации, о решении Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1993 года "О решении малого Совета от 14 января 1993 года N1 "О дне выборов главы областной администрации", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 января 1993 года "О толковании пункта 2 постановления седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации "О главах администраций", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 апреля 1993 года "О порядке применения Закона РСФСР "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности краевых, областных Советов народных депутатов" и Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1993 года "О решении малого Совета от 14 января 1993 года N1 "О дне выборов главы областной администрации"
(о выборах в Челябинской области)
Дело рассматривалось 3-7 июня 1993 года
Постановление N 14-П от 7 июня 1993 года
В заседании участвовали:
Народные депутаты РФ, направившие ходатайства в КС: В.И.Евдокимов, Г.И.Петухов, В.Н.Подопригора, В.В.Селезнев, а также представитель ходатайствующей стороны Ю.И.Великосельский - член Челябинской областной коллегии адвокатов.
Представители Челябинского областного Совета народных депутатов как стороны, принявшей соответствующий нормативный акт: А.С.Саломаткин - заместитель председателя Челябинского облсовета, Ю.П.Иноземцев - заведующий государственно-правовым отделом Челябинского облсовета, А.Н.Косилова - управляющий делами Челябинского облсовета.
Представители Верховного Совета РФ как стороны, принявшей соответствующие нормативные акты: Г.С.Жуков - председатель Комитета ВС РФ по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления, С.В.Володин - первый зам. заведующего юридическим отделом ВС РФ, В.И.Васильев - доктор юридических наук.
Поводом к рассмотрению дела явились ходатайства народных депутатов РФ (Г.В.Веретенникова, В.И.Евдокимова, Ю.А.Литвинова, В.Н.Подопригоры, А.Ю.Федорова, Ф.В.Шелова-Коведяева, В.В.Селезнева, Г.И.Петухова), в которых содержится требование о проверке соответствия названных правовых актов Конституции РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти акты Конституции РФ по содержанию норм, характеру затронутых вопросов, по форме, а также с точки зрения установленного в РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления в РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ.
КС соединил указанные ходатайства народных депутатов РФ в одном производстве.
Конституционный Суд установил:
1. Решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1993 года решение малого Совета о проведении 11 апреля 1993 года выборов главы областной администрации оставлено в силе.
В ходатайстве о проверке конституционности решения Челябинского облсовета приводится довод о том, что оно утратило силу в связи с решением Челябинского областного суда от 8 апреля 1993 года по жалобе главы администрации Челябинской области на решения окружной избирательной комиссии по выборам главы администрации Челябинской области о регистрации кандидатов на эту должность. Однако судебной коллегией признаны незаконными только решения окружной избирательной комиссии, а не решение Челябинского облсовета, законность которого не являлась предметом судебного разбирательства.
Таким образом, решение Челябинского облсовета не может считаться отмененным, является действующим со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями и подлежит проверке с точки зрения его соответствия Конституции РФ.
Челябинский облсовет и его малый Совет, приняв решения о выборах главы областной администрации, действовали в пределах своих полномочий, не нарушили компетенцию федеральных органов государственной власти.
Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 декабря 1992 года "О главах администраций" устанавливает право Советов только при определенных условиях, наличие которых оспаривается в ходатайстве,назначать выборы главы администрации. Но регулирование отношений в этой области должно осуществляться законами РФ на основе Конституции РФ и Федеративного договора.
2. Постановлением ВС РФ от 16 апреля 1993 года названное решение Челябинского облсовета признано соответствующим законодательству РФ.
ВС РФ вправе отменять решения краевых, областных Советов народных депутатов в случае несоответствия их Конституции РФ и законам РФ. Но ни Конституция РФ, ни федеральный закон не требуют подтверждения актов субъектов федерации, принятых в пределах их полномочий, федеральными органами власти. Таким образом, ВС РФ, приняв решение, содержащее оценку постановления Челябинского облсовета, вторгся в компетенцию судебной власти.
Президент РФ, направив в ВС проект постановления, касающийся оценки решения Челябинского облсовета, также вышел за пределы своих полномочий.
3. Постановления ВС РФ от 27 января 1993 года "О толковании пункта 2 постановления Съезда народных депутатов РФ "О главах администраций" и от 15 апреля 1993 года "О порядке применения Закона РСФСР "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности краевых, областных Советов народных депутатов" и Закона РФ "О местном самоуправлении" конкретизируют вопросы, связанные с выборами глав администраций и компетенцией Советов народных депутатов в этой сфере.
Исходя из доводов, положенных в основу вывода о конституционности решения Челябинского облсовета от 21 января 1993 года, оценка конституционности содержания принятых позднее постановлений ВС РФ от 27 января 1993 года и от 15 апреля 1993 года выходит за пределы рассмотрения настоящего дела. Поэтому производство по делу в части проверки конституционности постановлений Верховного Совета РФ от 27 января 1993 года и от 15 апреля 1993 года подлежит прекращению.
Конституционный Суд признал решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1993 года соответствующим Конституции РФ.
Постановление Верховного Совета РФ от 16 апреля 1993 года признано не соответствующим Конституции Российской Федерации с точки зрения установленного в РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
КС прекратил производство по делу в части, касающейся проверки конституционности постановления Верховного Совета РФ от 27 января 1993 года поскольку этот вопрос выходит за пределы рассмотрения данного дела.