ПОЛИТИКА

Регламент Государственной Думы

Раздел IV


Предыдущий раздел | Оглавление

РАЗДЕЛ IV
Решение Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению

Глава 17
Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

Статья 136. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
По получении представления Президента Российской Федерации Председатель Государственной Думы немедленно извещает депутатов об этом. Текст представления сразу же после этого вручается депутатам палаты.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения представления.
Статья 137. Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации.
Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут, кандидат отвечает на вопросы депутатов.
По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.
Статья 138. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы.
Согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
По результатам тайного голосования о назначении Председателя Правительства Российской Федерации принимается постановление.
Статья 139. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру.
Обсуждение и согласование новой кандидатуры происходит в порядке, предусмотренном частью второй статьи 138 настоящего Регламента в течение недели после представления ее Президентом Российской Федерации.
Статья 140. В случае двукратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру.
Обсуждение и согласование третьей кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации происходит в сроки и в порядке, которые предусмотрены настоящим Регламентом для обсуждения и согласования первых двух кандидатур.

Глава 18
Рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации

Статья 141. В соответствии со статьей 117 Конституции Российской Федерации Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.
Предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. (В ред. от 14 апреля 1995)
Государственная Дума рассматривает вопрос о недоверии Правительству Российской Федерации в недельный срок после его внесения, во внеочередном порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
Статья 142. Председатель Правительства Российской Федерации, а в его отсутствие один из первых заместителей, исполняющий на заседании Государственной Думы его обязанности, вправе выступить с заявлением в связи с внесенным предложением о недоверии Правительству Российской Федерации.
В ходе обсуждения предложения о недоверии Правительству, Российской Федерации депутаты Государственной Думы задают вопросы Председателю и членам Правительства Российской Федерации, высказываются за выражение недоверия Правительству Российской Федерации или против этого; преимущественное право на выступление предоставляется представителям фракций, депутатских групп.
Председатель Правительства Российской Федерации или заместитель, исполняющий его обязанности, получает слово последним.
В ходе обсуждения Председатель и члены Правительства Российской Федерации могут получать слово для справки, но не более трех минут.
Обсуждение прекращается по предложению об этом, одобренному большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
Статья 143. Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Голосование о выражении недоверия Правительству Российской Федерации проводится открытым голосованием. Палата вправе принять решение о поименном голосовании.
Предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации считается отклоненным, если оно не собрало большинства голосов депутатов, предусмотренного частью первой настоящей статьи.
Статья 144. В случае, если Президент Российской Федерации не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству Российской Федерации, Государственная Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование по вопросу о выражении недоверия Правительству Российской Федерации.
Статья 145. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Такое представление Правительства Российской Федерации должно быть мотивировано, а текст представления подлежит немедленному распространению среди депутатов Государственной Думы.
Вопрос о доверии Правительству Российской Федерации предлагается Советом Государственной Думы к рассмотрению Государственной Думой во внеочередном порядке. Совет Государственной Думы вправе определить срок, необходимый для проведения правовой экспертизы и изучения фактических обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. (В ред. от 15 ноября 1995)
Статья 146. Обсуждение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, поставленного Председателем Правительства Российской Федерации, проводится в порядке, установленном настоящей главой Регламента. Решение о доверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, результаты голосования оформляются постановлением.
Если решение, упомянутое в части первой настоящей статьи, не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству Российской Федерации. (В ред. от 15 ноября 1995)
Если ни одно из решений, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи не принято, рассмотрение вопроса по решению Государственной Думы откладывается.
(Часть третья внесена 15 ноября 1995)

Глава 19
Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Статья 147. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. Кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека предлагаются депутатами Государственной Думы.
Назначение производится на первой сессии каждого созыва.
Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой на срок, установленный федеральным конституционным законом об Уполномоченном по правам человека.
Статья 148. Кандидат на должность Уполномоченного по правам человека выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.
О назначении Уполномоченного по правам человека принимается постановление.
Статья 149. Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленном настоящей главой Регламента.
Статья 150. Вопрос об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека решается по представлению фракции или депутатской группы на заседании Государственной Думы большинством от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 151. По вопросу о назначении на должность или об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека Государственная Дума принимает постановление.

