ПОЛИТИКА [AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]ФЕД.СОБРАНИЕ
По состоянию на 8 сентября 2000

Прочие законы
о Федеральном Собрании РФ

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (N121-ФЗ от 24 июня 1999)
Ранее действовал Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (N90-фз от 21 июня 1995).
Закон содержит некоторые нормы, относящиеся не только к самим выборам, но и к порядку осуществления полномочий парламента: о необходимости принятия перед каждыми выборами в Думу закона о схеме избирательных округов; о предоставлении Центризбиркомом финансового отчета о выборах палатам Федерального Собрания; о замещении вакантных мандатов депутатов, избранных по одномандатным округам и федеральным спискам.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (113-фз от 5 августа 2000)
Ранее действовал Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (192-фз от 5 декабря 1995).
Закон 1995 года предусматривал, что в Совет Федерации "входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности". "В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации".
Закон 2000 года предусматривает, что в Совет Федерации входят представитель от законодательного (представительного) органа власти каждого субъекта Федерации, избираемый на срок однократно избранных депутатов этого органа; представитель от исполнительного органа власти каждого субъекта Федерации, назначаемый высшим должностным лицом региона на срок его полномочий. Представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа "избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты".

Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции закона 133-фз от 5 июля 1999)
Ранее действовал Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (3-фз от 8 мая 1994).
Закон предусматривает, в частности: случаи досрочного прекращения полномочий депутатов обеих палат; права и гарантии депутатской деятельности; порядок получения согласия палаты на лишение депутата неприкосновенности; статус помощников депутатов.
Перед новым Советом Федерации с самого начала его работы (1996) встал вопрос, распространяется ли статус депутата Совета Федерации, предусмотренный этим законом, на члена Совета Федерации. Должен ли Президент получать согласие палаты на освобождение от должности губернатора, которого он назначил. Совет Федерации признал необходимым срочно разработать закон о статусе члена Совета Федерации, который снял бы неопределенность.
Новый вариант закона рассматривался в Думе с марта 1997 года, был отклонен сначала Президентом, затем Советом Федерации и принят после длительной доработки в согласительной комиссии. Отрицательное заключение Президента было опубликовано в "Российской газете" 3 декабря 1997. Президент не соглашался с нормами, по которым при роспуске Думы полномочия депутатов прекращаются с началом работы Думы нового созыва; с возможностью отзыва депутата; с установленными в проекте пределами депутатской неприкосновенности (которые, по мнению Президента, шире, чем указанные в решении Конституционного Суда) и с некоторыми другими - большинство предложений Президента при доработке было принято.

Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (7-фз от 13 января 1995)
Закон перечисляет обязанности государственных (в том числе региональных) СМИ, в частности: для федеральных аудиовизуальных СМИ - полная (не обязательно прямая, но не позже чем через 24 часа) трансляция обращений и заявлений Совета Федерации и Государственной Думы и открытия первых заседаний палат; 45-минутные еженедельные (кроме парламентских каникул) программы о деятельности парламента по одному телеканалу и одному радиоканалу; еженедельные теледебаты (45 минут) и радиодебаты (30 минут) представителей депутатских объединений в Государственной Думе; для государственных региональных СМИ - право депутата, избранного в этом регионе или закрепленного за регионом (для депутатов, избранных по федеральному округу), раз в два месяца выступать по телеканалу и раз в месяц по радио не менее семи минут; а также право журналистов всех СМИ на ознакомление с аудио- и видеозаписями всех официальных мероприятий с участием Президента, заседаний Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства и его Президиума и снятие с них копий.

* * *

Некоторые депутаты считают необходимым принять федеральный закон "О Федеральном Собрании Российской Федерации". Такой закон разрабатывался в Комитете по законодательству Думы второго созыва.

"Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1994-2000. Электронная версия, 2000

© Г.В.Белонучкин, 1994-2000 (diogen@online.ru)