Дело о проверке конституционности
Закона Мордовской ССР от 7 апреля 1993 года
"Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Мордовской ССР", постановления Верховного Совета Мордовской ССР от 7 апреля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Мордовской ССР "Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Мордовской ССР", Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1993 года "Об обеспечении единства системы исполнительной власти Российской Федерации на территории Мордовской ССР"
(о Президенте Мордовии)
Дело рассматривалось 31 мая - 3 июня 1993 года
Постановление N 13-П от 3 июня 1993 года
В заседании участвовали:
В.Д.Гуслянников, избранный в 1991 г. Президентом Мордовской ССР, направивший ходатайство в КС, и его представители: В.П.Нарежной, избранный в 1991 г. Президентом Мордовской ССР; Н.Н.Белокобыльский; А.Ф.Малой и И.Г.Дудко.
Представитель Верховного Совета РФ, направившего ходатайство в КС: В.Г.Вишняков.
Представители Верховного Совета Мордовской ССР как стороны, принявшей соответствующие нормативные акты: Н.В.Бирюков - Председатель Верховного Совета Мордовской ССР и В.Г.Вишняков.
Представители Президента РФ как стороны, издавшей соответствующий нормативный акт: А.Я.Слива и С.М.Шахрай.
Поводом к рассмотрению дела явились ходатайство народных депутатов РФ (В.Б.Уткина, С.Н.Красавченко и П.С.Филиппова) и ходатайство В.Д.Гуслянникова, избранного в 1991 году Президентом Мордовской ССР, с требованием признать не соответствующими Конституции РФ названные Закон и постановление Верховного Совета Мордовской ССР, а также ходатайство Верховного Совета РФ с требованием признать не соответствующим Конституции РФ названный Указ Президента РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти нормативные акты в целом или в отдельных частях Конституции РФ с точки зрения установленного в РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, закрепленного Конституцией разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ, а также разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ.
Исходя из общности содержания актов КС РФ соединил указанные ходатайства в одном производстве.
Конституционный Суд установил:
1. Законом Мордовской ССР от 7 апреля 1993 года из Конституции республики исключена глава "Президент Мордовской ССР" и введена глава "Совет Министров - Правительство Мордовской ССР".
Конституция РФ в редакции от 21 апреля 1992 года и Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ не относят установление системы государственных органов республик ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и республик в ее составе. В силу этого республика вправе самостоятельно решать вопросы установления и изменения системы своих государственных органов власти при условии соблюдения требований Конституции РФ.
Данная норма допускает возможность установления различных форм организации исполнительной власти, включая введение института Президента республики. Таким образом, Закон Мордовской ССР от 7 апреля 1993 года не нарушает основополагающих конституционных принципов.
Верховный Совет Мордовской ССР учредил институт Президента без вынесения этого вопроса на всенародное голосование (референдум), в силу чего и упразднение данного института не требовало прямого волеизъявления народа, и, следовательно, принцип народовластия нарушен не был.
2. Постановлением ВС Мордовской ССР определяется порядок введения в действие закона, объявляются прекращенными полномочия Президента и вице-президента республики, устанавливается размер пособий для них, а также возлагается исполнение обязанностей Председателя Совета Министров - Правительства Республики на конкретное лицо. Названные в постановлении предметы правового регулирования относятся к исключительному ведению Мордовской ССР. Поэтому оценка его конституционности выходит за пределы полномочий Конституционного Суда РФ. Производство по делу в части проверки постановления КС прекратил.
3. 8 апреля 1993 года Президент РФ издал Указ, которым решения Верховного Совета Мордовской ССР об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР признаны противоречащими принципам народовластия и разделения властей, а также нарушающими Конституцию РФ и вторгающимися в предмет ведения РФ.
Согласно данному Указу до разрешения в надлежащем порядке вопроса о конституционности решений Верховного Совета Мордовской ССР избранный Президент Мордовской ССР и возглавляемое им Правительство исполняют свои обязанности в соответствии с законом, а федеральные органы исполнительной власти оказывают необходимое содействие Президенту и Правительству Мордовской ССР в осуществлении ими своих полномочий.
Указ Президента РФ до момента вступления в силу рассматриваемого Закона Мордовской ССР соответствовал Конституции РФ. Вместе с тем к полномочиям Президента РФ не относится оценка конституционности законов, принятых в республиках в составе РФ. Президент РФ не наделен также правом приостанавливать действие законов республик в составе РФ. Президент вмешался в компетенцию не только законодательной, но и судебной власти, дав оценку степени соответствия Закона Мордовской ССР Конституции и законам РФ.
Конституционный Суд признал Закон Мордовской ССР от 7 апреля 1993 года соответствующим Конституции РФ и прекратил производство по делу в части, касающейся проверки конституционности постановления Верховного Совета Мордовской ССР от 7 апреля 1993 года.
Пункт 1 Указа Президента РФ от 8 апреля 1993 года признан не соответствующим Конституции РФ.