Дело о проверке конституционности
правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1-1 статьи 33 КЗоТ РСФСР
(об увольнении пенсионеров)
Дело рассматривалось 4 февраля 1992 года
Постановление N 2-П от 4 февраля 1992 года
В заседании участвовал:
Б.А.Альтговзен, подавший индивидуальную жалобу в КС.
Поводом к рассмотрению дела явились индивидуальные жалобы Б.А.Альтговзена и М.Ф.Стадниковой.
Конституционный Суд установил:
Заявители обжалуют в КС расторжение с ними трудового договора и состоявшиеся по их делам судебные решения. Основанием расторжения трудового договора послужило достижение пенсионного возраста при наличии права на получение полной пенсии по старости. В состоявшихся по указанным делам судебных решениях признано, что увольнение произведено в точном соответствии с законом по основанию, предусмотренному пунктом 1-1 статьи 33 КЗоТ РСФСР.
Согласно статье 32 Конституции РСФСР "граждане РСФСР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.".
Статья 38 Конституции РСФСР, провозглашая право граждан на труд, включает в него "право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей".
В соответствии со статьей 14 Конституции РСФСР всем лицам, занятым на производстве, гарантируются законом, без каких-либо различий, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда.
Дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в статье 32 Конституции, но и по другим признакам; закон должен обеспечивать равенство граждан; пенсионный возраст не может служить препятствием для осуществления права на труд. Названы другие критерии - призвание, способности, профессиональная подготовка, образование, общественные потребности. Именно они подлежат оценке как при заключении трудового договора, так и при его расторжении.
Согласно международно-правовым документам возрастной критерий при прекращении трудовых отношений, не обусловленный родом и особенностями выполняемой работы, носит дискриминационный характер и признается недопустимым.
Решения судов состоялись после принятия Комитетом конституционного надзора СССР заключения от 4 апреля 1991 года, в котором констатируется неконституционность положения, закрепленного в пункте 1-1 статьи 33 КЗоТ РСФСР. Однако суды игнорировали это заключение.
Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции РСФСР обыкновение правоприменительной практики расторжения трудового договора по достижении работником пенсионного возраста при наличии права на получение полной пенсии по старости, сложившееся в результате применения пункта 1-1 статьи 33 КЗоТ РСФСР.
Постановление является основанием для пересмотра судебных решений, оспариваемых Б.А.Альтговзеном и М.Ф.Стадниковой.
Решение принято единогласно. Мнение по мотивам принятого решения - у судьи Г.А.Гаджиева. В принятии решения не участвовал судья Н.Т.Ведерников.