ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Дело о проверке конституционности
постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации
от 29 марта 1993 года "О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации"

(о государственном телерадиовещании)

Дело рассматривалось 20-27 мая 1993 года
Постановление N 11-П от 27 мая 1993 года

В заседании участвовали:
Представители стороны, направившей ходатайство в КС: И.В.Збронжко, А.К.Копейка, Ю.М.Лучинский - народные депутаты РФ, М.А.Федотов - доктор юридических наук.
Представители стороны, принявшей постановление: М.Г.Астафьев, О.В.Плотников - народные депутаты РФ, С.А.Пяткина, Н.И.Шаповалов - кандидаты юридических наук.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство группы народных депутатов РФ (105 подписей), в котором содержится требование признать названное постановление Съезда народных депутатов не соответствующим Конституции РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названное постановление Съезда народных депутатов РФ Конституции РФ по содержанию норм, по форме, с точки зрения установленного в РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ, а также по порядку принятия и опубликования.

Конституционный Суд установил:
1. Девятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РФ 29 марта 1993 года принял постановление, которым прекращается деятельность органов управления телерадиовещанием, не предусмотренных Законом РФ "О средствах массовой информации"; отменяются Указы Президента РФ от 17 октября 1992 года N 1256 "О Федеральной телерадиовещательной службе "Россия" (ФТС "Россия")" и от 25 декабря 1992 года N 1647 "О Федеральном информационном центре России" и, таким образом, упраздняются Федеральный информационный центр России и Федеральная телерадиовещательная служба "Россия".
Этим же актом признается необходимым создание представительными органами государственной власти наблюдательных советов по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании; устанавливается, что представительные органы государственной власти являются соучредителями государственных телерадиовещательных компаний, учрежденных соответствующими органами исполнительной власти, а назначение на должность и освобождение от должности руководителей государственных телерадиовещательных компаний федерального значения осуществляются по согласованию с Федеральным наблюдательным советом по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании.
По мнению ходатайствующей стороны, данное постановление ведет к монополизации государственного телерадиовещания путем сосредоточения управления им в руках представительных органов государственной власти, к созданию организационного механизма для вмешательства в деятельность средств массовой информации, является актом распорядительного характера, которым не может быть изменен закон. Кроме того, утверждается, что нарушен порядок принятия и опубликования самого постановления.
2. Отмена Съездом народных депутатов РФ Указов Президента РФ (пункт 1 постановления) не противоречит Конституции РФ, так как создание Президентом РФ ФТС "Россия" и Федерального информационного центра не соответствовало его полномочиям, предусмотренным Конституцией и законами РФ.
3. Пунктом 2 постановления установлено, что представительные органы государственной власти являются соучредителями государственных телерадиовещательных компаний, учрежденных соответствующими органами исполнительной власти. По мнению ходатайствующей стороны, это противоречит Закону РФ "О средствах массовой информации", которым назначение кем-либо учредителей или соучредителей не допускается. Но речь не идет о назначении учредителей или соучредителей. Устанавливается новая норма, направленная на закрепление принципа разделения властей.
Часть третья статьи 109 Конституции РФ предусматривает обязательность соответствия законов и постановлений, принимаемых Верховным Советом, законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов. Поэтому Съезд, установив, что впредь до принятия закона об организации телерадиовещания в РФ деятельность государственных телерадиокомпаний оуществляется в соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации" и рассматриваемым постановлением, ппоручил Верховному Совету внести соответствующие изменения и дополнения в Закон.
Таким образом, Съезд решил ряд вопросов, которые согласно его поручению должны быть урегулированы в законе РФ.
4. В пункте 3 предусматривается создание представительными органами государственной власти наблюдательных советов по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании. Однако из текста не ясно, будут ли они общественными образованиями с рекомендательными полномочиями либо государственными органами с властными полномочиями. Поэтому оценка этого пункта может быть дана только после нормативного определения полномочий Федерального и других наблюдательных советов.
5. Пункт 4 о назначении на должность и освобождении от должности руководителей государственных телерадиовещательных компаний федерального значения по согласованию с учреждаемым Федеральным наблюдательным советом по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании соответствует Конституции РФ.
6. Пункты 5 и 8 постановления не имеют юридического содержания пункты 5 и 8, поскольку изложенные в них обязанности Министерства печати и информации РФ закреплены в действующем законодательстве.
7. В пунктах 6 и 7 Съезд дает поручения Верховному Совету, что соответствует его полномочиям.
8. В то же время часть первая пункта 1, пункты 2, 4 и 6 рассматриваемого постановления Съезда народных депутатов признаны не соответствующими Конституции РФ по порядку их принятия и опубликования, поскольку официально опубликованный 3 апреля 1993 года в "Российской газете" текст постановления отличается от текста, утвержденного поименным голосованием. Ни один орган или должностное лицо не вправе изменять принятое Съездом решение, и потому внесение изменений в акт, принятый Съездом, и опубликование искаженного текста является нарушением Конституции РФ.

Конституционный Суд признал пункты 1, 2, 4, 6 постановления соответствующими Конституции РФ по содержанию норм, но не соответствующими ей по порядку принятия и опубликования. Пункты 5 и 8 признаны не имеющими юридического содержания, а пункт 3 - имеющим неопределенное юридическое содержание. Пункты 7 и 9 признаны соответствующими Конституции.
КС направил Президиуму ВС РФ представление о нарушениях порядка принятия и опубликования постановления Съезда народных депутатов.

Особое мнение - у судьи А.Л.Кононова. В принятии решения не участвовали судьи Н.В.Витрук, А.Л.Кононов, В.И.Олейник.

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru