ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] СФ I СОЗЫВА

Регламент и кворум
в Совете Федерации первого созыва
(1994-1996)

РЕГЛАМЕНТ


Регламент первого заседания Совета Федерации первого созыва был принят 11 января 1994.
Оргкомитет первого заседания Совета Федерации предлагал создать Комитет по Регламенту, процедурам и депутатской этике, который должен был приступить к разработке постоянного Регламента. 14 января Совет Федерации принял решение вместо Комитета создать Комиссию. Вечером 14 января в Комиссию записался 1 депутат - Е.А.Крестьянинов, к утру 15 января - 4. После организационного заседания палата по просьбе Е.А.Крестьянинова поручила подготовку Регламента Редакционной комиссии.
31 января, в первый день второго заседания, палата приступила к рассмотрению постоянного Регламента и продлила срок действия Временного Регламента до принятия постоянного.
2 февраля 1994 принят постоянный Регламент Совета Федерации в составе частей I и II (13 глав). 6 апреля 1994 принята часть III (гл.14-21). 2 марта 1995 Регламент дополнен главами 22, 23 и 24, 22 марта 1995 - главой 25.
В Регламент несколько раз вносились поправки:
13-14 июля 1994 в Регламент внесено множество существенных поправок по всему тексту. 28 июля 1994 с учетом этих поправок Регламент принят в новой редакции (три части, 21 глава, 181 статья).
24 октября 1994 внесены поправки в статьи 10, 11, 12, 42, 157 и 170 Регламента. Президенту предоставлено право повторно вносить ту же кандидатуру на пост Генерального прокурора (лишить его такого права можно законом, но не регламентом); сокращен с 30 до 14 дней срок рассмотрения кандидатур судей в Совете Федерации; к функциям спикера добавлено приведение к присяге судей Конституционного Суда; установлены правила проведения закрытых заседаний. Остальные поправки - редакционного характера.
15 ноября 1994 внесены поправки в статьи 38, 50, 65, 66, 124, 125, 157-162. Самая существенная из них - предусмотрена возможность проведения открытого голосования путем письменного опроса. Кроме того, добавлены новые статьи: 66-1, предоставившая постоянный статус Счетной комиссии, и 162-1 о присяге судей Коституционного Суда. Постановление о принятии всех этих поправок принято в целом 8 февраля 1995.
2 марта 1995 Регламент дополнен главами 22, 23 и 24 (статьи 182-197) - о порядке назначения членов Центральной избирательной комиссии и рассмотрения внешнеполитических вопросов.
22 марта 1995 в Регламент внесено много поправок, в основном направленных на конкретизацию процедур расмотрения вопросов, относящихся к ведению палаты. Кроме того, Регламент дополнен главой 25 (ст.198-205) - о порядке обращения в Конституционный Суд.
23 мая 1995 внесены поправки в статью 48. Кроме того, в регламент включены три новых главы: 4-1 - о порядке формирования повестки дня, 11-1 - о порядке рассмотрения федеральных конституционных законов, 11-2 - о порядке преодоления разногласий с Государственной Думой по отклоненным федеральным конституционным законам.
21 июля 1995 принята поправка, в соответствии с которой кворум для правомочности заседания снижен с двух третей до простого большинства от общего числа депутатов. Одновременно внесена поправка в статью 61, позволяющая в случаях, когда в зале присутствует число депутатов, недостаточное для принятия решения, откладывать голосование по вопросу, обсуждение которого завершено.
24 октября 1995 внесена поправка в статью 168 (о порядке назначения Генерального прокурора). Формулировка "голосование бюллетенями" заменена более широкой фрмулировкой "тайное голосование".
15 ноября 1995 внесены поправки в статьи 60-3, 100 и 104, цель которых - исключить продолжение практики рассмотрения Советом Федерации законов после истечения четырнадцатидневного срока (т.е. когда по Конституции они уже считаются одобренными автоматически). Поправкой к статье 65 установлено, что голосование письменным опросом может проводиться только в случае, если на заседании отсутствует достаточное число депутатов для принятия решения (тем самым голосование по любому вопросу, требующему простого большинства, вообще не может быть проведено письменным опросом). Поправки к статьям 148, 148-1 и 149 регламентируют порядок назначения президентских выборов.
Текст Регламента первого заседания Совета Федерации первого созыва был официально опубликован в "Ведомостях Федерального Собрания РФ, 1994, N1, ст.8.
Текст Регламента Совета Федерации, принятого 2 февраля 1994, был официально опубликован в "Ведомостях ФС РФ", 1994, N 2, ст.81; последующие поправки - в "Ведомостях...", 1994, N 4, ст.168; поправки от 14 июля 1994 и новая редакция от 28 июля 1994 не опубликованы; дальнейшие поправки опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации", 1994, N 27, ст.2825, 1995, N8, ст.621, N11, ст.955, 958, N14, ст.1214.
Текст Регламента Совета Федерации в редакции 22 марта 1995 был официально опубликован в "Собрании законодательства РФ", 1995, N 17, ст.1473; последующие поправки - в N 22, ст.1984, N 31, ст.2999, N 44, ст.4114, N 48, ст.4612.