Глава 20
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов

Статья 152. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации Председатель Счетной палаты и половина состава ее аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой. Кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
Назначение производится на первой сессии Государственной Думы первого созыва, а в последующем - на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Счетной палаты и ее аудиторов.
Председатель Счетной палаты и ее аудиторы назначаются на срок, предусмотренный федеральным законом о Счетной палате.
Статья 153. Кандидат на должность Председателя Счетной палаты выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Обсуждение вопроса не должно занимать более 30 минут. Преимущественное право для выступления принадлежит представителям фракций, депутатских групп и комитетов палаты.
Председатель Счетной палаты считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. (В ред. от 19 апреля 1995)
Статья 154. Вопрос о назначении на должность аудитора Счетной палаты решается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы после краткого представления кандидатур. (В ред. от 19 апреля 1995)
Статья 155. Если кандидатура на должность Председателя Счетной палаты, представленная Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, отклонена палатой, этот комитет вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленном настоящей главой Регламента.
Статья 156. Вопрос об освобождении от должности Председателя Счетной палаты решается по представлению Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам на заседании Государственной Думы большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
В том же порядке производится освобождение от должности аудитора Счетной палаты.
Если решение об освобождении от должности Председателя Счетной палаты или ее аудитора не принято, освобождение их от должности считается не состоявшимся.
Статья 157. По вопросу о назначении на должность или об освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов Государственная Дума принимает постановление.

Глава 21
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

Статья 158. В соответствии с пунктом "г" статьи 83 Конституции Российской Федерации кандидатура на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации представляется Президентом Российской Федерации.
Назначение производится на сессии Государственной Думы, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Центрального банка Российской Федерации.
Председатель Центрального банка Российской Федерации назначается на срок, предусмотренный Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".
Статья 159. Кандидатура на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, который выносит свое заключение, представляемое Государственной Думе.
Статья 160. Кандидат на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности.
Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.
Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций, депутатских групп и комитетов палаты.
Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. (В ред. от 19 апреля 1995)
Статья 161. Если кандидатура на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации отклонена палатой, назначение на должность считается несостоявшимся.
Повторное рассмотрение той же кандидатуры или рассмотрение новой кандидатуры на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации производится на ближайшем после ее представления Президентом Российской Федерации заседании Государственной Думы в порядке, предусмотренном статьями 159, 160 настоящего Регламента.
Статья 162. Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации решается по представлению Президента Российской Федерации.
Представление Президента Российской Федерации об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, который выносит свое заключение, представляемое Государственной Думе.
Решение об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. (В ред. от 19 апреля 1995)
Если решение об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации не принято, освобождение от должности считается несостоявшимся.

Глава 22
Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации

Статья 163. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы.
Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации, а также обоснование его причастности к этому преступлению.
Статья 164. Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, а также в Верховный Суд Российской Федерации для дачи заключения о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления.
Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе Председателя, его заместителя и 10 - 12 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой путем открытого голосования большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению фракций и депутатских групп общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании.
Состав комиссии формируется с учетом равного представительства фракций и депутатских групп.
Статья 165. Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации обвинения, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установленных настоящим Регламентом.
Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента Российской Федерации. Комиссия большинством голосов членов комиссии принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.
Статья 166. Предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым.
С докладом о предложении о выдвижении обвинения выступает уполномоченный группой, упомянутой в части первой статьи 163, депутат; содоклад делает председатель специальной комиссии.
Затем заслушивается заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления.
В обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности принимают участие депутаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица, оценки и показания которых имеют существенное значение. Преимущественное право на выступление имеют представители фракций и депутатских групп. Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании и представителю Правительства Российской Федерации слово предоставляется вне очереди.
После прекращения обсуждения представители фракций и депутатских групп могут получить слово для выступления по мотивам голосования в течение не более пяти минут каждый.
Статья 167. По итогам обсуждения двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в пятидневный срок направляется в Совет Федерации.
Если предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов, Государственная Дума принимает постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента, которое является окончательным и подлежит официальному опубликованию. Постановление направляется за подписью Председателя Государственной Думы в Совет Федерации, а также Президенту Российской Федерации.

Глава 23
Объявление амнистии

Статья 168. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке исполнения амнистии.
Статья 169. Проект постановления об объявлении амнистии вносится в Государственную Думу и рассматривается ею в порядке, установленном для внесения и рассмотрения законопроектов настоящим Регламентом.
Государственная Дума принимает постановление об объявлении амнистии большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Постановление об объявлении амнистии подписывается Председателем Государственной Думы и подлежит официальному опубликованию в течение трех дней.


Следующий раздел | Оглавление