КВОРУМ

Между Президентом и депутатами обеих палат существовали разногласия по поводу истолкования термина Конституции "общее число депутатов", от которого исчисляется кворум. В утвержденном 11 января 1994 года Регламенте первого заседания СФ вместо понятия "общее число депутатов" во всех случаях использовался термин "число избранных депутатов", т.е. 171, от которых исчислялся кворум для правомочности заседания (2/3 - 114 депутатов) и для принятия решений (1/2 - 86 депутатов).
Президент Ельцин в своем обращении к депутатам от 24 января 1994 назвал толкование понятия Конституции "общее число депутатов" как числа фактически избранных "нарушением важнейших положений Конституции" и заявил, ссылаясь на пункт 3 статьи 95 Конституции, что "общим числом депутатов" следует считать число мандатов, то есть для Совета Федерации - 178. Простое большинство в этом случае составляет 90 голосов. "Конституция Российской Федерации не предусматривает наличия палат Федерального собрания, которые состоят из 171 и 444 депутатов, и соответственно решения таких палат не могут признаваться конституционными.", - утверждал Ельцин. К тому времени таких решений было два: утверждение 15 января 1994 председателем Комитета по законодательству Иссы Костоева (89 голосов) и дополнение повестки дня в тот же день (89 голосов).
2 февраля 1994 Совет Федерации принял постоянный Регламент, статья 68 которого проводит различие между понятиями "общее число депутатов Совета Федерации - 178 человек" и "число избранных", т.е. реально существующих. Большинство "от избранных" требовалось для избрания и освобождения от должности Председателя СФ и его заместителей (ст.10, 14), для утверждения состава Комитетов и их председателей (ст.16). Поправки, предложенные Президентом к этим статьям, тогда были отклонены Советом Федерации.
14 июля 1994 Совет Федерации, согласившись с точкой зрения Президента, заменил во всех статьях, кроме одной, "простое большинство от избранных" на "простое большинство от общего числа". "Избранные" остались только в статье 48, где установлен кворум в 2/3 для правомочности заседаний. Статью не удавалось изменить в течение года, т.к. часть депутатов выступала за кворум в 2/3 от общего числа, а часть - в 1/2 от общего числа.
12 апреля 1995 года Конституционный Суд по запросу Государственной Думы об истолковании термина Конституции "общее число депутатов", от которого исчисляется большинство, постановил, что общим числом депутатов Государственной Думы следует считать количество мандатов (450). При этом решения, принятые ранее в соответствии с иным порядком подведения итогов голосования, пересмотру не подлежат. Совет Федерации по аналогии сделал вывод, что общим числом депутатов Совета Федерации следует считать 178.
21 июля 1995 Совет Федерации принял поправку к статье 48, в соответствии с которой кворум для правомочности заседания снижен до простого большинства от общего числа депутатов (т.е. 90 человек).

Простое большинство от присутствующих

Для решения процедурных вопросов (ст.42, 59, 60-10, 65, 66 Регламента Совета Федерации)

Простое большинство от общего числа - 90

Для правомочности заседаний (ст.48 Регламента)
Для одобрения федеральных законов (ст.105 Конституции, ст.102 Регламента)
Для принятия постановлений, других решений во всех случаях, когда Регламентом не установлена другая норма (ст.102 Конституции, ст.61 Регламента)

3/5 от общего числа - 107

Для созыва Конституционного собрания (ст.135 Конституции, ст.121 Регламента)

2/3 от общего числа - 119

Для отрешения от должности Президента (ст.93 Конституции, ст.155 Регламента)
Для лишения депутата неприкосновенности (ст.6 Регламента, норма предусмотрена законом о статусе депутата, но противоречит ч.3 ст.102 Конституции)
Для одобрения федеральных законов, отклоненных Президентом (ст.107 Конституции, ст.116 Регламента)

3/4 от общего числа - 134

Для одобрения федеральных конституционных законов (ст.108 Конституции, ст.116-1 Регламента)

  • Регламент и кворум в Совете Федерации, сформированном 23 января 1996

    "Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1994-1996. Электронная версия, 2000

    © Г.В.Белонучкин, 1994-2000 (diogen@online.ru)